Марк Шагал.

Роспись плафона Парижской оперы...

Марк Шагал. - 864264240356
В конце 1963 министр по делам культуры Франции Андре Мальро предложил Марку Шагалу расписать новый плафон для знаменитого парижского театра Гранд-опера или, как его еще называют, дворца Гарнье.

Увидев декорации Шагала для балета «Дафнис и Хлоя», Мальро предложил художнику сделать роспись плафона для Парижской оперы. Андре Мальро считал, что Шагал — единственный художник, который может справиться с заданием.

Новость о том, что плафон для оперы Гранье будет расписывать Шагал, вызвала много разногласий. Кто-то выступал против того, чтобы над французским национальным памятником работал белорусский еврей, кто-то — против того, чтобы художник с неклассической манерой письма расписывал часть здания, имевшего историческую ценность.

Но, несмотря на это, Марк Шагал, которому к тому времени было уже 77 лет, принялся за работу и начал делать этюды и рисунки, в которых стремился отразить образы музыки, навеянные произведениями знаменитых композиторов - Клода Дебюсси, Мориса Равеля, Модеста Мусоргского, Петра Чайковского, Вольфганга Амадея Моцарта.

Вскоре Марк Захарович представил генералу де Голлю и министру Мальро на обсуждение два больших живописных макета плафона.
С января по июль 1964 мастер уже занимался непосредственным созданием плафона, стараясь как можно бережнее обращаться с более ранней живописью художника Ленепве (1819-1898), которая изначально украшала потолок зрительного зала оперы Гарнье. Эта ранняя фреска ныне закрыта щитами, на которых Шагал и создал свои удивительные образы музыки.

Над проектом художник работал почти год. В итоге было потрачено около 200 килограммов краски, а холст занимал 220 м². К потолку плафон прикреплен на высоте более 21 метра.

В своей работе Шагал вернулся к темам влюбленных, музыкантов, танцоров, животных и ангелов.

Художник разделил плафон на 5 цветных секторов: синий, желтый, красный, зеленый и белый.

• В секторе, окрашенном в синий, — «Борис Годунов» Мусоргского и «Волшебная флейта» Моцарта».

• На желтом фоне — «Лебединое озеро» Чайковского и «Жизель» Адана.

• В красном секторе — «Жар-птица» Стравинского и «Дафнис и Хлоя» Равеля.

• В зеленом — истории любви: «Ромео и Джульетта» Берлиоза и «Тристан и Изольда» Вагнера.

• На белом — опера Дебюсси «Пелелас и Мелизанда».

В центральном кругу купола, вокруг люстры изображены: «Кармен» Бизе, а также работы Бетховена, Верди, Глюка.

Кроме того, на плафоне можно увидеть парижские архитектурные достопримечательности: Триумфальная арка, Эйфелева башня, дворец Конкорд и Опера Гарнье.

Свою работу Шагал назвал «цветное зеркало шелков и блеска драгоценностей». Идея заключалась в том, чтобы выразить уважение оперным и балетным композиторам.

Открытие купола

23 сентября 1964 года проект был открыт для зрителей. На открытии присутствовали более 2000 гостей. Работа Шагала не разочаровала никого.
Марк Шагал. - 864264240868
Парижский корреспондент New York Times написал: «На этот раз лучшие места в зале находились по центру. Сначала большая хрустальная люстра, висящая в центре потолка, была выключена... весь кордебалет вышел на сцену, после чего в честь Шагала оркестр исполнил “Симфонию Юпитера” Моцарта, любимого композитора Шагала. Во время двух последних тактов люстра зажглась, осветив работу художника во всей красе, под восторженные аплодисменты публики. После этого даже ярые противники среди комиссии замолчали...»

Мальро позже сказал: «Какой еще из живущих ныне художников мог бы расписать потолок Парижской оперы так, как это сделал Шагал?.. Он прежде всего один из величайших колористов нашего времени...»

В том же году художник с супругой был приглашен в США на открытие в нью-йоркской штаб-квартире ООН стеклянного витража под названием Мир (1964 , нью-йоркская штаб-квартира ООН).
Это произведение Шагал посвятил памяти политического деятеля Дата Хаммаршельда и его сторонников. Сюжет живописной картины на стекле наполнен символами мира и любви. Так, например, в центре можно увидеть изображение ребенка, которого нежно целует появившийся из цветов ангел. Все образы, располагающиеся на пронзительно-голубом фоне, необыкновенно лиричны и музыкальны.

Тогда же в Нью-Йорке художник встретился с директором американского театра Метрополитен-опера Рудольфом Бингом.
Тот заказал Шагалу два мозаичных панно, в которых бы отразились возвышенные музыкальные образы театрального искусства. Выполненные мастером в 1965—1966 произведения Триумф музыки и «Источники музыки» (местонахождение неизвестно) стали настоящим украшением этого знаменитого американского оперного театра.
Марк Шагал. - 864264240612
Репродукция фрески Шагала на часах

С 2007 года известный часовой бренд Vacheron Constantin стал официальным спонсором Парижской национальной оперы. Вскоре компания представила коллекцию часов Tribute to Famous Composers, состоящую из 15 моделей. Коллекция посвящена композиторам, которые вдохновляли Шагала во время работы над плафоном Гранд-опера.

Первая модель Metiers d'Art Chagall & l'Opera de Paris представлена 20 ноября 2010 года во дворце Гарнье на празднике в честь 30-летия ассоциации AROP’s (Association pour le Rayonement de l’Opera de Paris).

Расписной циферблат часов — точная копия купола, созданного Шагалом.

Работа над миниатюрной копией плафона заняла больше трех месяцев. Репродукция росписи нанесена эмалью на циферблат диаметром 40 миллиметров.

По краю циферблат обрамлен золотым ободком с двенадцатью нимфами, каждая из них размером всего 2 миллиметра, и при этом у всех нимф детально прорисованы лица...
Марк Шагал. - 864264242916
Эти часы — собственность частной коллекции Vacheron Constantin Maison и не продаются.

Еще одна модель Chagall l'Opera de Paris Tribute to Adam:
Марк Шагал. - 864264242660
/инет/

Комментарии