6 мар 2018
Павел Рыженко.
Триптих «Царская Голгофа»
«Я думаю, что актуальнее жанра исторического осмысления сейчас ничего нет. И в кино, и в литературе, и в музыке, и, естественно, в живописи» (Павел Рыженко)
«Чтобы ответить на вопрос “как же дальше быть?”, я и привожу примеры из истории. Это движение не вперед и не назад, а к душе, к своей истории. Двигаться к православной монархии, которая, на мой взгляд, является единственно честной формой, абсолютно свободной в границах закона Божьего. Мне бы хотелось в какой-то степени приоткрыть эту занавесь. Чтобы люди отодвинули ее, спокойно заглянули, но сделали это не на словах, а через видимые образы, через мои картины. Постояли перед ними, подумали. Что-то для себя лично вынесли и вернулись после просмотра выставки немного другими». (Павел Рыженко: Искусство – это лишь ступени. “Элита”, 3 ноября 2005 г.)
Прощание с конвоем (№1 Триптих «Царская Голгофа»)
Прощание с конвоем (№1 Триптих «Царская Голгофа»)
!
"АЛЕКСАНДРОВСКИЙ ДВОРЕЦ"
!
Павел Рыженко считается одним из ярчайших представителей современной русской живописи. Один из тех, кто окончил Российскую Академию живописи под руководством Ильи Глазунова и стал настоящей надеждой на всё русское искусство. Его учитель И.С.Глазунов предрекал ему большое будущее. Ранее мы уже видели картины с выставки выпускников Ильи Глазунова, которая проходила в Манеже в городе Санкт-Петербург. Именно такие талантливые творцы доказывают всему миру, что наша страна была и остаётся родиной гениальных художников, которые вкладывают в искусство всю душу и этим поражают всех и каждого. Картины Павла Рыженко - это незаурядный талант, уникальное творчество, сравнимое с работами самых известных живописцев прошлого.
Творчество этого художника - историческая живопись в стиле классического русского реализма. Родился в Калуге, 1970 г. Уже в 12 лет он поступил в Московскую среднюю художественную школу при институте имени Сурикова. В 1990 году поступил в Российскую Академию Живописи, Ваяния и Зодчества. Стоит сказать, что дипломной работой художника стала картина "Битва на Калке" Павел Рыженко преподавaл на кафедре Композиции той самой Академии, где учился ранее, занимался проведением собственных выставок
Творчество этого художника - историческая живопись в стиле классического русского реализма. Родился в Калуге, 1970 г. Уже в 12 лет он поступил в Московскую среднюю художественную школу при институте имени Сурикова. В 1990 году поступил в Российскую Академию Живописи, Ваяния и Зодчества. Стоит сказать, что дипломной работой художника стала картина "Битва на Калке" Павел Рыженко преподавaл на кафедре Композиции той самой Академии, где учился ранее, занимался проведением собственных выставок
СЛАВЯНСКИЙ ПУТЬ. / ХУДОЖНИК ПАВЕЛ РЫЖЕНКО (1970-2014) "ЖЕНЩИНА ДАНА МУЖЧИНЕ ДЛЯ СПАСЕНИЯ" "Нам всем известны картины прекрасного художника, православного христианина Павла Рыженко (1970-2014). Предлагаем вам интервью с Павлом Викторовичем на очень "женскую тему". Он дал его за год до своей смерти, потрясшей всех поклонников его творчества:
-Павел Викторович, отличается ли, на Ваш взгляд, православная женщина от неправославной?
-Да, это колоссальное отличие. Православная женщина, как небо от земли, отличается от неправославной. По замыслу Божию, полнота женской природы проявляется в том, что женщина принимает Бога как своего Творца и свое второе место после мужской природы, в том, что она смиряется с тем, что она — помощница для мужчины. А под словом «помощница» скрывается огромный диапазон деятельности, и поэтому женщина в жизни мужчины становится незаменима. Она не просто помогает мужчине, она вдохновляет его на все великое и святое. Но вместе с тем женщина должна понимать, что главное для мужчины — его жизненный подвиг во имя Бога и России, которая есть престол Божий. (продолжение после фотогалереи)
-Павел Викторович, отличается ли, на Ваш взгляд, православная женщина от неправославной?
