«Личный пилот» Ельцина о том, как отказался от Лондона и отправился в Афганистан

Из биографии экс-начальника Уральского управления гражданской авиации (1982-1988 гг.) Леонида Панченко получился бы отличный сценарий для полнометражного фильма. Родился в украинском селе. В годы войны вместе с семьей был эвакуирован в Нижний Тагил. В 14 лет поступил в ремесленное училище. Не от большого желания – голод вынудил (учащимся выдавали по 700 грамм хлеба). После пошел электриком в один из цехов Уралвагонзавода. Мириться с таким укладом жизни не стал. В 17 лет уехал в Свердловск поступать в летное училище – детская мечта.

Через восемь лет он уже не только самый молодой командир корабля ИЛ-18 в СССР, но и пилот 1 класса. Программа «Время» снимает про него сюжет. А Ельцин отказывается летать с кем-то, кроме него. Сегодня Леониду Александровичу 86 лет. Он единственный в стране летчик, у которого имеется звание заслуженного пилота СССР и сертификат за заслуги перед ИКАО (структура при ООН). Мы встретились с ним накануне Дня Воздушного флота России и попросили рассказать свою историю
- Леонид Александрович, в советское время вас называли личным пилотом Ельцина. С чего началась эта история?

- Это был 1976 год. Тогда только начали эксплуатировать самолеты ТУ-154. Неприятная особенность этих машин заключалась в том, что при включении автопилота из-за изменения центровки создавалось ощущение наскока на бревно. Пассажиры пугались. Но я научился избегать этого.

И вот однажды со мной из Свердловска в Москву полетел Ельцин вместе с женой. Он весь полет был занят документами. А Наина Иосифовна заметила, что перелет прошел необычно спокойно. В итоге она попросила Бориса Николаевича, чтобы из столицы их забрал я. Он договорился. Так мы пролетали 10 лет. Даже когда я стал начальником управления он меня не отпускал.

- Как готовили рейс, на котором летел первый секретарь Свердловского обкома КПСС?

- Такому рейсу присваивалась литера «К» (рейс особой важности). Самолет обязательно ставили на стоянку рядом с депутатской комнатой (в Кольцово – это была стоянка №8, а в Домодедово – №13).
- У Ельцина были какие-нибудь особые привилегии на борту?

- Он был весьма высокий мужчина и у него болел позвоночник. Ютиться в салоне ему было непросто. Поэтому в какой-то момент наш начальник управления предложил убирать первый ряд кресел из самолета, чтобы Ельцин мог комфортно вытянуть ноги. Так продолжалось несколько лет. Но однажды авиатехники в московском аэропорту Домодедово отказались отвинчивать кресла. Ельцин поднялся на борт и увидел, что первый ряд на месте. Он сразу ко мне в кабину и говорит: «Леонид Александрович, я не понял…». Я отвечаю: «Борис Николаевич, я вам в Свердловске все объясню». Он опять: «Леонид Александрович, я не понял!». Нужно было уже вылетать, поэтому наши профессиональные бортпроводницы быстро разрядили обстановку и проводили на его на место. По прилету я понял, что попал в опалу.

- Чем в итоге закончилась история?

- Позже он перебрался на работу в Москву и уже летал на московских самолетах. Однажды он прилетел в Кольцово, мы его встречали. Я стоял в самом конце шеренги. Он подошел ко мне и долго не выпускал мою руку. «Леонид Александрович, настоящую цену вашему мастерству я понял только в Испании, где частный летчик, который повез меня из Мадрида так приложил самолет, что мне поломало позвоночник», - сказал он. Позже прислал мне благодарственное письмо.
- Вы один из первых советских летчиков, кого пригласили на работу в Международную организацию гражданской авиации (структура при ООН – прим. Ред.). Вы должны были лететь в качестве пилота-инструктора в Лондон, но отказались. Почему?

- Я уже готовился к командировке, но кто-то поинтересовался, а куда я дену сына? Он у меня как раз тогда 6 класс заканчивал. А в Англии при посольстве оказалось только 4 класса. Расставаться с женой и ребенком мне не хотелось. Поэтому я написал отказ. Разразился большой скандал. Меня чуть не уволили. Благо, помогли хорошие люди. В итоге меня с семьей отправили в другую командировку – в Афганистан.

- Чем вы там занимались?

- Готовил к самостоятельным полетам афганские экипажи ЯК-40. По контракту должен был подготовить одного шеф-пилота, но в итоге подготовил ещё трех летчиков. Они на меня смотрели как на бога. Дело в том, что их авиакомпания из-за низкого уровня подготовки летчиков могла выполнять только внутренние рейсы на канадских самолетах. Летали только днем в хороших метеоусловиях. Освоение ЯК-40 позволило им полететь за границу: в Иран, Пакистан и так далее. А это уже совсем другая прибыль.
- Чем вам запомнились местные жители?

- Военную тайну они умеют хранить ровно 20 минут. Потом обязательно нужно с кем-то поделиться.

- Сколько зарабатывали?

- Две тысячи долларов в месяц. Зарплата делилась на три части. Одна переправлялась в Chemical Bank. По возвращении в СССР их можно было обналичить. Вторая часть выдавалась в рублях, третья в валюте страны пребывания.

- Что купили, когда вернулись?

- Смешная история. За три года до командировки я купил ГАЗ-21. Уже в Афганистане я поинтересовался у жены, ничего если по возвращении мы не будем менять автомобиль. Она сказала, что наша машина ей нравится. В итоге мы решили с ней, что будем жить в командировке по принципу «не скупись». Покупали самые лучшие деликатесы, вплоть до копченых устриц. А когда вернулись в Кольцово пошли сплетни, мол, чего это я новую машину не покупаю? Мне они до того надоели, что я продал ГАЗ-21, немного добавил и взял ГАЗ-24.
- Вы досрочно прервали командировку. Почему?

- В одну из вечерних семейных прогулок мы вдруг услышали крик журавлей. Прямо как дома. Жена с ребенком заплакали. Я тогда подумал, чего их мучать? Условия контракта я перевыполнил. В итоге написал рапорт на пять месяцев раньше.

- В 1982 году вы были назначены на должность начальника Уральского управления гражданской авиации. А 1988 году в возрасте 55 лет по собственному желанию ушли на пенсию. Почему?

- Причина – неизлечимая болезнь любимой жены Галины. Я решил согласится с рекомендацией врачей и увезти ее деревню. Приобрел небольшой участок в Верхней Сысерти, построил дом, в котором живу 30 лет. Жены уже не стало. Каждый день я совершаю 7-километровые пешие прогулки. Для местных жителей я этакая достопримечательность.

- У вас густая борода. А летчики должны быть всегда гладковыбритыми. Отошли от традиции?

- Бороду я опустил по настоянию жены после выхода на пенсию. Чтобы меня на летную работу никто и никогда не принял (смеется).

Комментарии

Комментариев нет.