«Век таких машин на исходе».

История водителя, проработавшего 35 лет на одном ЗИЛ-130
Виктор Васильевич Топоривский из города Бельцы работает на ЗИЛ-130 с 1985 года. По словам водителя, за рулем другой машины он себя уже не представляет.
Виктор Васильевич родился в Фалештском районе Молдавской ССР в 1955 году. Он отучился на слесаря и около года отработал на электротехническом заводе, где занимался ремонтом станков. Затем решил сменить род деятельности и получил водительское удостоверение в автошколе ДОСААФ. Вернувшись из армии, мужчина в 1977 году устроился водителем на теплоэлектростанцию в городе Бельцы… где и трудится по сей день.
От звонка до звонка
Первой машиной Виктора Топоривского стал ГАЗ-51. На нём он работал семь лет – возил материалы для обслуживания и ремонта теплосети по Бельцам, ездил за ними в Кишинёв. В 1985 году на предприятие поступило несколько новых ЗИЛов. Сесть за их руль должны были другие водители, но руководство решило, что один из грузовиков непременно должен достаться Виктору Васильевичу. С тех пор он на нём и ездит: в этом году машине исполнилось 35 лет. Грузовик по сей в строю, и чаще всего он обслуживает ремонтные работы на городских улицах: подвозит грунт, перекрытия, плиты, короба, стройматериалы.
Если не считать ежегодных отпусков и одного короткого периода, когда водителя попросили временно вернуться за руль ГАЗ-51 для развозки персонала, свои 35 лет ЗИЛ Виктора Топоривского отработал от звонка до звонка.
Водитель признаётся: ему предлагали пересесть на машины поновее, но он уже прикипел к своему грузовику, в котором всё знакомо.


«Машину нужно жалеть»

Виктор Васильевич постоянно ухаживает за машиной как за своим личным автомобилем – только поэтому грузовик до сих пор исправно выполняет свою работу и прилично выглядит. По словам водителя, машину нужно беречь и жалеть – иначе она быстро придет в негодное состояние. Виктор Топоривский особенно переживал за свой ЗИЛ во время одного из отпусков, когда грузовик передали другому водителю – боялся, что тот разобьёт машину.

— Если машина переходит из рук в руки, за ней никто толком не следит, не радеет, ничего хорошего точно не будет, – приводит слова Виктора Васильевича портал.

Почти все ремонтные работы водитель выполняет самостоятельно. Исключение – ремонт двигателя: им занимается трудящийся на предприятии моторист.

Несмотря на почтенный возраст машины, по-настоящему серьёзных поломок не было уже очень давно. Иногда текут шланги гидроусилителя руля, пару раз приходилось менять сальник рулевой сошки, а однажды сломалась полуось, когда Виктор Васильевич пытался выехать из рыхлого грунта: из-за специфики его работы ездить приходится не только по асфальту, и такие казусы неизбежны.

Отменный аппетит

Двигатель у грузовика, впрочем, не родной: штатный шестицилиндровый агрегат оказался слишком слабым, и когда он начал стучать, ремонтировать его не стали, а заменили на другой V-образный восьмицилиндровый мотор объемом 5,5 л. С его установкой пришлось повозиться: не подходили крепления, но с тех пор мотор проблем не приносит – вскрывали его всего два раза для замены вкладышей и шатунов.

Новый двигатель отличается высоким расходом топлива: около 40 литров бензина на 100 километров. Несколько раз водителю приходилось ездить в Харьков за стройматериалами: бензин в те времена был в дефиците, и нужно было объезжать по несколько заправок, чтобы найти горючее.

Время берёт своё

На дорогах до сих пор встречаются старые советские грузовики. Они ездят, пока живы их водители, энтузиасты и любители такой техники.

— Возраст есть возраст, и металл тоже имеет свой ресурс. Мы варим, стараемся поддерживать машины, но коррозия берёт своё. Не знаю, сколько они ещё выдержат. Возможно, через несколько лет таких машин уже не будет видно на дорогах, - рассказывает Виктор Васильевич.

Водитель, однако, не готов пересаживаться за руль нового грузовика. К современной машине нужно привыкать. Кроме того, в ней гораздо больше электрики – починить такую машину на обочине, в отличии от ЗИЛа, удастся далеко не всегда.

В другой профессии Виктор Васильевич себя не видит: говорит, что всегда любил машины и очень к ним привык. «Куда мне еще деваться?» – спрашивает он у журналистов.

Зил-130: плюсы и минусы по мнению водителя с 35-летним стажем

Плюсы:

Легкость управления;

Высокая прочность;

Ремонтопригодность.

Минусы:

Большой расход топлива;

Короткий кузов.

Комментарии

  • 6 июл 2020 14:47
    ДОСТОЙНАЯ  машина. Лучьше ЗиЛа машин не было. Памятник любой модификации можно смело ставить. И под Седлом, и самосвал, и бортовой 130ый да ещё с прицепом- Красавчик.
  • 6 июл 2020 16:40
    Ну вот и подсчитайте с расходом топлива 40 литров,?????Это 20 л.каждый день,240 дней по 20л.это 4800л в годна протяжении 30 лет это 144 000 литров бензина украсть???????Это я посчитал по минимуму
  • 6 июл 2020 17:08
    Легенда Начинал С 130
  • 6 июл 2020 18:12
    да у мужика жигули на этом бензе ездят,новые то дизельные все
  • 6 июл 2020 20:17
    с движком однако неувязочка... шестерок на них отродясь не стояло... да и восмерок 5.5 не было...
  • 6 июл 2020 21:05
    Стояли шестерки 157
  • 6 июл 2020 21:39
    Стояли шестерки Я сам с шестерочным получал.
  • 8 июл 2020 01:46
    Stanislau Masiuk ответил Don Huan
    На самосвалы ставили шестёрки. Приходилось на них работать.
  • 8 июл 2020 01:53
    Но не с квадратным кузовом
  • 8 июл 2020 03:30
    Вот именно с квадратным. в армии  получали в 83 году .в Завидово дороги строили. ох и научались. движки слабые .а грузили как на восмерки. с каръера еле выползали.
  • 8 июл 2020 15:19
    Зил130 был никак не с квадратным кузовом,он был бортовым. С квадратным был ММЗ.