НАУЧИТЬСЯ – ГОВОРИТЬ С БОГОМ.

Протоиерей Алексий Уминский.
Человек вот уже много лет в Церкви. Регулярно на богослужениях, участвует - в таинствах, молится, постится.
Но однажды,приходит день и он НАЧИНАЕТ -- ПОНИМАТЬ, что что-то идет не так,
что он НЕ МОЛИТСЯ – не разговаривает с Богом, а просто «ВЫЧИТЫВАЕТ» молитвенное правило, на исповедь постоянно ПРИНОСИТ -- один и тот же список грехов, который осталось только отксерить…
А самое главное – из его церковной жизни ИСЧЕЗЛО -- главное:
в ней НЕТ -- Христа.
Можно ли встряхнуться, вспомнить, ради чего когда-то этот человек пришел в Церковь?
Отвечает протоиерей Алексий Уминский, настоятель храма Живоначальной Троицы в Хохлах (Москва).
Конечно, все НАЧИНАЕТСЯ -- с молитвенного правила – оно учит определенной дисциплине.
Но молитва НЕ МОЖЕТ и не должна -- всю жизнь упираться в исполнение -- только одного, единожды раз и навсегда выбранного правила и никаким образом не меняться.
Молитва связана с жизнью. А жизнь – она разная, все время течет в разных измерениях и требует от тебя то крайнего напряжения, то обостренного внимания, то, в какие-то минуты, даже расслабления и отдыха.
Потому наше молитвенное правило НЕ МОЖЕТ -- быть застывшим – мертвым, безжизненным правилом – обличенным в простую ФОРМАЛЬНОСТЬ.
Молитвенное ПРАВИЛО -- для человека, а не человек -- для молитвенного правила. В свое время эту мудрую мысль высказал святитель Игнатий (Брянчанинов) в своем поучении о молитвенном правиле.
Молитвенное правило НЕ ДОЛЖНО -- стать препятствием в Духовной жизни человека.
Но, к сожалению, так ЧАСТО – это сегодня и происходит. Потому что человеку порой молитвенное правило -- НАВЯЗЫВАЮТ, он его даже не выбирает, а просто сталкивается с ним, открывая в молитвослове напечатанное именно таким образом и никаким другим.
Есть конкретное утреннее правило, конкретное вечернее, конкретные три канона, которые человек читает перед причастием, есть молитвы определенные, молитвы перед причащением. То есть выбора вообще никакого нет. И ты – хочешь – не хочешь, нравится – не нравится, понимаешь – не понимаешь, в состоянии – не в состоянии, – оказываешься заключенным в жесткие рамки. Поэтому в правиле нет твоей свободы.
Молитвенное правило принесет пользу, если оно, во-первых, ВЫБРАНО -- по силам человека. Потому что все люди тоже разные. Один с удовольствием полностью -- вычитает все молитвенное правило, а другому – ТЯЖЕЛО все вычитывать.
Потому, молитвенное правило должно быть - по силам и не переутомлять – НЕ ОТБИВАТЬ у человека желание молиться. Это как в школе, когда ЗАДАЮТ -- большое домашнее задание – тогда у многих учеников ПРОПАДАЕТ желание -- вообще ходить в школу.
Об этом тоже сказал святитель Игнатий (Брянчанинов). То есть, у ребенка и взрослого должно быть разное молитвенное правило; оно может не совпадать у мужчины и женщины; оно будет особым у человека, который очень загружен работой. Во время поста – еще одно молитвенное правило. Разные обстоятельства жизни предполагают, что силы у человека могут -- быть разными. Так что и правило должно -- соответствовать этим обстоятельствам.
Неважно, какое количество молитв в это правило входит. Неважно, какие конкретно ты читаешь молитвы во время своей утренней и вечерней молитвы. Важно то, что ты действительно утром и вечером -- напрягаешь свою волю, ум, сердце. Напрягаешь для того, чтобы НАЧАТЬ -- разговор с Богом.
НАУЧИТЬСЯ -- РАЗГОВАРИВАТЬ С БОГОМ.
Вот этот разговор с Богом для человека всегда -- является проблемой, потому что научиться говорить человеку с Богом -- очень непросто. Мы – люди, и друг с другом тоже УЧИМСЯ -- разговаривать для того, чтобы ПОНЯТЬ, услышать -- друг друга. Поэтому, мы по-разному говорим -- с разными людьми: определенным образом – с детьми, подчиненными, начальством, друзьями и так далее. У нас для каждого человека -- есть свой язык, своя интонация, мы даже выбираем определенные слова для того, чтобы говорить с разными людьми.
Разговор человека – грешного и ограниченного, немощного и много чего не знающего и не понимающего, но стремящегося к Богу с Самим Богом: недоступным, невидимым, непостижимым, – вещь крайне непростая.
Если человек об этом не задумывается, а просто уверен: «Вот я взял в руки молитвослов, сейчас прочту утренние и вечерние молитвы, и все хорошо – Бог меня услышит», – это, я бы сказал, даже опасно.
