Птицы солнечного сада: Сирин, Алконост, Гамаюн........ ...
Сирин, Алконост, Гамаюн — птицы древнейших легенд и сказаний. О них упоминают русские летописи, их изображения сохранились среди иллюстраций к древним рукописным книгам, на ювелирных изделиях Киевской Руси, в резьбе белокаменных соборов далекой от Киева Владимиро-Суздальской земли (Дмитровский собор во Владимире — 1212 год, Георгиевский собор в Юрьеве-Подольском — 1230 год). Кто они, эти загадочные птицы-девы из Райского или, по-другому, Солнечного Сада, и как они попали в русскую культуру? Птицы-девы не единственные фантастические существа, знакомые славянским верованиям. Им были известны и Кентавр (Китоврас) — человекоконь, стреляющий из лука, Грифон — крылатый лев с головой орла, Дракон — крылатый змей. Все эти чудо-звери связаны с преданиями и искусством Востока. Трудный и долгий путь совершали сказочные образы Востока, прежде чем они попадали на Русь. По Хвалынскому (Каспийскому) морю, а затем по Славянской реке, как восточные купцы тогда называли Волгу, плыли корабли из Индии и Персии, груженые разными товарами, украшенными рисунками, в которых переплетались фантастические травы, цветы, звери и птицы. По притокам Волги, где водой, а где и волоком, отправляли их во все стороны Руси. Кроме Волги, был и второй путь, связывающий Киевскую Русь с Востоком — это путь по Днепру и Черному морю. Шумным и оживленным был порт Корсунь (Херсонес) — близ современного Севастополя. Корсуньские купцы не только держали в своих руках всю торговлю с Востоком, но и рассказывали русским людям о далеких странах, об услышанных там мифах и легендах.
Птица Сирин Си́рин [от греч. seirēn, ср. сирена] — птица-дева. В русских духовных стихах она, спускаясь из рая на землю, зачаровывает людей пением, в западноевропейских легендах — воплощение несчастной души. Происходит от греческих сирен. В славянской мифологии чудесная птица, чье пение разгоняет печаль и тоску; является лишь счастливым людям. Сирин — это одна из райских птиц, даже самое ее название созвучно с названием рая: Ирий. Однако это отнюдь не светлые Алконост и Гамаюн. Сирин — темная птица, темная сила, посланница властелина подземного мира.
Иногда прекрасная птица Сирин встречается в образе настоящей птицы, без всяких человеческих составляющих. Её перья покрывает невидимая масса, символизирующая Стихии. «Крылья ее были белые с голубыми и красными полосами, как карамелька, клюв — нежно-фиолетовый, заостренный, похожий на клинок, а глаза яркие, зеленые, цвета молодой листвы, и мудрые, благосклонные».
Сирин в древнерусском фольклоре — большая, сильная, пестрая дева-птица с большой грудью, строгим лицом и короной на голове. Аналогом и даже скорее всего предшественником русского Сирина являются греческие Сирены, которые волшебным пением увлекал и мореходов, и их корабли гибли в морской пучине. Первым человеком, кто услышал пение Сирен и остался жив, был Одиссей, который залепил своим спутникам уши воском, а себя повелел привязать к мачте. Благополучно мимо острова Сирен прошли и аргонавты, но только лишь потому, что их внимание от «сладкоголосых» отвлек своим пением Орфей. Согласно другому мифу Сирены — морские девы необыкновенной красоты — входили в свиту богини Деметры, которая разгневалась на них за то, что те не помогли ее дочери Персефоне, похищенной Аидом, и наделила их птичьими ногами. Правда, существует еще один вариант этого мифа: Сирены сами просили дать им птичий облик, чтобы им было легче разыскать Персефону.
По описанию древнерусских верований сладкоголосая птица Сирин, как и губительные морские птицы-девы Сирены, своей песней печальною тоже одурманивала путников и увлекала их в царство смерти. В более поздний период эти черты были вытеснены, и русский Сирин был наделен магическими функциями защитного характера, олицетворял красоту, счастье и радость бытия. А носителем несчастий и бед, согласно русской мифологии, считалась фантастическая птица с женским ликом — птица Обида, которая в отличие от Сирина и Алконоста, изображалась с распростертыми крыльями, разгоняющими хорошие, светлые времена. Вестником несчастий был также Див или Птич — гневная птица с раскинутыми крыльями, сидящая на вершине дерева. Старейшими изображениями Сирина в русском искусстве считаются рисунки на ювелирных изделиях Киевской Руси, главным образом на золотых колтах (висячих подвесках или височных кольцах в женском головном уборе) и серебряных браслетах-запястьях. Сохранились изображения Сирина на старинных дверцах шкафа, сундуке, поливном блюде, берестяных шкатулках. Рядом с Сирином зачастую славяне рисовали и другую мифическую птицу — Алконоста.
Славянский магазин
Эзотерические услуги
Кумиры Богов
Славянские обереги
Скандинавские обереги
Обереги и украшения
Славянская одежда
Славянские футболки
Изделия из кожи
Нагайки
Славянские топоры
Предметы быта
Славянские куклы-обереги
Славянские картины
Иван-чай
Акции и благотворительность
Новые участники
Новые обсуждения
Иванов Всеволод Борисович
Вячеслав Александрович Кондрашов, Здравия!...
Иванов Всеволод Борисович
Добрый день! Хотел бы узнать, когда появятся в...
Виталий Сундаков. О...
Да, кстати, сам я родом с Украины, Винницкой и...
Виталий Сундаков. О...
Всё правильно, но как расколдовать, так...
В.А. Чудинов. Вопрос №9....
Обстоятельно и доходчиво!
В.А. Чудинов. Вопрос №9....
Интересно, а если БЫ Петра не подменили, каков...
Перстень с обережным...
Максим, Благодарим за отзыв. Мы рады, что Вам...
Перстень с обережным...
Благодарю за перстень подошёл как родной!добра...
Кумир "Свентовит"
ChertogOR, Доставим, можете оформлять заказ.
Ведическая культура — Славянская культура — Птицы солнечного сада: Сирин, Алконост, Гамаюн
Птицы солнечного сада: Сирин, Алконост, Гамаюн
08.11.2015
1305
0
0
Сирин, Алконост, Гамаюн — птицы древнейших легенд и сказаний. О них упоминают русские летописи, их изображения сохранились среди иллюстраций к древним рукописным книгам, на ювелирных изделиях Киевской Руси, в резьбе белокаменных соборов далекой от Киева Владимиро-Суздальской земли (Дмитровский собор во Владимире — 1212 год, Георгиевский собор в Юрьеве-Подольском — 1230 год). Кто они, эти загадочные птицы-девы из Райского или, по-другому, Солнечного Сада, и как они попали в русскую культуру? Птицы-девы не единственные фантастические существа, знакомые славянским верованиям. Им были известны и Кентавр (Китоврас) — человекоконь, стреляющий из лука, Грифон — крылатый лев с головой орла, Дракон — крылатый змей. Все эти чудо-звери связаны с преданиями и искусством Востока. Трудный и долгий путь совершали сказочные образы Востока, прежде чем они попадали на Русь. По Хвалынскому (Каспийскому) морю, а затем по Славянской реке, как восточные купцы тогда называли Волгу, плыли корабли из Индии и Персии, груженые разными товарами, украшенными рисунками, в которых переплетались фантастические травы, цветы, звери и птицы. По притокам Волги, где водой, а где и волоком, отправляли их во все стороны Руси. Кроме Волги, был и второй путь, связывающий Киевскую Русь с Востоком — это путь по Днепру и Черному морю. Шумным и оживленным был порт Корсунь (Херсонес) — близ современного Севастополя. Корсуньские купцы не только держали в своих руках всю торговлю с Востоком, но и рассказывали русским людям о далеких странах, об услышанных там мифах и легендах.
Сирин и Алконост. Худож. В.Васнецов Птица Сирин Си́рин [от греч. seirēn, ср. сирена] — птица-дева. В русских духовных стихах она, спускаясь из рая на землю, зачаровывает людей пением, в западноевропейских легендах — воплощение несчастной души. Происходит от греческих сирен. В славянской мифологии чудесная птица, чье пение разгоняет печаль и тоску; является лишь счастливым людям. Сирин — это одна из райских птиц, даже самое ее название созвучно с названием рая: Ирий. Однако это отнюдь не светлые Алконост и Гамаюн. Сирин — темная птица, темная сила, посланница властелина подземного мира.