-Да, это колоссальное отличие. Православная женщина, как небо от земли, отличается от неправославной. По замыслу Божию, полнота женской природы проявляется в том, что женщина принимает Бога как своего Творца и свое второе место после мужской природы, в том, что она смиряется с тем, что она — помощница для мужчины. А под словом «помощница» скрывается огромный диапазон деятельности, и поэтому женщина в жизни мужчины становится незаменима. Она не просто помогает мужчине, она вдохновляет его на все великое и святое. Но вместе с тем женщина должна понимать, что главное для мужчины — его жизненный подвиг во имя Бога и России, которая есть престол Божий. (продолжение после фотогалереи)
!
!
!
!
"ОСЛЯБЯ"
Тихое утро, пронизанное лучами теплого солнца, цветущие яблони, за спиной монаха виднеются ульи. Но главное в этой маленькой картине — то, что монаха зовут Ослябя. И готовится этот монах не белить стволы, а отдать свою жизнь — за Христа и за всех любимых им людей русских, в том числе и за нас с вами. Облокотился он тяжелой своей рукой о дерево и задумался. Вся жизнь прошла перед мысленным взором. Он, Ослябя, готов. Он — воин Христов — все же побелит свои яблони, а потом, взяв меч, устремится в самый ад Куликовской битвы, чтобы бить врагов Божиих и укладывать их трупы снопами, а потом самому быть изрубленным со своим великим собратом Пересветом.
Тихое утро, пронизанное лучами теплого солнца, цветущие яблони, за спиной монаха виднеются ульи. Но главное в этой маленькой картине — то, что монаха зовут Ослябя. И готовится этот монах не белить стволы, а отдать свою жизнь — за Христа и за всех любимых им людей русских, в том числе и за нас с вами. Облокотился он тяжелой своей рукой о дерево и задумался. Вся жизнь прошла перед мысленным взором. Он, Ослябя, готов. Он — воин Христов — все же побелит свои яблони, а потом, взяв меч, устремится в самый ад Куликовской битвы, чтобы бить врагов Божиих и укладывать их трупы снопами, а потом самому быть изрубленным со своим великим собратом Пересветом.
"Сергий"
"Царево молчание"
Молчит и молится Великий Государь Всея Руси Иван Васильевич Грозный. Грозный — для предателей святой монархической идеи, объединившей гигантское, накопленное в пространство Царство. Молчит и как христианин не защищается, не оправдывается, а в спокойном величии исполненного долга, со смирением и силой, мысленно подводит итог своей жизни. Тихо, без суеты. В глубине своей душевной кельи.
Можем ли мы, каждый из нас вспомнить и оценить свой путь так, как умели это наши великие Отцы, государи русские, соединив в себе всю тяжесть царского служения с монашеским деланием.
Молчит и молится Великий Государь Всея Руси Иван Васильевич Грозный. Грозный — для предателей святой монархической идеи, объединившей гигантское, накопленное в пространство Царство. Молчит и как христианин не защищается, не оправдывается, а в спокойном величии исполненного долга, со смирением и силой, мысленно подводит итог своей жизни. Тихо, без суеты. В глубине своей душевной кельи.
Можем ли мы, каждый из нас вспомнить и оценить свой путь так, как умели это наши великие Отцы, государи русские, соединив в себе всю тяжесть царского служения с монашеским деланием.
"БЛАГОСЛОВЕНИЕ СЕРГИЯ"
Преподобный Сергий благословляет Димитрия Ивановича Донского на Куликовскую битву. Какая трудная тема для картины после уже написанных до тебя полотен! Очень хотелось изобразить суть. Только суть и ничего более. Мне показалось, что преподобный просто собрал этих суровых обветренных людей, идущих на смерть, и обнял их сердцем своим. И так это было тепло и тихо, словно победа уже свершилась и все вернулись живыми… Словно не предстоит ему, Сергию, за литургией вслух называть имена героев в этот миг уходящих в Рай с дымящегося кровью поля Куликова.
И тихо шепчет Сергий Димитрию, но еще не Донскому: «Ты победишь!».
Преподобный Сергий благословляет Димитрия Ивановича Донского на Куликовскую битву. Какая трудная тема для картины после уже написанных до тебя полотен! Очень хотелось изобразить суть. Только суть и ничего более. Мне показалось, что преподобный просто собрал этих суровых обветренных людей, идущих на смерть, и обнял их сердцем своим. И так это было тепло и тихо, словно победа уже свершилась и все вернулись живыми… Словно не предстоит ему, Сергию, за литургией вслух называть имена героев в этот миг уходящих в Рай с дымящегося кровью поля Куликова.
