В 1949 г.

на параде, посвященном 32-й годовщине Октябрьской революции, УАЗ представил долгожданный УАЗ-300 — «однотонку» собственной конструкции.
Необходимость в машинах такого типа была очевидной еще в военные годы. На первом совещании главных конструкторов советских автомобильных предприятий в 1943-м разработку отечественного легкого грузовика ставили в приоритет. Но Ульяновский завод тогда функционировал в режиме энергосбережения — дизели электростанции предприятия работали на пределе и периодически выходили из строя. Мощностей для создания однотонного грузовика оказалось достаточно только к 1949 году. Несмотря на тяготы послевоенного времени, заводчане собрали первые два варианта УАЗ-300 (второй представили на параде 1 мая 1950 г.).
Внешне они не отличались — обтекаемый капот и облицовка радиатора в стиле американских «малотоннажников» тех лет, четырехступенчатая КПП. А моторы разнились. На первой версии УАЗ-300 стоял четырехцилиндровый бензиновый ДВС объемом 2,12 л мощностью 50 л.с. Для грузовика он был слабоват: опытный образец развивал скорость чуть больше 70 км/ч. Второй УАЗ-300 получил 3,285-литровый двигатель, который при идентичной отдаче обладал более подобающими динамическими свойствами. Результаты испытаний оказались неплохими, хотя отмечались проблемы с развесовкой.
В 1950-м инженеры доработали конструкцию однотонного УАЗ-300 с мотором большей форсировки, превратив его в «полуторку» УАЗ-302: увеличили бортовую платформу, поставили двускатные колеса. И хотя при утверждении первые собственные грузовики УАЗ застряли в высших эшелонах Министерства автомобильной промышленности, эти наработки впоследствии пригодились при создании серийных ульяновских легенд.

Комментарии