Иногда прекрасная птица Сирин встречается в образе настоящей птицы, без всяких человеческих составляющих. Её перья покрывает невидимая масса, символизирующая Стихии. «Крылья ее были белые с голубыми и красными полосами, как карамелька, клюв — нежно-фиолетовый, заостренный, похожий на клинок, а глаза яркие, зеленые, цвета молодой листвы, и мудрые, благосклонные».
Сирин в древнерусском фольклоре — большая, сильная, пестрая дева-птица с большой грудью, строгим лицом и короной на голове. Аналогом и даже скорее всего предшественником русского Сирина являются греческие Сирены, которые волшебным пением увлекал и мореходов, и их корабли гибли в морской пучине. Первым человеком, кто услышал пение Сирен и остался жив, был Одиссей, который залепил своим спутникам уши воском, а себя повелел привязать к мачте. Благополучно мимо острова Сирен прошли и аргонавты, но только лишь потому, что их внимание от «сладкоголосых» отвлек своим пением Орфей. Согласно другому мифу Сирены — морские девы необыкновенной красоты — входили в свиту богини Деметры, которая разгневалась на них за то, что те не помогли ее дочери Персефоне, похищенной Аидом, и наделила их птичьими ногами. Правда, существует еще один вариант этого мифа: Сирены сами просили дать им птичий облик, чтобы им было легче разыскать Персефону.
Сирин на виноградном дереве 1710г По описанию древнерусских верований сладкоголосая птица Сирин, как и губительные морские птицы-девы Сирены, своей песней печальною тоже одурманивала путников и увлекала их в царство смерти. В более поздний период эти черты были вытеснены, и русский Сирин был наделен магическими функциями защитного характера, олицетворял красоту, счастье и радость бытия. А носителем несчастий и бед, согласно русской мифологии, считалась фантастическая птица с женским ликом — птица Обида, которая в отличие от Сирина и Алконоста, изображалась с распростертыми крыльями, разгоняющими хорошие, светлые времена. Вестником несчастий был также Див или Птич — гневная птица с раскинутыми крыльями, сидящая на вершине дерева. Старейшими изображениями Сирина в русском искусстве считаются рисунки на ювелирных изделиях Киевской Руси, главным образом на золотых колтах (висячих подвесках или височных кольцах в женском головном уборе) и серебряных браслетах-запястьях. Сохранились изображения Сирина на старинных дверцах шкафа, сундуке, поливном блюде, берестяных шкатулках. Рядом с Сирином зачастую славяне рисовали и другую мифическую птицу — Алконоста.
Алканост Птица Алконост Алконо́ст (алконст, алконос) — в русских и византийских средневековых легендах райская птица-дева бога солнца Хорса, приносящая счастье. По сказанию XVII века алконост пребывает близ рая и когда поет, то сам себя не ощущает. Алконост утешает своим пением святых, возвещая им будущую жизнь. Алконост несёт яйца на берегу моря и, погружая их в глубину моря, делает его спокойным на 7 дней. Пение Алконоста настолько прекрасно, что услышавший его забывает обо всём на свете.
Образ Алконоста восходит к греческому мифу об Алкионе, превращённой богами в зимородка. Эта райская сказочная птица стала известна по памятникам древнерусской литературы и лубочным картинкам.
Алконост изображается полуженщиной-полуптицей с большими разноцветными перьями (крыльями), человеческими руками и телом. Девичья голова, осененная короной и ореолом, в который иногда помещена краткая надпись. В руках держит райские цветы или развернутый свиток с объяснительной надписью. Легенда о птице Алконост перекликается с легендой о птице Сирин и даже частично её повторяет. Истоки же этих образов следует искать в мифе о сиренах. Существует подпись под одной из лубочных картинок с её изображением: «Алконост близ рая пребывает, иногда и на Евфрате-реке бывает. Когда в пении глас испущает, тогда и самое себя не ощущает. А кто вблизи тогда будет, тот всё на свете забудет: тогда ум от него отходит, и душа из тела выходит». Сравниться с Алконостом в сладкозвучии может лишь птица Сирин.
Алконост считают ещё и птицей Зари, которая управляет ветрами и погодой. Считается, что на Коляду (в зимнее солнцестояние) Алконост рождает детей на «краю моря», и тогда семь дней стоит безветренная погода. Самое раннее изображение Алконоста находится среди миниатюр и заставок Юрьевского Евангелия 1120-1128 годов — одного из древнейших памятников русской письменности, которое было выполнено в Киеве по заказу Юрьевского монастыря древнего Новгорода. Изображен Алконост с руками и крыльями одновременно и с цветком в руке.
Почему же на столь значимых, дорогих предметах чаще всего можно было увидеть именно птиц-дев — Сирина и Алконоста? Ответ на этот вопрос дают древние языческие верования славян, когда люди поклонялись Природе и ее стихиям: молились солнцу, дождю, ветру, почитали огонь, наделяли защитными свойствами растения, животных и птиц. Среди птиц особым почитанием пользовались Птица-Солнце — сильная птица с распростертыми крыльями и отходящими от нее во все стороны лучами, и Уточка — древнеславянский символ очистительной силы Воды. Считалось, например, что Птица-Солнце и Уточка, соединенные на двух сторонах одного колта, могут защитить женщину от бед. Одновременное сочетание этих двух птиц присутствует и в изображении солнечного бога Хорса. С 988 года новой религией княжеской власти на Руси стало христианство, которое насильно насаждалось среди славян-язычников. Первым шагом к этому было уничтожение языческих богов и запрещение магических изображений на предметах быта и одежде. По приказу князя Владимира при стечении всего народа в Киеве были разрушены все святилища, а Перун и Велес сброшены с крутого берега в Днепр. Та же судьба постигла каменного Перуна на реке Збруч, который в конце прошлого века был найден в осыпях обрывистого берега, а теперь хранится в залах музея в Кракове как редкий и ценнейший памятник старины. Взамен уничтоженных культовых символов христианская церковь обещала народу покровительство нового бога и святых, которые в то время еще были чужды славянам. Но разве можно беспрекословно принять и полюбить «мачеху», когда на твоих глазах под «ее именем и знаменами» произведен такой акт вандализма над твоей «родной матерью»?! Конечно же, нет. Христианская церковь, проявив вероломство и насилие, встретила в ответ сопротивление русичей-язычников и вынуждена была пойти на многие уступки. Церковный календарь был составлен таким образом, что важнейшие христианские праздники по времени совпадали с языческими. Наиболее почитаемыми стали те святые, которые приняли на себя черты языческих божеств. Например, образ великой богини Матери-Земли воплотился в образе Богоматери или Богородицы, Георгий-Победоносец стал олицетворением солнечного бога Хорса и Дажьбога, Илья-пророк соответствовал богу грома и молний Перуну, покровитель скота Власий стал преемником языческого Велеса. Точно так же обстояло дело и с магическими знаками в виде птиц на одежде, предметах быта и украшениях. Образ птицы, начиная с глубокой древности, был настолько привычным талисманом и распро-страненным персонажем славян, что уничтожая эту защитную символику, христианская церковь вынуждена была дать людям новых покровителей в привычном облике. Сирин и Алконост заменили Птицу-Солнце и Уточку, при этом мифические птицы-девы стали изображаться с нимбом или сиянием над головой — признаком святости в христианской религии. Постепенно образ птицы Сирин под влиянием христианских и языческих верований стали считать в народе райским, т.е. божественным, и наделять необыкновенными качествами: яркостью, сиянием, неземной красотой, чудным пением и добротой. Изображение Сирина в русском искусстве получило широкое распространение, оно довольно часто встречается на поверхности различных изделий XIV-XVII веков. Алконост попадается гораздо реже. Возможно с течением времени различия между ними были забыты, и они слились в один образ Сказочной Птицы, в котором, как в символе прекрасного, русский человек видел свою собственную мечту о доброте, красоте и счастье. Наиболее распространенной композицией древнеславянского языческого искусства, связанного с изображением этих двух птиц, является расположение их по двум сторонам одного и того же дерева, ветки или листа. Согласно утверждениям исследователей, это идет от первых легенд о возникновении мира. В одной из них говорится, что среди бескрайних водных просторов, которые были началом всех начал, стояло высокое могучее дерево — скорее всего, это знакомое многим выражение — «на Море-океане, на острове Буяне, стоит Дуб». От двух птиц, свивших на том Дубе гнездо, началась новая жизнь на земле. Древо жизни стало символом всего живого, а охраняющие его две птицы — символом добра, продолжения рода и семейного счастья. Все изображение в целом означало жизнь и благополучие. До начала XX столетия обе птицы-девы часто встречались и на народных лубочных картинках, продававшихся на базарах и ярмарках, на предметах крестьянского обихода, в деревянной резьбе, на расписных прялках и посуде, в рисунках на домотканом холсте, в народной вышивке и кружеве. В настоящее время все это в основном хранится в музеях, но до сих пор в российской деревенской глубинке можно увидеть дома, украшенные резными досками, где среди завивающихся побегов и листьев можно встретить загадочных райских птиц — Сирина и Алконоста.
