Эпоха тюльпанов (Lale devri) — период в истории Османской империи, получивший своё название благодаря моде на разведение тюльпанов. Началом этого периода принято считать заключение Османской империи мира с Австрией и Венецией (1718 г.), окончанием — восстание в Стамбуле в 1730 г. Эта эпоха характеризуется приобщением к науке, культуре, экономике и архитектуре Европы. В древних литературных персидских произведениях цветок был назван "дюльбаш" — тюрбан (так называли на Востоке головной убор, напоминающий по форме цветок). Цветы тюльпанов очень любили турецкие султаны. Тюльпан почитался как священный цветок, "на дне" луковицы которого находится счастье. Он символизировал гармонию и всё прекрасное. Турецкие мастера любили изображать его на страницах поэтических книг, на тканях и коврах. Орнаменты с изображением тюльпанов украшали одежду, оружие, стены мечетей, ковры, посуду. В сералях ежегодно справляли праздник тюльпанов, выращенных жёнами и наложницами султана. В то время луковицы редких сортов тюльпанов стоили дороже золота; покупать и продавать их можно было только в столице. Отчаянные, но небогатые любители тюльпанов рисковали жизнью — воровали цветы из садов султана и его придворных. Тюльпан появился в Азии и с глубокой древности был известен кочевникам, населявшим территории нынешних Казахстана и Ирана. Особенно ценили его в Персии. Здесь тюльпан считался геральдическим знаком, символом царственности, любви, а позже — символом Рая. Тюльпан воспевали в стихах (самые ранние письменные упоминания можно найти в произведениях начала XI века), с ним сравнивали красивых девушек. Османы вскоре начали культивировать тюльпан у себя на родине. А всерьёз за создание новых декоративных сортов (за короткий срок их появилось около 300) османские садовники принялись во времена правления Сулеймана Великолепного (1520 – 1566). Европейцев, посещавших в те времена Османскую империю, поражали её сады и страстная привязанность жителей к тюльпанам. Германский посол Бусбек (1544 г.) записал: "Нам везде встречалось множество нарциссов, гиацинтов, и цветов, которые османы называют "тулипам". Нарциссы и гиацинты цветут в изобилии, их аромат настолько сильный, что с непривычки начинает болеть голова. Тюльпан же совсем не пахнет или издает только очень слабый аромат. Османы тщательно ухаживают за этими цветами. При всей их расчётливости им ничего не стоит уплатить большие деньги за особенно красивый цветок". На территории Топкапы, главной резиденции султанов, располагался известный во всем мире Сад тюльпанов. Правящие династии восхищались простотой и изяществом тюльпана и превозносили его выше других цветов. Был особый османский тюльпан — алый цветок с заострёнными лепестками, который можно было увидеть только в Стамбуле. Стамбульские тюльпаны считались тем красивей, чем выше и тоньше были лепестки. Их сравнивали с остриями сабель, с изгибом женских бровей или с изящными арабскими буквами. Персидский поэт Хафиз писал о тюльпане: "С его чистой прелестью не может сравниться даже сама роза". Согласно легенде, персидский принц Фархад без памяти любил прекрасную девушку Ширин, с которой не мог быть вместе. Завистливые соперники пустили слух, будто его возлюбленная убита. Обезумев от горя, Фархад погнал своего коня на скалы и разбился насмерть. В том месте, где его кровь попала на землю, выросли яркие красные цветы, символ страстной любви — тюльпаны. Во время существования Османской империи из-за того, что цветок тюльпана имел священное значение, военные, отправляясь на войну, обязательно использовали изображение тюльпана на сбруе лошади, военном шлеме и на щите. Считалось, что изображение тюльпана защитит воина от ранений и гибели. Становление и расцвет Эпохи тюльпанов: под руководством султана Ахмеда III и Великого визиря Невшехирли Дамада Ибрагима-паши Османская империя встала на путь новой политики, ознаменовавшейся культурными реформами. В Париж, Лондон и Вену были отправлены временные посольства. Деятельность османских дипломатов способствовала развитию интереса к картографии, книгам, европейской прессе, активизировала работу по переводу сочинений европейских авторов по истории, географии, астрономии, стимулировала личные связи османских сановников и улемов с европейцами. Сайидом Эфенди и Ибрагимом