Слоги слияния: справочные таблицы для всех согласных
В статье и таблицах представлен материал, который может быть использован: 1) для обучения чтению; 2) для выявления пробелов в знаниях и навыках; 3) для корректировки ошибочных навыков; 4) для развития навыка определения мягкости-твердости согласных и правильного подбора гласных; 5) для усвоения некоторых правил русского языка (ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ и др.) В статье обобщен практический опыт обучения чтению и звуко-буквенному анализу дошкольников педагога-психолога Воробьевой Н.Ф.
Комментарии к использованию таблиц:
1. До использования таблиц взрослый должен помочь ребенку выучить все гласные, структурированные следующим образом (читать по столбцам): А О У Ы Э Я Ё Ю И Е 2. За занятие рекомендуется читать выборочно по 2 таблицы для согласных, не являющихся всегда твердыми и 1 таблицу из 3 для согласных, всегда являющихся твердыми (Ж, Ш, Ц)
Возможные варианты: вариант 1: Б, В, Ж вариант 2: Г, Д, Ш вариант 3: З, К, Ц вариант 4: Л, М, Ж вариант 5: Н, П, Ш вариант 6: Р, С, Ц вариант 7: Т, Ф, Ж вариант 8: Х, Ч, Ш вариант 9: Щ, Й, Ц
3. Желательно, чтобы узнавание и чтение слогов-слияний доводилось до автоматизма.
4. Редко встречающиеся слоги-слияния выделены мелким шрифтом.
5. Для восполнения пробелов в обучении чтению или корректировки неадекватных навыков может быть достаточно чтения лишь некоторых соответствующих решаемой проблеме таблиц. Например, ребенок пытается смягчить (произносить мягко) те согласные, которые всегда остаются твердыми. Значит ребенку в этом случае достаточно чтения таблиц для букв Ж, Ш, Ц.
6. Привычка читать твердые и мягкие согласные парами (например, ТА-ТЯ, ТО-ТЁ, ТУ-ТЮ и т. д.) может помочь ребенку в дальнейшем делать правильный подбор букв и легко различать мягкие и твердые согласные при переходе от звука к букве.
Слоги слияния: справочные таблицы для всех согласных
В статье и таблицах представлен материал, который может быть использован:
1) для обучения чтению;
2) для выявления пробелов в знаниях и навыках;
3) для корректировки ошибочных навыков;
4) для развития навыка определения мягкости-твердости согласных и правильного подбора гласных;
5) для усвоения некоторых правил русского языка (ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ и др.)
В статье обобщен практический опыт обучения чтению и звуко-буквенному анализу дошкольников педагога-психолога Воробьевой Н.Ф.
1. До использования таблиц взрослый должен помочь ребенку выучить все гласные, структурированные следующим образом (читать по столбцам):
А О У Ы Э
Я Ё Ю И Е
2. За занятие рекомендуется читать выборочно по 2 таблицы для согласных, не являющихся всегда твердыми и 1 таблицу из 3 для согласных, всегда являющихся твердыми (Ж, Ш, Ц)
Возможные варианты:
вариант 1: Б, В, Ж
вариант 2: Г, Д, Ш
вариант 3: З, К, Ц
вариант 4: Л, М, Ж
вариант 5: Н, П, Ш
вариант 6: Р, С, Ц
вариант 7: Т, Ф, Ж
вариант 8: Х, Ч, Ш
вариант 9: Щ, Й, Ц
3. Желательно, чтобы узнавание и чтение слогов-слияний доводилось до автоматизма.
4. Редко встречающиеся слоги-слияния выделены мелким шрифтом.
5. Для восполнения пробелов в обучении чтению или корректировки неадекватных навыков может быть достаточно чтения лишь некоторых соответствующих решаемой проблеме таблиц. Например, ребенок пытается смягчить (произносить мягко) те согласные, которые всегда остаются твердыми. Значит ребенку в этом случае достаточно чтения таблиц для букв Ж, Ш, Ц.
6. Привычка читать твердые и мягкие согласные парами (например, ТА-ТЯ, ТО-ТЁ, ТУ-ТЮ и т. д.) может помочь ребенку в дальнейшем делать правильный подбор букв и легко различать мягкие и твердые согласные при переходе от звука к букве.
Таблица 1 (Б).