Протоиерей АРТЕМИЙ ВЛАДИМИРОВ(сообщество друзей)

О ГРЕХАХ НЕЦЕЛОМУДРИЯ И СКВЕРНОСЛОВИЯ.
Почему взрослые так любят детей? Почему самый грубый мужчина, взяв на руки малыша, тотчас преображается: на устах его появляется хорошая, добрая улыбка, а черты лица чудесно мягчеют и просветляются? Наконец, почему детей, которые, как мы с вами знаем, небезгрешны, все же часто называют ангелами?
Думаю, что многие по-разному ответили бы на эти вопросы. Мне кажется, что разгадкой сей тайны служит детское целомудрие, то есть чистота души и тела, свобода от плотских помыслов и чувств.
О целомудрие, как ты прекрасно! Прекрасны – и по содержанию, и по звучанию – все прочие слова, означающие состояние целомудрия: невинность, девство, непорочность… Целомудренным (а все мы от рождения таковы) свойственны благая застенчивость, стыдливость, скромность, способность заливаться румянцем от смущения, тихость, спокойная, непреходящая радость в сердце, ясность ума, проницательность и многое, многое другое…
Первое, чему учит нас Церковь, это хранить сокровище невинности и целомудрия как зеницу ока. Священникам, исповедующим людей, может быть, более всех очевидно: нет большей красоты, славы и чести, нежели непорочность человеческого естества. Пастырь подмечает в невинных созданиях сердечную молитву, способность к состраданию, творческое начало, а паче всего – радость, радость веселящую сердце. Все эти небесные черты запечатлены в душе чистой девушки или юноши. Итак, едва лишь мы научимся ценить сокровище девства, как мы захотим совершенно избавиться от излишней свободы в обращении с лицами иного пола, фамильярности, развязной манеры поведения, нечистых мыслей и нескромных взоров, бесстыдных и циничных шуток.
Стоит ли удивляться, что низвергнутый с небес падший ангел, ставший весь нечистотой и смрадом, обреченный ползать на чреве во прахе земном, с особенной яростью и коварством ополчается на целомудрие. Война непримиримая! Юные существа, наши читатели, даже не представляют себе, каким сокровищем они обладают и какой завистью разгораются бесовские очи при виде чистой и непорочной души!
Чтобы не случилось с нами по печальной, но справедливой русской пословице: “Что имеем – не храним, потерявши – плачем”, давайте прежде всего возблагодарим Господа и Пречистую Деву Марию за этот чудный и бесценный дар – целомудрие.
Слава Тебе, Боже! Слава Тебе, Боже! Слава Тебе, Боже! Пресвятая Богородице, спаси, сохрани и убереги нас от всякого зла!
Чистая душа наслаждается великими благами.
Она Самого Господа имеет своим Высочайшим Другом и Небесным Женихом.
Она может беспрепятственно на всякий день и час восходить умом к Престолу Божию и беседовать в страхе и трепете со своим Творцом.
Она – предмет особенного попечения Небесных бесплотных Сил.
Она благоуспешна бывает на земле в предпринимаемых ею трудах и все, что ни делает во славу Божию – успевает.
Она приветлива и любезна со всяким человеком и за добрые свойства сердца своего пользуется уважением и любовью ближних и дальних.
Она, если пожелает ради Господа сохранить свою чистоту, наследует по кончине лучший, сравнительно с прочими, жребий.
Девственники, удостоенные спасения, “следуют за Агнцем (Христом), куда бы Он ни пошел. Они искуплены из людей, как первенцы Богу и Агнцу. И в устах их нет лукавства; они непорочны пред престолом Божиим”. Так сказано в книге Откровения. Поистине велики пред Богом целомудрие и невинность! Они приуготовляют нас к одному из двух служений на земле: к законному, венчанному христианскому супружеству или (для имеющих на то произволение) к безбрачию, монашеству. Святой Иоанн Златоустый называл честной брак добродетелью, достойной удивления, а добровольное девство именовал путем превосходнейшим, стезей ангельской, высшей всех похвал.
Итак, друзья, немного имеете силы, но держите, что имеете, дабы кто не восхитил венца вашего! Этими словами книга Откровения убеждает нас всеми силами бороться за свое целомудрие.