И тихо шепчет Сергий Димитрию, но еще не Донскому: «Ты победишь!».
!
!
" Валаам"
!
"Великокняжеский меч". Художник П. Рыженко
Характерно то, что во всех указанных источниках Русь показана великой христианской державой, князья – радетелями земли Русской и хранителями веры христианской, а победа князя Дмитрия Донского на Куликовом поле – как победа великого царя русского и всего русского народа над "погаными измаильтянами". Здесь очевиден героический эпос, без которого невозможно представить ни одно средневековое литературное произведение историко-публицистического жанра. И только по этой причине, не говоря уже о других, современный историк не может и не должен использовать литературные памятники средневековья в качестве надежного фундамента для построения фактологических исследований. Однако далеко не все исследователи учитывали жанровые особенности и символический характер литературных произведений прошлого, что породило немало ошибок в восприятии истории средневековья.
Характерно то, что во всех указанных источниках Русь показана великой христианской державой, князья – радетелями земли Русской и хранителями веры христианской, а победа князя Дмитрия Донского на Куликовом поле – как победа великого царя русского и всего русского народа над "погаными измаильтянами". Здесь очевиден героический эпос, без которого невозможно представить ни одно средневековое литературное произведение историко-публицистического жанра. И только по этой причине, не говоря уже о других, современный историк не может и не должен использовать литературные памятники средневековья в качестве надежного фундамента для построения фактологических исследований. Однако далеко не все исследователи учитывали жанровые особенности и символический характер литературных произведений прошлого, что породило немало ошибок в восприятии истории средневековья.
" Госпиталь"
"Реквием"
!
!
!
!
!
Это магическая картина русского художника Павла Рыженко.Убитая Россия! Убитая не немцами и не англичанами, убита большевиками
!
«Крещение войска князя Владимира в Херсонесе»
Конечно, все, о чем я говорю — это идеал.
-Есть ли что-то недопустимое для женского образа, на Ваш взгляд?
-Безусловно. Я бы даже не стал акцентировать внимание на брюках или длине юбки, хотя она, конечно, важна. Ведь, на мой взгляд, внешний вид женщины — это выражение ее внутреннего мира. Мерилом того, как должна выглядеть женщина, является женщина, которая познала, что такое прощение Божие. Женщина должна одеваться для Бога, а не для мужчины. Опять же говорю о том, как должно быть в идеале. В действительности, современные мужчины в нашей стране могут одеваться более вызывающе, чем женщины. От чего это произошло — это отдельный разговор. Просто наш народ особенный. Это сейчас мы стали размытыми россиянами. А прежде мы были великим русским народом и жили служением. И женщина знала, что ее избранник будет служить в армии, он может уехать на год в экспедицию, может пропасть без вести, может погибнуть на войне или стать инвалидом. А сейчас такого нет. Сегодня у православной женщины спектр выбора будущего мужа такой же, как и у неправославной. Потому что ее суженый сидит в том же офисе перед компьютером, где продаются факсы, ксероксы или тряпки. Все это не служение — это заработок на жизнь для маленькой ячеечки.
-Должна ли женщина быть образованной или достаточно быть хорошей женой и вести хозяйство?
-Безусловно, женщине нужно образование. Женщина должна хорошо знать свою культуру, литературу, историю. Прежде всего, это нужно знать для воспитания будущих детей. Я считаю, женщине просто необходимо учиться. Но не распылять свои знания на окружающих, а все приносить в семью, хранить ее, делать крепостью. Но тут многое зависит от мужчины, он должен быть в семье главой. Но проблема в том, что сейчас не осталось мужчин, способных держать слово, знающих, что такое — честь. Нынешние мужчины не могут победить себя даже по части нецензурной брани. Но корни этого — в семье, в воспитании... Если уж говорить об этом, то корни этого явления в родовых грехах человека. Знаете, если прабабушка или прадедушка участвовали в клятвопреступлении, в разрушении храмов, в кампаниях «долой стыд», в съездах «безбожников», в раскулачивании, в доносах на невинных людей — как это все может не сказаться на правнучке? Представляете, какое это мученичество — искупить такие родовые грехи! И вот еще к вопросу о воспитании. В 1990-е годы, когда Церковь получила внешнюю свободу, множество воцерковленных людей бравировало незнанием светской культуры. Я считаю, что прежде, чем обрести культуру духовную, нужно научиться не сморкаться в рукав. Это касается и женщин, и мужчин. Прежде чем изучать, сколько масла можно есть в пост, как правильно творить Иисусову молитву, нужно получить элементарные школьные знания. В противном случае, можно соблюдать все внешние правила, но не понимать догматов своей веры и стать фарисеем. Главное в воспитании — быть для своего ребенка живым примером. Ребенок будет копировать тебя лет до двадцати — это совершенно точно. Потом, конечно, он начнет искать свой путь, но матрица будет заложена.
