Ни́на Никола́евна Уса́това

родилась 1 октября 1951 года, Михайловский поссовет, Алтайский край, СССР — советская и российская актриса; народная артистка РФ лауреат Государственной премии России, двух премий «Ника» и «Золотой орёл» "Золотая маска». С 1989 года — артистка РГАБДТ имени Г. А. Товстоногова.
ЖЕНЩИНА
С МАЛИНОВОГО ОЗЕРА
НИНА УСАТОВА
Она всегда о нем рассказывает как о чем-то самом прекрасном, что было в её жизни. Наверное, если бы я был художником и взялся нарисовать её портрет, то в качестве фона взял бы Малиновое озеро, красивее которого в мире ничего нет. По крайней мере, для Нины Усатовой. Она сама родом из этих заповедных, дремучих мест: Алтайский край, река Белокуриха, деревня на сто дворов. Коровы, козы, куры, огороды, трудный крестьянский быт, а вдали розовеет, словно кто-то марганцовкой подкрасил воду и небо, Малиновое озеро. Символ непостижимой, загадочной реальности, куда рвалась душа будущей народной артистки, интуитивно прозревая другую жизнь и свою судьбу.
Никто не ждал её ни в Москве, ни в Щукинском училище, куда она поступала пять раз. Сколько их, этих провинциалок, атакующих каждый год приемные комиссии театральных вузов, упрямых и несносных созданий, вбивших себе в голову, что осчастливят человечество, если станут актрисами! Кому они нужны там со своими дешевыми чемоданчиками и выученными наизусть стихами Юлии Друниной? И не то чтобы Нина по деревенскому своему простодушию об этом не догадывалась. Наверняка ей и в лицо говорили: поезжай, девка, домой, возвращайся на своё Малиновое озеро. Целее будешь. Да и зачем вкалывать на ткацкой фабрике за койку в общежитии! Все равно в артистки не возьмут.
Но Нина вежливо выслушивала, кивала головой и делала всё по-своему. Это ведь она только с виду такая улыбчивая, покладистая, кроткая и безответная. Глаза светятся, улыбка нежная. Ни словом, ни интонацией никогда себя не выдаст. Но внутри… скала. «Несокрушимая и легендарная». Есть в ней эта тихая мощь, которая не подавляет своим величием, а наоборот, придаёт силы всем, кто рядом. Мать-земля - вот её артистическая сущность.
Дайте Усатовой любую роль, маленькую, большую, главную, неглавную - все равно она станет эмоциональным центром всей истории. Для таких артистов в Голливуде даже придумали специальный термин - «star presence”.
Звездное присутствие. Она может ничего не изображать, только быть, присутствовать в кадре или на сцене - а глаз не отвести. Откуда в ней это?
- Наверное, сказывается моя рабоче-крестьянская закалка, - размышляет Нина Николаевна, - что в детстве в тебя было вбито, так на всю жизнь и останется. И сейчас, когда я мысленно возвращаюсь в своё детство, понимаю, что первые мои профессиональные навыки я получила тогда. Жизнь моя не была легкой и приучила не ждать быстрых результатов.
У меня всё долго и поздно.
Но сейчас я думаю, что так и должно быть, потому что я собирала багаж, которым и сейчас пользуюсь. Господь всегда давал мне в дорогу человека, который доводил за руку до нужного места или что-то очень важное подсказывал. Вот я раньше гордилась и всюду говорила, что хоть и с пятой попытки, но поступила в Щукинское без всякого блата!
До тридцати лет я прожила в общежитиях. «Всё вокруг колхозное». Не было привязанности ни к своему углу, ни к виду за окном. Всё это пришло мне позже, когда я перебралась в Ленинград.
В моей памяти навсегда остался деревянный театр, стоящий посреди заснеженного Измайловского парка. За окнами падал крупными хлопьями снег. Ощущение продуваемого всеми ветрами театрального пространства, похожего на заснеженную оранжерею. Звенящие стёкла, неустойчивые доски под ногами. Молодая, какая-то звериная энергия, шедшая от артистов в меховых шапках и с голыми, худощавыми торсами.
А посреди шаманского действа медленно и плавно возникала большая женщина в белом платке - мать рода, Укубала, единственная хранительница памяти в этом беспамятном мире, населенном манкуртами.
Её то и играла Нина Усатова в спектакле по повести Чингиза Айтматова. Малышицкий любил её занимать даже в небольших, но «важных» ролях. Она стала для него своего рода талисманом, а он был её первым учителем. И называл её нежно и почему-то всегда в мужском роде: «маленький». «Ты что, маленький?». «Зачем тебе это, маленький?».
В этот насквозь придуманный театральный, оранжерейный мир Нина с ее тяжелой походкой и натруженными руками привносила ощущение подлинности жизни, которое нельзя ни сыграть, ни сымитировать.
Было понятно, что в Молодежном театре появилась грандиозная актриса, какой давно уже не знала русская сцена. Ни на кого не похожая. Редкое сочетание здравомыслия и наивности, радостного приятия жизни и ощущения её драматизма, какой-то первозданной мощи и одновременно душевной тонкости, деликатности.