Потому что молитвенное правило, прежде всего, УЧИТ -- настраивать свое сердце для того, чтобы человек ПРАВИЛЬНО -- смог поговорить с Богом, смог к Богу как-то себя донести, чтобы человек МОГ -- быть Богом понят, услышан.
А Сам Бог мог быть -- УСЛЫШАН и правильно понят человеком. Именно поэтому молитвенное правило можно назвать камертоном.
Человек похож на некий музыкальный инструмент. Важное внутреннее, что в нем есть, должно звучать чисто, не фальшивить. Когда мы повторяем молитвенное правило, мы через него УЧИМСЯ -- молиться, оно приводит нас к чистому звучанию нашего сердца, наших мыслей, наших чувств, нашего ума по отношению к Богу.
Это первое задание молитвенного правила, через которое человек учится молиться. Если правило выбрано – или даже не выбрано, а просто воспринято без всякого рассуждения, автоматически, не понято, не разобрано, не воспринято, в этом правиле у человека даже нет любимой молитвы, а просто есть все молитвы, которые надо - прочитать, не очень понимая, о чем я в этих молитвах к Богу обращаюсь, то, конечно, со временем это правило СТАНЕТ -- обузой, кандалами. Человек может вообще ПЕРЕСТАТЬ -- молиться.
А это очень опасно – ПЕРЕСТАВ – молиться, человек начинает – ТЕРЯТЬ веру, ЛИШАЕТСЯ -- полностью ЗАЩИТЫ Божьей, что приводит к разным неприятностям и несчастьям.
Человек, когда ПЕРЕСТАЕТ – молиться, это как раз ЗНАК -- того, что он просто изначально неправильно, чисто ФОРМАЛЬНО -- относился к правилу.
К сожалению, очень часто слышу от священников жесткое вопрошание: «А вы правило вычитали? А вы все правило почитали? А вы утренние, вечерние молитвы - читаете полностью?» Такое законническое отношение никак НЕ МОЖЕТ -- человеку помочь в его духовном росте, а просто – ОТТОЛКНЕТ его от Бога и от Церкви.
Когда мы говорим о молитвенном правиле, мы помним, что оно должно быть ВЫБРАНО -- самим человеком, возможно, вместе с духовником. И, опять-таки, это не мои слова, а святителя Игнатия (Брянчанинова), человека, который прошел долгий аскетический путь познания Бога.
Молитвенное правило не должно быть -- над тобой, выше тебя. Оно дано тебе -- как ПОМОЩЬ, а не ты его - раб, и не ты ему - служишь, и ты не ради -- молитвенного правила утром - встаешь, а вечером ложишься спать.
Ты должен утром ВСТАВАТЬ – ради Бога!
Радоваться каждому -- новому дню и своей -- встрече и общением с Богом! Правило должно быть -- посильным и хорошо понято тобой.
Если у человека сейчас есть проблема с молитвенным правилом, он просто ФОРМАЛЬНО, равнодушно «ВЫЧИТЫВАЕТ» его, пусть он еще раз посмотрит -- на эти молитвы, ОТБРОСИТ -- все, что в этих молитвах -- не понятно, или ему просто -- не нужно, и ОСТАВИТ только то, что его – вдохновляет, что ему - необходимо.
Через это он сможет найти самого себя в этих молитвах, на самом деле очень глубоких и замечательных. Тогда это молитвенное правило поможет ему снова НАЧАТЬ -- свой путь к Богу.
ПРО СВОБОДУ.
Второй момент: молитвенное правило по отношению к внутренней молитве – воспитательный путь. Молитвенное правило УЧИТ -- человека прибавлять к молитве - определенное движение своей собственной души. То есть, дает возможность НАУЧИТЬСЯ -- говорить с Богом своими словами.
Здесь я вспомню слова святителя XIX века Феофана Затворника, который говорит о том, что молиться только лишь по молитвослову похоже на то, как говорить с Богом через -- разговорник, как на иностранном языке.
Неужели у каждого из нас НЕТ в сердце -- СВОИХ слов к Богу? Неужели у каждого из нас до сих пор не родилось ни одного глубинного переживания, когда мы можем Богу - от сердца правильно, радостно, своими словами, что-то говорить, хвалить - Его, благодарить - Его, каяться - Ему, просить - Его?
Ведь молитва, прежде всего, свободна. И там, где в молитве НЕТ -- свободы, самой молитвы тоже быть – НЕ МОЖЕТ. Поэтому, здесь человек становится в каком-то смысле -- поэтом, ТВОРЦОМ -- молитвы, потому что всякая молитва сродни поэзии. И в этом смысле человек, который говорит с Богом, становится -- похожим на Бога, Творца. Бог говорит с нами на языке -- поэзии, а все Священное Писание – это поэзия. И пророки говорят на языке поэзии, и великие святые.