-Вы можете перечислить качества, которые необходимо должны присутствовать в каждой женщине?
-Верность, верность до смерти, врожденное чувство целомудрия. Конечно, если оно слабо развито, то его нужно воспитывать путем молитвы, поста, чтения духовных книг. Совестливая верная девушка красивее любой топ-модели. Говорю вам с гарантией, что когда мужчина, любой, даже закоренелый блудник, встречает чистую целомудренную девушку, он теряет свою настойчивость, и ему становится стыдно. У него рука не поднимется на такое чистое существо, он начнет мучиться, и зло в нем начнет разрушаться. Женщина дана мужчине для спасения. Настоящая женщина — чистая, совестливая, верная своей любви, та, которая произнесла: «Я тебя люблю» и этими словами дала присягу на всю жизнь. А настоящая любовь всегда созидательна. Женщина не должна быть эгоисткой, пусть даже воцерковленной, которая занята только собой, каждый день ходит на службу и думает только о себе любимой, она должна еще видеть вокруг себя людей, нуждающихся в помощи, и по возможности им помогать. Такой девушке Господь пошлет замечательного мужа. И еще я считаю, что каждая девушка должна все-таки мечтать о принце. Наша беда в том, что мы перестали мыслить высокими категориями, снизили планки.
-Отличается ли, на Ваш взгляд, православная русская женщина от православной женщины любой другой национальности?
-Кардинально. Гречанки, африканки, канадки и женщины многих других национальностей не имеют той генетической памяти, которую имеют русские женщины. Мы — избранный Богом русский народ. У нас на уровне подсознания — память немыслимых подвигов, которые совершали наши предки, а у них ничего этого нет. Причем, подвиги наших предков совершались за веру, царя и Отечество. Идешь на войну за веру — значит умираешь за Церковь, идешь на войну за царя — значит, умираешь за державу, идешь на войну за Отечество — значит, умираешь за свой народ. Русская женщина это не помня, помнит, не зная, знает. Иностранкам это нужно растолковывать, да и вообще, они то с нами, то против нас, то они в НАТО, то еще где-то. А разве могут православные быть против православных? Я часто езжу на Афон и знаю, что греческие монахи молятся о царе для России. А у русских еще до сих пор большевистское сознание. Женщина может поднять своего мужа из опустившегося состояния, даже самого последнего пьяницу она может назвать таким именем, что он поднимется из грязи и ради нее пойдет на подвиги. Именно так русская женщина несет свою проповедь — проповедь любви, верности и русской силы." Беседовала Елена Волкова, журнал "Славянка".
-Есть ли что-то недопустимое для женского образа, на Ваш взгляд?
-Безусловно. Я бы даже не стал акцентировать внимание на брюках или длине юбки, хотя она, конечно, важна. Ведь, на мой взгляд, внешний вид женщины — это выражение ее внутреннего мира. Мерилом того, как должна выглядеть женщина, является женщина, которая познала, что такое прощение Божие. Женщина должна одеваться для Бога, а не для мужчины. Опять же говорю о том, как должно быть в идеале. В действительности, современные мужчины в нашей стране могут одеваться более вызывающе, чем женщины. От чего это произошло — это отдельный разговор. Просто наш народ особенный. Это сейчас мы стали размытыми россиянами. А прежде мы были великим русским народом и жили служением. И женщина знала, что ее избранник будет служить в армии, он может уехать на год в экспедицию, может пропасть без вести, может погибнуть на войне или стать инвалидом. А сейчас такого нет. Сегодня у православной женщины спектр выбора будущего мужа такой же, как и у неправославной. Потому что ее суженый сидит в том же офисе перед компьютером, где продаются факсы, ксероксы или тряпки. Все это не служение — это заработок на жизнь для маленькой ячеечки.