Вещие птицы, рожденные в глубине веков и сохраненные памятью народа, вдохновили любителя русской старины, художника В. М. Васнецова к созданию картины «Сирин и Алконост. Сказочные птицы, песни радости и печали» (1896 год).
Славянский магазин
Эзотерические услуги
Кумиры Богов
Славянские обереги
Скандинавские обереги
Обереги и украшения
Славянская одежда
Славянские футболки
Изделия из кожи
Нагайки
Славянские топоры
Предметы быта
Славянские куклы-обереги
Славянские картины
Иван-чай
Акции и благотворительность
Новые участники
Новые обсуждения
Иванов Всеволод Борисович
Вячеслав Александрович Кондрашов, Здравия!...
Иванов Всеволод Борисович
Добрый день! Хотел бы узнать, когда появятся в...
Виталий Сундаков. О...
Да, кстати, сам я родом с Украины, Винницкой и...
Виталий Сундаков. О...
Всё правильно, но как расколдовать, так...
В.А. Чудинов. Вопрос №9....
Обстоятельно и доходчиво!
В.А. Чудинов. Вопрос №9....
Интересно, а если БЫ Петра не подменили, каков...
Перстень с обережным...
Максим, Благодарим за отзыв. Мы рады, что Вам...
Перстень с обережным...
Благодарю за перстень подошёл как родной!добра...
Кумир "Свентовит"
ChertogOR, Доставим, можете оформлять заказ.
Ведическая культура — Славянская культура — Птицы солнечного сада: Сирин, Алконост, Гамаюн
Птицы солнечного сада: Сирин, Алконост, Гамаюн
08.11.2015
1305
0
0
Сирин, Алконост, Гамаюн — птицы древнейших легенд и сказаний. О них упоминают русские летописи, их изображения сохранились среди иллюстраций к древним рукописным книгам, на ювелирных изделиях Киевской Руси, в резьбе белокаменных соборов далекой от Киева Владимиро-Суздальской земли (Дмитровский собор во Владимире — 1212 год, Георгиевский собор в Юрьеве-Подольском — 1230 год). Кто они, эти загадочные птицы-девы из Райского или, по-другому, Солнечного Сада, и как они попали в русскую культуру? Птицы-девы не единственные фантастические существа, знакомые славянским верованиям. Им были известны и Кентавр (Китоврас) — человекоконь, стреляющий из лука, Грифон — крылатый лев с головой орла, Дракон — крылатый змей. Все эти чудо-звери связаны с преданиями и искусством Востока. Трудный и долгий путь совершали сказочные образы Востока, прежде чем они попадали на Русь. По Хвалынскому (Каспийскому) морю, а затем по Славянской реке, как восточные купцы тогда называли Волгу, плыли корабли из Индии и Персии, груженые разными товарами, украшенными рисунками, в которых переплетались фантастические травы, цветы, звери и птицы. По притокам Волги, где водой, а где и волоком, отправляли их во все стороны Руси. Кроме Волги, был и второй путь, связывающий Киевскую Русь с Востоком — это путь по Днепру и Черному морю. Шумным и оживленным был порт Корсунь (Херсонес) — близ современного Севастополя. Корсуньские купцы не только держали в своих руках всю торговлю с Востоком, но и рассказывали русским людям о далеких странах, об услышанных там мифах и легендах.
Сирин и Алконост. Худож. В.Васнецов Птица Сирин Си́рин [от греч. seirēn, ср. сирена] — птица-дева. В русских духовных стихах она, спускаясь из рая на землю, зачаровывает людей пением, в западноевропейских легендах — воплощение несчастной души. Происходит от греческих сирен. В славянской мифологии чудесная птица, чье пение разгоняет печаль и тоску; является лишь счастливым людям. Сирин — это одна из райских птиц, даже самое ее название созвучно с названием рая: Ирий. Однако это отнюдь не светлые Алконост и Гамаюн. Сирин — темная птица, темная сила, посланница властелина подземного мира.
Иногда прекрасная птица Сирин встречается в образе настоящей птицы, без всяких человеческих составляющих. Её перья покрывает невидимая масса, символизирующая Стихии. «Крылья ее были белые с голубыми и красными полосами, как карамелька, клюв — нежно-фиолетовый, заостренный, похожий на клинок, а глаза яркие, зеленые, цвета молодой листвы, и мудрые, благосклонные».
Сирин в древнерусском фольклоре — большая, сильная, пестрая дева-птица с большой грудью, строгим лицом и короной на голове. Аналогом и даже скорее всего предшественником русского Сирина являются греческие Сирены, которые волшебным пением увлекал и мореходов, и их корабли гибли в морской пучине. Первым человеком, кто услышал пение Сирен и остался жив, был Одиссей, который залепил своим спутникам уши воском, а себя повелел привязать к мачте. Благополучно мимо острова Сирен прошли и аргонавты, но только лишь потому, что их внимание от «сладкоголосых» отвлек своим пением Орфей. Согласно другому мифу Сирены — морские девы необыкновенной красоты — входили в свиту богини Деметры, которая разгневалась на них за то, что те не помогли ее дочери Персефоне, похищенной Аидом, и наделила их птичьими ногами. Правда, существует еще один вариант этого мифа: Сирены сами просили дать им птичий облик, чтобы им было легче разыскать Персефону.
Сирин на виноградном дереве 1710г По описанию древнерусских верований сладкоголосая птица Сирин, как и губительные морские птицы-девы Сирены, своей песней печальною тоже одурманивала путников и увлекала их в царство смерти. В более поздний период эти черты были вытеснены, и русский Сирин был наделен магическими функциями защитного характера, олицетворял красоту, счастье и радость бытия. А носителем несчастий и бед, согласно русской мифологии, считалась фантастическая птица с женским ликом — птица Обида, которая в отличие от Сирина и Алконоста, изображалась с распростертыми крыльями, разгоняющими хорошие, светлые времена. Вестником несчастий был также Див или Птич — гневная птица с раскинутыми крыльями, сидящая на вершине дерева. Старейшими изображениями Сирина в русском искусстве считаются рисунки на ювелирных изделиях Киевской Руси, главным образом на золотых колтах (висячих подвесках или височных кольцах в женском головном уборе) и серебряных браслетах-запястьях. Сохранились изображения Сирина на старинных дверцах шкафа, сундуке, поливном блюде, берестяных шкатулках. Рядом с Сирином зачастую славяне рисовали и другую мифическую птицу — Алконоста.
Алканост Птица Алконост Алконо́ст (алконст, алконос) — в русских и византийских средневековых легендах райская птица-дева бога солнца Хорса, приносящая счастье. По сказанию XVII века алконост пребывает близ рая и когда поет, то сам себя не ощущает. Алконост утешает своим пением святых, возвещая им будущую жизнь. Алконост несёт яйца на берегу моря и, погружая их в глубину моря, делает его спокойным на 7 дней. Пение Алконоста настолько прекрасно, что услышавший его забывает обо всём на свете.
Образ Алконоста восходит к греческому мифу об Алкионе, превращённой богами в зимородка. Эта райская сказочная птица стала известна по памятникам древнерусской литературы и лубочным картинкам.