Человек должен уметь быть -- поэтом, БЫТЬ -- свободным. Я не имею в виду, что он должен быть графоманом исочинять для Бога какие-то молитвы. Нет. Но я говорю о том, что когда человек СВОБОДНО -- молится, он так или иначе получает от этого - поэтический дар, реализует в себе поэтический дар.
Если у человека НЕТ -- в молитве свободы, значит, он чего-то о Боге – пока НЕ ЗНАЕТ, значит, он с Богом еще в своей жизни -- не соприкоснулся. Потому, что настоящий опыт соприкосновения с Богом человек ПОЛУЧАЕТ -- только через искреннюю, настоящую молитву.
Мы можем позволить себе молиться искренне, глубоко лишь в минуту глубочайших переживаний. Но это же неправильно! Человек должен говорить с Богом -- ежедневно, всегда, когда захочет.
Мы боимся -- выйти из общего строя, а потому, стремимся стать одинаковыми. Мы не должны двигаться ни вправо, ни влево, нам нужно оставаться в какой-то серенькой середке. Потому что боимся впасть - в прелесть.
Но прелесть СВЯЗАНА -- не со свободой, а с гордыней, с эгоизмом. Вот, чего НАДО -- действительно по настоящему – БОЯТЬСЯ!
Да, святитель Игнатий в своем учении о молитвенном правиле говорит о том, что не нужно - сочинять молитвы Богу. Действительно, не нужно. А вот, выражать себя -- языком своей собственной жизни, языком своего собственного богопознания человек -- должен. Иначе молитвы – НЕ БУДЕТ.
ПРО ИИСУСОВУ МОЛИТВУ.
Нужно учиться молиться -- Иисусовой молитвой. Не надо -- бояться ее, страшиться того, что якобы человек, если у него НЕТ -- духовного руководителя, обязательно должен -- сойти с ума. Это неправда.
Она, даже ДАЕТСЯ -- в правиле для неграмотных. Можно, например, любому человеку читать утренние и вечерние молитвы, а можно, вместо утренних и вечерних молитв ПРОЧИТАТЬ, предположим, пятьдесят - Иисусовых молитв.
Я из собственного опыта знаю, что иногда, в минуту - усталости, в минуту какого-то внутреннего опустошения, ты не можешь взять в руки Молитвослов и читать знакомые тебе молитвы. Тогда ты берешь в руки четки и не спеша, не очень много, произносишь Сладчайшее Имя Иисусово и говоришь: «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешного». Неужели это не молитва?!
Святитель Игнатий (Брянчанинов) советует ОБРАЩАТЬ -- большее внимание в Иисусовой молитве на слова «помилуй мя, грешного», говорить их с особым усилием. Это важно – чувствовать и понимать перед Богом – свою грешную жизнь, свои грехи и недостатки, а также, ПРОСИТЬ -- у Бога милости к себе, чтобы Бог помиловал вас и помог вам в жизни, и ваших делах и трудностях.
Но все-таки здесь главное – имя Самого Господа Иисуса. Поэтому, когда человек в молитве Иисусовой - особое сердечное внимание ОБРАЩАЕТ -- на Имя Христа, поверьте мне, его сердце -- ОЖИВАЕТ. И в этом – одна из тайн молитвы Иисусовой.
Так, что иногда ПОЛЕЗНО -- вообще СМЕНИТЬ -- молитвенное правило -- на Иисусову молитву. Можно поменять утренние и вечерние молитвы -- на чтение псалмов.
Чтение Псалтири – Великое дело!
Сколько мудрости Божьей Человек -- почерпнет из Псалтири!
И какую великую БОЖЬЮ помощь ПОЛУЧИТ в жизни – любое зло ПРЕКРАЩАЕТСЯ!
Можно поменять ту или другую молитву на чтение других молитв. То есть, у человека ЕСТЬ полная свобода -- ВЫБИРАТЬ себе молитвенное правило в разных обстоятельствах жизни так, как он -- ХОЧЕТ, молиться так, как ему сейчас нравится. Главное – молиться.
И вот, когда человек это понимает, тогда он НАЧИНАЕТ -- любить молитвы, тогда он НАЧИНАЕТ -- хотеть молиться, тогда его душа как бы просит -- молитвы. Все становится на свои места.
Оказывается, из этого строя можно - спокойно выходить. Пора понять, что нам, христианам, ДАНА -- свобода. Эту свободу мы должны иметь и хотеть ее реализовывать. И тут, много зависит от священства, которое должно тоже полюбить эту свободу, не бояться ее и уметь эту свободу радостно даровать своим прихожанам.
ПРО ИСПОВЕДЬ.
Если человек чувствует, что вновь ПРИНЕСЕТ -- на исповедь очередной привычный список грехов, НЕ ИСПЫТЫВАЯ -- при этом никакого внутреннего переживания, то, наверное, НАДО -- сделать какую-то паузу, прийти в себя, выйти из этого порочного круга -- фальши и формализма.