-Должна ли женщина быть образованной или достаточно быть хорошей женой и вести хозяйство?
-Безусловно, женщине нужно образование. Женщина должна хорошо знать свою культуру, литературу, историю. Прежде всего, это нужно знать для воспитания будущих детей. Я считаю, женщине просто необходимо учиться. Но не распылять свои знания на окружающих, а все приносить в семью, хранить ее, делать крепостью. Но тут многое зависит от мужчины, он должен быть в семье главой. Но проблема в том, что сейчас не осталось мужчин, способных держать слово, знающих, что такое — честь. Нынешние мужчины не могут победить себя даже по части нецензурной брани. Но корни этого — в семье, в воспитании... Если уж говорить об этом, то корни этого явления в родовых грехах человека. Знаете, если прабабушка или прадедушка участвовали в клятвопреступлении, в разрушении храмов, в кампаниях «долой стыд», в съездах «безбожников», в раскулачивании, в доносах на невинных людей — как это все может не сказаться на правнучке? Представляете, какое это мученичество — искупить такие родовые грехи! И вот еще к вопросу о воспитании. В 1990-е годы, когда Церковь получила внешнюю свободу, множество воцерковленных людей бравировало незнанием светской культуры. Я считаю, что прежде, чем обрести культуру духовную, нужно научиться не сморкаться в рукав. Это касается и женщин, и мужчин. Прежде чем изучать, сколько масла можно есть в пост, как правильно творить Иисусову молитву, нужно получить элементарные школьные знания. В противном случае, можно соблюдать все внешние правила, но не понимать догматов своей веры и стать фарисеем. Главное в воспитании — быть для своего ребенка живым примером. Ребенок будет копировать тебя лет до двадцати — это совершенно точно. Потом, конечно, он начнет искать свой путь, но матрица будет заложена.
-Вы можете перечислить качества, которые необходимо должны присутствовать в каждой женщине?
-Верность, верность до смерти, врожденное чувство целомудрия. Конечно, если оно слабо развито, то его нужно воспитывать путем молитвы, поста, чтения духовных книг. Совестливая верная девушка красивее любой топ-модели. Говорю вам с гарантией, что когда мужчина, любой, даже закоренелый блудник, встречает чистую целомудренную девушку, он теряет свою настойчивость, и ему становится стыдно. У него рука не поднимется на такое чистое существо, он начнет мучиться, и зло в нем начнет разрушаться. Женщина дана мужчине для спасения. Настоящая женщина — чистая, совестливая, верная своей любви, та, которая произнесла: «Я тебя люблю» и этими словами дала присягу на всю жизнь. А настоящая любовь всегда созидательна. Женщина не должна быть эгоисткой, пусть даже воцерковленной, которая занята только собой, каждый день ходит на службу и думает только о себе любимой, она должна еще видеть вокруг себя людей, нуждающихся в помощи, и по возможности им помогать. Такой девушке Господь пошлет замечательного мужа. И еще я считаю, что каждая девушка должна все-таки мечтать о принце. Наша беда в том, что мы перестали мыслить высокими категориями, снизили планки.
-Отличается ли, на Ваш взгляд, православная русская женщина от православной женщины любой другой национальности?
-Кардинально. Гречанки, африканки, канадки и женщины многих других национальностей не имеют той генетической памяти, которую имеют русские женщины. Мы — избранный Богом русский народ. У нас на уровне подсознания — память немыслимых подвигов, которые совершали наши предки, а у них ничего этого нет. Причем, подвиги наших предков совершались за веру, царя и Отечество. Идешь на войну за веру — значит умираешь за Церковь, идешь на войну за царя — значит, умираешь за державу, идешь на войну за Отечество — значит, умираешь за свой народ. Русская женщина это не помня, помнит, не зная, знает. Иностранкам это нужно растолковывать, да и вообще, они то с нами, то против нас, то они в НАТО, то еще где-то. А разве могут православные быть против православных? Я часто езжу на Афон и знаю, что греческие монахи молятся о царе для России. А у русских еще до сих пор большевистское сознание. Женщина может поднять своего мужа из опустившегося состояния, даже самого последнего пьяницу она может назвать таким именем, что он поднимется из грязи и ради нее пойдет на подвиги. Именно так русская женщина несет свою проповедь — проповедь любви, верности и русской силы." Беседовала Елена Волкова, журнал "Славянка".