Алконост изображается полуженщиной-полуптицей с большими разноцветными перьями (крыльями), человеческими руками и телом. Девичья голова, осененная короной и ореолом, в который иногда помещена краткая надпись. В руках держит райские цветы или развернутый свиток с объяснительной надписью. Легенда о птице Алконост перекликается с легендой о птице Сирин и даже частично её повторяет. Истоки же этих образов следует искать в мифе о сиренах. Существует подпись под одной из лубочных картинок с её изображением: «Алконост близ рая пребывает, иногда и на Евфрате-реке бывает. Когда в пении глас испущает, тогда и самое себя не ощущает. А кто вблизи тогда будет, тот всё на свете забудет: тогда ум от него отходит, и душа из тела выходит». Сравниться с Алконостом в сладкозвучии может лишь птица Сирин.
Алконост считают ещё и птицей Зари, которая управляет ветрами и погодой. Считается, что на Коляду (в зимнее солнцестояние) Алконост рождает детей на «краю моря», и тогда семь дней стоит безветренная погода. Самое раннее изображение Алконоста находится среди миниатюр и заставок Юрьевского Евангелия 1120-1128 годов — одного из древнейших памятников русской письменности, которое было выполнено в Киеве по заказу Юрьевского монастыря древнего Новгорода. Изображен Алконост с руками и крыльями одновременно и с цветком в руке.
Почему же на столь значимых, дорогих предметах чаще всего можно было увидеть именно птиц-дев — Сирина и Алконоста? Ответ на этот вопрос дают древние языческие верования славян, когда люди поклонялись Природе и ее стихиям: молились солнцу, дождю, ветру, почитали огонь, наделяли защитными свойствами растения, животных и птиц. Среди птиц особым почитанием пользовались Птица-Солнце — сильная птица с распростертыми крыльями и отходящими от нее во все стороны лучами, и Уточка — древнеславянский символ очистительной силы Воды. Считалось, например, что Птица-Солнце и Уточка, соединенные на двух сторонах одного колта, могут защитить женщину от бед. Одновременное сочетание этих двух птиц присутствует и в изображении солнечного бога Хорса. С 988 года новой религией княжеской власти на Руси стало христианство, которое насильно насаждалось среди славян-язычников. Первым шагом к этому было уничтожение языческих богов и запрещение магических изображений на предметах быта и одежде. По приказу князя Владимира при стечении всего народа в Киеве были разрушены все святилища, а Перун и Велес сброшены с крутого берега в Днепр. Та же судьба постигла каменного Перуна на реке Збруч, который в конце прошлого века был найден в осыпях обрывистого берега, а теперь хранится в залах музея в Кракове как редкий и ценнейший памятник старины. Взамен уничтоженных культовых символов христианская церковь обещала народу покровительство нового бога и святых, которые в то время еще были чужды славянам. Но разве можно беспрекословно принять и полюбить «мачеху», когда на твоих глазах под «ее именем и знаменами» произведен такой акт вандализма над твоей «родной матерью»?! Конечно же, нет. Христианская церковь, проявив вероломство и насилие, встретила в ответ сопротивление русичей-язычников и вынуждена была пойти на многие уступки. Церковный календарь был составлен таким образом, что важнейшие христианские праздники по времени совпадали с языческими. Наиболее почитаемыми стали те святые, которые приняли на себя черты языческих божеств. Например, образ великой богини Матери-Земли воплотился в образе Богоматери или Богородицы, Георгий-Победоносец стал олицетворением солнечного бога Хорса и Дажьбога, Илья-пророк соответствовал богу грома и молний Перуну, покровитель скота Власий стал преемником языческого Велеса. Точно так же обстояло дело и с магическими знаками в виде птиц на одежде, предметах быта и украшениях. Образ птицы, начиная с глубокой древности, был настолько привычным талисманом и распро-страненным персонажем славян, что уничтожая эту защитную символику, христианская церковь вынуждена была дать людям новых покровителей в привычном облике. Сирин и Алконост заменили Птицу-Солнце и Уточку, при этом мифические птицы-девы стали изображаться с нимбом или сиянием над головой — признаком святости в христианской религии. Постепенно образ птицы Сирин под влиянием христианских и языческих верований стали считать в народе райским, т.е. божественным, и наделять необыкновенными качествами: яркостью, сиянием, неземной красотой, чудным пением и добротой. Изображение Сирина в русском искусстве получило широкое распространение, оно довольно часто встречается на поверхности различных изделий XIV-XVII веков. Алконост попадается гораздо реже. Возможно с течением времени различия между ними были забыты, и они слились в один образ Сказочной Птицы, в котором, как в символе прекрасного, русский человек видел свою собственную мечту о доброте, красоте и счастье. Наиболее распространенной композицией древнеславянского языческого искусства, связанного с изображением этих двух птиц, является расположение их по двум сторонам одного и того же дерева, ветки или листа. Согласно утверждениям исследователей, это идет от первых легенд о возникновении мира. В одной из них говорится, что среди бескрайних водных просторов, которые были началом всех начал, стояло высокое могучее дерево — скорее всего, это знакомое многим выражение — «на Море-океане, на острове Буяне, стоит Дуб». От двух птиц, свивших на том Дубе гнездо, началась новая жизнь на земле. Древо жизни стало символом всего живого, а охраняющие его две птицы — символом добра, продолжения рода и семейного счастья. Все изображение в целом означало жизнь и благополучие. До начала XX столетия обе птицы-девы часто встречались и на народных лубочных картинках, продававшихся на базарах и ярмарках, на предметах крестьянского обихода, в деревянной резьбе, на расписных прялках и посуде, в рисунках на домотканом холсте, в народной вышивке и кружеве. В настоящее время все это в основном хранится в музеях, но до сих пор в российской деревенской глубинке можно увидеть дома, украшенные резными досками, где среди завивающихся побегов и листьев можно встретить загадочных райских птиц — Сирина и Алконоста.
Вещие птицы, рожденные в глубине веков и сохраненные памятью народа, вдохновили любителя русской старины, художника В. М. Васнецова к созданию картины «Сирин и Алконост. Сказочные птицы, песни радости и печали» (1896 год).
Птица гамаюн Гамаю́н — по славянской мифологии вещая птица, посланник Бога Велеса, его глашатай, поющая людям божественные гимны и предвещающий будущее тем, кто умеет слышать тайное. Гамаюн всё на свете знает о происхождении земли и неба, богов и героев, людей и чудовищ, птиц и зверей. Когда Гамаюн летит с восхода, приходит смертоносная буря.
Ее имя происходит от слова «гам» или «кам», что означает «шум», отсюда слова — «камлать», «шаман». В белорусском языке слово «гаманiць» означает «говорить», «разговаривать». В древнерусской традиции птица Гамаюн служила Велесу, Крышню, Коляде и Дажьбогу, она же «пропела» и «Звездную Книгу Вед».
Первоначально — из восточной (персидской) мифологии. Изображалась с женской головой и грудью. Собрание мифов «Песни птицы Гамаюн» повествует о начальных событиях в славянской мифологии — сотворении мира и рождении языческих богов. Слово «гамаюн» происходит от «гамаюнить» — баюкать (очевидно, потому, что эти легенды служили также сказками детям на ночь). В мифологии древних иранцев есть аналог - птица радости Хумаюн. «Песни» делятся на главы — «Клубки».
Встревоженность и печаль этой птицы переданы Васнецовым в картине «Гамаюн — птица вещая» (1897 год). Эта тревога, волнение и пророческий дар вещей птицы, глядящей с картины, вдохновили Александра Блока на создание одноименного стихотворения: Гамаюн - птица на дереве На гладях бесконечных вод, Закатом в пурпур облеченных, Она вещает и поет, Не в силах крыл поднять смятенных...
Вещает иго злых татар, Вещает казней ряд кровавых, И трус, и голод, и пожар, Злодеев силу, гибель правых...
Предвечным ужасом объят, Прекрасный лик горит любовью, Но вещей правдою звучат Уста, запекшиеся кровью!..
Ведическая Культура Славян
..........
Птицы солнечного сада: Сирин, Алконост, Гамаюн........
...