Почему – формализм?
Потому что, если человек ПОСТОЯННО исповедует – одни и те же грехи, совершенно НЕ ПЕРЕЖИВАЯ -- за них, а как бы, просто СДАЕТ эти грехи священнику, чтобы ПОЛУЧИТЬ -- не прощение Божье за эти грехи, а Благословение – то есть, РАЗРЕШЕНИЕ священника – своеобразный ПРОПУСК – ПРИНЯТЬ причастие – то это уже не исповедь.
Это – ОБМАН Бога.
А значит, и это причастие, хоть священник и допустил ко причастию – ИДЕТ во грех.
Ведь, если человек БОРЕТСЯ -- со своими грехами, с недостатками характера, например: с обидчивостью, с раздражительностью, с гневом, с эгоизмом, с тщеславием и самомнением, с унынием и ленью, с ложью, с блудными помыслами или с со сквернословием, с курением и пьянством – то эта БОРЬБА протекает тяжело.
Человек – ПОСТОЯННО совершает эти грехи и потому и ПЕРЕЖИВАЕТ из-за этого, он очень ХОЧЕТ – ИЗБАВИТЬСЯ от них, ИСПРАВИТЬ -- себя, СТАТЬ -- лучше, добрее, спокойнее, но у него ВСЁ никак это – НЕ ПОЛУЧАЕТСЯ.
Вот такую Исповедь – Господь принимает и ПРОЩАЕТ -- человека. Такая исповедь, уже НЕ МОЖЕТ называться – ФОРМАЛЬНОЙ, наоборот, она сгусток боли и переживания человека и только тогда, человек – причащается с Великой пользой.
А уж воля Самого Бога – когда Он ИЗБАВИТ -- человека от его недостатков.
Часто Господь ПОПУСКАЕТ -- такое ГРЕХОВНОЕ состояние человека – для его же пользы, для его -- СМИРЕНИЯ, для того, чтобы человек наконец-то не только понял, но и хорошо УБЕДИЛСЯ -- в том, что САМ он -- БЕЗ помощи и милости Бога – НИЧЕГО в жизни сделать – НЕ МОЖЕТ!
И не может сам – ИСПРАВИТЬ себя, что НЕТ в жизни – никакого САМОСОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ, что без воли Божьей – НИЧЕГО не происходит!
Господь сказал в Евангелие: Пребудьте во Мне, и Я в вас. Как ветвь не может - приносить плода сама собою, если не будет на лозе: так и вы, если - не будете во Мне. Без Меня не можете – творити ничегоже. Иоанн 15 г.
Слава Богу, что-то в наше время сдвинулось с места. Принят, даже целый документ «Об участии верных в Евхаристии», где строгость и формализация исповеди, как обязанность -- каждого исповедоваться перед каждой Евхаристией, все-таки снята. Это дает возможность людям -- выдохнуть, уйти от боязливости. Потому что, в общем-то, люди напуганы.
Из-за чего все происходит?
Наша беда – величайшее недоверие к человеку, когда каждого человека ты - подозреваешь, что он грешник, что он не постится, не готовится к причастию, не исповедует свои грехи, что он вообще не такой и его обязательно НАДО -- все время проверять. Он же обязательно должен находиться - под чувством особой вины. Не дочитал чего-то? Все, он уже крайний преступник. Чего-то - не до исповедовал, не дописал какой-то грешочек в списке? Все, он уже -- в суд и осуждение причастился. Это же беда.
Поймите – мы все – люди грешные, все БОЛЬНЫЕ - грехом, а ЦЕРКОВЬ – это Божья лечебница и мы приходим, как больницу – ЛЕЧИТЬ самих себя, свои души и тела.
И как, больному в больнице жизненно НЕОБХОДИМЫ – лекарства, так и нам, всем грешникам, также НЕОБХОДИМА -- исповедь и частое ПРИЧАЩЕНИЕ – Святых Христовых Тайн.
Главное – ЧЕСТНО, не скрывая никаких грехов -- исповедовать грехи свои – ПЕРЕЖИВАЯ перед - Богом и людьми за них, и с сердцем сокрушенным, СО СМИРЕНИЕМ -- подходить к чаше, говоря в себе:
«Господи приими меня – недостойного, исцели мою душу, помоги мне СТАТЬ -- хорошим человеком, каким Ты Сам хочешь -- видеть меня».
И причащайтесь, во славу Божью! И Храните сей -- Величайший Божий дар!
Многие вещи, которые происходят в нашей церковной жизни – оскудение веры в человеке, ВЫГОРАНИЕ – связаны во многом с таким НЕГАТИВНЫМ -- отношением к человеку, когда человек изначально мыслится -- как негодяй, которого все время НАДО - контролировать.
Но ведь, Господь – ЗАПРЕТИЛ – ПЛОХО думать о ближних!
Сказано – НЕ СУДИТЕ!