Павел Рыженко
"Мысленно обращаясь к читателю, я сразу хочу извиниться перед ним за необходимость рассказа о себе, поскольку биография моя совершенно банальна и ничего необычного в ней нет. Я родился в еще недалеком 1970 году в Калуге. Годы моего детства… Это время многие называют «эпохой застоя». Для меня же семидесятые — это радость общения с любящими меня родителями, бабушкой, которую я и по сей день считаю чуть ли не святой, друзьями по двору…. Тогда всё было другим, а главное — другими были люди. Почему-то я особенно хорошо помню стариков (почти все они воевали или прошли через войну). Эти старики окружали нас во дворе, стучали в домино, ласково глядели на наши игры и практически никогда не закрывали двери своих скромных по теперешним временам жилищ. Помню, как-то зашел в квартиру своего приятеля, которого не оказалось дома. Его мама — Изольда Иринарховна и бабушка, нисколько не удивившись моему появлению на кухне, тут же усадили меня обедать. Есть я не хотел, но отказаться было неудобно. Медленно поглощая окрошку, я рассматривал висевшую над столом репродукцию с картины Пуссена, на которой древние римляне праздновали какое-то событие, и один из них почему-то бросался на меч… Эти воспоминания для меня очень важны. Важнее, чем сухие отчеты, словно сводки с фронта — родился, учился, служил, поступил, постиг тайны творчества, стал признанным, успешным и далее, и далее. Это для меня и есть Родина, светлая, тихая, полная любви, которую многие позабыли, а многие — нет.
После поступления в МСХШ в 1981 году я обрел для себя новый мир запахов. Теперь к медово-горьковатому миру акварельных красок примешался аромат масляных красок, от которого я и по сей день не могу отвыкнуть, впитав его до корней волос. Дивный мир Третьяковской галереи, сырость старинных улочек Замоскворечья, бурое небо над Москвой, когда, приникнув к ледяному стеклу, я глядел на красный флаг над зданием Верховного Совета… Все это смешалось тогда в сознании мальчика, и только в 18 лет, поступив на службу в армию и оказавшись совершенно в другом мире, я понял, что путь мой — это не поиски того, чего не терял, а путь, данный мне, путь живописца.
Девяностые — это годы моей учебы в Академии, это метания, поиск веры, ответов на вопросы, это встречи с совершенно новыми для меня людьми — священниками. Первые серьезные мысли о назначении творчества возникли именно тогда, в Академии живописи ваяния и зодчества, в которой мне посчастливилось «дображивать». Мои однокурсники, как и я, были проникнуты общением с великим учителем, художником, воином — Ильей Сергеевичем Глазуновым. Помню тот восторг, который впервые охватил меня в залах Эрмитажа перед картинами Рембрандта, Ван Дейка, Вермеера… Казалось все эти великие мастера присутствуют здесь, рядом со мной. Я ощущал дыхание живой истории, величие могущественных империй — Византии, Рима, Российской Империи
Я ощущал прохладу Синайской пустыни и запах порохового дыма над Бородино, передо мной вставали строгие лики русских воинов, бесстрашных и непобедимых.
Каждый, а в особенности русский, человек тянется в глубинах и тайнах своего сердца к свету — Христу. Ко мне вера во Христа пришла очень поздно, но, поверив, я захотел побежать за ним, надеясь когда-нибудь приблизиться к этому свету. Трудно мне писать об этом, нет слов, чтобы ясно изложить мысли, но о людях, ушедших и живых, которые являются носителями веры и духа Российской Империи, мне сказать необходимо. И сказать на холсте, потому что это мой долг перед великой правдой Руси. Долг не до конца сломленного жителя мегаполиса, который сквозь очертания современных домов, сквозь смог Третьего кольца видит, как вновь и вновь проступают эти строгие и любящие лики наших предков, проливавших свой пот и кровь за Христа и за каждого из нас.
Приблизившись к рубежу своей жизни, рубежу, который не смог переступить великий Пушкин, у которого остановились многие, я задаю себе вопрос вопросов: кому я служил? Именно кому, а не чему, и вообще, что есть искусство?
Надеюсь, что мои картины разбудят генетическую память моих современников, гордость за свое Отечество, а быть может, помогут зрителю найти для себя единственно правильный путь. И тогда — я буду счастлив выполненным долгом."
Павел Рыженко
Комментарии к картинам и весь материал- http://павел-рыженко.рф/