Что такое Антипасха?

Так называется праздник, установленный уже в апостольские времена и отмечаемый в следующий воскресный день после Пасхи. Он завершает Светлую седмицу и отмечается торжественным богослужением. В названии этого древнего праздника нет ничего негативного. В данном случае Антипасха означает «наподобие Пасхи» и служит нам напоминанием о непреходящей животворной силе Воскресения Господня.
Григорий Богослов поэтически сравнивал этот праздник с весенним обновлением: «Ныне весна земная, весна духовная, весна душам, весна телам, весна видимая, весна невидимая; о, если бы мы приняли участие в ней там, прекрасно изменившись здесь, и обновлённые переправились к обновлённой жизни во Христе Иисусе Господе нашем!».
Иначе этот воскресный день называют Фоминой неделей, поскольку Церковь вспоминает назидательную евангельскую историю о святом апостоле Фоме.
Вспомним евангельское повествование. Вечером в день Своего Воскресения Спаситель явился ученикам в том самом теле, которое было распято и погребено в Великую Пятницу. Пожелав им мира, Он показал им Свои руки и ноги, на которых оставались следы гвоздей, а также ребро, пронзённое копьём стражника. Апостолы возрадовались исполнению пророчества и Воскресению Учителя.
Однако среди них в этот момент не было одного из 12 ближайших учеников Христа – Фомы. Когда же апостолы с радостью возвестили ему о чуде, он не поверил. Слова, сказанные им тогда, сегодня известны каждому: «Если не увижу на руках Его ран от гвоздей, и не вложу перста моего в раны от гвоздей, и не вложу руки моей в рёбра Его, не поверю» (Ин. 20:24-25).
На 8-й день после Пасхи, в следующее воскресенье, Спаситель опять явился ученикам Своим, несмотря на то, что двери были заперты, как и в прошлый раз. Христос пожелал им всем мира и обратился к неверующему апостолу Фоме: «Подай перст твой сюда и посмотри руки Мои; подай руку твою и вложи в рёбра Мои; и не будь неверующим, но верующим». Только после этого апостол уверовал во Христа и его Святое Воскресение. На что ему было сказано в ответ: «Ты поверил, потому что увидел Меня; блаженны не видевшие и уверовавшие (Ин. 20:26-29).
В истории имя апостола Фомы стало нарицательным. «Фомой неверующим» называют недоверчивого человека-скептика, которому, чтобы поверить, надо всё лично увидеть и потрогать. Именно поэтому часто говорят, что желание людей стать свидетелями чуда – от маловерия, оно уподобляет нас Фоме-неверующему в момент проявленной им слабости.
Но апостол Фома оказался достоин своего Учителя. Он не только устыдился своих сомнений, но и обошёл со свидетельством Воскресения Господня почти весь мир. Благодаря ему, христианские храмы были основаны в Индии, Эфиопии, Месопотамии и Палестине. Есть также источники, утверждающие, что он дошёл со своими проповедями до Китая. За свою веру апостол принял мученическую кончину, став по-настоящему уверовавшим Фомой. Ему молятся о помощи в укреплении духа, в сомнениях, об установлении истины, совершении справедливого правосудия.
Последуем наставлению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла: «Наученные великой Божественной мудростью, которая даруется нам через рассказ об уверении Фомы, будем крепко держаться веры и помнить, что это великая сила, которая только и способна соединить нас с Богом… Ни опыт, ни формулы, ни науки, ни искусства — ничто неспособно соединить нас с Богом, хотя своими усилиями человек может приближаться к познанию Бога. Поэтому Церковь и благословляет науку, культуру, искусство, но утверждает, что все это не открывает для человека возможность увидеть Бога и жить вместе с Ним. Пусть Господь, явивший великую Свою милость апостолу Фоме, научивший через вразумление Фомы всех людей, не оставит своей милостью и нас, людей XXI века, и поможет осознать, что именно вера соединяет человека с Богом, а через это соединение дает полноту жизни, то есть подлинное, а не преходящее, не призрачное человеческое счастье. И да поможет Господь нам, получившим дар веры, сохранять его во все дни жизни нашей».

Комментарии