Комментарии

  • 22 мар 06:52

    Бытие, Глава 1, стихи 24 - 31, Глава 2, стихи 1 - 3:


    И сказал Бог: да произведет земля душу живую по роду ее, скотов, и гадов, и зверей земных по роду их. И стало так.

    И создал Бог зверей земных по роду их, и скот по роду его, и всех гадов земных по роду их. И увидел Бог, что это хорошо.

    И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему [и] по подобию Нашему, и да владычествуют они над рыбами морскими, и над птицами небесными, [и над зверями,] и над скотом, и над всею землею, и над всеми гадами, пресмыкающимися по земле.

    И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их.

    И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею, и владычествуйте над рыбами морскими [и над зверями,] и над птицами небесными, [и над всяким скотом, и над всею землею,] и над всяким животным, пресмыкающимся по земле.

    И сказал Бог: вот, Я дал вам всякую траву, сеющую семя, какая есть на всей земле, и всякое дерево, у которого плод древесный, сеющий семя; – вам сие будет в пищу;

    а всем зверям земным, и всем птицам небесным, и всякому [гаду,] пресмыкающемуся по земле, в котором душа живая, дал Я всю зелень травную в пищу. И стало так.

    И увидел Бог все, что Он создал, и вот, хорошо весьма. И был вечер, и было утро: день шестой.


    Так совершены небо и земля и все воинство их.

    И совершил Бог к седьмому дню дела Свои, которые Он делал, и почил в день седьмый от всех дел Своих, которые делал.

    И благословил Бог седьмой день, и освятил его, ибо в оный почил от всех дел Своих, которые Бог творил и созидал.

  • 22 мар 06:52

    Книга пророка Исаии, Глава 2, стихи 3 - 11:


    И пойдут многие народы и скажут: придите, и взойдем на гору Господню, в дом Бога Иаковлева, и научит Он нас Своим путям и будем ходить по стезям Его; ибо от Сиона выйдет закон, и слово Господне – из Иерусалима.

    И будет Он судить народы, и обличит многие племена; и перекуют мечи свои на орала, и копья свои – на серпы: не поднимет народ на народ меча, и не будут более учиться воевать.

    О, дом Иакова! Придите, и будем ходить во свете Господнем.

    Но Ты отринул народ Твой, дом Иакова, потому что они многое переняли от востока: и чародеи у них, как у Филистимлян, и с сынами чужих они в общении.

    И наполнилась земля его серебром и золотом, и нет числа сокровищам его; и наполнилась земля его конями, и нет числа колесницам его;

    и наполнилась земля его идолами: они поклоняются делу рук своих, тому, что сделали персты их.

    И преклонился человек, и унизился муж,- и Ты не простишь их.

    Иди в скалу и сокройся в землю от страха Господа и от славы величия Его.

    Поникнут гордые взгляды человека, и высокое людское унизится; и один Господь будет высок в тот день.

  • 22 мар 06:52

    Притчи Соломона, Глава 2, стихи 1 - 22:


    Сын мой! если ты примешь слова мои и сохранишь при себе заповеди мои,

    так что ухо твое сделаешь внимательным к мудрости и наклонишь сердце твое к размышлению;

    если будешь призывать знание и взывать к разуму;

    если будешь искать его, как серебра, и отыскивать его, как сокровище,

    то уразумеешь страх Господень и найдешь познание о Боге.

    Ибо Господь дает мудрость; из уст Его – знание и разум;

    Он сохраняет для праведных спасение; Он – щит для ходящих непорочно;

    Он охраняет пути правды и оберегает стезю святых Своих.

    Тогда ты уразумеешь правду и правосудие и прямоту, всякую добрую стезю.

    Когда мудрость войдет в сердце твое, и знание будет приятно душе твоей,

    тогда рассудительность будет оберегать тебя, разум будет охранять тебя,

    дабы спасти тебя от пути злого, от человека, говорящего ложь,

    от тех, которые оставляют стези прямые, чтобы ходить путями тьмы;

    от тех, которые радуются, делая зло, восхищаются злым развратом,

    которых пути кривы, и которые блуждают на стезях своих;

    дабы спасти тебя от жены другого, от чужой, которая умягчает речи свои,

    которая оставила руководителя юности своей и забыла завет Бога своего.