упоминают русские летописи, их изображения сохранились среди иллюстраций
к древним рукописным книгам, на ювелирных изделиях Киевской Руси, в
резьбе белокаменных соборов далекой от Киева Владимиро-Суздальской земли
(Дмитровский собор во Владимире — 1212 год, Георгиевский собор в
Юрьеве-Подольском — 1230 год). Кто они, эти загадочные птицы-девы из
Райского или, по-другому, Солнечного Сада, и как они попали в русскую
культуру?
Птицы-девы не единственные фантастические существа, знакомые
славянским верованиям. Им были известны и Кентавр (Китоврас) —
человекоконь, стреляющий из лука, Грифон — крылатый лев с головой орла,
Дракон — крылатый змей. Все эти чудо-звери связаны с преданиями и
искусством Востока. Трудный и долгий путь совершали сказочные образы
Востока, прежде чем они попадали на Русь. По Хвалынскому (Каспийскому)
морю, а затем по Славянской реке, как восточные купцы тогда называли
Волгу, плыли корабли из Индии и Персии, груженые разными товарами,
украшенными рисунками, в которых переплетались фантастические травы,
цветы, звери и птицы. По притокам Волги, где водой, а где и волоком,
отправляли их во все стороны Руси. Кроме Волги, был и второй путь,
связывающий Киевскую Русь с Востоком — это путь по Днепру и Черному
морю. Шумным и оживленным был порт Корсунь (Херсонес) — близ
современного Севастополя. Корсуньские купцы не только держали в своих
руках всю торговлю с Востоком, но и рассказывали русским людям о далеких
странах, об услышанных там мифах и легендах.
Си́рин [от греч. seirēn, ср. сирена] — птица-дева. В русских духовных
стихах она, спускаясь из рая на землю, зачаровывает людей пением, в
западноевропейских легендах — воплощение несчастной души. Происходит от
греческих сирен. В славянской мифологии чудесная птица, чье пение
разгоняет печаль и тоску; является лишь счастливым людям. Сирин — это
одна из райских птиц, даже самое ее название созвучно с названием рая:
Ирий. Однако это отнюдь не светлые Алконост и Гамаюн. Сирин — темная
птица, темная сила, посланница властелина подземного мира.
Иногда
прекрасная птица Сирин встречается в образе настоящей птицы, без всяких
человеческих составляющих. Её перья покрывает невидимая масса,
символизирующая Стихии. «Крылья ее были белые с голубыми и красными
полосами, как карамелька, клюв — нежно-фиолетовый, заостренный, похожий
на клинок, а глаза яркие, зеленые, цвета молодой листвы, и мудрые,
благосклонные».
Сирин в древнерусском фольклоре — большая, сильная, пестрая дева-птица с большой грудью, строгим лицом и короной на голове.
Аналогом
и даже скорее всего предшественником русского Сирина являются греческие
Сирены, которые волшебным пением увлекал и мореходов, и их корабли
гибли в морской пучине. Первым человеком, кто услышал пение Сирен и
остался жив, был Одиссей, который залепил своим спутникам уши воском, а
себя повелел привязать к мачте. Благополучно мимо острова Сирен прошли и
аргонавты, но только лишь потому, что их внимание от «сладкоголосых»
отвлек своим пением Орфей. Согласно другому мифу Сирены — морские девы
необыкновенной красоты — входили в свиту богини Деметры, которая
разгневалась на них за то, что те не помогли ее дочери Персефоне,
похищенной Аидом, и наделила их птичьими ногами. Правда, существует еще
один вариант этого мифа: Сирены сами просили дать им птичий облик, чтобы
им было легче разыскать Персефону.
губительные морские птицы-девы Сирены, своей песней печальною тоже
одурманивала путников и увлекала их в царство смерти. В более поздний
период эти черты были вытеснены, и русский Сирин был наделен магическими
функциями защитного характера, олицетворял красоту, счастье и радость
бытия. А носителем несчастий и бед, согласно русской мифологии,
считалась фантастическая птица с женским ликом — птица Обида, которая в
отличие от Сирина и Алконоста, изображалась с распростертыми крыльями,
разгоняющими хорошие, светлые времена. Вестником несчастий был также Див
или Птич — гневная птица с раскинутыми крыльями, сидящая на вершине
дерева.
Старейшими изображениями Сирина в русском искусстве считаются рисунки
на ювелирных изделиях Киевской Руси, главным образом на золотых колтах
(висячих подвесках или височных кольцах в женском головном уборе) и серебряных браслетах-запястьях.
Сохранились изображения Сирина на старинных дверцах шкафа, сундуке,
поливном блюде, берестяных шкатулках. Рядом с Сирином зачастую славяне
рисовали и другую мифическую птицу — Алконоста.
Эзотерические услуги
Кумиры Богов
Славянские обереги
Скандинавские обереги
Обереги и украшения
Славянская одежда
Славянские футболки
Изделия из кожи
Нагайки
Славянские топоры
Предметы быта
Славянские куклы-обереги
Славянские картины
Иван-чай
Акции и благотворительность
Новые участники
Новые обсуждения
Иванов Всеволод Борисович
Вячеслав Александрович Кондрашов, Здравия!...
Иванов Всеволод Борисович
Добрый день! Хотел бы узнать, когда появятся в...
Виталий Сундаков. О...
Да, кстати, сам я родом с Украины, Винницкой и...
Виталий Сундаков. О...
Всё правильно, но как расколдовать, так...
В.А. Чудинов. Вопрос №9....
Обстоятельно и доходчиво!
В.А. Чудинов. Вопрос №9....
Интересно, а если БЫ Петра не подменили, каков...
Перстень с обережным...
Максим, Благодарим за отзыв. Мы рады, что Вам...
Перстень с обережным...
Благодарю за перстень подошёл как родной!добра...
Кумир "Свентовит"
ChertogOR, Доставим, можете оформлять заказ.
Ведическая культура
—
Славянская культура
—
Птицы солнечного сада: Сирин, Алконост, Гамаюн
Птицы солнечного сада: Сирин, Алконост, Гамаюн
08.11.2015
1305
0
0
Сирин, Алконост, Гамаюн — птицы древнейших легенд и сказаний. О них
упоминают русские летописи, их изображения сохранились среди иллюстраций
к древним рукописным книгам, на ювелирных изделиях Киевской Руси, в
резьбе белокаменных соборов далекой от Киева Владимиро-Суздальской земли
(Дмитровский собор во Владимире — 1212 год, Георгиевский собор в
Юрьеве-Подольском — 1230 год). Кто они, эти загадочные птицы-девы из
Райского или, по-другому, Солнечного Сада, и как они попали в русскую
культуру?
Птицы-девы не единственные фантастические существа, знакомые
славянским верованиям. Им были известны и Кентавр (Китоврас) —
человекоконь, стреляющий из лука, Грифон — крылатый лев с головой орла,
Дракон — крылатый змей. Все эти чудо-звери связаны с преданиями и
искусством Востока. Трудный и долгий путь совершали сказочные образы
Востока, прежде чем они попадали на Русь. По Хвалынскому (Каспийскому)
морю, а затем по Славянской реке, как восточные купцы тогда называли
Волгу, плыли корабли из Индии и Персии, груженые разными товарами,
украшенными рисунками, в которых переплетались фантастические травы,
цветы, звери и птицы. По притокам Волги, где водой, а где и волоком,
отправляли их во все стороны Руси. Кроме Волги, был и второй путь,
связывающий Киевскую Русь с Востоком — это путь по Днепру и Черному
морю. Шумным и оживленным был порт Корсунь (Херсонес) — близ
современного Севастополя. Корсуньские купцы не только держали в своих
руках всю торговлю с Востоком, но и рассказывали русским людям о далеких
странах, об услышанных там мифах и легендах.
Сирин и Алконост. Худож. В.Васнецов
Птица Сирин
Си́рин [от греч. seirēn, ср. сирена] — птица-дева. В русских духовных
стихах она, спускаясь из рая на землю, зачаровывает людей пением, в
западноевропейских легендах — воплощение несчастной души. Происходит от
греческих сирен. В славянской мифологии чудесная птица, чье пение
разгоняет печаль и тоску; является лишь счастливым людям. Сирин — это
одна из райских птиц, даже самое ее название созвучно с названием рая:
Ирий. Однако это отнюдь не светлые Алконост и Гамаюн. Сирин — темная
птица, темная сила, посланница властелина подземного мира.
