😊 Наша нескучная самоизоляция!!!

😊 Всю эту неделю будем путешествовать с вами виртуально по Воронежскому краю! Приглашаю!
😊 😊 😊 Едем в музей-усадьбу Дмитрия Веневитинова.
#поворонежу_путешествуемсВерой

Приезжая сюда, и ты попадаешь в то далекое прошлое, когда в барских домах жили большие семьи, подъездные аллеи к парадному входу украшали столетние липы, гремели званые балы, пары кружились в вальсе, писались стихи в альбомы юных девиц и казалось, что мир семейного уюта и налаженного дворянского быта не исчезнет никогда, ни при каких обстоятельствах. 

Усадьба Веневитиновых начиналась с покупки земли на берегу реки Дон, обустройства новой крестьянской деревни и строительства огромного дома со всеми положенными ему службами. Многое уцелело, хоть и не все отреставрировано на сегодняшний день: кухонный флигель пока ждет своей очереди, но въездные ворота хороши, как прежде, и каменная ограда вокруг усадьбы все так же охраняет от нескромных взоров уют старого дома.
Род Веневитиновых связан с Воронежем глубокими корнями, начиная со службы в деревянной крепости, с начала основания города, а потом и на строительстве военно-морского флота, в петровские времена. Веневитиновы любили Воронеж, любили свою усадьбу и предпочитали тихую провинциальную жизнь шуму и блеску парадного Петербурга и суете купеческой Москвы. Семь поколений жили счастливо здесь, служа верой и правдой царю и отечеству, пока не случилась в стране революция, перевернувшая привычный уклад жизнь и отнявшая саму жизнь…

Герб, родовое дерево, фотографии Веневитиновых и самой усадьбы, какой она была до революции, старые письма, фрагменты дневников, рисунки на полях — словно дом сам вспоминает тех, кто строил его с любовью и жил счастливой жизнью в этих стенах.



Дмитрий Веневитинов, чья изящная скульптура сейчас встречает всех гостей усадьбы, был поэтом, философом, критиком и просто разносторонне образованным молодым человеком, прожившим очень короткую (21 год), но достаточно яркую жизнь. Талант молодого поэта оценивался высоко и даже сам Пушкин (поэт был всего на 6 лет старше) считал, что стихии Дмитрия намного талантливее. Кто знает, какое литературное наследие подарил бы нам Веневитинов, не случись ему так рано умереть…
Дмитрий мечтал о карьере дипломата и был даже назначен на службу в русское посольство Тегерана, под начальство Грибоедова, но не успел вступить в должность. Три поэта, три судьбы, три трагедии. Два из них известны всему миру, третий слишком мало прожил, чтобы стать наравне с Пушкиным и Грибоедовым.

Смерть Веневитинова была преждевременна и нелепа — прогулка под дождем, простуда, осложненная тяжелой пневмонией и неизбежный финал. Пенициллин тогда еще не был открыт и пневмония часто заканчивалась летальным исходом…
С именем Веневитинова связано немало красивых то ли легенд, то ли правдивых историй, которые вроде бы никто не опровергает, но и не подтверждает документально. Одна из них утверждает, что Дмитрий был влюблен в Зинаиду Волконскую, ту самую Зизи, которой посвящал стихи Пушкин и которую любили многие романтически настроенные юноши той эпохи. Волконская была замужем и на чувства влюбленного юноши не отвечала, снисходительно принимая его восторги с высоты своих лет. Чтобы как-то смягчить свой отказ его пылких порывов, Зинаида подарила Дмитрию старинный перстень, найденный на раскопках Геркуланума, взяв обещание носить его до конца жизни. Веневитинов сдержал свое слово, с перстнем его и похоронили. А в 1930 году, когда прах поэта переносили на Новодевичье кладбище и вскрыли гроб с телом, бронзовый перстень Волконской сняли с пальца Дмитрия и отдали в Государственный литературный музей, где он и сейчас хранится.



Мало кто знает, что Дмитрий был родственник Пушкина (внучатый брат — историки это утверждают безапелляционно, бабушки поэтов были двоюродными сестрами) и именно с него писался образ Владимира Ленского в гениальном «Евгении Онегине». 
Мало того, в усадьбе служила горничной Этель Лилиан Войнич, автор романа «Овод». Была она тогда бедна, писательством еще не занималась и зарабатывала на жизнь, работая бонной и обучая барских детей музыке и английскому языку. В усадьбе есть уголок, посвященный Войнич, а ее биографы утверждают, что именно жизнь в России и знакомство с лучшими представителями дворянства той эпохи, сподвигли на написание романа, обессмертившего ее имя.
Революция ворвалась в тихую и уютную усадьбу стремительно и неукротимо, навсегда изгнав хозяев из родного дома и разрушив прелесть размеренного быта. Сначала в доме обосновался филиал НИИ политехнического образования, потом музыкальная школа и детский дом. В войну здесь расположилась воинская часть, а после войны усадьба тихо разрушалась, разграблялась и умирала в полнейшем запустении.

