Тема обновлена 02.

12 !!!
Уважаемые друзья, товарищи десантники!
Мы начинаем публикацию воспоминаний гвардии подполковника Громова Валерия Васильевича (в 1968 году командира взвода #317ПДП #103вдд #ДУНАЙ
о вводе части в Чехословакию и операции Дунай-68.
Полностью сохранена авторская пунктуация и орфография. При копировании материалов ссылка на источник обязательна.
...и так события 52 летней давности...---В конце июля (если не ошибаюсь-22.07) 1968 г. части дивизии были подняты по боевой тревоге и убыли в районы ожидания (минуя районы сосредоточения). 317 пдп прибыл в свой район ожидания ("Теплый лес" -вблизи аэродрома "Северный") в 10км от расположения части. В эту же ночь военкоматами Витебска был проведен призыв приписников для доукомплектования частей личным составом до штатной численности. Полк разместился в палаточных городках и приступил к выполнению нормативных мероприятий согласно расчетам .На следующее утро стали прибывать приписники ,началось доукомплектование подразделений. В частности ко мне во взвод вернулся уволенный в мае мой бывший зам. (ст.с-т Абуладзе В.Г.)но уже на должность ст. стрелка, был еще пограничник и бывший матрос .В целом подразделения были полностью доукомплектованы .Наступил период ожидания, плавно перешедший (чтобы мы не расслаблялись)в занятия по боевой и политической подготовке . Артиллерия и спецчасти дивизии убыли на смоленский аэродром...Мы примерно догадывались о цели проводимых мероприятий поскольку знали об изменениях в политическом курсе руководства ЧССР.
...и мы не исключали наше активное участие в стабилизации обстановки в стране ,участнице Варшавского Договора ,с которой у нас имелись самые серьезные договоренности.
...шли дни ,мы продолжали "ковать боевую подготовку" .Уже провели слаживание подразделений с поступившем пополнением. 18 августа меня отпустили с ночевкой в город на день рождения. Утром я прибыл в часть и меня с группой 20 чел.отправили в уч.центр "Лосвидо" для выполнения учебных стрельб на 1 разряд .(готовились к сдаче норм ВСК ). Только мы прибыли на стрельбище , как нам через нач.учебного центра поступила команда "срочно вернуться в часть". Возвратившись в "Теплый лес " мы увидели завершение свертывания полевого лагеря .Стало понятно ,что началось то к чему мы готовились весь последний месяц .Подразделения выстраивались и начинали выдвижение на аэродром к самолетам .Подвезли парашюты . Началась их загрузка под сиденья в фюзеляжи самолетов и посадка личного состава в самолеты . Взлет и вот мы через иллюминаторы провожаем ставшую родной витебскую землю .Маршрут нам пока неизвестен .Какое-то время летим в режиме ожидания .И вот команда "приготовиться к посадке .Самолеты касаются бетонки ,выруливают на маста стоянки .Нам сообщают о прибытии на военный аэродром Барановичи ,открывают люки ,выставляют трапы и дают команду покинуть самолеты ...А за бортом льет дождь ,который через некоторое время превращается в мощный ливень,который льет всю ночь .Мы по периметру аэродрома жжем резиновые скаты и только этим как- то согреваемся ,сменяя друг друга у горящей резины .Так проходит ночь .К утру дождь стихает . "Выкручиваем" обмундирование ,промокшее до последней нитки . С наступлением утра экипажи самолетов начинают прогревать двигатели .А для нас -это маленькое счастье .Подходя на безопасное расстояние к работающим двигателям обсыхаем сами и сушим свои сапоги ,подставляя их под потоки горячего от двигателей воздуха . Приведя себя в нормальное состояние уже думаем о предстоящей задаче .Уже не для кого не секрет ,что это Чехословакия . Завтракаем с горячим чаем .Через некоторое время начинается выдача боеприпасов .Каждый знает боекомплект на свое оружие ,но...старается загрузит в рюкзак (РД-54 ) еще дополнительно (в ущерб сухпайку ) еще гранату или патроны . Мысль такая- есть боеприпасы -еду добудем.О выброшенных сухпайках позже мы очень жалели ,но это будет потом...