Иногда
прекрасная птица Сирин встречается в образе настоящей птицы, без всяких
человеческих составляющих. Её перья покрывает невидимая масса,
символизирующая Стихии. «Крылья ее были белые с голубыми и красными
полосами, как карамелька, клюв — нежно-фиолетовый, заостренный, похожий
на клинок, а глаза яркие, зеленые, цвета молодой листвы, и мудрые,
благосклонные».
Сирин в древнерусском фольклоре — большая, сильная, пестрая дева-птица с большой грудью, строгим лицом и короной на голове.
Аналогом
и даже скорее всего предшественником русского Сирина являются греческие
Сирены, которые волшебным пением увлекал и мореходов, и их корабли
гибли в морской пучине. Первым человеком, кто услышал пение Сирен и
остался жив, был Одиссей, который залепил своим спутникам уши воском, а
себя повелел привязать к мачте. Благополучно мимо острова Сирен прошли и
аргонавты, но только лишь потому, что их внимание от «сладкоголосых»
отвлек своим пением Орфей. Согласно другому мифу Сирены — морские девы
необыкновенной красоты — входили в свиту богини Деметры, которая
разгневалась на них за то, что те не помогли ее дочери Персефоне,
похищенной Аидом, и наделила их птичьими ногами. Правда, существует еще
один вариант этого мифа: Сирены сами просили дать им птичий облик, чтобы
им было легче разыскать Персефону.
Сирин на виноградном дереве 1710г
По описанию древнерусских верований сладкоголосая птица Сирин, как и
губительные морские птицы-девы Сирены, своей песней печальною тоже
одурманивала путников и увлекала их в царство смерти. В более поздний
период эти черты были вытеснены, и русский Сирин был наделен магическими
функциями защитного характера, олицетворял красоту, счастье и радость
бытия. А носителем несчастий и бед, согласно русской мифологии,
считалась фантастическая птица с женским ликом — птица Обида, которая в
отличие от Сирина и Алконоста, изображалась с распростертыми крыльями,
разгоняющими хорошие, светлые времена. Вестником несчастий был также Див
или Птич — гневная птица с раскинутыми крыльями, сидящая на вершине
дерева.
Старейшими изображениями Сирина в русском искусстве считаются рисунки
на ювелирных изделиях Киевской Руси, главным образом на золотых колтах
(висячих подвесках или височных кольцах в женском головном уборе) и серебряных браслетах-запястьях.
Сохранились изображения Сирина на старинных дверцах шкафа, сундуке,
поливном блюде, берестяных шкатулках. Рядом с Сирином зачастую славяне
рисовали и другую мифическую птицу — Алконоста.
Алканост
Птица Алконост
Алконо́ст (алконст, алконос) — в русских и византийских средневековых
легендах райская птица-дева бога солнца Хорса, приносящая счастье. По
сказанию XVII века алконост пребывает близ рая и когда поет, то сам себя
не ощущает. Алконост утешает своим пением святых, возвещая им будущую
жизнь. Алконост несёт яйца на берегу моря и, погружая их в глубину моря,
делает его спокойным на 7 дней. Пение Алконоста настолько прекрасно,
что услышавший его забывает обо всём на свете.
Образ Алконоста восходит к греческому мифу об Алкионе, превращённой богами в зимородка. Эта райская сказочная птица стала известна по памятникам древнерусской литературы и лубочным картинкам.
Алконост
изображается полуженщиной-полуптицей с большими разноцветными перьями
(крыльями), человеческими руками и телом. Девичья голова, осененная
короной и ореолом, в который иногда помещена краткая надпись. В руках
держит райские цветы или развернутый свиток с объяснительной надписью.
Легенда о птице Алконост перекликается с легендой о птице Сирин и даже
частично её повторяет. Истоки же этих образов следует искать в мифе о
сиренах. Существует подпись под одной из лубочных картинок с её
изображением: «Алконост близ рая пребывает, иногда и на Евфрате-реке
бывает. Когда в пении глас испущает, тогда и самое себя не ощущает. А
кто вблизи тогда будет, тот всё на свете забудет: тогда ум от него
отходит, и душа из тела выходит». Сравниться с Алконостом в сладкозвучии
может лишь птица Сирин.
Алконост считают ещё и птицей Зари,
которая управляет ветрами и погодой. Считается, что на Коляду (в зимнее
солнцестояние) Алконост рождает детей на «краю моря», и тогда семь дней
стоит безветренная погода. Самое раннее изображение Алконоста находится
среди миниатюр и заставок Юрьевского Евангелия 1120-1128 годов — одного
из древнейших памятников русской письменности, которое было выполнено в
Киеве по заказу Юрьевского монастыря древнего Новгорода. Изображен
Алконост с руками и крыльями одновременно и с цветком в руке.
увидеть именно птиц-дев — Сирина и Алконоста? Ответ на этот вопрос дают
древние языческие верования славян, когда люди поклонялись Природе и ее
стихиям: молились солнцу, дождю, ветру, почитали огонь, наделяли
защитными свойствами растения, животных и птиц. Среди птиц особым
почитанием пользовались Птица-Солнце — сильная птица с распростертыми
крыльями и отходящими от нее во все стороны лучами, и Уточка —
древнеславянский символ очистительной силы Воды. Считалось, например,
что Птица-Солнце и Уточка, соединенные на двух сторонах одного колта,
могут защитить женщину от бед. Одновременное сочетание этих двух птиц
присутствует и в изображении солнечного бога Хорса.
С 988 года новой религией княжеской власти на Руси стало
христианство, которое насильно насаждалось среди славян-язычников.
Первым шагом к этому было уничтожение языческих богов и запрещение
магических изображений на предметах быта и
одежде. По приказу князя Владимира при стечении всего народа в Киеве
были разрушены все святилища, а Перун и Велес сброшены с крутого берега в
Днепр. Та же судьба постигла каменного Перуна на реке Збруч, который в
конце прошлого века был найден в осыпях обрывистого берега, а теперь
хранится в залах музея в Кракове как редкий и ценнейший памятник
старины. Взамен уничтоженных культовых символов христианская церковь
обещала народу покровительство нового бога и святых, которые в то время
еще были чужды славянам. Но разве можно беспрекословно принять и
полюбить «мачеху», когда на твоих глазах под «ее именем и знаменами»
произведен такой акт вандализма над твоей «родной матерью»?! Конечно же,
нет. Христианская церковь, проявив вероломство и насилие, встретила в
ответ сопротивление русичей-язычников и вынуждена была пойти на многие
уступки. Церковный календарь был составлен таким образом, что важнейшие
христианские праздники по времени совпадали с языческими. Наиболее
почитаемыми стали те святые, которые приняли на себя черты языческих
божеств. Например, образ великой богини Матери-Земли воплотился в образе
Богоматери или Богородицы, Георгий-Победоносец стал олицетворением
солнечного бога Хорса и Дажьбога, Илья-пророк соответствовал богу грома и
молний Перуну, покровитель скота Власий стал преемником языческого
Велеса.
Точно так же обстояло дело и с магическими знаками в виде птиц на одежде,
предметах быта и украшениях. Образ птицы, начиная с глубокой древности,
был настолько привычным талисманом и распро-страненным персонажем
славян, что уничтожая эту защитную символику, христианская церковь
вынуждена была дать людям новых покровителей в привычном облике. Сирин и
Алконост заменили Птицу-Солнце и Уточку, при этом мифические птицы-девы
стали изображаться с нимбом или сиянием над головой — признаком
святости в христианской религии. Постепенно образ птицы Сирин под
влиянием христианских и языческих верований стали считать в народе
райским, т.е. божественным, и наделять необыкновенными качествами:
яркостью, сиянием, неземной красотой, чудным пением и добротой.
Изображение Сирина в русском искусстве получило широкое распространение,
оно довольно часто встречается на поверхности различных изделий
XIV-XVII веков. Алконост попадается гораздо реже. Возможно с течением
времени различия между ними были забыты, и они слились в один образ
Сказочной Птицы, в котором, как в символе прекрасного, русский человек
видел свою собственную мечту о доброте, красоте и счастье.
