Отклик на поэму Лоры Анатольевны Лавровой

"Бронзовый солдат"
«Старый альбом»
Ученицы 6 класса
Хмелевицкой средней школы
Сусловой Анны.
В нашем доме бережно хранятся старые альбомы с фотографиями. Когда собирается наша большая семья, эти большие и тяжёлые фотоальбомы обязательно достаются с полки, начинаются увлекательные повествования историй, связанных со старыми фотографиями. А бабушка особенно бережно хранит небольшой самый старый альбом, иногда рассматривает его в свободное от домашних хлопот время. Что же в нём особенного? Тёмно-коричневая кожаная обложка или пожелтевшие от времени страницы? Нет. Фотографии – главная ценность этого альбома. Любая фотография передаёт часть истории. Часть судьбы человека, семьи или даже страны. История страны тесно связана с судьбой её народа, который жил в ней, трудился, создавал культуру, отстаивал свободу своей страны, будущее своих детей.
Передо мной лежат чёрно-белые фотографии. О чём они могут рассказать? «Практически о целой жизни», - сказала бабушка.
Я очень удивилась и обратилась к ней с расспросами о самой старой фотографии, на которой чернилами выведена дата: 1936 год. На ней – шесть девочек, примерно моего возраста. «Кто это?» - спросила я у бабушки. – «Это я, - бабушка показала на девочку, сидевшую справа в переднем ряду. – И мои подружки». Я очень удивилась. Представить мою любимую бабушку двенадцатилетней девчонкой, по меньшей мере, странно. Бабушка словно бы и родилась такой, какой я её знаю: с добрыми светло-серыми глазами, с серебристыми от седины волосами и морщинками на приветливом лице. А с фотографии на меня смотрела не седовласая мудрая старушка, а хрупкая серьёзная девочка.
Моя бабушка Екатерина Максимовна начала свой рассказ: «Родилась я в деревне Можаи, что недалеко от города Яранска. Возможно, эта деревня не сохранилась, а я до сих пор вижу её во сне…»
Бабушка росла в большой семье, в которой она была старшим ребёнком. Катя нянчилась с младшими братиками и сестрёнками. Её родители, её бабушка и дедушка, возвращаясь из города, привозили детям сладкие пряники и игрушки: дощечку, на которой курочки клевали зёрнышки (правда, для этого их надо было дергать за нитку), и кукольные головы из папье-маше (к ним пришивали тряпичное тельце, и получались красивые куклы).
С увлечением я слушала рассказ бабушки о её школьных годах. Школа, в которой она училась, находилась в деревне Малая Пиштань. «Это была огромная деревня. А школа та была построена до революции из крупного белого камня. Когда-то она была земской. Школа была двухэтажная: на первом этаже учились дети, а на втором был сельский Совет», - продолжает свой рассказ бабушка. В 1931 году Катя пошла учиться. Ей было семь лет, дети тогда начинали учиться с 8-9 лет. В школу она попала случайно: утром пошли ребята на учёбу, а бабушка побежала за ними. Это было в начале октября. Когда прозвенел звонок, все ребята ушли по классам, а бабушка, тогда босоногая, чумазая девчонка, одна осталась на крыльце. Было холодно, а домой идти одной страшно: путь лежал через поле, до дома было полтора километра. Стоит она, дрожит от страха и холода. Вдруг выходит из класса мальчик, берёт её за руку и говорит, что учительница велела привести Катю в класс. Её посадили за первую парту, а так как девочка уже умела читать и считать до ста, то очень понравилась учительнице, и та разрешила ей ходить в школу. Так девочка начала учиться. И всегда училась хорошо.
В этой школе бабушка закончила три класса, а в четвёртый класс она пошла в Вахтанскую школу, где окончила десять классов.
На снимке девочка с такими же, как у меня, светлыми косичками – моя бабушка. Фотография сделана накануне Великой Отечественной войны, в 1941 году.
«Утром 21 июня 1941 года, возвращаясь всем классом с выпускного вечера, узнали, что началась война. Всех одноклассников-мальчиков взяли в армию, а девочек на трудовой фронт», - вспоминает бабшка. Так как бабушка была несовершеннолетней, её никуда не взяли. При встрече с ней матери одноклассников с упрёком спрашивали: «Катя, а почему ты дома? А наши роют окопы вокруг Горького». Бабушке было стыдно: она не могла всем объяснить, что не подходит по возрасту, и сгорала со стыда от их упрёков. Катя поехала в райком комсомола, в город Шахунью, где ей дали направление на работу старшей пионервожатой в Верховскую семилетнюю школу.
