Чумовой репортаж

Помните старую песенку про чукчу в чуме, который ждет рассвета? Авторы этой песни немного погорячились, переселив чукчу из яранги в чум, надеюсь тот чукча на них не сильно обиделся.
Ну а мы пожили в настоящем (не лубочно-музейном) ненецком чуме и сейчас расскажем что и как там устроено внутри.

Основа любого чума - это длинные деревянные жерди, собранные в виде конуса, примерно так мы в детстве строили шалаши из веток. Вместо стен на эти жерди натянуты шкуры оленей в зимнем чуме или брезент в летнем. Для облегчения веса шкуры стригут, при этом их теплоизоляционные качества не страдают. Сверху жерди закреплены веревкой, которая, собственно, и держит всю эту нехитрую конструкцию. Из интереса мы пересчитали все опоры в чуме, в котором жили, и с этого момента стали его называть "Отель 43 жерди"
Чумовой репортаж


Мы спросили сколько времени нужно на то, чтобы разобрать полностью зимний чум. Как оказалось на это уходит всего 2-2.5 часа и можно переезжать на новое место.
С наступлением весны оленеводы со стадом и летним чумом уходят в сторону Карского моря, а кто-то один остается на стойбище вместе с зимними вещами и ждет возвращения семьи, поскольку таскать лишний груз с собой смысла нет, а на зиму все возвращаются на свои привычные зимние стоянки.
Если в городах возле домов стоят припаркованные автомобили, то на стойбищах вместо них нарты и снегоходы.
Чумовой репортаж


На одном стойбище располагаются обычно 2-3 чума, чаще всего в них живут родственники, имеющие общее стадо оленей. Вот так выглядит стойбище сверху.
Чумовой репортаж

Как и дома в городах, чумы бывают побогаче и победнее. Нам крупно повезло, и мы жили в чуме побогаче. От чума победнее он отличался, во-первых, входом. В нашем сначала было нечто, напоминающее тамбур, в котором хранились вещи хозяев и потом уже вход внутрь самого чума. Такой предбанник защищает от попадания внутрь снега и холодного воздуха. В чумах победнее вход сразу с улицы, и потому во время сильных ветров и метелей снег может залетать в чум, да и тепло уходит гораздо быстрее.
Первое, чему мы учились это правильно заходить. Чтобы зайти правильно нужно поднять край полога (оленья шкура, тяжелая зараза) правой рукой и вращаясь вокруг своей оси против часовой стрелки войти в чум, закрыв за собой "дверь". У ненцев это получалось очень ловко и быстро, мы же не входили, а вползали на четырех конечностях как беременные черепашки.
Правда нам есть оправдание - мы заметно выше ростом и у нас совершенно не было опыта такого попадания внутрь жилища.
Чумовой репортаж


Чум поделен на две части - хозяйская и гостевая. На полу в зимнем чуме лежат доски, на хозяйской части был постелен еще и кусок линолеума. В летнем чуме полов обычно нет.
В центре стоит металлическая печка, она отапливает чум и на ней же готовят еду.
Стены обтянуты тканью, примерно так, как мы клеим на стены обои, только тут ткань — это не только эстетика, но и дополнительная теплоизоляция.
Сидят в чуме на полу на матрасах или оленьих шкурах, спят точно так же. Для сна опускаются тканевые занавески и получаются небольшие спальни. По периметру есть жерди, на которых можно высушить одежду.
Свет в чум попадает из окна и отверстия в том месте, где сходятся жерди, а когда темнеет сначала зажигают настоящую керосиновую лампу и совсем уже к ночи включался генератор. Правда генераторы есть далеко не у всех, кто-то обходится лампой и налобными фонариками.
Чумовой репортаж

Одежда и обувь складывается на полу внутри перед входом в чум. Днем в чуме тепло, поэтому вполне можно ходить раздетым, а вот ближе к утру, когда печка совсем остывает, может быть и минусовая температура.

Это Ульяна - наше гостеприимная хозяйка. В промежутке между хозяйственными делами она успевала еще и шить обувь их оленьих шкур. А хозяйство у Ульяны немаленькое, помимо нас, свалившихся на ее шею, у нее муж и трое сыновей от 12 до 20 лет, которых нужно накормить, напоить (чаем!) ну и чистоту и порядок в чуме навести. Внутри чума очень чисто, нет никаких запахов, пахнет лишь едой, как и на любой нашей кухне.
Кстати, на Ямале законодательно утверждена должность "чумработница" для жён оленеводов, которые живут с ними в чумах, ведут хозяйство и помогают в разведении скота. Женщины с 2018 года должны получать ежемесячную зарплату в размере прожиточного минимума округа - около 15 тысяч рублей, и у них будет идти официальный трудовой стаж. В трудовой книжке специальность будет записана как «оленевод третьего разряда».
Чумовой репортаж

Едят ненцы понемногу, но часто. Видимо это обусловлено особенностями климата и образом жизни.
Основная еда - оленина вареная и оленина сырая - строганина. В качестве гарнира чаще всего макароны. Всегда на столе стоит сливочное масло, ненцы его едят просто ложками, возможно сказывается дефицит животных жиров. Воду для приготовления пищи получают путем растапливания снега, а потому отсутствие минеральных солей восполняют сырым мясом и сырой и соленой рыбой.
Я вам скажу, что вареная оленина — это очень вкусно, сырая - на любителя, равно как и сырая рыба, но я честно по паре кусочков съела. Самое интересное, что мне всю дорогу постоянно хотелось сладкого. Дома я крайне редко пью чай с вареньем или сгущенкой, а там просто до трясучки пробирало.
Чумовой репортаж


Вот так в тундре ходят за водой. Снег выпиливают кубами там, где нет людей и оленей и привозят к чуму, а потом от кубов отрезают нужные куски и растапливают на печи.
Чумовой репортаж


Ну и самый интимный момент, особенно актуальных для девочек. Правильно. именно сюда. под елочку))
Правда от чума до елочки надо еще и дойти, а потому ночью в пургу "елочкой" становилось то, куда успел добежать, пока ветром не унесло. Самой жестокой нашей ошибкой было привезти с собой влажную туалетную бумагу. которая на -30 давала самый неожиданный эффект))
А еще, идя к "елочке", нужно было смотреть. что бы рядом не было свободно гуляющих оленей, ибо желтые пятна на снегу для них самый лакомый источник минеральных солей. Говорят. что барышни очень пугаются, когда в самый неожиданный момент оленьи носы тыкаются в оголенные филейные части тела.
Чумовой репортаж

Вот так живут люди, чья жизнь для нас, городских жителей нечто среднее между экзотикой и подвигом. А для них это та жизнь. которой жили их предки и которой, вероятнее всего, будут жить их внуки и правнуки.

Комментарии