Мютеферриком была открыта первая турецкая типография. Это открытие стало результатом работы посольства во Франции. Идея книгопечатания появилась у Ибрагима Мютеферрика много раньше. Уже в 1719 и 1724 гг. он изготовил клише и отпечатал карты Мраморного и Чёрного морей, которые подарил Великому визирю. Однако для создания типографии существовало несколько препятствий: султанский указ запрещал христианским типографиям использовать арабский шрифт; переписчики рукописных книг с открытием типографии опасались остаться без работы. Все эти проблемы были решены после возвращения посольства из Франции. Сын посла Сайид Эфенди стал ярым сторонником книгопечатания и соратником Ибрагима Мютеферрика. Широко развивалось строительство и садово-парковое искусство. В Стамбуле появились многочисленные дворцы султана, визиря и прочих министров Порты. В окрестностях города были разбиты новые парки и сады с мраморными бассейнами и фонтанами. Была построена загородная резиденция султана — Саадабад, спроектированная по планам Версаля и Фонтенбло. Под влиянием барокко менялся весь архитектурный османский стиль. Классическим примером является фонтан Ахмеда III перед дворцом Топкапы в Стамбуле. Этим союзом двух стилей пронизан весь XVIII век. Повсеместно устраивались пышные праздники, включавшие в себя развлечения европейцев: загородные прогулки, катание на лодках, пиры. Модными стали и праздники цветов, особенно популярны были тюльпаны. Их клубни ввозились в страну в огромном количестве из Голландии. Тюльпан воспевался в поэзии, его мотивы использовались в живописи. По сей день в современной Турции тюльпан считается воплощением совершенства и красоты. "Turkish Airlines" украшает фюзеляжи своих самолётов изображением тюльпана. Тюльпан является неофициальной эмблемой Турции, используемой туристическими агентствами. Европейское мышление повлияло и на развитие медицины. Стали появляться приверженцы Парацельса. Проводником идей Парацельса в Османской империи был Омер Шифаи. Он знал европейские языки и перевёл с латинского книги Парацельса. В них Шифаи выступает как поборник европейской фармакологии и химии. Впервые была проведена вакцинация против оспы. Развивалась промышленность. В Стамбуле были открыты керамические мастерские и бумажная фабрика, предложено множество проектов по реорганизации армии, однако большинство из них было отвергнуто. Один проект всё же нашёл отклик в Порте: в Стамбуле для борьбы с пожарами была создана пожарная команда, состоявшая преимущественно из янычар. Известные личности Эпохи тюльпанов: — Невшехирли Ибрагим-паша: Великий визирь Османской империи. Именно благодаря его идеям получила своё начало Эпоха тюльпанов. — Адмирал Мустафа-паша: зять Ибрагима Невшехерли; прославился благодаря созданию 44 сортов тюльпанов. — Ахмед Недим: османский поэт. Его творчество связывают с преодолением персидского влияния и поиском аутентичной тюркизации. — Абдулджелил Левни: османский миниатюрист, запечатлевший в своих альбомах Эпоху тюльпанов. Конец эпохи: Эпоха тюльпанов требовала огромных затрат, из-за чего постоянно повышались налоги и цены. Среди ремесленников и торговцев возникло недовольство, перешедшее в бунт. К рядам недовольных примкнули и янычары, которых не радовала обстановка в начавшейся в 1730 г. войне против персов. Произвол властей лишь накалял обстановку. Бунт вылился в восстание, возглавляемое албанцем Халилом. Великий визирь был свергнут и убит; султан Ахмед III низложен; введённые ими налоги и пошлины были отменены. Восстание Патрона Халила положило конец Эпохе тюльпанов. В настоящее время в Стамбуле ежегодно в начале апреля проводится Фестиваль тюльпанов (Istanbul lale festivali) — знаменитый на весь мир красочный цветочный фестиваль, который привлекает в Турцию множество туристов. Этот праздник проводится каждую весну примерно в течение месяца. Ежегодно в апреле Стамбул становится тюльпановой столицей мира. Обычай праздновать фестиваль тюльпанов — дань многовековым традициям и стремление восстановить историческую справедливость (родина этих прекрасных цветов — на Босфоре, а не в Голландии). Тюльпаны в Турции принято дарить счастливым людям и тем, кому горячо желают счастья, и не важно, по какому поводу – на праздник или просто так. Источник: http://vk.com/wall-42634338_2434408 .