А в конце июня 1942 года Екатерину Елчанинову призвали в ряды Красной Армии.
Сначала её направили в двадцать пятый отдельный радиополк в город Горький, где готовили радиоразведчиков. В ноябре 1942 года роту, в которой служила моя бабушка, отправили в Закавказье. А так как в то время немцы подходили к Кавказу, новобранцев везли через Среднюю Азию. Путь был неблизкий: через Каспийское море они плыли на танкере «Каганович» до города Баку, затем ехали на поезде до города Тбилиси и на машинах добрались до пункта назначения. Там бойцы снова сели за парты. «Тренировались в приёмах на слух азбуки Морзе и в специальной подготовке по профессии. Только в начале 1943 года нам доверили работать самостоятельно», - рассказывает бабушка.
В нашу страну, особенно во время войны, вражеские государства засылали шпионов и диверсантов с разными целями. Перед радистами была поставлена задача: обнаруживать радиопередачи, которыми обменивались засланные шпионы со своим командованием, передавая по радио зашифрованные сведения о нашей армии и промышленности, добытые ими. Радиопередачи надо было записать, а место нахождения вражеских передатчиков запеленговать. Эти сведения передавались в дешифровальный отдел шестого радиодивизиона (шестой дивизион специальной службы войск НКВД). Бабушкин полк по праву называли «снайперы эфира».
Моё внимание привлекли снимки военных лет. Я пристально вглядываюсь в серьёзные, напряжённые, сосредоточенные лица девушек-радисток: ни одного знакомого лица! Хотя вот эта девушка в первом ряду в центре фото чем-то на меня похожа. Это же моя бабушка в годы войны!
Во время службы в армии Екатерину Елчанинову наградили значком «Отличный разведчик», медалями «За оборону Кавказа», «За Победу в Великой Отечественной войне». Бабушка с улыбкой вспоминает: «Пошли мы однажды с подружкой в город. На гимнастёрке - значок «Отличный разведчик». На рынке армянские и грузинские женщины, увидев этот значок, заохали, а одна из женщин даже заплакала, причитая: «Как же такую маленькую в разведку послали?» - и отказалась брать деньги за банку мацони. (Мацони – это как наша ряженка)».
Большинство бабушкиных военных фотографий сделано в 1945-1946 годах. Под снимками этих лет я прочитала названия городов: Агбулах и Тетри Цкаро. Бабушка объяснила мне, что это названия одного города на грузинском и армянском языках. В переводе они означают «белый ключ».
На этих фотоснимках девушки улыбающиеся, весёлые. Это и понятно: война закончилась, наступил долгожданный мир.
После окончания войны, 3 мая 1946 года, Екатерину демобилизовали. Вернувшись домой, она привезла своей маме полученные за службу 8000 рублей и шинель из тонкого сукна горчичного цвета из числа подаренных английской королевой Советской Армии. Шинель перешили на пальто, которое бабушка носила до своей первой учительской зарплаты.
На этой фотографии запечатлена моя бабушка с братом Юрой и сестрёнкой-первоклассницей Ниной первого сентября 1946 года.
Возвратившись на родину, Екатерина Максимовна поступила на работу в Вахтанскую среднюю школу делопроизводителем, а в 1948 году поступила в Семёновский учительский институт. Окончив его в 1950 году, Екатерина Максимовна получила распределение в Большемузянскую семилетнюю школу учителем математики и физики.
Весной 1951 года бабушка вышла замуж за моего дедушку Михаила Романовича, с которым они прожили счастливо многие годы и воспитали четырёх детей. Сейчас у моей бабушки девять внуков и три правнука.
…Я закрываю альбом с бабушкиными фотографиями. Да, верно сказала бабушка, что старые фотографии могут рассказать обо всей жизни человека.
Пожелтевшие от времени снимки рассказали мне о тяжёлых тридцатых годах, о военных буднях бесстрашной девушки Кати, о послевоенной жизни моей бабушки. Со страниц старых фотографий на меня смотрела сама история.

Комментарии

Комментариев нет.