    Дом ее ведет к смерти, и стези ее – к мертвецам;

    никто из вошедших к ней не возвращается и не вступает на путь жизни.

    Посему ходи путем добрых и держись стезей праведников,

    потому что праведные будут жить на земле, и непорочные пребудут на ней;

    а беззаконные будут истреблены с земли, и вероломные искоренены из нее

  • 22 мар 06:52

    Комментирует священник Стефан Домусчи

    (Книга Бытия, 1:24 - 2:3)


    В сегодняшнем чтении мы видим рассказ о последнем, шестом дне творения. Бог благословляет земле произвести скотов и гадов, и зверей земных... и, наконец, создает человека. Современная биология настолько приучила нас к мысли о том, что мы часть животного мира, что мы уже не мыслим себя иначе. Однако, вот что важно понимать: помещая творение высших животных и человека в рамки одного дня, Моисей, конечно, же подчеркивает, что человек венец всего мироздания... и все, что было характерно для прочего материального мира — характерно и для него, для его тела. В этом смысле книга Бытия никак не отрицает того, что человек — животное, живущее по биологическим законам, подчиняющееся биохимическим процессам которые существуют в мире и оказываются общими для всех живых существ. Но во всем этом библейском рассказе о происхождении человека, есть одно существенное отличие от рассказа биологического. Являясь частью животного мира человек этим животными миром не ограничивается.


    Многие думают, что разница между биологией и верой кроется в проблеме сотворенности человека или происхождения его от других приматов. Библейская уверенность в том, что любые существа и приматы в том числе равно сотворены Богом, значительно снижает остроту полемики. На самом деле, гораздо более важный вопрос: ограничивается ли человек своей биологической природой или он призван превзойти ее? Библейский ответ очевиден.


    Говоря о шестом дне творения, Моисей выделяет творение человека особенным образом. Ему предшествует некоторый разговор, который в Предании всегда осмыслялся как совет Лиц Пресвятой Троицы Это совет об особом назначении человека. Он творится как владыка над всей землей, как земной образ небесного Царя, Бога невидимого. Он взят из земли, то есть ему свойственно все, что свойственно остальным живым существам, но он, в отличие от них, к земле не сводится. Они просто существуют, но перед ним Бог ставит особенные духовные задачи.


    Человек не просто часть животного мира, он входит в него как тот, кто призван плодиться, размножаться, наполнять землю и владычествовать над нею. Правда это слово очень важно не путать со словом потреблять. Быть владыкой и быть потребителем- совершенно разные вещи. Благословляя первую человеческую семью, Бог обращается к ним не как животным, которые управляются инстинктами размножения, но как к разумным духовным существам, для которых этот призыв оказывается началом творческого существования в мире. Библия говорит нам, что в седьмой день Бог отдыхает. Употребляя такое слово к Богу, Моисей имеет ввиду, что он не творит ничего нового, но это означает, что Бог дает но дает место человеку расти и развиваться во всей полноте данных ему даров.

  • 22 мар 06:53

    Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист

    (Книга пророка Исаии, Глава 2, стихи 3-11)


    Как известно, Израиль получил свой закон через Моисея. Произошло это на Синае. К Синаю и к Моисею были обращены взоры потомков тех людей, которые вышли из Египта и достигли Земли Обетованной. Ничего подобного Синайскому законодательству не было в истории Ветхого Завета, ни какие другие горы не становились местом, с которого Бог возвещал Свою волю.


    Но вот пророк Исайи говорит нечто удивительное: «И пойдут многие народы и скажут: придите, и взойдем на гору Господню, в дом Бога Иаковлева, и научит Он нас Своим путям и будем ходить по стезям Его; ибо от Сиона выйдет закон, и слово Господне — из Иерусалима». Но, конечно, удивительно это звучало только для современников Исайи, а для нас —людей Нового Завета — в этих словах нет ничего странного, мы знаем, что именно Сион — та гора, на которой стоит Иерусалим — стала местом Страданий, Смерти и Воскресения Христа Спасителя. Для христиан очевидно, что пророк Исайи говорит здесь о другом законе, том самом законе, который Христос дал всему человечеству, а не только лишь одному избранному народу. Это пророчество — одно из многочисленных мессианских пророчеств Исайи, которые дали ему право именоваться «ветхозаветным евангелистом», ведь эта и подобные ей мысли были бы весьма уместны в Новом Завете, но мы находим их высказанными за семь с лишним столетий до Рождества Христова.


