http://www.dagtravel.net/img/sights-ahal-meanababa-txt-bgrd1.png

вы ещё не решили как провести выходные?

-Меана-баба
Среди сохранившихся архитектурных памятников Туркменистана важное место по своему историко-архитектурному значению занимает мавзолей Абу-Саида Мейхенийского в селении Меана Каахкинского района, невдалеке от границы с Ираном. http://www.dagtravel.net/img/sights-ahal-meanababa-txt-bgrd.png Мавзолей в народе известен как гробница Меана-баба. Мавзолей Абу-Саида был построен в средневековом городе Мехне в XI веке в период сложения и утверждения могущественного Сельджукского государства, в пору экономического расцвета Хорасана. Мавзолей был возведен над могилой известного шейха-мистика АбуСаида ибн Абул-Хайра (968—1049 гг.), который известен как историческая личность. Получив в юные годы превосходное образование, Абу-Саид посвятил себя изучению богословия и стал крупной фигурой одного из религиозных течений мусульманства—суфизма, широко распространившегося в то время в Хорасане. Покинув столицу династии Газневидов город Газну и пройдя обучение у шейхов города Мерва, Абу-Саид поселился в Мехне, где и умер в 1049 г. Абу-Саид сыграл важную роль в политической и духовной жизни Северного Хорасана. Его авторитет был настолько велик, что основатели Сельджукского государства Чагры-бек и Тогрул-бек приходили к нему за „благословением на власть". На поклонение к нему заезжал также известный государственный деятель Низам-ал-Мульк - главный визирь сельджукских султанов Ал-Арслана и Меликшаха. После смерти Абу-Саида мусульманское духовенство создало культ вокруг его могилы, над которой появилась гробница, пользовавшаяся широкой популярностью. В следующем столетии о гробнице Абу-Саида проявляли заботу султан Санджар и хорезмшах Иль-Арслан.
Впервые мавзолей подвергся изучению в конце XIX века проф. В. А. Жуковским, который по стилю изразцов, украшающих портал, отнес здание к XV веку. В 1920-е годы мавзолей обследовала комиссия Средазкомистариса в составе профессоров А. А. Семенова, А. Э. Шмидта и архитектора А. П. Удаленкова. Они датировали памятник концом XIV века. Новая датировка мавзолея серединой XI века предложена Г. А. Пугаченковой на основе архитектурного анализа стиля мавзолеев Северного Хорасана. Первоначальное здание с квадратным помещением (сторона 10,3 м), перекрытое двухслойным куполом, было воздвигнуто в XI веке из квадратного кирпича со стороной 21—22—23 см, толщиной 4 см. Кубообразный объем постройки увенчан куполом на высоком барабане. Здание и тогда имело входной портал, обращенный на юго-запад.
В каждой стене мавзолея изнутри имеется по три ниши в нижнем ярусе. Верхняя треть стены обрамлена глухой аркадой, по шесть арочек на каждой из стен. Переход к куполу осуществлен восьмигранником с арочными парусами и плоскими нишами на стенах. Паруса составлены из трехъярусной системы сводиков в виде крупных сталактитов. Восьмигранник покрывает невысокий шестнадцатигранник, на котором покоится купол. В основании купола снаружи невысокий двадцатичетырехгранный барабан.
В мавзолее Абу-Саида развиты принципы, которые формировались в строительстве в Южном Туркменистане в первой половине XI века. Важно отметить применение двухслойного купола — конструкцию, использованную ранее на мавзолее Серахс-баба. В первой половине XIV века произвели капитальную перестройку здания, которая не коснулась конструктивных основ мавзолея. Однако требования нового стиля и иных эстетических норм привели к существенным изменениям его архитектурно-художественного облика. Он был щедро украшен росписью внутри, а портал обогащен полихромной мозаикой. Фасад и свод портала были сплошь облицованы. На ганчевом растворе укреплены цветные изразцы, составившие мозаичный орнамент. Основные цвета его — синий, голубой, белый, отдельные мелкие вставки выполнены из желтой кашинной керамики. Полихромная декорация фасада построена на геометрическом орнаменте с привлечением религиозных надписей, выполненных почерком насх.
Новым в развитии декоративного убранства интерьера мавзолея является роспись, покрывающая его стены от основания до вершины купола. Живопись наносилась по белому фону синей, красной и частично фисташково-зеленой краской. Среди растительных узоров встречается мотив кустов хлопчатника с раскрывшимися коробочками. Стена от восьмигранника парусов отделена широкой полосой надписи, тоже исполненной почерком насх. Надпись выполнена белыми буквами по синему фону. Орнаментация купола сохранила почти первоначальную чистоту красок, что ставит ее в число уникальных образцов.
Богатство, разнообразие и высокое художественное достоинство мозаик и росписей мавзолея Абу-Саида позволяют рассматривать его как шедевр полихромно-живописного стиля, который стал характерным для архитектуры Средней Азии XIV—XV веков.

Комментарии

Комментариев нет.