А между тем, потворство мирским обычаям неизбежно замарает наши белоснежные ризы нечистотой.
Не приходилось ли кому сталкиваться с описанием или изображением порока, бесстыдства, блуда в книгах или журналах, на телевидении или в кино, а то и прямо лицом к лицу на улице – из-за распущенности современных нравов?
Прости нас, Милосердный Господи, и убереги от греха сего!
Может быть, кто-то повредил своему целомудрию, вращаясь среди людей неверующих, невнимательных к себе, слушая непристойные речи, сальные шутки, грязные анекдоты?
Прости нас, Милосердный Господи!
Не хочется даже спрашивать, был ли кто из нас сам источником соблазна, произносил, писал, рисовал ли что-либо дурное и постыдное, по глупости или ради смеха?
Прости нас, Милосердный Господи, и сохрани от этого зла!
Мне кажется, что даже современные куклы, так называемые “Барби”, уже посягают на целомудренное отношение детей друг ко другу. Изготовляют эти куклы совсем не дети, а взрослые, потерявшие указанную добродетель, а потому и делают игрушки в образе мужчин и женщин.
Неудивительно, что многие девочки бывают болезненно сосредоточены на собственной фигуре, модах, одеждах и имеют своим идеалом не Дюймовочку, не Золушку с ее хрустальными сказочными туфельками, а светских львиц и расфранченных эстрадных певиц, никогда не успевающих почему-то прилично одеться к началу выступления.
Прости нас, Милосердный Господи!
Пусть не обидятся на меня юные читательницы, если я упомяну еще об одном специфически женском грехе. По нашим сведениям, некоторые девочки, подражая упомянутым тусклым звездам эстрады, вертятся перед зеркалом чуть ли не часами! Они не успевают толком прочитать ни одной молитвы, и единственное, что им, видимо, остается, так это выучить басню Ивана Андреевича Крылова “Мартышка и очки”. Как вы помните, героиня, недовольная своей внешностью, обвиняла зеркало в недостатках собственной физиономии.
Опасной духовной болезнью для подростков стало поклонение “кино- и рок-звездам”. Жилища молодежи заполонены низкопробными журналами. В таких домах не найдешь ни одной иконы, зато стены увешаны плакатами с пугающими изображениями роковых кумиров. Часы, дни уходят безвозвратно в пустых мечтах и разговорах о тех людях, которые не только не достойны поклонения, но сами нуждаются в духовной и врачебной помощи, находясь в пропасти погибели.
Прости нас, Милосердный Господи!
А как неприятно видеть человека, легкомысленно ведущего себя с лицами иного пола! Великий грех – со скрытой насмешкой или явной иронией играть чужими чувствами и мучить, терзать влюбчивые сердца!
Прости нас, Милосердный Господи!
Должно щадить ближних и быть более чем осторожным в обращении с ними. Искренность, простота и сердечность – вот лучшее украшение христианской дружбы.
Лицо – это чудо Божие. В лице сокрыта тайна личности. Чистое, не тронутое искусственными прикрасами женское лицо приятно взору, если в нем усматриваются девичья невинность или супружеская верность, материнская нежность и молитвенность. Дорогие читатели и читательницы, даже если у вас вздернутый носик или вы богаты веснушками – это вовсе не недостаток! Научитесь молиться, пусть молитва станет для вас вторым дыханием – и вы будете подобны алой розе, покрытой каплями утренней росы… и всякий возрадуется, увидев вас.
Несомненно, ко греху нецеломудрия относится и употребление косметики. Лицо девушки неузнаваемо изменяется под слоем помады, румян, теряет зачастую все, делающее юность подлинно прекрасной: и чистоту, и свежесть, и естественность, и неповторимость. Это уже не христианская девушка, целомудренная, собранная, внимательная, одухотворенная, а “дива”, каких на улицах тысячи, и все на одно лицо – то ли из “Бурды”, то ли из “Уроды”. Бедные, бедные жертвы моды!
Прости нас, Милосердный Господи!
А что скажем о современной одежде? Часто она нелепа, безвкусна. Уродуя природную красоту, выставляет напоказ то, что надобно скрывать нежелающим превратиться в двуногую обезьяну!