    Любопытно здесь и еще кое-что, а именно сама конструкция фразы «от Сиона выйдет закон, и слово Господне — из Иерусалима», на которую обращают внимание многие толкователи. К примеру, святитель Кирилл Александрийский относительно этих пророческих слов написал следующее: «Это заключает в себе двоякий смысл. Или этим они выражают ту мысль, что мы получим слово из дома Божия и пребывши там познаем слово Божие, или — что закон оставил Сион и как-бы вышел из него и слово Божие переселилось из Иерусалима. Поелику они упорно восстали на Христа, отвергли Его царство, то Он оставил их, и оставил сирыми». Этими словами святитель Кирилл продолжает мысли апостола Павла, который самыми разными способами во многих своих посланиях говорил о том же: слово Божие не только исходит из Иерусалима и привлекает к себе народы, оно еще и оставило Иерусалим, оно перестало быть исключительным достоянием потомков Иакова по плоти, теперь оно принадлежит тем, кто верует во Христа Воскресшего вне зависимости от того, к какому народу принадлежит этот человек.

  • 22 мар 06:54

    Комментирует священник Дмитрий Барицкий

    (Книга Притчей Соломоновых, Глава 2, стихи 1-22)


    Еще древние греки говорили о том, что человек — существо общественное. Не случайно одним из самых самых строгих наказаний в греческом полисе считался остракизм, или иначе — «суд черепков». Преступника судили и по итогам заседания проводилось голосование при помощи глиняных черепков, «остраконов». Если большинство признавало подсудимого опасным для государственного строя, его изгоняли. По сути, это была социальная казнь. Вне своего полиса, вне своей общности человек был обречен. Он превращался в муравьишку без муравейника, пчелу без улья. Ведь именно общение с такими же как он делало его полноценным. Нередко и для нас бойкот со стороны окружающих становится тяжелым, болезненным испытанием. Мы тянемся к человеку, пытаемся добиться его внимания, жаждем искренности и близости, а нас не пускают, нас игнорируют.


    Сегодня, обращаясь ко всем нам, премудрый Соломон говорит: вместо того, чтобы пытаться стремительно сократить дистанцию, войти в доверительные отношения с людьми, необходимо для начала приобрести Премудрость.


    Как мы помним, на языке Священного Писания Премудрость не что иное, как важное качество Творца. Итак, сегодня нас призывают помнить о том, что в первую очередь необходимо наладить полноценные отношениях с Богом.


    Это далеко не случайно. Лишь общение с Творцом может дать человеку ту чистоту и прозрачность ума, которая необходима для адекватного восприятия действительности. По мере укрепления молитвенного общения с Богом, все вокруг нас становится на свои места. В том числе мы начинаем иначе видеть людей, которые нас окружают. На интуитивном уровне нам становятся понятными их помыслы, мотивы их поступков, их подлинные намерения, а также открывается то, какую роль, они могут сыграть в нашей жизни.

  • 22 мар 06:54

    Если же такого общения с Богом нет, то мы обречены судить о людях лишь на основании своего житейского опыта, которого всегда будет недостаточно, и который весьма близорук для того, чтобы предугадать те дурные последствия и ту боль, которую могут доставить случайные, но такие нами желанные связи. Образ жизни и мысли некоторых, с кем нас сводит судьба, может пагубно повлиять на нас, сбить с прямого пути.


    Не случайно подобные травмоопасные отношения между людьми Соломон сравнивает с прелюбодеянием. Блудница оставила руководителя своей юности, то есть мужа, чтобы соблазнять других. Она разрушает и собственную душу, и душу того, кто подпадает под ее влияние. Ничем хорошим союз с ней не закончится.


    Не случайно Священное Писание говорит: «Не обманывайтесь: худые сообщества развращают добрые нравы».


    Так и мы, будем очень внимательны в общении с людьми. Не будем спешить бросаться в объятия тем, кто нас к себе влечет по какой-то причине. Пусть лучше в нашей жизни будет иметь место сознательный остракизм. Если мы все свои силы сосредоточим на том, чтобы приобрести Премудрость, Господь Сам пошлет нам нужных людей. Только так мы сможем приобрести и радость полноценного общения и сохранить свою душу для вечности.