Женский костюм Изменения в социальном положении замужней женщины (келіншек) отмечается изменением прически, головного убора, украшений. Девичий головной убор бөрік (шапочка, отороченная мехом выдры, с перьями филина на макушке) сменяется свадебным головным убором сәукеле – высокой шапкой в форме усеченного конуса, богато украшенной серебром, жемчугом, раковинами каури и т. п. Нередко стоимость такого головного убора достигала цены нескольких хороших лошадей. Перед первым надеванием сәукеле выполнялся следующий обряд: «Головной убор невесты надевает какая-нибудь женщина и является к жениху получать подарок, халат или рубашку, за уступку этого головного убора невесте». Этот вид свадебного выкупа назывался сәукеленің байғазысы(«плата за показ сәукеле»). Молодуха надевала сәукеле не только на свадьбе, но и до рождения первого ребенка (во время приема гостей, при перекочевке и т. п.). Повседневным же головным убором молодой замужней женщины был желек – шаль. Эти головные уборы (сәукеле и желек) молодой замужней женщины были атрибутами костюма, символизировавшими переходный период в жизни женщины – от девичества к материнству. В первые месяцы беременности, когда молодой женщине уже считалось неприличным ходить в наряде молодухи, устраивалось небольшое обрядовое угощение по поводу надевания первого кимешек. «Кимешек» – головной убор замужней женщины, детали которого постепенно менялись в зависимости от возраста. Он обычно состоял из двух частей: нижней – собственно кимешек и верхней в виде тюрбана, наматываемого поверх кимешека. Обе части шились из белой ткани. Как отмечается исследователями казахского костюма, наиболее нарядным был кимешек, впервые надеваемый молодой женщиной после свадебного головного убора. Лицевой вырез украшался вышивкой, канителью, серебряными бляшками, кораллом, бисером и т. п. Надевание первого кимешка сопровождалось женской гостевой трапезой. Устраивала его свекровь, приглашались пожилые женщины из аула мужа. Одна из них надевала молодухе кимешек, за то что получала подарок от свекрови. Следует также отметить, что данный вид головного убора имел свои региональные особенности. Традиционные нормы предписывали молодухе первое время стесняться своего нового положения перед ее кровными родственниками – төркін. В первое посещение после свадьбы аула родителей (төркіндеп бару) она надевает платок замужней женщины. По нашим полевым материалам из Центрального Казахстана, первое посещение молодухой родительского аула сопровождалось следующим шуточным ритуалом. Молодуха стеснялась показываться перед своими родственниками в кимешеке. Молодые мужчины, сверстники женщины, «силой» заставляли ее надеть кимешек: держа ее руки за спиной, выводили ее к төркін и просили у них подарок – байғазы (в данном случае за показ молодухи в новом головном уборе). Обряд носил характер шуточной борьбы между сверстниками, молодыми мужчинами и молодухой. В этот возрастной период особенно отмечается связь костюма с символикой плодородия, способностью к деторождению, началом репродуктивного периода. В одежде девушек и молодых женщин преобладал красный цвет. Это отмечено и в казахской пословице Қыздың көзі қызылда («глаза девушки устремлены на красное»). В костюме казахской женщины после рождения двух-трех детей, красный цвет уступал место более спокойным тонам. Охранную функцию в казахском женском костюме выполняют украшения из серебра и полудрагоценных камней (бирюза, кораллы, сердолик и пр.) Существовал запрет меняться одеждой или надевать одежду нерожавшей или бесплодной женщины, напротив, бездетные женщины выпрашивали какую-либо одежду (киім алу) многодетной женщины, надеясь таким образом получить способность к деторождению. В некоторых районах Казахстана, преимущественно южных, небольшим праздником отмечалось и первое надевание белшалғыш – несшитой спереди юбки, являвшейся одеждой только замужних женщин. Впервые надевала его женщина, родившая трех или четырех детей. Если женщина, родившая трех или четырех детей. Если женщина сама не устраивала угощение по поводу первого надевания белшалғыш, на этом настаивали абысын – старшие невестки, т.е. проведение этого угощения считалось обязательным. На праздник приглашали близких родственниц мужа, соседок, а также родственниц женщины, надевающей белшалғыш. Приглашенные приносили с собой подарки – серебряные украшения, платки, отрезки тканей и гостинцы – құрт (сухой сыр), баурсаки и т.п. Вручая подарки, женщины произносили благопожелания: «Пусть будет долгой твоя жизнь, пусть будет спокойна твоя душа, да увидишь ты радость от одетой на себя одежды. Будь счастлива!» Характерно то, что в отличие от празднования первого надевания кимешека, которое устраивала свекровь, надевание белшалғыш справляла сама женщина, выступающая уже как полноправная хозяйка. У женщин старше 50-55 лет (бәйбіше) максимально упрощается ювелирный комплекс: спарываются украшения с лицевого выреза кимешек, раздаются серебряные украшения. Браслеты, как правило, передают старшей дочери. Изменяется цветовая гамма костюма, преобладает белый цвет для головного убора и спокойные однотонные тона для костюма. Эта традиция также характерна для широкого круга тюрских народов. Нурила Шакенова На фото: Невестка в окружении женщин. Конец XIX века.
EXCLUSIVE KZ
Традиционная одежда казахов.