Часто таким контролем -- ЗАНИМАЕТСЯ священник. Человек постоянно НАХОДИТСЯ -- под пронзительным взглядом: «А ты - дочитал? Ты был - на всенощной? Не пропустил - среду и пятницу? А ты все грехи - исповедовал?» И человек НАЧИНАЕТ -- метаться как загнанная белка в колесе среди этих «ах, не успел, ах, не дочитал, ах, не досмотрел».
Ему главное – только бы дочитать, дописать, сделать все, чтобы ФОРМАЛЬНО к нему НЕ БЫЛО -- никаких придирок. Тогда он -- успокоится, что все долги у него закрыты, и может думать: «Вот теперь, я ни в чем – НЕ ВИНОВАТ и могу причащаться -- «не в суд и не в осуждение». Эту проблему надо осознать и с ней бороться.
Ну и где же, во всем этом – НАША свободная жизнь с Богом? Где доверие -- Богу и общение с Ним? Христа здесь вообще – НЕТ. Тут – военная казарма какая-то получается, и потому, неудивительно, что люди – ПЕРЕСТАЮТ не только -- МОЛИТЬСЯ, но и даже -- ХОДИТЬ в храм. А зачем? Если Бога в этой жизни – нет.
Потому, ВАЖНО -- всем приходящим в храм ПОМНИТЬ: – что вы ПРИХОДИТЕ не к священникам, вы приходите не просто постоять на службе – вы ПРИШЛИ к Богу!
Вы пришли – в Божий Дом!
В Дом – вашего Небесного и -- ДОБРОГО Отца!
Это и ваш тоже дом! Потому, надо учиться ВЫСТРАИВАТЬ – свои личные, доверительные отношения с Богом.
Проблема нашего ФОРМАЛЬНОГО отношения к Богу – упирается в наше РАВНОДУШНОЕ -- отношение к Богу, мы себя ведем так, как будто Бога вообще -- НЕТ на свете. Вместо молитвенного общения, личной беседы с Богом, мы просто, как можно быстрее – чисто формально ВЫЧИТЫВАЕМ -- молитвенное правило, стараясь его – СОКРАТИТЬ. У нас много своих дел и забот, и нам НЕКОГДА -- тратить своё время на молитвы.
Придя в храм на службу, мы с нетерпением ЖДЕМ -- конца службы, когда можно БУДЕТ -- уйти домой и заняться делами.
Приходя на исповедь – мы просто СДАЕМ свои грехи, даже НЕ ДУМАЯ -- ни о какой борьбе с ними, мы и не собираемся ПРЕКРАЩАТЬ -- свою ГРЕХОВНУЮ жизнь, а зачем? Нам нравится наша жизнь.
И происходит это, по нашей ВИНЕ – из-за НАШЕГО равнодушного отношения к Богу. Греша каждый день – мы не задумываемся о том, что мы не только ОГОРЧАЕМ -- своих ближних, ОТРАВЛЯЕМ -- им жизнь своим ПЛОХИМ характером и ДУРНЫМИ привычками – главное, мы забываем – что ОГОРЧАЕМ и Бога! Вот, откуда наше ФОРМАЛЬНОЕ – отношение к Богу!
Вот так, мы превращаем свою Духовную жизнь -- в простую ОБРЯДНОСТЬ – в обрядоверие.
Сходили – свечку поставили, постояли -- в храме,
ГРЕХИ свои на исповеди – СДАЛИ, причастились и пошли домой, а придя домой,
снова НАЧИНАЕМ жить -- ПО СТАРОМУ, во грехах.
Не думая и не желая БОРОТЬСЯ с грехами и ИСПРАВЛЯТЬ -- свою жизнь.
И таких, среди нас много – РАВНОДУШНЫХ к Богу христиан.
НИЧЕГО НЕ ПРОИСХОДИТ? И ХОРОШО.
Почему человека пугает, что в его жизни ничего такого, чтобы нести на исповедь -- не происходит, а все – лишь повседневная борьба? Слава Богу, что у него НИЧЕГО -- не происходит. Значит он более-менее ПРАВИЛЬНО, нормально живет. А почему должно что-то - происходить? Каждые три недели человек что, должен кого-то обязательно – убить, ограбить или изнасиловать и покалечить? Что, неужели НЕ МОЖЕТ -- православный христианин три недели пожить, как нормальный человек?
На исповедь стоит идти, если чувствуешь, что НАДО, что есть ГРЕХИ – которые тяжелой ношей ЛЕГЛИ -- на совесть, что эти грехи – НЕ ДАЮТ спокойной жизни и человек от них -- устает.
Я могу исповедоваться каждую неделю, когда чувствую, что мне - НЕОБХОДИМО, а могу не исповедоваться -- месяц, и такое, иногда бывает. Никто меня -- не контролирует. Есть, конечно, контроль в епархии – священники, один-два раза в год обязаны приходить на исповедь к нашему епархиальному духовнику. Но не более того.
