Время от времени проверяя свое грешное нутро и признаваясь перед Богом в том, что мы не имеем настоящей любви, но полны злопамятства, злорадства, желания зла и желания видеть посрамленным того, кто нам не очень приятен.

Это признак того, что Духа Божия с нами нет в полном смысле, в котором Он должен обитать в человеке.
Мы просим Его: «Прииди и вселися в ны», – а Он не вселяется.
А почему?
А потому, что ты полон злопамятства, обиды, гордости, разного суемудрия, – как Ему вселиться в тебя?
Как может Дух Божий вселиться в жилище занятое, которое не оставлено злыми жильцами и которое, по сути, является вертепом какого-то беззакония, разврата и безобразия?
Итак, дорогие христиане, Послание к Галатам говорит нам о том, что, «аще и впадет человек в некое прегрешение, вы духовнии исправляйте таковаго духом кротости: блюдый себе, да не и ты искушен будеши. Друг друга тяготы носите, и тако исполните закон Христов» (Гал. 6: 1–2). То есть если впадет человек в некое прегрешение, нужно к этому отнестись спокойно, по крайней мере.
Лучше всего – с состраданием. Но без радости и без «ага! вот я всегда говорил, что он согрешит непременно, так ему и надо, Господь шельму метит» и т.д. – этого не надо говорить.
Нужно блюсти себя, «да не и ты искушен будеши», потому что народная мудрость точно говорит: «В чем осудишь, в том и побудешь».
Осудишь толстых – растолстеешь, осудишь жадных – сам заболеешь жадностью, осудишь блудящих – сам в блуд впадешь, осудишь потерявших веру – сам веру потеряешь.
Не суди никого до времени, пока Господь не придет и не осветит находящихся во тьме, – имей сострадание к человеку, блюди себя, «да не и ты искушен будеши».
Ну, и «друг друга тяготы носите» – то есть нужно подставлять свои плечи под крест, который лежит на плечах ближнего.
Это признак христианства. Есть несколько признаков принадлежности к Церкви: молитва за врагов, распятие плоти «со страстьми и похотьми» (в том же Послании апостол Павел пишет: «иже Христовы суть, плоть распяша со страстьми и похотьми»).
Попытка, старание распять себя греху, чтобы не царствовал грех в мертвенной плоти нашей, – это признак принадлежности к Телу Христову.
И – отсутствие радости о чужом грехе.
Часто бывает так, что человек пытается возвыситься на фоне чужого падения: «Они, вот, внизу, а я наверху; они грязные, а я – в белом; они – этакие, а я – такой». Это очень гнусная черта характера – возвыситься на фоне чужого греха. Надо себя сравнивать не с согрешившим человеком, а с безгрешным Господом и на фоне безгрешного Господа нужно окаивать себя, себя смирять, свои грехи знать – как преподобный Ефрем Сирин пишет: «Дай мне видеть свои прегрешения и не осуждать брата моего». То есть не лезть в чужую душу, не усваивать себе функцию судьи.
У нас есть один Судия, о Котором в одной монашеской истории рассказывается так.
Говорили некоему монаху о каком-то человеке, и он вздохнул и спрашивает: «А как этот брат живет?» – «Да плохо живет: как жил, так и живет, не исправляется». – «Ох, худо!»
И был восхищен он умом пред стопы Христовы, и Христос сказал ангелам: «Выгоните его: до Моего Суда он произнес суд».
То есть он дерзает судить Моих рабов до того, как Я буду судить их.
И много скитался этот осудивший человек по пустыне, хлеба не едя и в кров не заходя, палимый солнцем, плача.
Скитался до тех пор, пока не явился ему Христос, возвращая ему благодать монашескую и обещая Свое покровительство.
Нельзя судить человека, нельзя радоваться его падению. Согрешил человек – мало ли: сегодня он, завтра я.
Каждый человек живет под страхом согрешить любым грехом до самой смерти. Блудная похоть, например, может зажечься в человеке, который готов перейти уже одной ногой в иной мир.
Старик немощный, уже забывший, что это и как это, может вдруг получить силу – «обновится яко орля юность твоя», только в нехорошем смысле. И он может стать отцом на старости лет, одним глазом глядя в могилу.
Бывает такое. Не надо судить. «В чем кого осудишь – в том потом и побудешь».
Поэтому будем наблюдать за собой. Явные грехи слишком отвратны, чтобы нам критиковать их.
Всем понятно, что воровство, лень, неряшество, нечистоплотность духовная, телесная, блуд, разврат, обжорство – противные вещи: человеку неприятно рядом находиться.
А вот тайные вещи: уверенность в своей святости, злорадство о чужих грехах, желание зла ближнему, тонкая тихая радость о чужом грехопадении – это такие бесовские вещи, которые проникают в душу очень удобно.
Будем наблюдать за собой, дорогие братия и сестры, потому что врагов справа в десять раз больше, чем врагов слева. «Тма одесную тебе», и если ты с Богом, то «к тебе она не приближется».
Итак, «друг друга тяготы носите, и тако исполните закон Христов».
С радующимися радуйтесь, с плачущими плачьте (ср.: Рим. 12: 15) – проще не скажешь и глубже тоже не скажешь. В этом и заключается человеколюбие.
Протоиерей Андрей Ткачёв

Комментарии

  • 11 фев 07:31
    Истина. Аминь
  • 12 фев 00:06
    "Учись прощать…
    Молись за обижающих,
    Зло побеждай лучом
    ДОБРА , иди без
    колебаний в стан
    прощающих, пока горит
    Голгофская звезда.
    Учись прощать,
    когда ДУША обижена,
    и СЕРДЦЕ, словно чаша
    горьких слёз, и кажется,
    что доброта вся выжжена , ты вспомни,
    как прощал ХРИСТОС ,
    учись прощать, прощать
    не только словом.
    Но всей ДУШОЙ, всей сущностью своей . Прощение рождается ЛЮБОВЬЮ в творении
    молитвенных ночей.
    Учись прощать.
    В прощеньи РАДОСТЬ
    скрыта.Великодушье лечит, как бальзам.
    Кровь на Кресте за всех пролита.
    Учись прощать, чтоδ ты прощён δыλ сам"
    Борис Пастернак
    Фотография
  • 10 мая 09:37
    Благодарствую вас душевно батюшка Андрей , вы всегда правдиво говорите в своих публикациях о человеке и его жизни на земле. Нужно внимать ваши послания и делать поправки в своём личном жизненном пространстве . Поучительно.
    ПЯТНИЦА
    СВЕТЛОЙ СЕДМИЦЫ.
    Пятница Светлой Седмицы,
    Душу мою успокой,
    Чистой прохладной водицей
    Всю с неё скверну омой.
    Риз позолота искрится,
    К образу ставлю свечу :
    - О, Преблагая Царице ! -
    Я со слезами шепчу, -
    Дай нам рассудок и силы
    Жизнь со смиреньем принять,
    Крест свой нести не уныло,
    На суету не пенять.
    Великодушие, кротость,
    Чтобы обид не носить,
    Даруй душевную бодрость
    Богу всей жизнью служить.
    О, Преблагая Царице,
    Нашу молитву прими!
    Дай неразумным младенцам
    Главное - к ближним любви!
    С. Постнова
    Фотография