Прости нас, Милосердный Господи!
Мы живем, дорогие, в такое сумрачное время, что для многих подлинным открытием будет узнать следующее: Мать Церковь, заботясь о сохранении естества и естественности, убеждает мужчин носить мужскую одежду, а женщин – женскую. И чем усерднее последние хотят уподобится суперменам “дикого” Запада с их шортами и джинсами, тем более они лишают себя благодати Божией! И все по велению безумной моды.
Прости нас, Милосердный Господи!
Особенное внимание должно обращать на свою одежду, когда мы идем в храм Божий. Следует заботиться о том, чтобы не подавать повода к соблазну. Случалось ли кому из нас по небрежности заходить в церковь оголенными или в не подобающей для своего пола одежде? Согласитесь, в спортивном костюме отправляются на пикник, а не в дом Бога Живого!
Прости нас, Милосердный Господи!
Многие спрашивают: зачем девушкам и женщинам в храме покрывать главу свою? Где это написано? В Новом Завете, у святого Апостола Павла читаем: “…всякая жена (лицо женского пола), молящаяся (Богу)… с открытою головою, постыжает свою голову, ибо это то же, как если бы она была обритая… а если жене стыдно быть остриженной или обритой, пусть покрывается”. Длинные волосы для жены – честь, так как они даны ей природой вместо покрывала. Посему жена (созданная для мужа, а не наоборот) должна еще и от доброго усердия своего покрывать главу, то есть “иметь на голове своей знак власти над нею, для Ангелов”.
Святой Апостол хочет сказать, что женщина, взятая от ребра Адама, по природе своей призвана быть смиренной, кроткой, стыдливой, послушной тому, для кого создана помощницей. Эта красота женского естества выражена в данных ей Богом длинных волосах (по Апостолу, для женщины остричься или тем паче обриться – позор). Неслучайно на Руси сложилась поговорка: “Коса – девичья краса”. Так вот, христианка, молящаяся Богу, а значит, кроткая и смиренная духом, еще и от усердия своего должна покрывать главу свою, дабы к ней приблизились Ангелы Божии и благодать процвела на лике ее. Многим современным русским женщинам все, засвидетельствованное нами из Священного Писания, еще совершенно незнакомо.
Прости нас, Милосердный Господи!
Итак, Господь хочет, чтобы мы были целомудренными – для нашего же собственного счастья и полноты бытия.
А не вспомнит ли кто-то из своего детства и отрочества нечто, предназначающееся только для Исповеди батюшке: нецеломудренные игры друг с другом как бы в подражание взрослым?
Господи, прости и убереги наших детей от этих искушений!
Об остальном, если нужно, священник сам спросит кающегося христианина, и в “Исповеди” мы более ничего по поводу нецеломудрия писать не будем. А вот страшный грех сквернословия еще нуждается в обличении.
Господь свидетельствует, что за каждое праздное, то есть пустое, слово дадут человеки отчет в день Судный. О если бы только праздные слова, дорогие мои читатели, срывались с уст наших! Не следует ли нам покаяться еще и в словах резких, грубых, обидных, в том, что на детском языке именуется “обзыванием”?
Прости нас, Милосердный Господи!
А может быть, кому доводилось выступать в незавидной роли “ябеды-корябеды”, доносить и сплетничать?
Прости нас, Милосердный Господи!
Господь строжайшим образом запрещает употреблять столь распространенное, к сожалению, у наших детей уничижительное, грубейшее слово “дурак”, угрожая за то Праведным Судом Своим! Еще более тяжкое преступление – называть человека безумным, сравнивая его с бессловесной тварью. Не поленитесь, посмотрите в пятой главе Евангелия от Матфея, какой казни заслуживают бесстрашно грешащие подобным образом!
Прости нас, Милосердный Господи!
У христианина никогда не должно срываться с уст нечистое имя лукавого духа. Если кто осмеливался употреблять его в ругательном смысле, проклиная человека, кайтесь немедленно!
Прости нас, Милосердный Господи!
Не приведи вас Бог, друзья, когда-нибудь произносить скверную и гнусную брань. Таковые, если не покаются, Царствия Божия не наследуют! Достаточно сказать, что в царствовании благочестивого русского Царя Алексия Михайловича Тишайшего по основному государственному Кодексу страны (так называемому Соборному Уложению 1649 года) за брань, порочащую самое святое на земле – материнство, виновного “били кнутом нещадно”.