А чем, собственно говоря, жизнь всех нас, христиан, друг от друга сильно отличается? Мы все обычные люди, сделаны из одного материала. Наоборот, на священнике -- ответственность огромная. Его казалось бы, надо заставить исповедоваться каждую неделю. А вот нет. Священники – свободные граждане и чада Церкви.
Мне кажется, не может быть в Церкви специального отношения к священникам и специального отношения к мирянам ни в качестве исповеди, ни в качестве молитвенного правила. Только пост, наверное, священники ДОЛЖНЫ -- соблюдать строже, молиться должны -- БОЛЬШЕ.
Без всякого сомнения, человек МОЖЕТ -- не стремиться на исповедь и из-за духовной лени. Все невозможно поставить под трафарет, это же жизнь. И каждый человек прежде всего ОТВЕЧАЕТ -- за свою жизнь и свои дела - сам перед Богом, и только – перед Ним.
Каждый человек в состоянии на самого себя -- правильно и трезво смотреть. Вновь повторю: почему все должны быть под контролем, под таким строгим взором: а уж не преступник ли ты, уж не враг ли ты Церкви?
Если все-таки, самому человеку СЛОЖНО во всем -- разобраться, он ДОЛЖЕН -- искать умного, ДОБРОГО, понимающего духовника, священника, способного этого человека -- ПОНЯТЬ, помочь определить меру его молитвы и меру его поста, частоту его исповеди… Тогда – просите Бога и Он – вам поможет.
Да и святые старцы – тоже говорят: «Что не каждому МОЖНО – открывать свою душу».
И даже запрещают это, потому что неопытный или немудрый священник – МОЖЕТ и навредить, что нередко бывает».
Потому, во всем – НАДО иметь доброе рассуждение. И учиться, САМОСТОЯТЕЛЬНО – принимать решения, а не ждать, чтобы кто-то за вас – ВСЕ подумал и решил – как надо жить. Отвечать то, перед Богом – будете вы.
НАЧАТЬ СНАЧАЛА.
По поводу постов все то же самое: мера, СВОБОДА и личное ревнование о Боге. Человек ДОЛЖЕН -- быть ревностным, как настоящий христианин. Ему всегда должно хотеться -- чего-то больше, чем у него есть.
Молиться -- ЛУЧШЕ, чем он молится,
ПОСТИТЬСЯ -- лучше, чем он постится,
КАЯТЬСЯ -- лучше, чем он кается.
Не постоянно себя заставлять: «Ух, я правило -- не вычитал, сейчас я его как вычитаю! Ух, вычитал, ну, теперь, наконец-то, - мой любимый сериал». По-другому должно быть. Хотя и любимый сериал может -- присутствовать в жизни христианина в том числе, и в этом нет ничего страшного – только в меру.
Ревность не дается как нечто готовое, что можно скопировать, наоборот, она взращивается. Она является -- божественной педагогикой, церковной педагогикой, когда идешь от простого к сложному, от малого к большому, от общедоступного до вещей, которые нужны конкретному человеку.
Если человек, который давно в Церкви, вдруг очнулся и увидел, что вся его вера, вся церковная жизнь – ЛИШЬ простое хождение по годовому кругу, в ней НЕТ -- главного, нет -- Христа, значит, НАДО -- все начинать сначала.
Все в нашей Духовной жизни НАЧИНАЕТСЯ -- с Евангелия, а не с правил и постов. Потому и НАДО -- заиметь привычку ЧИТАТЬ хотя бы 1 - 3 главы из Евангелия и посланий Апостолов -- каждый день. Это очень многое нам даст и сильно поможет -- в духовном развитии. Это – жизненно – необходимо!
В этот момент, когда случается такая беда, когда человек НЕ МОЖЕТ -- ни молиться, ни поститься, не хочет - исповедоваться, ему НАДО -- сделать самое простое только это – открыть Евангелие и НАЧАТЬ -- читать его.
Он может больше НИЧЕГО -- не делать. Он может вообще забыть -- про молитвенное правило. Важно, снова НАЙТИ -- эту радостную точку встречи с Богом.
Ведь, когда человек – МОЛИТСЯ, он пытается тогда поговорить - с Богом. А вот, когда человек – читает Евангелие – тогда Сам Бог беседует - с человеком!
И вот тогда, когда ты ее нашел, когда через Евангелие ОЖИВИЛ -- свое бытие, оживил свою память встречи со Христом, МОЖНО -- начинать все сначала.
Можно опять по чуть-чуть НАЧИНАТЬ -- утром и вечером МОЛИТЬСЯ, но по силам и с радостью. Так же, по силам с радостью -- ПОСТИТЬСЯ. Так же тихонько НАЧАТЬ -- исповедоваться и причащаться.
КАК ПЕРЕСТАТЬ -- ОБИЖАТЬСЯ?
