21 апр 2021

ТАКИЕ РАЗНЫЕ ИВАНУШКИ


Часто утверждают, что такой герой есть только в русских сказках и что это говорит о недалёкости и лености нашего народа. На самом деле это от незнания - в сказках всех народов масса таких персонажей, Иван-дурак - самый интернациональный герой.

Вспомним сказочного Ивана. Из сказки Петра Ершова понимаешь, что дури у владельца Конька-Горбунка нет ни на грош. Хитрость, смекалка, инициатива, то, что называется «себе на уме», есть, а дури - нет.
ТАКИЕ РАЗНЫЕ ИВАНУШКИ
#литература
Такой же «дурак» и в сказке «Сивка-Бурка». На богатырском родео благодаря волшебному коню он допрыгнул до балкона царевны, поцеловал её в губы и завладел её сердцем, победив других претендентов на роль царевича. Видеть в этом дурь и лень могут только люди с извращённым сознанием.

Есть ещё Иваны-дураки - плейбои, которые в три счёта «разводят» царских дочерей на секс и любовь. Эти сказки известны родителям меньше, чем про Горбунка и Сивку-Бурку, так как не входят в обычные сборники и больше подходят для русского «Декамерона». Даже в академическом издании Афанасьева они напечатаны с купюрами. В них женихи соревнуются в интеллекте, им надо отгадать загадку царевны - узнать, какие у неё таинственные приметы - родинка или волосок, спрятанные в самых интимных местах. Из всех только дураку удаётся уговорить девушку показать свои приметы: в первый раз она поднимает платье до колен, во второй - до пояса, а потом и выше. В ряде сказок у Ивана бывает даже добрачный секс с будущей женой. Есть истории, где «дурак» так хитро всё обустраивает, что царевне проще согласиться стать его женой, чем вскрывать его махинации: сделав это, она неизбежно выставила бы себя в неприглядном свете.

Эти Иваны похожи на Остапа Бендера - такие же хитрые проходимцы, только их дураками почему-то зовут. У учёных есть спецтермин для обозначения такого персонажа - трикстер. По-русски это значит обманщик, прохвост, прохиндей. И как ни покажется странным, это самый древний фольклорный герой, существовавший в мифах всех народов. Именно трикстер приносил людям огонь и прочие блага, учил их разным навыкам. И при этом совершал кучу глупостей и мерзостей. Как в нём это уживалось? Просто этот мифический персонаж родился во времена, когда ещё мало задумывались о морали, о том, что такое хорошо и что такое плохо. Человек ещё не считал себя венцом творения, он просто выживал в тяжёлых условиях. Он верил в духов, обожествлял деревья и животных, приносил им жертвы.

От мифов, описывающих эти верования, сохранились лишь осколки, которые в искажённом виде перекочевали в сказки. Особенно много их в так называемых анекдотических сказках про дураков. В них Иван и его клоны из других стран действительно похожи на идиотов. Нашему Ивану в сказке «Дурак и берёза» в шелесте берёзы слышится предложение продать быка. Он соглашается, привязывает животное к дереву и «договаривается» с ним прийти за деньгами позже. Ночью быка съедают волки. Учёные видят в этом отголоски архаичного обряда принесения жертвы священным деревьям, им поклонялись как тотемам - основателям рода.

Интересно, что во Франции Жан-простак торгуется уже не с деревом-тотемом, а со статуей настоящего святого; в Нидерландах тамошний дурень общается уже с самим распятием. Это подчёркивает, что сказка реально связана со священными тотемами. Иногда они бывают и животными. В сказке братьев Гримм «Выгодный оборот» мужик, идя мимо болота с 7 талерами в кармане, вырученными от продажи коровы, спорит с лягушками. В их кваканье ему слышится, что они его дразнят, заявляя, что у него лишь два талера. Дурак бросает деньги в болото, чтобы лягушки пересчитали их сами. Это тоже видоизменённая жертва тотемному животному.

Очень мерзок дурак из сказки «Мёртвое тело». После смерти матери братья оставляют его без наследства. Дурак-трикстер вытаскивает труп на улицу и кричит, что мать убили братья. Испугавшись, они дают ему 100 руб. и лошадь. Усадив мать в сани как живую, дурак устраивает ДТП с барином и орёт: «Караул, караул! Барин матушку до смерти зашиб!» Выманив у него 300 руб., он снова проигрывает злую шутку, обманув попадью и сорвав с неё ещё сотню. Даже в этом чёрном юморе учёные видят связь с древними ритуалами, когда покойников не хоронили, а превращали в духов - защитников дома. Этот обычай ещё сохраняется у некоторых племён Новой Гвинеи. А сказки с фокусами про мертвецов сохранились у многих народов.

А. Мельников

Комментарии

  • 21 апр 2021 13:43
    Друзья, подскажите пожалуйста имя художника этой иллюстрации!
  • 21 апр 2021 14:52
    Разве можно Ивана назвать дураком если в сказках он всегда победитель, мало  того , он женится на дочери царя и мечтает стать будущим царём.  «Дураков не сеют, не жнут – они сами родятся».
  • 21 апр 2021 19:54
    Бред какой-то. Читаешь и выворачивает от прочитанного.
  • 22 апр 2021 10:55
    На то и дурь,чтоб проходила с годами,а дураков становилось все больше и больше.
  • 22 апр 2021 11:01
    Не ссы Афоня,новый айфон нашим именем назовут.
  • 22 апр 2021 13:37
    Белеберда
  • 23 апр 2021 18:30
    Сначала подумала, что это Николай Кочергин, но посмотрев его иллюстрации, пришла к выводу, что у него персонажи совершенно по-другому изображены: там много света, конёк-горбунок весёлый какой-то, Иван в добротной вышиванке, детали более подробны. Замечательный художник! Эти иллюстрации я тоже видела когда-то..
  • 23 апр 2021 22:06
    Спасибо ! Иллюстрации Кочергина на мой взгляд самые лучшие, а как выяснилось эта иллюстрация В.Милашевского.
  • 23 апр 2021 22:28
    Спасибо и Вам, теперь буду знать автора этой иллюстрации