Господи Милосердный, огради наш слух и убереги наш язык от всякой скверны, прости и помилуй нас!
Один из самых тяжких грехов языка состоит в небрежном, бессмысленном, а иногда и кощунственном употреблении имени Всемогущего Бога. Древние даже не смели вслух произносить это имя, а нынешние часто смешивают имя Божие с ругательными и нечистыми словами. Помните ли вы, друзья, полный текст четвертой ветхозаветной заповеди, данной человеческому роду чрез святого Моисея: не произноси имени Господа Бога твоего всуе, ибо Господь не оставит без наказания делающих сие?
Будем же хранить себя от грехов уст наших!
Прости и помилуй нас, Милосердный Господи.
Перед нами – Архангел Божий Гавриил, непорочный житель небес! Он облачен в длинное светлое одеяние, ниспадающее плавными складками долу, в его руке благоуханная дивная ветвь, принесенная из Рая Божия. Сейчас он возвеет этой ветвью – и из нашего сознания тотчас удалятся все темные образы словесных грехов, поневоле перечисленные нами ради подготовки к Исповеди. О святый и чистый Архангеле! Отомкни свои уста и даруй нам словесное утешение ко спасению душ наших!
“Дети, вы почтены от Господа небес даром невинности и чистоты! Хранением храните сердца ваши от всего дурного, ибо в сердце человеческом – источники жизни. Оберегая себя от наветов лукавого, чаще взирайте на Ту, Которая Своей чистотой и непорочностью превосходит самих Ангелов. Ее прекрасный лик, не замутненный ни единым движением земных страстей, научит вас, юные христианки, украшением своим полагать не внешнее плетение волос, не золотые уборы или нарядность в одежде, но сокровенного сердца человека в нетленной красоте кроткого и молчаливого духа, что драгоценно пред Богом.
С уст Пречистой Девы никогда не срывалось ни единого праздного слова. Она лишь утешала и ободряла, обращаясь к каждому с речью, сообразной возрасту и положению говорившего с Нею. Посему никогда “никакое гнилое слово да не исходит из уст ваших, а только доброе для назидания в вере, дабы оно доставляло благодать слушающим”. “Один источник не может изливать соленую и сладкую воду”, не должно изводить из одних и тех же уст и благословение, и проклятие. Не оскорбляйте же Святого Духа Божия, Которым уста ваши запечатаны в день искупления… Раздражение, и ярость, и гнев, и крик, и злоречие со всякой злобою да будут удалены от вас. Пречистая довольствовалась естественным цветом одежд, была вовсе чужда какой-либо нескромности и дерзости в обращении, но все в Ней: и внешность, и походка, и собеседование с людьми – запечатлено было девственностью. Так и вам надлежит облекаться в приличные одеяния, радея о стыдливости и целомудрии. Пресвятая Богородица никогда не позволяла Себе оставаться незанятой, но на всякое время и час Она пребывала в молитве, занимаясь рукоделием либо чтением Священного Писания. Поступайте так – и Божия благодать сохранит вас от нечистоты. Если же худая мысль и приразится уму вашему, не вступайте в собеседование с нею, а скажите лишь: “Предложение твое – на главу твою, враже! Матерь Божия, помоги мне”. Тотчас вслед за сим читайте со вниманием и умилением:
БОГОРОДИЦЕ ДЕВО, РАДУЙСЯ, БЛАГОДАТНАЯ МАРИЕ, ГОСПОДЬ С ТОБОЮ. БЛАГОСЛОВЕННА ТЫ В ЖЕНАХ И БЛАГОСЛОВЕН ПЛОД ЧРЕВА ТВОЕГО, ЯКО СПАСА РОДИЛА ЕСИ ДУШ НАШИХ!
Эта молитва научит вас быть друг ко другу добрыми, сострадательными… Прощайте друг друга, как и Бог во Христе простил вас”.
#Протоиерей #АртемийВладимиров
Отрывок из книги "Моя первая исповедь" https://vk.com/batushkainfo

Комментарии

Комментариев нет.