✅ Орнамент Бута как символ Азербайджана и Востока.
✅ (также имеет и др. названия "Турецкий огурец", "Слеза Аллаха", "Пейсли", "Индийский огурец", "Восточный огурец", "Персидский кипарис") ✒Бута в Азербайджане существует с незапамятных времен, и хоть его совершенно справедливо можно назвать символом Востока, с такой же точностью его можно назвать и символом Азербайджана. ✒«Бута»- на санскрите означает "огонь"(буте-пута-бута). Как известно, в давние времена в Азербайджане процветал зороастризм. И нами любимая бута является ничем иным , как одним из символов зороастризма: символом огня. ✒Узоры и рисунки с мотивами бута в Азербайджане встречаются на рисунках ковров, кялагаи (азербайджанский платок,женский головной убор) и тканей, в росписях произведений декоративно-прикладного и ювелирного искусства. Встречается и в декорировании архитектурных сооружений Востока. Присутствует Бута и на гербе города Баку, в виде трех язычков пламени. ✒Изображения Бута когда-то служили и своеобразными знаками отличия у военных. "Джыгга-бута" и "ман-бута" украшали короны шахов, головные уборы больших военачальников. ✒При кажущейся своей незатейливости, Бута представляет собой достаточно сложный элемент орнамента. Он органично вплетается в различные художественные композиции, но может быть и совершенно самостоятельным рисунком. По всем признакам этот значок, воспринимаемый сегодня как своеобразный символ Востока, является не чем иным, как одним из символов в сложной культовой символике древности. Символом божественного Огня, которому издревле поклонялись на территориях Азербайджана. Значком этим помечались и древние огнепоклоннические капища, и предметы быта тех времен. ✒Бута. Кстати, так же называется и небольшое степное кустарниковое растение - колючка, крупные цветки которой напоминают по форме этот символ. И если поджечь это растение, то каждая его веточка загорится маленькой свечой, с язычком пламени, напоминающим Бута. А угольки от этого растения долго будут еще сохранять тепло. ✒Пришедшая из далекой древности, как выражение сути древних религий и ставшая впоследствии элементом декора, Бута оказала свое влияние на все восточные культуры ,став некой моделью, эталоном для создания своеобразных - "бутаобразных" восточных форм в архитектуре и декоративно-прикладном искусстве. Купола восточных зданий напоминающие по форме Бута, предметы восточного быта - посуда - кувшинчики для розовой воды (гюлабдан-бута), головные уборы - чалма, обувь - чарыхи, да и многое, многое другое. С древнейших времен на Востоке все прекрасное отождествляют с понятием "Бута". В народе распространены такие выражения: "На нем - красивая бута", "Ее украшает золотистая или миндалевидная бута". Упоминание о Бута в завуалированной форме говорит нам о том, как духовны, целомудренны и прекрасны те, кто украшен ею. Поэзия Востока также не обошла своим вниманием огненную Бута. Великий азербайджанский поэт XVIII века Молла Панах Вагиф, в одном из своих стихотворений описывая Буту, вышитую на нимтене (короткая расшитая жилетка, отороченная мехом или отделанная бархатом и тесьмой), сравнивает ее то с красивым лицом своей возлюбленной, то со сверкающим язычком пламени. ✒Бута или Пейсли, так орнамент называют на Западе. Родиной орнамента считается Персия (по некоторым источникам — Индия). Данный орнаментальный мотив (бута) был характерен для Персии со времён династии Сафавидов. Он завоевал популярность в России и в Западной Европе в новое время благодаря импортируемым с Востока кашемировым тканям с «огуречным» узором. А среди знатоков текстиля, модельеров и историков моды его принято величать «пейслийским» или «пейсли». В Великобритании «индийский огурец» получил широкое распространение после того, как возвращавшиеся из колоний служащие британской армии привозили домой восточные ткани. Основным центром производства тканей с таким орнаментом в Западной Европе стал шотландский город Пейсли (в честь которого орнамент и получил своё название на Западе). Именно там примерно в 1800 году началось производство относительно недорогих тканей и шалей, имитирующих подлинные восточные. Так «огурец» с Востока, сделавшийся доступным благодаря британским текстильщикам, покорил всю Европу. В конце XVIII века европейскую аристократию увлекла мода на кашмирские шали с таким рисунком. На подлинную кашмирскую шаль можно любоваться часами, рисунок притягивает и завораживает. Вскоре мода на восточные шали проникла и в Россию. Платки, шали, всевозможные ткани, украшенные так называемым "огуречным" рисунком, никогда не выходят из моды. Этот мотив именуют также "турецким бобом", « слезой Аллаха», "индийским пальмовым листом", "персидским кипарисом". В народе этот незатейливый, но весьма эффектный орнамент называют «огурец», «турецкий огурец», «восточный огурец» или «индийский огурец».Так что же означает "восточный огурец"? По форме он напоминает проросший боб, завязь, зародыш. Это гимн производящим силам природы. В Индии считают, что подобная форма - один из символов движения, развития, энергии. Не случайно "огуречный" орнамент украшает свадебный наряд индийской невесты. Иногда "огурец" изображают с ножкой-черешком и тогда его называют "пальмовым листом". Название "персидский кипарис" тоже неслучайно: это старинная традиция народного искусства показывать целое через его часть. Один лист представляет все дерево, а кипарис - дерево священное. В Иране изображение "восточного огурца" - пожелание счастья, благополучия дому. ✒Как мы видим, у народов Востока этот символ (орнамент) имеет разные значения, но в любом случаи он несет положительный смысл и является красивым и ярким изображением.
☾✵ VƏTƏNİM AZƏRBAYCAN- РОДИНА МОЯ АЗЕРБАЙДЖАН✵ !