Женский костюм
Изменения в социальном положении замужней женщины (келіншек) отмечается изменением прически, головного убора, украшений. Девичий головной убор бөрік (шапочка, отороченная мехом выдры, с перьями филина на макушке) сменяется свадебным головным убором сәукеле – высокой шапкой в форме усеченного конуса, богато украшенной серебром, жемчугом, раковинами каури и т. п. Нередко стоимость такого головного убора достигала цены нескольких хороших лошадей. Перед первым надеванием сәукеле выполнялся следующий обряд: «Головной убор невесты надевает какая-нибудь женщина и является к жениху получать подарок, халат или рубашку, за уступку этого головного убора невесте». Этот вид свадебного выкупа назывался сәукеленің байғазысы(«плата за показ сәукеле»). Молодуха надевала сәукеле не только на свадьбе, но и до рождения первого ребенка (во время приема гостей, при перекочевке и т. п.).
Повседневным же головным убором молодой замужней женщины был желек – шаль. Эти головные уборы (сәукеле и желек) молодой замужней женщины были атрибутами костюма, символизировавшими переходный период в жизни женщины – от девичества к материнству.
В первые месяцы беременности, когда молодой женщине уже считалось неприличным ходить в наряде молодухи, устраивалось небольшое обрядовое угощение по поводу надевания первого кимешек. «Кимешек» – головной убор замужней женщины, детали которого постепенно менялись в зависимости от возраста. Он обычно состоял из двух частей: нижней – собственно кимешек и верхней в виде тюрбана, наматываемого поверх кимешека. Обе части шились из белой ткани. Как отмечается исследователями казахского костюма, наиболее нарядным был кимешек, впервые надеваемый молодой женщиной после свадебного головного убора. Лицевой вырез украшался вышивкой, канителью, серебряными бляшками, кораллом, бисером и т. п. Надевание первого кимешка сопровождалось женской гостевой трапезой. Устраивала его свекровь, приглашались пожилые женщины из аула мужа. Одна из них надевала молодухе кимешек, за то что получала подарок от свекрови. Следует также отметить, что данный вид головного убора имел свои региональные особенности.
Традиционные нормы предписывали молодухе первое время стесняться своего нового положения перед ее кровными родственниками – төркін. В первое посещение после свадьбы аула родителей (төркіндеп бару) она надевает платок замужней женщины. По нашим полевым материалам из Центрального Казахстана, первое посещение молодухой родительского аула сопровождалось следующим шуточным ритуалом. Молодуха стеснялась показываться перед своими родственниками в кимешеке. Молодые мужчины, сверстники женщины, «силой» заставляли ее надеть кимешек: держа ее руки за спиной, выводили ее к төркін и просили у них подарок – байғазы (в данном случае за показ молодухи в новом головном уборе). Обряд носил характер шуточной борьбы между сверстниками, молодыми мужчинами и молодухой.
В этот возрастной период особенно отмечается связь костюма с символикой плодородия, способностью к деторождению, началом репродуктивного периода. В одежде девушек и молодых женщин преобладал красный цвет. Это отмечено и в казахской пословице Қыздың көзі қызылда («глаза девушки устремлены на красное»). В костюме казахской женщины после рождения двух-трех детей, красный цвет уступал место более спокойным тонам.
Охранную функцию в казахском женском костюме выполняют украшения из серебра и полудрагоценных камней (бирюза, кораллы, сердолик и пр.) Существовал запрет меняться одеждой или надевать одежду нерожавшей или бесплодной женщины, напротив, бездетные женщины выпрашивали какую-либо одежду (киім алу) многодетной женщины, надеясь таким образом получить способность к деторождению.
В некоторых районах Казахстана, преимущественно южных, небольшим праздником отмечалось и первое надевание белшалғыш – несшитой спереди юбки, являвшейся одеждой только замужних женщин.
Впервые надевала его женщина, родившая трех или четырех детей. Если женщина, родившая трех или четырех детей. Если женщина сама не устраивала угощение по поводу первого надевания белшалғыш, на этом настаивали абысын – старшие невестки, т.е. проведение этого угощения считалось обязательным. На праздник приглашали близких родственниц мужа, соседок, а также родственниц женщины, надевающей белшалғыш. Приглашенные приносили с собой подарки – серебряные украшения, платки, отрезки тканей и гостинцы – құрт (сухой сыр), баурсаки и т.п. Вручая подарки, женщины произносили благопожелания: «Пусть будет долгой твоя жизнь, пусть будет спокойна твоя душа, да увидишь ты радость от одетой на себя одежды. Будь счастлива!»
Характерно то, что в отличие от празднования первого надевания кимешека, которое устраивала свекровь, надевание белшалғыш справляла сама женщина, выступающая уже как полноправная хозяйка.
У женщин старше 50-55 лет (бәйбіше) максимально упрощается ювелирный комплекс: спарываются украшения с лицевого выреза кимешек, раздаются серебряные украшения. Браслеты, как правило, передают старшей дочери. Изменяется цветовая гамма костюма, преобладает белый цвет для головного убора и спокойные однотонные тона для костюма. Эта традиция также характерна для широкого круга тюрских народов.
Нурила Шакенова
На фото: Невестка в окружении женщин. Конец XIX века.