Наиболее распространенной композицией древнеславянского языческого
искусства, связанного с изображением этих двух птиц, является
расположение их по двум сторонам одного и того же дерева, ветки или
листа. Согласно утверждениям исследователей, это идет от первых легенд о
возникновении мира. В одной из них говорится, что среди бескрайних
водных просторов, которые были началом всех начал, стояло высокое
могучее дерево — скорее всего, это знакомое многим выражение — «на
Море-океане, на острове Буяне, стоит Дуб». От двух птиц, свивших на том
Дубе гнездо, началась новая жизнь на земле. Древо жизни стало символом
всего живого, а охраняющие его две птицы — символом добра, продолжения
рода и семейного счастья. Все изображение в целом означало жизнь и
благополучие.
До начала XX столетия обе птицы-девы часто встречались и на народных
лубочных картинках, продававшихся на базарах и ярмарках, на предметах
крестьянского обихода, в деревянной резьбе, на расписных прялках и
посуде, в рисунках на домотканом холсте, в народной вышивке и кружеве. В
настоящее время все это в основном хранится в музеях, но до сих пор в
российской деревенской глубинке можно увидеть дома, украшенные резными
досками, где среди завивающихся побегов и листьев можно встретить
загадочных райских птиц — Сирина и Алконоста.
вдохновили любителя русской старины, художника В. М. Васнецова к
созданию картины «Сирин и Алконост. Сказочные птицы, песни радости и
печали» (1896 год).
Эзотерические услуги
Кумиры Богов
Славянские обереги
Скандинавские обереги
Обереги и украшения
Славянская одежда
Славянские футболки
Изделия из кожи
Нагайки
Славянские топоры
Предметы быта
Славянские куклы-обереги
Славянские картины
Иван-чай
Акции и благотворительность
Новые участники
Новые обсуждения
Иванов Всеволод Борисович
Вячеслав Александрович Кондрашов, Здравия!...
Иванов Всеволод Борисович
Добрый день! Хотел бы узнать, когда появятся в...
Виталий Сундаков. О...
Да, кстати, сам я родом с Украины, Винницкой и...
Виталий Сундаков. О...
Всё правильно, но как расколдовать, так...
В.А. Чудинов. Вопрос №9....
Обстоятельно и доходчиво!
В.А. Чудинов. Вопрос №9....
Интересно, а если БЫ Петра не подменили, каков...
Перстень с обережным...
Максим, Благодарим за отзыв. Мы рады, что Вам...
Перстень с обережным...
Благодарю за перстень подошёл как родной!добра...
Кумир "Свентовит"
ChertogOR, Доставим, можете оформлять заказ.
Ведическая культура
—
Славянская культура
—
Птицы солнечного сада: Сирин, Алконост, Гамаюн
Птицы солнечного сада: Сирин, Алконост, Гамаюн
08.11.2015
1305
0
0
Сирин, Алконост, Гамаюн — птицы древнейших легенд и сказаний. О них
упоминают русские летописи, их изображения сохранились среди иллюстраций
к древним рукописным книгам, на ювелирных изделиях Киевской Руси, в
резьбе белокаменных соборов далекой от Киева Владимиро-Суздальской земли
(Дмитровский собор во Владимире — 1212 год, Георгиевский собор в
Юрьеве-Подольском — 1230 год). Кто они, эти загадочные птицы-девы из
Райского или, по-другому, Солнечного Сада, и как они попали в русскую
культуру?
Птицы-девы не единственные фантастические существа, знакомые
славянским верованиям. Им были известны и Кентавр (Китоврас) —
человекоконь, стреляющий из лука, Грифон — крылатый лев с головой орла,
Дракон — крылатый змей. Все эти чудо-звери связаны с преданиями и
искусством Востока. Трудный и долгий путь совершали сказочные образы
Востока, прежде чем они попадали на Русь. По Хвалынскому (Каспийскому)
морю, а затем по Славянской реке, как восточные купцы тогда называли
Волгу, плыли корабли из Индии и Персии, груженые разными товарами,
украшенными рисунками, в которых переплетались фантастические травы,
цветы, звери и птицы. По притокам Волги, где водой, а где и волоком,
отправляли их во все стороны Руси. Кроме Волги, был и второй путь,
связывающий Киевскую Русь с Востоком — это путь по Днепру и Черному
морю. Шумным и оживленным был порт Корсунь (Херсонес) — близ
современного Севастополя. Корсуньские купцы не только держали в своих
руках всю торговлю с Востоком, но и рассказывали русским людям о далеких
странах, об услышанных там мифах и легендах.
Сирин и Алконост. Худож. В.Васнецов
Птица Сирин
Си́рин [от греч. seirēn, ср. сирена] — птица-дева. В русских духовных
стихах она, спускаясь из рая на землю, зачаровывает людей пением, в
западноевропейских легендах — воплощение несчастной души. Происходит от
греческих сирен. В славянской мифологии чудесная птица, чье пение
разгоняет печаль и тоску; является лишь счастливым людям. Сирин — это
одна из райских птиц, даже самое ее название созвучно с названием рая:
Ирий. Однако это отнюдь не светлые Алконост и Гамаюн. Сирин — темная
птица, темная сила, посланница властелина подземного мира.
Иногда
прекрасная птица Сирин встречается в образе настоящей птицы, без всяких
человеческих составляющих. Её перья покрывает невидимая масса,
символизирующая Стихии. «Крылья ее были белые с голубыми и красными
полосами, как карамелька, клюв — нежно-фиолетовый, заостренный, похожий
на клинок, а глаза яркие, зеленые, цвета молодой листвы, и мудрые,
благосклонные».
Сирин в древнерусском фольклоре — большая, сильная, пестрая дева-птица с большой грудью, строгим лицом и короной на голове.
Аналогом
и даже скорее всего предшественником русского Сирина являются греческие
Сирены, которые волшебным пением увлекал и мореходов, и их корабли
гибли в морской пучине. Первым человеком, кто услышал пение Сирен и
остался жив, был Одиссей, который залепил своим спутникам уши воском, а
себя повелел привязать к мачте. Благополучно мимо острова Сирен прошли и
аргонавты, но только лишь потому, что их внимание от «сладкоголосых»
отвлек своим пением Орфей. Согласно другому мифу Сирены — морские девы
необыкновенной красоты — входили в свиту богини Деметры, которая
разгневалась на них за то, что те не помогли ее дочери Персефоне,
похищенной Аидом, и наделила их птичьими ногами. Правда, существует еще
один вариант этого мифа: Сирены сами просили дать им птичий облик, чтобы
им было легче разыскать Персефону.
Сирин на виноградном дереве 1710г
По описанию древнерусских верований сладкоголосая птица Сирин, как и
губительные морские птицы-девы Сирены, своей песней печальною тоже
одурманивала путников и увлекала их в царство смерти. В более поздний
период эти черты были вытеснены, и русский Сирин был наделен магическими
функциями защитного характера, олицетворял красоту, счастье и радость
бытия. А носителем несчастий и бед, согласно русской мифологии,
считалась фантастическая птица с женским ликом — птица Обида, которая в
отличие от Сирина и Алконоста, изображалась с распростертыми крыльями,
разгоняющими хорошие, светлые времена. Вестником несчастий был также Див
или Птич — гневная птица с раскинутыми крыльями, сидящая на вершине
дерева.
Старейшими изображениями Сирина в русском искусстве считаются рисунки
на ювелирных изделиях Киевской Руси, главным образом на золотых колтах
(висячих подвесках или височных кольцах в женском головном уборе) и серебряных браслетах-запястьях.
Сохранились изображения Сирина на старинных дверцах шкафа, сундуке,
поливном блюде, берестяных шкатулках. Рядом с Сирином зачастую славяне
рисовали и другую мифическую птицу — Алконоста.
Алканост
Птица Алконост
Алконо́ст (алконст, алконос) — в русских и византийских средневековых
легендах райская птица-дева бога солнца Хорса, приносящая счастье. По
сказанию XVII века алконост пребывает близ рая и когда поет, то сам себя
не ощущает. Алконост утешает своим пением святых, возвещая им будущую
жизнь. Алконост несёт яйца на берегу моря и, погружая их в глубину моря,
делает его спокойным на 7 дней. Пение Алконоста настолько прекрасно,
что услышавший его забывает обо всём на свете.
Образ Алконоста восходит к греческому мифу об Алкионе, превращённой богами в зимородка. Эта райская сказочная птица стала известна по памятникам древнерусской литературы и лубочным картинкам.
