САМЫЙ БОЛЕЗНЕННЫЙ ВОПРОС - НАЦИОНАЛЬНЫЙ.

часть 21.
Предусмотрено этим Постановлением СНК и ЦК от 13 марта 1938 года было всё до мелочей - по кадрам, по методическим материалам, по ответственности. Программа изучения русского языка в национальных школах – 4-5 часов в неделю, в зависимости от класса. Это много, реально много. В два раза больше, чем отводилось на изучение иностранных языков. И всё – в срочном порядке, нужно было преодолеть отставание, допущенное благодаря тому, что на проблему долгое время в республиках почти не обращали внимания. А в наше время там плачутся по «невинно загубленным» в ходе репрессий 37-38 годов. Вот вам эти – невиноватые, благодаря которым даже во время Великой Отечественной войны призыв из некоторых национальных республик был весьма ограниченным, а призванный контингент по воспоминаниям ветеранов часто оказывался почти бесполезным в боевом отношении. Были среди народов национальных республик Средней Азии и герои, много солдат этих национальностей отважно воевали, но были и целые подразделения, которыми управлять в бою было невозможно. И это не вина нации, это беда. Упущенное время в изучении русского языка за три предвоенных года преодолеть было нереально.
А после смерти Сталина ситуация начала если не ухудшаться, то и не улучшаться. Особо показательна в этом смысле ситуация с командными кадрами СА и ВМФ. Исходя из численности населения Республик СССР, значительную часть офицеров должны были составлять выходцы из национальных республик, если не половину офицерского корпуса, то уж никак не менее трети. Но среди офицеров представителей кавказских республик, среднеазиатских и особенно прибалтийских были буквально единицы в дивизиях и полках.
Мой товарищ по службе, командир отдельной батареи, Серега Кузьмин, заканчивал Тбилисское высшее командное артиллерийское училище. Я как-то у него спросил: сколько грузин у вас в училище училось? Серега только рассмеялся.
И это не потому, что военная служба для парней из Республик была непривлекательной, в армии без хорошего знания русского языка офицеру делать было нечего. Недостаток выпускников средних школ, уверенно владеющих языком – нет и абитуриентов этих национальностей.
В народном хозяйстве ситуация становилась тоже неблагополучной. Нет нормального знания русского языка – нет и нормально подготовленных национальных кадров. Хотя, в СССР на их подготовку как будто бы обращалось особое внимание, представители национальных Республик пользовались значительными преференциями при поступлении и в ВУЗы РСФСР. Но что это за кадры были!
Мы, студенты-медики, спрашивали у ребят из Азербайджана и Узбекистана, учившихся с нами:
- А как вы врачами работать будете?
- А мы будем заведующими и главными врачами, лечить русские будут.
И если бы эта проблема затрагивала только Союзные Республики! У нас в сельхозинституте на ветеринарном факультете училась большая группа якутов, ПСХИ готовил кадры для животноводства Якутии. Я точно не помню, сколько их у нас на курсе было, но не меньше десяти человек. Из всей группы якутов нормально учился один Максим Слепцов, потому что он один знал русский язык. Остальные с огромным трудом владели им даже на уровне бытового общения, они и жили отдельной от нас компанией, они языком были от нас отгорожены. Преподаватели просто закрывали глаза на то, что они практически не знали учебного материала и ставили им оценки, переводя с курса на курс, также они государственные экзамены сдавали. И такое отношение было к национальным кадрам во всех ВУЗах РСФСР даже.
Такое положение привело к массовому явлению, когда в Республиках начальниками предприятий, организаций и учреждений были национальные кадры, а заместителями у них – русские специалисты, те, кто реально работал, потому что подготовка кадров национальных специалистов – ниже плинтуса.
А в армии все офицеры с тревогой наблюдали, что каждый следующий призыв из Республик знает русский язык хуже предыдущего. К тому времени, когда я служил срочную, призывники из Средней Азии и, особенно, из Прибалтики были уже стопроцентными иностранцами. Ни бельмеса.
Какие Республики позже всех вошли в состав СССР, где были самые большие проблемы с общесоюзным языком? Прибалтика? Вот они первыми и выпали из Союза.
Фактически, процесс формирования социалистических наций СССР из буржуазных наций Российской Империи, в котором одним из связующих нации звеном служил русский язык, был остановлен и начались обратные тенденции, приведшие к формированию на осколках СССР полноценных буржуазных наций. А провозглашенное при Брежневе, что сформировалась единая общность – советский народ, это такая же дурилка, как и развитой социализм.
«Экономная экономика» привела к тому, что советские люди клюнули на приманку «рыночных реформ», а политика в национальном вопросе, особенно в вопросе языка, развела республики по национальным квартирам.
Еще в 1929 году Сталин писал:
«Было бы ошибочно думать, что первый этап периода всемирной диктатуры пролетариата будет началом отмирания наций и национальных языков, началом складывания единого общего языка. Наоборот, первый этап, в течение которого будет окончательно ликвидирован национальный гнёт,- будет этапом роста и расцвета ранее угнетённых наций и национальных языков, этапом утверждения равноправия наций, этапом ликвидации взаимного национального недоверия, этапом налаживания и укрепления интернациональных связей между нациями.
Только на втором этапе периода всемирной диктатуры пролетариата, по мере того как будет складываться единое мировое социалистическое хозяйство, - вместо мирового капиталистического хозяйства, -только на этом этапе начнёт складываться нечто вроде общего языка, ибо только на этом этапе почувствуют нации необходимость иметь наряду со своими национальными языками один общий межнациональный язык,- для удобства сношений и удобства экономического, культурного и политического сотрудничества. Стало быть, на этом этапе национальные языки и общий межнациональный язык будут существовать параллельно…»
Советская Армия была отпечатком, зеркалом того, что происходило с национальным вопросом во всем СССР. Нет общего языка и армия, ее солдатский и сержантский состав, раскололась на враждующие между собой землячества. Останови развитие чего-то и процесс пойдет в обратную сторону. Остановилось развитие наций в СССР на этапе утверждения равноправия наций, не пошло дальше в сторону общего языка, который сближал нации – всё вернулось вспять. И сепаратизм прибалтийских губерний, и армяно-азербайджанская резня, и вражда на Кавказе всех со всеми, и русские угнетатели-оккупанты… – всё повторилось. И даже дальше – вплоть до государственного обособления…
Пëтр Балаев

Комментарии

Комментариев нет.