Комментарии
- 13 дек 2022 17:32Галина Гнездилова️
- 13 дек 2022 19:17Надежда Весёлая (Сахоненко)
- 13 дек 2022 20:26Потапова Елена️
- 13 дек 2022 20:56Татьяна Полякова️
- 13 дек 2022 21:25Любовь Кисличенко(Буслаева)
- 13 дек 2022 22:33Людмила Кладова (Потёмкина)
Для того чтобы оставить комментарий, войдите или зарегистрируйтесь
ПОЧЕМУ СВЯТОЙ АПОСТОЛ АНДРЕЙ ИМЕНУЕТСЯ ПЕРВОЗВАННЫМ?
Из Евангелия об апостоле Андрее известно, что он был братом апостола Петра и, подобно своему старшему брату, вместе с отцом занимался рыбной ловлей. Братья происходили из селения под названием Вифсаида. В отличие от своего брата Петра, Андрей не был настолько привязан к семейной жизни и земным благам. Презрев мирскую суету, он предпочёл девство брачной жизни. В доме родителей он оставался недолго: до того момента, когда проповедь Иоанна Предтечи огласила Иордан. Тогда Андрей пошёл к Иоанну Крестителю и сделался его учеником.
Так Евангелист Иоанн Богослов повествует нам, что еще раньше апостол Андрей был учеником Иоанна Крестителя и слышал, как тот называл Иисуса Христа «Агнцем Божиим». Потому что именно это и было самым главным и центральным в Его земном служении: не проповедь, не чудеса, а та Жертва, которую Ему предстояло принести на кресте, по-настоящему став Агнцем ради спасения всего человеческого рода. Андрей тотчас поверил в это, не раздумывая, и последовал за Христом, потому мы называем его сегодня Первозванным — из всех апостолов он был призван первым.
Это именно Андрей указал Христу на мальчика с пятью хлебами и двумя рыбками, которые потом были чудесным образом умножены, чтобы накормить толпу. Также об Андрее известно и то, что он вместе с Филиппом привел ко Христу некоторых эллинов, но вообще Писание немного нам рассказывает об апостоле Андрее Первозванном. В основном его жизнь известна нам из его Деяний и Жития.
Есть и второй вариант толкования имени «Первозванный»: это не просто первый призванный Христом апостол, а первый призывающий из апостолов. Сразу после того, как Андрей возвращается от Агнца Божия, он зовет своего брата — Симона, так говоря о себе с Иоанном: «Мы нашли Мессию». После он зовет своего брата, будущего Первоверховного апостола, и приводит его ко Христу.
Апостол Андрей, вероятнее всего, избирается Христом, как первый из 12-ти апостолов, причём не просто в порядковом отношении, а как тот человек, с которого начинается новозаветное благовестие: он благовествует и приводит ко Христу того, кто станет для последующих поколений христиан символом и немощи человеческой, и покаяния, и твердости веры. Это можно сравнить с тем, как Господь промыслительно сообщает Своим ученикам Благую весть о Своем воскресении через жен-мироносиц.
Владыка Антоний Сурожский пишет о важности встречи и дружбы апостолов между собой в контексте их будущей встречи со Христом, обращая внимание на то, что апостолы между собой были или друзьями, или братьями, и между ними уже существовала некоторая «цепь отношений»: «…И первое их действие – призвать своих друзей, родственников: Андрей зовет своего брата Петра, Иоанн зовет своего брата Иакова, оба зовут своего друга Филиппа. Филипп зовет своего друга Нафанаила. Так образуется целая цепь отношений, и эта первичная встреча начинает расцветать в целое дерево взаимоотношений, которые все основаны на встрече. Если бы Петр не был братом Андреевым, Иаков – братом Иоанновым, если у них не было бы встречи и дружбы с Филиппом, встречи и дружбы с Нафанаилом, они не вошли бы в этот круг и не дошли бы до этой основной встречи со Христом». (Митрополит Антоний Сурожский. О встрече.)
Позже, когда святые апостолы сами отправлялись на проповедь, они разделили между собой по жребию страны, в которых им предстояло возвещать Благую весть. Андрею тогда досталось побережье Понта Эвксинского, то есть Черного моря. Южные берега, в том числе и южный берег Крыма, входили в состав Римской империи, а в северном Причерноморье в то время жили варвары, которых называли скифами. Насколько далеко на север зашел апостол Андрей, мы не знаем достоверно — поскольку сохранилось сравнительно позднее предание о том, что он поднялся вверх по Днепру и освятил место, на котором потом был построен город Киев. Есть предание и о том, как апостол добрался до Новгорода и удивился обычаю местных жителей париться в банях. Вероятнее всего, это вымысел: ранние источники ничего не говорят об этом его путешествии на север, причём никаких следов оно не оставило, да и представить себе такую поездку в I веке н. э. довольно трудно. Но даже несмотря на это, мы можем сказать, что апостол Андрей был первым, кто стал распространять христианство на нашей земле.
Существует и другой рассказ, вероятность которого более велика, — о том, что апостол Андрей посетил город Византий, (впоследствии Константинополь), основал там христианскую общину и рукоположил епископа Стахия, который был апостолом из семидесяти. Житие апостола Андрея рассказывает также и о множестве чудесных исцелений, и даже воскрешений, совершенных по его молитвам в разных городах, также о жестоких преследованиях, которым он подвергался.
Далее предание повествует, что после своего путешествия в Причерноморье апостол Андрей отправился в столицу империи — Рим, где в то время находился его брат Петр. В Риме тогда правил жестокий император Нерон, для христиан наступали времена гонений, в которых предстояло погибнуть обоим братьям.
Апостол Андрей пострадал в городе Патры на греческом полуострове Пелопоннес, где он стал свидетелем многочисленных гонений и притеснений христиан и выступил в их защиту перед римским наместником по имени Эгеат.
Для казни апостола Андрея был выбран косой крест в форме буквы Х (почему такой крест и называется теперь Андреевским), а чтобы его мучения были более продолжительными, его мучитель (Эгеат) велел не прибивать, а привязать руки и ноги апостола. «О крест, освященный моим Господом и Владыкою, приветствую тебя, образ ужаса, ты, после того как Он умер на тебе, сделался знаком радости и любви!» — с такими словами апостол радостно взошел на этот крест, на котором провисел два дня, не переставая прославлять Бога, до своего отшествия в жизнь вечную.
Память апостола Андрея в православной церкви празднуется 30 ноября по старому, 13 декабря — по новому стилю.
Древнее предание о проповеди апостола на землях будущей Руси породило особое отношение к нему со стороны правителей Российской империи: орден Андрея Первозванного стал высшим орденом государства, а флаг с Андреевским крестом до сих пор осеняет военный флот России.
«Яко апостолов первозванный/ и верховнаго сущий брат,/ Владыце всех, Андрее, молися,/ мир вселенней даровати// и душам нашим велию милость».