22 июл 2023

Бальзак всю жизнь страдал от того, что был нелюбимым ребёнком у своей матери.

Ему хотелось любить женщин, которые заменили бы ему мать: постарше, добрых, бескорыстных, всепрощающих. Героинями книг писателя были тридцатилетние женщины, но нравились ему дамы лет на 15 постарше. Однако ж главная любовь его жизни, русская подданная Эвелина Ганская, была совсем не похожа на добрую мамочку. Много-много лет они писали друг другу изысканные письма, которые полностью изменили их жизни, и получили награду – несколько месяцев обжигающего счастья.
Несмотря на свою негероическую внешность, Бальзак пользовался у женщин бешеным успехом. Он был тонким психологом. Отлично понимал, чего хотят женщины, и умело этим пользовался. Каждый день Бальзак получал толстые пачки писем от поклонниц: они умоляли его о свидании.
Среди заурядных писем выделялось одно, подписанное – Чужестранка.
«Ваша душа прожила века, милостивый государь, а между тем меня уверили, что Вы ещё молоды, и мне захотелось познакомиться с Вами...
Когда я читала Ваши произведения, сердце моё трепетало; Вы показываете истинное достоинство женщины, любовь для женщины — дар небес, божественная эманация; меня восхищает в Вас восхитительная тонкость души, она-то и позволила Вам угадать душу женщины».
Во втором письме Чужестранка предложила писать друг другу, но адреса своего не сообщала: Бальзаку предлагалось дать объявление в газете «Котидьен» — эта французская газета была популярна в России.
Чужестранка разбиралась в писателях не хуже, чем Бальзак в женщинах. Вскоре он уже пылал и с каждым новым письмом влюблялся все сильнее. Эвелина хотела просто долгого умного разговора в письмах, но пылкий Бальзак зажёг и её: она согласилась на свидание.
Встретиться договорились в Швейцарии, на нейтральной территории. Бальзак поселился в гостинице напротив. Передал Эвелине записку, что будет ждать её на берегу озера, в волнении бегал туда-сюда. Она пришла. Повисло неловкое молчание: оба представляли друг друга другими. Она оказалась ещё красивее, чем он думал: статная, с отличной фигурой, молодая (в 32 года ей все давали 27). Он – маленький, толстенький, какой-то комичный...
Но вот Бальзак заговорил – и Эвелина растаяла. Да как его можно не любить!
Они встречались каждый день, но рядом с ними всегда был её муж. Простодушный, он думал, что Эвелина случайно встретила известного писателя и познакомилась с ним! Ганские позвали писателя встретить Рождество в Женеве. Он забеспокоился – нужны были деньги. Деньги понадобятся и потом, и именно из-за этого романа с Эвелиной Бальзак так много писал: ему постоянно были нужны гонорары.
Перед Рождеством Эвелина сдалась и согласилась на близость с Бальзаком. Он был пьян от счастья. Они расставались, но ненадолго: Ганские продолжили вояж по Европе, а Бальзак возвращался в Париж. Думали, что расстаются ненадолго, а вышло, что на восемь лет. Все эти годы переписывались.
«Обожаемая повелительница, ваше спящее величество, гордая королева Павловска и окрестностей, владычица сердец, роза Запада, звезда Севера и прочая... и прочая!..»
Но были только письма. Каждый из них жил своей жизнью. У Эвелины был муж, у Бальзака – короткие романы с разными интересными дамами. Но странно – переписка им не надоедала, им всегда было, о чём друг другу рассказать...
Через восемь лет муж Эвелины умер. Бальзак написал фальшивое письмо с соболезнованиями – мысленно он отплясывал танец радости и счастья, наконец-то его любимая женщина свободна! В 43 года он снова юн, влюблён, полон надежд! А она ему в ответ на соболезнования прислала холодное: «Вы свободны».
Эвелину потрясла смерть мужа, она раскаялась, что изменяла ему, и долго не хотела видеть Бальзака.
К тому же родственники покойного пытались оспорить завещание, по которому всё отходило к Эвелине... Да и Николай I не одобрял браки с иностранцами – замужество с французом могло стоить Эвелине всех привилегий и благ. Вдове было не до романтики.
Прошло много месяцев, прежде чем Эвелина разрешила Бальзаку приехать в Россию. Он приехал весь истерзанный, ошалевший от русских морозов и русских нравов, совершенно ничего не понимающий. Впрочем, одно он понимал: ему нужна эта женщина, нужна целиком, до конца его дней. Бальзак уговорил её выйти за него замуж. Но только не сейчас, милый, ты же всё понимаешь, сказала она. Я буду ждать, сколько захочешь, сказал он.
Бальзак снова влюбился в эту женщину, по самые пятки. Он не мог есть, спать – да что там, он даже писать не мог, потому что мог думать только о ней. Им предстояло пять лет тайных встреч, пересечений государственных границ под чужими именами, слёзы, нервы, любовь...
Потом Николай I наконец-то разрешил своей подданной выйти за француза, но ей пришлось отказаться от польского имения в пользу дочери.
Они венчались 14 марта 1850 года, через 17 лет после знакомства, в захолустном Бердичеве, в костеле Святой Варвары. «Я женился на единственной женщине, которую любил, которую люблю ещё больше, чем прежде, и буду любить до самой смерти. Союз этот, думается мне – награда, ниспосланная мне Богом за многие превратности моей судьбы, за годы труда, за испытанные и преодоленные трудности. У меня не было ни счастливой юности, ни цветущей весны, зато будет самое блистательное лето и самая теплая осень».
Увы, у Бальзака не было блистательного лета, а до осени он вообще не дожил. Сразу после свадьбы он тяжело заболел, врачи диагностировали ему гипертрофию сердца из-за чрезмерного увлечения кофе. Эвелина знала, что он уже не поправится, и старалась сделать его последние дни счастливыми.
После смерти ей пришлось выплатить все долги писателя, а для этого продать почти всё своё имущество в России: хорошо, что она была богатой женщиной. Потом Эвелина перевезла в Париж свою дочь с её мужем, взяла под опеку старенькую маму Бальзака и стала жить тихо и спокойно, как живут все женщины, пережившие и потерявшие большую любовь.
Л. Хомайко

Комментарии