...день (20.08 ) проходит в разного рода инструктажах ,подготовке снаряжения ,проверке парашютов...ближе к ночи офицеров собирают в командирском самолете , выдают карты и план г. Брно ,ставят задачи командирам подразделений и отправляют к своим самолетам .Надеваем парашюты и занимаем места в самолетах У каждого десантника сзади места для сидения размещена кислородная маска .Показываем как ею пользоваться пр подъеме самолета выше 2000м .У меня возникает вопрос ,поскольку я выпускающий и на моем месте такой маски нет ,как быть мне.Успокаиваю себя тем,что у меня в момент перелета есть свобода передвижения по самолету и этот вопрос я смогу решить.Вид у наших парашютистов настораживающий.(перегруз рюкзаков бросается в глаза ).Мы понимаем ,что десантирование на аэродром (с бетонным покрытием и уплотненным грунтом вокруг него при нашей экипировке может не обойтись без травм...). Прошедшая бессонная ночь дает о себе знать...и ...через определенное время всех охватывает сон. Где-то в половине четвертого утра нас будит гул запускаемых двигателей .Понимаем ,что это подготовка к взлету. 4.00 -взлет и самолеты берут курс на Брно (второй по значимости город страны ). Летим где-то на высоте около 2000м .Примерно через час получаем команду надеть кислородные маски (а у меня ее нет ) .Но каких-то явных проблем с дыханием я не испытываю ,хотя полетная высота приближается к 4000м. Через непродолжительное время начинаем снижаться до прежней высоты .Поступает команда "снять маски" .Полет продолжается в прежнем режиме...
...поступает команда "снять парашюты ,уложить в парашютные сумки и положить под сиденья" .Эта команда воспринимается с радостью и быстро выполняется. Все понимают ,что десантирование будет поса дочным способом ,а значит подразделения не будут разбросаны ,не будет возможных травм и все в целом облегчит выполнение поставленной задачи .Открываются створки хвостового люка (рампы) .Нам сообщают ,что после посадки самолеты останавливаются не будут и при их замедленном движению по посадочной полосе мы должны быстро покинуть самолеты и уйти влево от них . Мы приготовились и как только самолеты касаются бетонки и начинают замедленное движение - быстро покидаем самолет и убегаем на обочину .(Позднее мы узнаем ,дивизия высадилась всего за 28 минут ,и это стало классикой посадочной высадки десантного соединения на чужой территории ).Выстраиваю взвод ,проверяю людей ,докладываю командиру роты и ,сориентировавшись на местности, убываю (марш-броском )к месту выполнения поставленной задачи. При движении нас удивляет большое число выскакивающих из под ног зайцев (такого обилия их мы никогда не видели) .Но это не отвлекает нас от основной задачи - перекрыть перекресток железной и шоссейной дорог и не допустить движение через них транспорта и людей .( Взводу придан расчет СПГ-9 нашей же роты).
...Прибыли в указанное место .Ставлю задачу отделениям и расчету СПГ-9 . Выставляю справа и слева от перекрестка регулировщиков с красными флажками ( Кузнецова Николая и Кузнецова Виктора ) для подачи сигналов машинистам поездов (если такие будут двигаться из Брно или в Брно ) .Личный состав взвода оборудует позиции ,наблюдатели изучают подступы к перекрестку.