Когда я ПЕРЕСТАЛА -- обижаться, меня ПЕРЕСТАЛИ -- обижать. Скажете: такого не бывает. Как можно не обижаться, когда задели -- за «живое»? Если разобраться в истоках происхождения обиды, то, полагаю, обижаться станет незачем.
Итак, что же в нас -- СИДИТ такого, что НЕ ПОЗВОЛЯЕТ -- нам простить своих обидчиков? Простить -- значит не оставить осадка в душе, продолжать свободно -- общаться с человеком. Или, если хотите, не общаться вообще, но в то же время -- относиться нейтрально, и НЕ ДУМАТЬ о нем -- ПЛОХО.
УЯЗВЛЕННОЕ САМОЛЮБИЕ.
Не оценили вас так, как мы этого -- хотели, или просто НЕЗАСЛУЖЕННО -- обвинили. Но мы-то знаем, что не такие уж и плохие. Вот и терзаем себя мыслями и проклятиями -- в адрес обидчика.
«Грызем» свою душу, уверяя себя -- в правоте. А стоит ли доказывать -- самому себе очевидное? Думаю, все согласятся, что это безполезное -- занятие. Каждый и так знает себе цену. Ну, а осудившему вас можно сказать: «Мне жаль, что вы так обо мне думаете», «Жаль, что мы не поняли -- друг друга». И тем более НЕ НАДО -- не занижать свою самооценку. Каждый просто ОСТАЕТСЯ -- при своем мнении.
ГОРДЫНЯ и САМОМНЕНИЕ.
Постарайтесь, отбросив чувство собственного превосходства, стать -- на сторону партнера. Помните: не в гордости сила человека, а в его великодушии. Обидчик, если он нормальный человек, как правило, сам осознает, что погорячился. Ну, а если он непорядочный человек – вы все равно таким – НИЧЕГО не докажите.
Перестаньте САМИ -- себя считать, что вы чем-то ЛУЧШЕ -- других людей, у каждого из нас есть свои достоинства и недостатки.
Да и люди НЕ ЛЮБЯТ -- гордых, высокомерных, заносчивых людей и относятся к ним -- НЕГАТИВНО. Зачем вам ПОРТИТЬ -- из-за этого отношения с людьми? Не надо -- ПЛОДИТЬ врагов и недоброжелателей -- там, где их может не быть, они и так сами по себе – появляются – без нашей помощи.
Просто старайтесь ХОРОШО -- думать о людях, ИЩИТЕ в них -- хорошее, а если его нет, то просто будьте -- РАВНОДУШНЫ и отойдите от них. Каждый сам за свои недостатки - даст ответ перед Богом.
НЕУМЕНИЕ -- ПРИЗНАВАТЬ КРИТИКУ и СВОИ ОШИБКИ.
К примеру, вам говорят: «Вы опоздали на работу. Вы сделали ошибку. У вас плохое настроение. Вы много едите. Вы толстый». Вы – обижаетесь и злитесь не желая -- принимать действительное.
Учитесь – мирно и спокойно, и даже с благодарностью ПРИЗНАВАТЬ – свои ОШИБКИ.
Это очень -- ВАЖНОЕ умение, оно очень ПОМОГАЕТ -- в жизни, ИЗБАВИТ -- вас в будущем -- от более серьезных ошибок и проблем, ПОМОГАЕТ -- человеку развиваться и идти дальше, ПОМОГАЕТ – СОХРАНЯТЬ семейные отношения и своих друзей. Согласитесь – это не мало.
Научитесь отвечать -- «да». Того же «да» касаются -- любые упреки в вашу сторону. Как вы думаете, интересно ли будет собеседнику вас -- «жалить» и надолго ли его хватит, когда вы со всем соглашаетесь? Как правило – все прекращается, и эти люди просто уходят от вас и уже больше к вам приставать -- не будут
НЕОПРАВДАННЫЕ ОЖИДАНИЯ.
Нередко мы ожидаем от человека – ВЫПОЛНЕНИЯ данных им обещаний, определенных действий, поступков, слов, совершенно не присущих ему в силу свойственных черт характера, такта, воспитания, образования…, ОБИЖАЯСЬ -- на неисполнение надуманного нами.
Старайтесь на все смотреть как можно -- ПРОЩЕ, не воображая того, чего нет. Не надо быть -- категоричным и требовательным – надо быть добродушным.
Вы же лично себе ПРОЩАЕТЕ – все ваши неудачи, ошибки, или то, что вы не успели -- сделать, нарушение своих планов – вот и ближним своим – тоже УЧИТЕСЬ – всё по доброму ПРОЩАТЬ, и не требовать от них -- НЕВОЗМОЖНОГО!
Не надо НИЧЕГО -- ждать и требовать от людей.
Люди - есть люди, они могут ЗАБЫВАТЬ -- свои обещания или просто НЕ СПОСОБНЫ -- их выполнить. Будьте -- Великодушны.
НЕПРАВИЛЬНОЕ ВОСПРИЯТИЕ -- ЖИЗНИ.