Год 1986 стал годом второго рождения барского дома и парка — реставрация, в которую никто уже не верил, началась.
Реставрация в усадьбе была бережной и осторожной. Старое собирали по крупицам, дом восстанавливали по дореволюционным фотографиям, рисункам, дневниковым записям, архивным документам и старинным чертежам, возвращалась подлинная мебель и возрождались интерьеры, уцелевшие буквально чудом. Старый парк, некогда славившийся огромными дубами, пришлось создавать заново — пережил разруху всего один дуб, возраст которого перевалил через сто лет.
Сейчас трудно поверить, что совсем недавно здесь было запустение. Усадьба, где жили счастливые люди, живет памятью о тех временах и широко распахивает двери гостям, окружая теплом и уютом настоящего, живого дома.

Таких приветливых смотрителей комнат я не встречала нигде больше. С вами будут беседовать, показывая и рассказывая, не потому, что «работа такая», а потому, что здесь все любят усадьбу и знают о ней очень и очень много.

«Посмотрите, какой прелестный веер! Это 18 век!».

«На этом фортепиано Войнич разучивала с детьми первые гаммы!»

«Книги в шкафу — 19 век!»

«Взгляните, это подлинник указа Пера Первого, с его собственноручным росчерком!»

И так в каждом из 11 открытых для посещения залов! Встречают, словно долгожданных гостей и рассказывают, рассказывают, рассказывают…

Изящный барский дом выглядит так, словно он замер в прошлых веках. Чистые окна белеют шторами, алые герани греются на солнечных подоконниках, старинные часы громко отбивают бесконечные четверть, пол часа, без четверти, час, поскрипывают старинные паркеты, воздух пахнет воском и мятой, и тишина здесь живая, готовая взорваться голосами тех, кто жил пару веков назад в уютных теплых комнатах старинного дома.

Фамильные портреты привычно смотрят со стен, газеты раскрыты на новостях, не предвещающих ничего плохого, забытая книга ждет девичьих рук, а перо готово прыгнуть в чернильницу и записать пришедшие на ум строки.
Огромный рояль, титулованный не меньше рода Веневитиновых, украшает как и прежде каминную залу. На музыкальных вечерах, что проводятся в усадьбе достаточно регулярно и пользуются неизменным успехом, он главный.
Не так уж и часто можно встретить музеи, в которых ощущается жизнь. И герани на окнах, выходящих в сад, меня окончательно покорили — словно связь времен, тех, что минули и тех, что ждут всех нас впереди…
"Скажу вам откровенно, я такой любитель деревни, что скоро забываю все неприятности, чтобы отдаться наслаждению, а здесь есть чем наслаждаться. Всякий раз, когда я переправляюсь через Дон, я останавливаюсь на середине моста, чтобы полюбоваться на эту чудную реку, которую глаз хотел бы провожать до самого устья и которая протекает без всякого шума, так же мирно, как само счастье" — из писем Д. Веневитинова.

😊 😊 😊 И маленький концерт, который однажды нам удалось послушать  в усадьбе Веневитинова...  пела наш экскурсовод... да да...вот такие работники в музее... вот такие впечатления....
20190323_122559
20190323_122803
20190323_122457
Кроме дома, есть еще и парк, тоже воссозданный по старым записям и чертежам. Даже беседку с видом на реку построили заново, очень уж часто она мелькала в дневниках молодых Веневитиновых, как любимое место для отдыха и раздумий.
И еще одна легенда, которую мне поведала одна из смотрительниц залов — куда ж в старинном доме без легенд!

Дмитрий Веневитинов, кроме поэтического таланта, был разносторонне одарен. Он прекрасно музицировал и неплохо рисовал — в те времена это умели многие юноши из дворянских семей. На страницах дневников своих младших сестер и в своих письмах к родителям он частенько рисовал бабочку «павлиний глаз». Этих рисунков сохранилось немало в музее, они выставлены на всеобщее обозрение — чуть выцветшие, но все равно изящные и очень красивые. После восстановления музея смотрители заметили, что с ранней весны до поздней осени в дом залетают бабочки, причем исключительно «павлиний глаз». Попорхав по комнатам, посидев на геранях и едва коснувшись старого фортепиано, бабочки вылетают в распахнутые окна, чтобы через некоторое время залететь снова. Другие бабочки в дом не прилетали никогда, только «павлиний глаз». Душа Дмитрия Веневитинова возвращается в дом, где ему было хорошо и спокойно, куда хотелось вернуться с наступлением весны и откуда так не хотелось уезжать поздней осенью…

… Душа сказала мне давно:
Ты в мире молнией промчишься!
Тебе все чувствовать дано,
Но жизнью ты не насладишься…
                                 (Дмитрий Веневитинов)
😊 😊 😊 Всем спасибо за внимание! 
😍 И ваши сердечки❤-лайки-классы👍 приветствуются! ❤ Спасибо!

Комментарии

  • 25 апр 2020 16:40
    Спасибо! Замечательная экскурсия!