ВЕЛИКОЛЕПНЫЙ ВЕК. Турецкие и другие сериалы мира
:Ирина Бурвикова
ЭПОХА ТЮЛЬПАНОВ
Эпоха тюльпанов (Lale devri) — период в истории Османской империи, получивший своё название благодаря моде на разведение тюльпанов. Началом этого периода принято считать заключение Османской империи мира с Австрией и Венецией (1718 г.), окончанием — восстание в Стамбуле в 1730 г. Эта эпоха характеризуется приобщением к науке, культуре, экономике и архитектуре Европы. В древних литературных персидских произведениях цветок был назван "дюльбаш" — тюрбан (так называли на Востоке головной убор, напоминающий по форме цветок). Цветы тюльпанов очень любили турецкие султаны. Тюльпан почитался как священный цветок, "на дне" луковицы которого находится счастье. Он символизировал гармонию и всё прекрасное. Турецкие мастера любили изображать его на страницах поэтических книг, на тканях и коврах. Орнаменты с изображением тюльпанов украшали одежду, оружие, стены мечетей, ковры, посуду. В сералях ежегодно справляли праздник тюльпанов, выращенных жёнами и наложницами султана. В то время луковицы редких сортов тюльпанов стоили дороже золота; покупать и продавать их можно было только в столице. Отчаянные, но небогатые любители тюльпанов рисковали жизнью — воровали цветы из садов султана и его придворных.
Тюльпан появился в Азии и с глубокой древности был известен кочевникам, населявшим территории нынешних Казахстана и Ирана. Особенно ценили его в Персии. Здесь тюльпан считался геральдическим знаком, символом царственности, любви, а позже — символом Рая. Тюльпан воспевали в стихах (самые ранние письменные упоминания можно найти в произведениях начала XI века), с ним сравнивали красивых девушек. Османы вскоре начали культивировать тюльпан у себя на родине. А всерьёз за создание новых декоративных сортов (за короткий срок их появилось около 300) османские садовники принялись во времена правления Сулеймана Великолепного (1520 – 1566). Европейцев, посещавших в те времена Османскую империю, поражали её сады и страстная привязанность жителей к тюльпанам. Германский посол Бусбек (1544 г.) записал: "Нам везде встречалось множество нарциссов, гиацинтов, и цветов, которые османы называют "тулипам". Нарциссы и гиацинты цветут в изобилии, их аромат настолько сильный, что с непривычки начинает болеть голова. Тюльпан же совсем не пахнет или издает только очень слабый аромат. Османы тщательно ухаживают за этими цветами. При всей их расчётливости им ничего не стоит уплатить большие деньги за особенно красивый цветок".
На территории Топкапы, главной резиденции султанов, располагался известный во всем мире Сад тюльпанов. Правящие династии восхищались простотой и изяществом тюльпана и превозносили его выше других цветов. Был особый османский тюльпан — алый цветок с заострёнными лепестками, который можно было увидеть только в Стамбуле. Стамбульские тюльпаны считались тем красивей, чем выше и тоньше были лепестки. Их сравнивали с остриями сабель, с изгибом женских бровей или с изящными арабскими буквами. Персидский поэт Хафиз писал о тюльпане: "С его чистой прелестью не может сравниться даже сама роза". Согласно легенде, персидский принц Фархад без памяти любил прекрасную девушку Ширин, с которой не мог быть вместе. Завистливые соперники пустили слух, будто его возлюбленная убита. Обезумев от горя, Фархад погнал своего коня на скалы и разбился насмерть. В том месте, где его кровь попала на землю, выросли яркие красные цветы, символ страстной любви — тюльпаны. Во время существования Османской империи из-за того, что цветок тюльпана имел священное значение, военные, отправляясь на войну, обязательно использовали изображение тюльпана на сбруе лошади, военном шлеме и на щите. Считалось, что изображение тюльпана защитит воина от ранений и гибели.
Становление и расцвет Эпохи тюльпанов: под руководством султана Ахмеда III и Великого визиря Невшехирли Дамада Ибрагима-паши Османская империя встала на путь новой политики, ознаменовавшейся культурными реформами. В Париж, Лондон и Вену были отправлены временные посольства. Деятельность османских дипломатов способствовала развитию интереса к картографии, книгам, европейской прессе, активизировала работу по переводу сочинений европейских авторов по истории, географии, астрономии, стимулировала личные связи османских сановников и улемов с европейцами.