На разных людей одна и та же ситуация оказывает разное воздействие. Дело вовсе не в том, кто что сказал и совершил, а как мы отреагировали, как восприняли информацию. Спокойное восприятие без раздражения — это всего лишь дело каждодневной «тренировки». И, по сути, мы сами принимаем решение -- быть обиженными.
А многим из нас НРАВИТСЯ -- быть обиженными и этой своей обидой что-то ДОКАЗАТЬ -- своим ближним, настоять – на своём. Это неправильно -- так в доме или в семье -- ТЕРЯЕТСЯ -- МИР. А мир -- ДОРОЖЕ всего.
Многие люди -- НЕ ПОНИМАЮТ того, что Мир душевный, покой – это большой и особый -- Дар Божий!
Люди настолько привыкли к покою, что – НЕ ДОРОЖАТ им и НЕ ЦЕНЯТ его и не Благодарят -- за это Господа.
Многие наивно думают, что ПОКОЙ и хорошее настроение в душе якобы ПОЯВЛЯЕТСЯ -- сам собой и Бог здесь – вообще ни при чём.
А между тем, если Господь по каким-либо причинам ОТНИМАЕТ -- Мир душевный от человека – то человек сразу же, СТАНОВИТСЯ -- Безпокойным, в него ВЛИВАЕТСЯ -- уныние, тоска и он уже нигде – НЕ МОЖЕТ найти себе места, ему становится -- ПЛОХО, даже дома ему -- тяжко.
Потому, давайте -- ДОРОЖИТЬ душевным Миром и Благодарить -- за это Господа, и всегда помнить, что если, на душе -- Мир и доброта, то это значит, что Господь -- с нами.
А если – НЕ СТАЛО Мира, в душе ПОЯВИЛАСЬ -- обида, злоба, раздражительность, плохое чувство к людям, уныние – это значит, что Господь нас -- ОСТАВИЛ и к нам -- приступил диавол.
Это значит, что мы -- совершили какой-то Грех – мы НЕ ПРАВЫ.
Мир внешний тоже чрезвычайно -- ВАЖЕН для человека.
Мир – с соседями. Если соседи -- ДУРНЫЕ люди – вы НЕ СМОЖЕТЕ жить рядом с ними – они просто НЕ ДАДУТ вам житья.
Если нет -- Мира и хороших отношений на работе с коллегами и с начальством – вы НЕ СМОЖЕТЕ -- нормально работать и потому – уволитесь. Потеряете -- свою работу.
Если нет -- Мира и добрых отношений между родственниками – вы ПЕРЕСТАНЕТЕ родниться и общаться с родней. А в одиночку, без помощи родни -- тяжело жить на земле.
А самое ГЛАВНОЕ, если НЕТ -- Мира в семье, ПОСТОЯННО – происходят: ссоры, скандалы и ругань – семья РАСПАДЕТСЯ, дети останутся -- без отца, жена -- без мужа, муж -- без семьи, жены и детей – ВСЕМ будет плохо.
Вот. Что такое, когда Бог – оставляет семью и дом.
Это большая беда, которая -- ЛОМАЕТ людей и многих губит. Мужья обычно – СПИВАЮТСЯ, начинают -- гулять и блудить, жены тоже начинают -- искать любовников, дети, предоставлены сами себе и потому, попадают -- на улицу, в дурные кампании и портятся.
Господь сказал в Евангелие:
«И как вы хотите, чтобы люди относились к вам – так и вы поступайте с ними».
Вы же внутри себя -- ХОТИТЕ, чтобы вас – ПОНИМАЛИ и ПРОЩАЛИ.
ТАК и вы научитесь -- НЕ ОБИЖАТЬСЯ и быстро мириться -- со своими ближними.
Научитесь -- ПРОЩАТЬ своих родственников и друзей -- иначе вы их ПОТЕРЯЕТЕ.
ЧЕМ доброе дело -- отличается от хорошего?
Вот если мы ПОМОГЛИ -- бабушке нести тяжелую сумку или рюкзак, то — это хорошее дело. Почему? Потому что в конце нас -- поблагодарят! Бабушка скажет: «Спасибо за то, что помог».
Но если мы ночью встанем, отбросим снег от бабушкиного крыльца, и никто об этом -- НЕ УЗНАЕТ кроме Бога, Ангела хранителя и вас, то — это настоящее ДОБРОЕ дело.
И очень важно еще никому -- НЕ РАССКАЗЫВАТЬ об этом. Потому что, если ты расскажешь, то ты доброе дело превратишь -- в хорошее. А рассказать так и подмывает…
И поэтому, дорогие друзья, очень хочется пожелать вам во время Великого поста найти силы совершить несколько добрых поступков.
Это не просто, поверьте мне. Очень не просто! Это богатство человеческой души! Если нам удастся совершить -- эти добрые дела, то значит, что пост пройден не зря. Всем помощи Божьей и храни вас всех Господь!
#вера

Комментарии

Комментариев нет.