Институт проблем Причерноморского региона
21 апр

Польские фермеры, протестующие против поставок сельхозпродукции с Украины, возобновили блокаду двух погранпереходов на польско-украинской границе.

Акция протеста в Медыке и Корчовой возобновилась 18 апреля. План протестующих в том, чтобы пропускать по одному грузовику в час. Свободно могут проехать легковые машины и автобусы.
«Мы постоянно ждем переговоров с правительством. Подписанные в Ясенке договоренности с властями не выполняются. Мы ждем обещанного распоряжения о доплатах на зерно», — сказал один из организаторов протестов Роман Кондрув.
Продолжается блокада переходов в Дорохуске и Хребенном. Нет ограничений для движения на КПП в Долгобычове и Зосине. Там фермеры решили, что не могут пожертвовать посевной, и ушли работать в поле, не исключая, что протесты и блокады возобновятся.
В марте в Ясенке власти пообещали фермерам ограничить поставки сельхозпродукции с Украины и ввести правительственные доплаты аграриям.
Общепольский протест фермеров начался 9 февраля. Аграрии в Польше протестуют по всей стране, перекрывая дороги и подъезды к пунктам пропуска на границе с Украиной. На пограничных переходах уже несколько раз неизвестные высыпали зерно из украинских грузовиков и железнодорожных вагонов.
Основными требованиями протестующих является прекращение ввоза в Польшу сельскохозяйственной продукции с Украины и отказ от экологических планов Евросоюза, которые предполагают достижение нулевых выбросов в атмосферу к 2050 году.
Польско-украинские отношения существенно осложнились из-за эмбарго в отношении украинского зерна. Европейская комиссия 15 сентября 2023 года решила не продлевать ограничения на ввоз четырех наименований сельхозпродукции Украины в несколько приграничных стран ЕС, но обязала Киев ввести меры по контролю над экспортом. После этого власти Словакии, Венгрии и Польши объявили, что продлевают запрет в одностороннем порядке. Украина в связи с этим обратилась с жалобой в ВТО. В ответ три страны ЕС заявили, что будут бойкотировать заседания координационной платформы по украинскому зерну.
Проблемы Польши и Украины, а также польского аграрного сектора экономики благоприятно сказываются на Причерноморском регионе. Молдова и Румыния нарастили объемы транзита украинских товаров. Также появилась информация о делении «Укрнафта» купить дунайский порт Джурджулешты. Для аудитории порт принадлежит Молдове, а фактически его собственником является один из главных кредиторов страны Европейской банк реконструкции и развития.
Молдова уже отчиталась о росте экономических показателей связанных с украинским транзитом. Другие показатели страны в пределах статистической погрешности или ушли в минус. Также Молдову обвиняют в договорённостях с иностранными партнёрами о получении кредитов на покупку вооружений в целях передачи в дар Украине. Схема для самой Молдовы – грабительская, но властей ничего не смущает.
Немалая часть транзита проходит через территорию пророссийского Приднестровья. Соответствующие договоренности способствовали практической деэскалации отношении Тирасполя и Киева, хотя публично украинские спикеры продолжают делать жесткие заявления.
В Причерноморском регионе сложилась хрупкое равновесие, когда каждый нуждается в своем соседе и партнёре. При этом остро нахватает стабильности, основанной на двусторонних контактах и хотя бы личных договорённостей. Прозападные власти Молдовы продолжают парализовать молдо-приднестровские переговоры. Такая политика в текущих условиях – это основа нестабильности. Фактически Молдова, контролируемая извне, становится еще одним фактором региональной нестабильности.
Тактические – это условия для ухудшения положения Приднестровья. Стратегически – это путь к утрате левобережья Днестра, потому что никаких практических реитеграционных решений у Кишиневе нет. Молдо-приднестровское урегулирование для Кишинева – это затянувшееся расставание супругов, которые по определению не могут быть вместе…

Комментарии

Комментариев нет.