Товстоногов умер до её появления в БДТ. Здесь её ждала встреча с благородным и дипломатичным Кириллом Лавровым. В первом же разговоре он сразу дал понять, что берут её на роли Светланы Крючковой, уходившей в декрет. Усатова идеально подходила: народная, медийная, любимая. Но оказалось, что всё много сложнее. И дублёрши из неё не получилось.
- Все эти роли были Светланы Крючковой, и она в них блистала. И не то чтобы я испугалась, что нас будут сравнивать. Для меня это была бы честь! Но я хорошо помню как однажды у меня пропал голос. Меня приехали проведать друзья из театра и, как бы между делом, желая меня подбодрить, сказали:
«Нин, ну как ты? Болеешь? Тогда давай мы твою роль другому отдадим». После этого я вообще говорить не смогла. Моя роль кому-то уходит! Для меня это смерть!
Про себя решила: «Вот если мою роль отдадут, я умру».
Такая была боль сердечная, не передать словами! И тогда я твёрдо сказала: «Нет». Чужого не надо. Если я нужна Театру, буду играть только своё. Это господь меня надоумил: не хватайся за все, что тебе подбрасывает судьба.
Усатова знала, зачем пришла в БДТ. Чтобы обрести свой дом, чтобы через одно рукопожатие оказаться в непосредственной близости с главными хранителями традиций русского реалистического театра, чтобы насладиться, а заодно поучиться мастерству у товстоноговских артистов.
Но все равно играла по-своему. С каким-то гоголевским размахом и фантастичностью. Её Белотелова - это Ноздрев в кринолине. Грезя о женихе, она будет прижимать к виску соленый огурец, а к пышному декольте - бюстик П.И.Чайковского. Она вся в мечтах и бантиках, в порывах и желаниях. Женщина-облако, Женщина-гроза, Женщина -Малиновое озеро. Всё это она - купчиха Белотелова, словно приехавшая с БДТ на кустодиевской тройке с бубенцами и хрустящими на полозьях розовым снегом.
Родись Усатова на сто лет раньше, ставили бы на неё и Мейерхольд, и Станиславский.
Не говоря уже про Малый театр, который давно по идее должен был выкрасть или перекупить себе такую актрису за любые деньги. Но нет, никто на Усатову не покушается, никто ничего не предлагает.
А она человек скромный, застенчивый, сама биться в закрытые двери не будет. Ни с кем ссориться не хочет, никому дорогу перебегать не собирается. Всем всегда улыбается, и, похоже, больше всего боится кого-то задеть или обидеть. Это же театр! Одни самолюбия и амбиции.
Из недавних ее ролей - Мать в спектакле Кости Богомолова «Слава» по пьесе сталинского лауреата Виктора Гусева. Поначалу Нина опасалась, что на неё повесят микрофон и заставят в него говорить. Как же без живого звука? Она ведь актриса старой школы, если надо, шепотом скажет так, что слышно на галерке. Но выяснилось, что с микрофоном даже удобнее.
- Самое приятное для артиста - это сам процесс, когда ты ничего не знаешь, идёшь в потьмах: текста не помнишь, в мизансценах путаешься, ещё не очень понимаешь, когда выходить, когда уходить. Но вот звучит музыка, специально подобранная и написанная для спектакля. Потом долго ставят свет, наконец видишь всю декорацию… И вот наступает вечер, когда по трансляции до тебя доносится гул зала, как шум морской. Это тебя будоражит настолько, что давление зашкаливает, а про себя думаешь только об одном: «Господи, дай мне память, дай разум, чтобы выйти на сцену и не опозориться». Это же сплошные стихи, тут нельзя нести отсебятину. Стих на ходу не придумаешь. Но Бог хранит!
Спектакль, мне кажется, получился. И в театре у нас его хорошо приняли.
А что же Малиновое озеро? Как оно там без неё? Когда последний раз была у себя на родине? Оказывается, что сравнительно недавно. Долго боялась туда ехать. Ведь никого уже в живых нет! Но выяснилось, что только по последней переписи Усатовых пятьдесят дворов. Ей, как народной артистке, конечно, все организовали по первому классу. С погодой только не повезло. Но только подъехали к озеру, и тучи рассеялись.
- На закате вода стала не просто малиновой, а розово-малиновой, яркой такой, и мы с сыном пошли по лунной дорожке. А у меня слёзы, и я думала в этот момент про свою жизнь. Что бы было со мной, сложись все иначе? Наверное, так бы тут и жила.
Никуда бы не уехала. Занималась хозяйством. Я это дело люблю. У меня глаз приметливый. Сразу вижу, что надо подчинить, исправить. А если бы не было революции, то наш бы род, наверное, продолжался бы и продолжался. Все же были работящие, и детей всегда у всех было много. Да что об этом уже говорить?
А соли в этом Малиновом озере такая концентрация, похлеще, чем в Мертвом море.
Ты просто каким-то каменным изваянием из воды выходишь.
Мне потом объяснили, почему оно малиновое: там такие рачки, которые миллионами там жили. Их называют артемии, и вот они-то и дают розовый цвет. Когда выходит Луна или когда свет их притягивает, это такая красота немыслимая. Мы ходили и по ягоды, и по грибы. Там сухо-сухо в лесу. И сосны. Такое все породистое.
Одним словом, Алтай!
С.НиколаЕвич,
"Театральные люди"

Комментарии