✅ Орнамент Бута как символ Азербайджана и Востока.
✅
(также имеет и др. названия "Турецкий огурец", "Слеза Аллаха", "Пейсли", "Индийский огурец", "Восточный огурец", "Персидский кипарис")
✒Бута в Азербайджане существует с незапамятных времен, и хоть его совершенно справедливо можно назвать символом Востока, с такой же точностью его можно назвать и символом Азербайджана.
✒«Бута»- на санскрите означает "огонь"(буте-пута-бута).
Как известно, в давние времена в Азербайджане процветал зороастризм. И нами любимая бута является ничем иным , как одним из символов зороастризма: символом огня.
✒Узоры и рисунки с мотивами бута в Азербайджане встречаются на рисунках ковров, кялагаи (азербайджанский платок,женский головной убор) и тканей, в росписях произведений декоративно-прикладного и ювелирного искусства. Встречается и в декорировании архитектурных сооружений Востока. Присутствует Бута и на гербе города Баку, в виде трех язычков пламени.
✒Изображения Бута когда-то служили и своеобразными знаками отличия у военных. "Джыгга-бута" и "ман-бута" украшали короны шахов, головные уборы больших военачальников.
✒При кажущейся своей незатейливости, Бута представляет собой достаточно сложный элемент орнамента. Он органично вплетается в различные художественные композиции, но может быть и совершенно самостоятельным рисунком.
По всем признакам этот значок, воспринимаемый сегодня как своеобразный символ Востока, является не чем иным, как одним из символов в сложной культовой символике древности. Символом божественного Огня, которому издревле поклонялись на территориях Азербайджана. Значком этим помечались и древние огнепоклоннические капища, и предметы быта тех времен.
✒Бута. Кстати, так же называется и небольшое степное кустарниковое растение - колючка, крупные цветки которой напоминают по форме этот символ. И если поджечь это растение, то каждая его веточка загорится маленькой свечой, с язычком пламени, напоминающим Бута. А угольки от этого растения долго будут еще сохранять тепло.
✒Пришедшая из далекой древности, как выражение сути древних религий и ставшая впоследствии элементом декора, Бута оказала свое влияние на все восточные культуры ,став некой моделью, эталоном для создания своеобразных - "бутаобразных" восточных форм в архитектуре и декоративно-прикладном искусстве. Купола восточных зданий напоминающие по форме Бута, предметы восточного быта - посуда - кувшинчики для розовой воды (гюлабдан-бута), головные уборы - чалма, обувь - чарыхи, да и многое, многое другое.
С древнейших времен на Востоке все прекрасное отождествляют с понятием "Бута". В народе распространены такие выражения: "На нем - красивая бута", "Ее украшает золотистая или миндалевидная бута". Упоминание о Бута в завуалированной форме говорит нам о том, как духовны, целомудренны и прекрасны те, кто украшен ею. Поэзия Востока также не обошла своим вниманием огненную Бута. Великий азербайджанский поэт XVIII века Молла Панах Вагиф, в одном из своих стихотворений описывая Буту, вышитую на нимтене (короткая расшитая жилетка, отороченная мехом или отделанная бархатом и тесьмой), сравнивает ее то с красивым лицом своей возлюбленной, то со сверкающим язычком пламени.
✒Бута или Пейсли, так орнамент называют на Западе.
Родиной орнамента считается Персия (по некоторым источникам — Индия). Данный орнаментальный мотив (бута) был характерен для Персии со времён династии Сафавидов. Он завоевал популярность в России и в Западной Европе в новое время благодаря импортируемым с Востока кашемировым тканям с «огуречным» узором. А среди знатоков текстиля, модельеров и историков моды его принято величать «пейслийским» или «пейсли». В Великобритании «индийский огурец» получил широкое распространение после того, как возвращавшиеся из колоний служащие британской армии привозили домой восточные ткани. Основным центром производства тканей с таким орнаментом в Западной Европе стал шотландский город Пейсли (в честь которого орнамент и получил своё название на Западе). Именно там примерно в 1800 году началось производство относительно недорогих тканей и шалей, имитирующих подлинные восточные. Так «огурец» с Востока, сделавшийся доступным благодаря британским текстильщикам, покорил всю Европу. В конце XVIII века европейскую аристократию увлекла мода на кашмирские шали с таким рисунком. На подлинную кашмирскую шаль можно любоваться часами, рисунок притягивает и завораживает. Вскоре мода на восточные шали проникла и в Россию. Платки, шали, всевозможные ткани, украшенные так называемым "огуречным" рисунком, никогда не выходят из моды. Этот мотив именуют также "турецким бобом", « слезой Аллаха», "индийским пальмовым листом", "персидским кипарисом". В народе этот незатейливый, но весьма эффектный орнамент называют «огурец», «турецкий огурец», «восточный огурец» или «индийский огурец».Так что же означает "восточный огурец"? По форме он напоминает проросший боб, завязь, зародыш. Это гимн производящим силам природы. В Индии считают, что подобная форма - один из символов движения, развития, энергии. Не случайно "огуречный" орнамент украшает свадебный наряд индийской невесты. Иногда "огурец" изображают с ножкой-черешком и тогда его называют "пальмовым листом". Название "персидский кипарис" тоже неслучайно: это старинная традиция народного искусства показывать целое через его часть. Один лист представляет все дерево, а кипарис - дерево священное. В Иране изображение "восточного огурца" - пожелание счастья, благополучия дому.
✒Как мы видим, у народов Востока этот символ (орнамент) имеет разные значения, но в любом случаи он несет положительный смысл и является красивым и ярким изображением.