Сайидом Эфенди и Ибрагимом Мютеферриком была открыта первая турецкая типография. Это открытие стало результатом работы посольства во Франции. Идея книгопечатания появилась у Ибрагима Мютеферрика много раньше. Уже в 1719 и 1724 гг. он изготовил клише и отпечатал карты Мраморного и Чёрного морей, которые подарил Великому визирю. Однако для создания типографии существовало несколько препятствий: султанский указ запрещал христианским типографиям использовать арабский шрифт; переписчики рукописных книг с открытием типографии опасались остаться без работы. Все эти проблемы были решены после возвращения посольства из Франции. Сын посла Сайид Эфенди стал ярым сторонником книгопечатания и соратником Ибрагима Мютеферрика.
Широко развивалось строительство и садово-парковое искусство. В Стамбуле появились многочисленные дворцы султана, визиря и прочих министров Порты. В окрестностях города были разбиты новые парки и сады с мраморными бассейнами и фонтанами. Была построена загородная резиденция султана — Саадабад, спроектированная по планам Версаля и Фонтенбло. Под влиянием барокко менялся весь архитектурный османский стиль. Классическим примером является фонтан Ахмеда III перед дворцом Топкапы в Стамбуле. Этим союзом двух стилей пронизан весь XVIII век.
Повсеместно устраивались пышные праздники, включавшие в себя развлечения европейцев: загородные прогулки, катание на лодках, пиры. Модными стали и праздники цветов, особенно популярны были тюльпаны. Их клубни ввозились в страну в огромном количестве из Голландии. Тюльпан воспевался в поэзии, его мотивы использовались в живописи. По сей день в современной Турции тюльпан считается воплощением совершенства и красоты. "Turkish Airlines" украшает фюзеляжи своих самолётов изображением тюльпана. Тюльпан является неофициальной эмблемой Турции, используемой туристическими агентствами.
Европейское мышление повлияло и на развитие медицины. Стали появляться приверженцы Парацельса. Проводником идей Парацельса в Османской империи был Омер Шифаи. Он знал европейские языки и перевёл с латинского книги Парацельса. В них Шифаи выступает как поборник европейской фармакологии и химии. Впервые была проведена вакцинация против оспы.
Развивалась промышленность. В Стамбуле были открыты керамические мастерские и бумажная фабрика, предложено множество проектов по реорганизации армии, однако большинство из них было отвергнуто. Один проект всё же нашёл отклик в Порте: в Стамбуле для борьбы с пожарами была создана пожарная команда, состоявшая преимущественно из янычар.
Известные личности Эпохи тюльпанов:
— Невшехирли Ибрагим-паша: Великий визирь Османской империи. Именно благодаря его идеям получила своё начало Эпоха тюльпанов.
— Адмирал Мустафа-паша: зять Ибрагима Невшехерли; прославился благодаря созданию 44 сортов тюльпанов.
— Ахмед Недим: османский поэт. Его творчество связывают с преодолением персидского влияния и поиском аутентичной тюркизации.
— Абдулджелил Левни: османский миниатюрист, запечатлевший в своих альбомах Эпоху тюльпанов.
Конец эпохи: Эпоха тюльпанов требовала огромных затрат, из-за чего постоянно повышались налоги и цены. Среди ремесленников и торговцев возникло недовольство, перешедшее в бунт. К рядам недовольных примкнули и янычары, которых не радовала обстановка в начавшейся в 1730 г. войне против персов. Произвол властей лишь накалял обстановку. Бунт вылился в восстание, возглавляемое албанцем Халилом. Великий визирь был свергнут и убит; султан Ахмед III низложен; введённые ими налоги и пошлины были отменены. Восстание Патрона Халила положило конец Эпохе тюльпанов.
В настоящее время в Стамбуле ежегодно в начале апреля проводится Фестиваль тюльпанов (Istanbul lale festivali) — знаменитый на весь мир красочный цветочный фестиваль, который привлекает в Турцию множество туристов. Этот праздник проводится каждую весну примерно в течение месяца. Ежегодно в апреле Стамбул становится тюльпановой столицей мира. Обычай праздновать фестиваль тюльпанов — дань многовековым традициям и стремление восстановить историческую справедливость (родина этих прекрасных цветов — на Босфоре, а не в Голландии). Тюльпаны в Турции принято дарить счастливым людям и тем, кому горячо желают счастья, и не важно, по какому поводу – на праздник или просто так.
Источник: http://vk.com/wall-42634338_2434408 .