Алконост
изображается полуженщиной-полуптицей с большими разноцветными перьями
(крыльями), человеческими руками и телом. Девичья голова, осененная
короной и ореолом, в который иногда помещена краткая надпись. В руках
держит райские цветы или развернутый свиток с объяснительной надписью.
Легенда о птице Алконост перекликается с легендой о птице Сирин и даже
частично её повторяет. Истоки же этих образов следует искать в мифе о
сиренах. Существует подпись под одной из лубочных картинок с её
изображением: «Алконост близ рая пребывает, иногда и на Евфрате-реке
бывает. Когда в пении глас испущает, тогда и самое себя не ощущает. А
кто вблизи тогда будет, тот всё на свете забудет: тогда ум от него
отходит, и душа из тела выходит». Сравниться с Алконостом в сладкозвучии
может лишь птица Сирин.
Алконост считают ещё и птицей Зари,
которая управляет ветрами и погодой. Считается, что на Коляду (в зимнее
солнцестояние) Алконост рождает детей на «краю моря», и тогда семь дней
стоит безветренная погода. Самое раннее изображение Алконоста находится
среди миниатюр и заставок Юрьевского Евангелия 1120-1128 годов — одного
из древнейших памятников русской письменности, которое было выполнено в
Киеве по заказу Юрьевского монастыря древнего Новгорода. Изображен
Алконост с руками и крыльями одновременно и с цветком в руке.
Почему же на столь значимых, дорогих предметах чаще всего можно было
увидеть именно птиц-дев — Сирина и Алконоста? Ответ на этот вопрос дают
древние языческие верования славян, когда люди поклонялись Природе и ее
стихиям: молились солнцу, дождю, ветру, почитали огонь, наделяли
защитными свойствами растения, животных и птиц. Среди птиц особым
почитанием пользовались Птица-Солнце — сильная птица с распростертыми
крыльями и отходящими от нее во все стороны лучами, и Уточка —
древнеславянский символ очистительной силы Воды. Считалось, например,
что Птица-Солнце и Уточка, соединенные на двух сторонах одного колта,
могут защитить женщину от бед. Одновременное сочетание этих двух птиц
присутствует и в изображении солнечного бога Хорса.
С 988 года новой религией княжеской власти на Руси стало
христианство, которое насильно насаждалось среди славян-язычников.
Первым шагом к этому было уничтожение языческих богов и запрещение
магических изображений на предметах быта и
одежде. По приказу князя Владимира при стечении всего народа в Киеве
были разрушены все святилища, а Перун и Велес сброшены с крутого берега в
Днепр. Та же судьба постигла каменного Перуна на реке Збруч, который в
конце прошлого века был найден в осыпях обрывистого берега, а теперь
хранится в залах музея в Кракове как редкий и ценнейший памятник
старины. Взамен уничтоженных культовых символов христианская церковь
обещала народу покровительство нового бога и святых, которые в то время
еще были чужды славянам. Но разве можно беспрекословно принять и
полюбить «мачеху», когда на твоих глазах под «ее именем и знаменами»
произведен такой акт вандализма над твоей «родной матерью»?! Конечно же,
нет. Христианская церковь, проявив вероломство и насилие, встретила в
ответ сопротивление русичей-язычников и вынуждена была пойти на многие
уступки. Церковный календарь был составлен таким образом, что важнейшие
христианские праздники по времени совпадали с языческими. Наиболее
почитаемыми стали те святые, которые приняли на себя черты языческих
божеств. Например, образ великой богини Матери-Земли воплотился в образе
Богоматери или Богородицы, Георгий-Победоносец стал олицетворением
солнечного бога Хорса и Дажьбога, Илья-пророк соответствовал богу грома и
молний Перуну, покровитель скота Власий стал преемником языческого
Велеса.
Точно так же обстояло дело и с магическими знаками в виде птиц на одежде,
предметах быта и украшениях. Образ птицы, начиная с глубокой древности,
был настолько привычным талисманом и распро-страненным персонажем
славян, что уничтожая эту защитную символику, христианская церковь
вынуждена была дать людям новых покровителей в привычном облике. Сирин и
Алконост заменили Птицу-Солнце и Уточку, при этом мифические птицы-девы
стали изображаться с нимбом или сиянием над головой — признаком
святости в христианской религии. Постепенно образ птицы Сирин под
влиянием христианских и языческих верований стали считать в народе
райским, т.е. божественным, и наделять необыкновенными качествами:
яркостью, сиянием, неземной красотой, чудным пением и добротой.
Изображение Сирина в русском искусстве получило широкое распространение,
оно довольно часто встречается на поверхности различных изделий
XIV-XVII веков. Алконост попадается гораздо реже. Возможно с течением
времени различия между ними были забыты, и они слились в один образ
Сказочной Птицы, в котором, как в символе прекрасного, русский человек
видел свою собственную мечту о доброте, красоте и счастье.
Наиболее распространенной композицией древнеславянского языческого
искусства, связанного с изображением этих двух птиц, является
расположение их по двум сторонам одного и того же дерева, ветки или
листа. Согласно утверждениям исследователей, это идет от первых легенд о
возникновении мира. В одной из них говорится, что среди бескрайних
водных просторов, которые были началом всех начал, стояло высокое
могучее дерево — скорее всего, это знакомое многим выражение — «на
Море-океане, на острове Буяне, стоит Дуб». От двух птиц, свивших на том
Дубе гнездо, началась новая жизнь на земле. Древо жизни стало символом
всего живого, а охраняющие его две птицы — символом добра, продолжения
рода и семейного счастья. Все изображение в целом означало жизнь и
благополучие.
До начала XX столетия обе птицы-девы часто встречались и на народных
лубочных картинках, продававшихся на базарах и ярмарках, на предметах
крестьянского обихода, в деревянной резьбе, на расписных прялках и
посуде, в рисунках на домотканом холсте, в народной вышивке и кружеве. В
настоящее время все это в основном хранится в музеях, но до сих пор в
российской деревенской глубинке можно увидеть дома, украшенные резными
досками, где среди завивающихся побегов и листьев можно встретить
загадочных райских птиц — Сирина и Алконоста.
Вещие птицы, рожденные в глубине веков и сохраненные памятью народа,
вдохновили любителя русской старины, художника В. М. Васнецова к
созданию картины «Сирин и Алконост. Сказочные птицы, песни радости и
печали» (1896 год).
Птица гамаюн
Гамаю́н — по славянской мифологии вещая птица, посланник Бога Велеса,
его глашатай, поющая людям божественные гимны и предвещающий будущее
тем, кто умеет слышать тайное. Гамаюн всё на свете знает о происхождении
земли и неба, богов и героев, людей и чудовищ, птиц и зверей. Когда
Гамаюн летит с восхода, приходит смертоносная буря.
Ее имя
происходит от слова «гам» или «кам», что означает «шум», отсюда слова —
«камлать», «шаман». В белорусском языке слово «гаманiць» означает
«говорить», «разговаривать». В древнерусской традиции птица Гамаюн
служила Велесу, Крышню, Коляде и Дажьбогу, она же «пропела» и «Звездную
Книгу Вед».
женской головой и грудью. Собрание мифов «Песни птицы Гамаюн» повествует
о начальных событиях в славянской мифологии — сотворении мира и
рождении языческих богов. Слово «гамаюн» происходит от «гамаюнить» —
баюкать (очевидно, потому, что эти легенды служили также сказками детям
на ночь). В мифологии древних иранцев есть аналог - птица радости
Хумаюн. «Песни» делятся на главы — «Клубки».
Встревоженность и
печаль этой птицы переданы Васнецовым в картине «Гамаюн — птица вещая»
(1897 год). Эта тревога, волнение и пророческий дар вещей птицы,
глядящей с картины, вдохновили Александра Блока на создание одноименного
стихотворения:
Гамаюн - птица на дереве
На гладях бесконечных вод,
Закатом в пурпур облеченных,
Она вещает и поет,
Не в силах крыл поднять смятенных...
Вещает иго злых татар,
Вещает казней ряд кровавых,
И трус, и голод, и пожар,
Злодеев силу, гибель правых...
Предвечным ужасом объят,
Прекрасный лик горит любовью,
Но вещей правдою звучат
Уста, запекшиеся кровью!..