...через некоторое время со стороны Брно слышится шум движущегося поезда .Выдвинувшийся вперед регулировщик при появлении поезда (товарного) начинает усиленно подавать сигнал опасности красным флажком ,требуя остановить состав .Реакция машиниста нулевая .Поезд почти у переезда Командир расчета СПГ-9 досылает гранату в ствол орудия. Понимаю ,что не попасть с такого расстояния просто нельзя и понимаю ,что за этим произойдет.Кричу "отставить " .Тогда Н.Кузнецов дает очередь по тендеру паровоза и ...включаются тормоза ,поезд останавливается .Тогда мы перекрываем оба полотна ж/д лежавшими у насыпи шпалами .И очень вовремя т.к. буквально через несколько минут к переезду подходит пассажирский поезд в Брно . Перед нагромождением шпал он останавливается .Из вагонов выскакивают разгневанные пассажиры .Пытаемся объяснить ситуацию (в основном через ребят -украинцев) .В нашу сторону летят оскорбления ,на вагонах рисуют свастику -1938г. = звезде 1968г ,но против вооруженных людей применять более веские аргументы не решаются .Это противостояние длится минут 30-40. Затем (видимо получив команду )поезда задним ходом уходят обратно (одну задачу мы выполнили) .Но вскоре замечаем движение людей в нашем направлении .Расстояние сокращается .Требуем остановиться и вернуться обратно ,объясняем для чего мы прилетели к ним. Ко мне подъезжает на велосипеде старый чех ,повторяя "праца ,праца" .Понимаю ,что люди спешат на работу .Объясняю ему ,что я не могу их пропустить .Тогда он слезает с велосипеда ,подходит ко мне ,обнимает и благодарит ,что мы не оставили их .И по его команде собравшиеся разворачиваются и уходят в обратном направлении.Часам к 11 к переезду начинают подтягиваться жители ближайших деревень с протестами и просьбами объяснить наше появление на их земле .Как можем стараемся объяснить для чего мы прибыли .Кто- то соглашается с нашими доводами ,кто- говорит ,что они и сами бы справились с ситуацией . Дискуссия продолжается до 11.55. В это время как по команде ,все кто подъехал к нам на технике ,занимают места за рулем и ровно в 12.00 начинают давить на сигналы (в это же время гудят заводские гудки в Брно .Спрашиваю ,что это все значит . Объясняют ,что так они протестуют против нашего присутствия и требуют покинуть их страну. Протес гудками(сигналами) длится минут 10 . Затем техника разъезжается ,люди расходятся . А к нам прибывает на автомобиле с крытым металлическим кузовом, с водителем- солдатом чешской армии, офицер оперативного штаба дивизии майор Черненко К.Т. (будущий командир нашего батальона). Я получаю указание НШ дивизии прибыть со взводом на указанном автомобиле в аэропорт к НШ для получения новой задачи...
...Прибываю в аэропорт и докладываю НШ дивизии . Получаю новую задачу - на уже знакомом автомобиле, с приданным БРДМ выдвинуться через город на аэродром в 60 км от Брно для сопровождения находящейся там артиллерии дивизии к месту основных сил дивизии ,т.е. в окрестности Брно . Попутно узнаю ,что наше десантирование посадочным способом состоялось благодаря тому ,что за 40 минут до нашего подлета разведрота дивизии (под руководством зам ком. дива п-ка Губаревича сумела нейтрализовать охрану аэропорта и взять под контроль основные его объекты. При постановке задачи мне сообщают ,что танковая бригада чехов ушла с места постоянной дислокации в неизвестном направлении и неизвестно на чьей она стороне .Поэтому нужно быть предельно осторожными. Понимаю ,что в сложившейся обстановке пройти указанный маршрут будет непросто .Тем более в случае непредвиденных обстоятельств мой взвод (практически закрытый в кузове автомобиля) едва ли сможет мне помочь и сам станет легкой добычей (мишенью ) при нападении .Да и сам я в моем снаряжении и вооружении (а это укомплектованный рюкзак ,автомат ,ПМ ,бинокль ,практически бесполезная радиостанция Р-126 )в тесной кабине не очень -то способен активно управлять своими подчиненными . НО...задача получена и ее надо выполнять . У меня есть карта и план города , и еще одно "но" . В городе сняты все таблички с названием улиц и план почти бесполезен . Спрашиваю водителя (солдата чешской армии ) знает ли он город и сможет ли он мне помочь проехать за его пределы на нужный маршрут .Получаю утвердительный ответ .Ничего не остается ,как положиться на добросовестность водителя и поверить ему (хотя это и риск ) .Ведь у нас еще и фактор времени (срок выполнения задачи ). Начинаю движение ,въезжаем в город .Да названий улиц нет ,как- то привязываюсь к застройке ,памятникам (контроль за маршрутом нельзя ослаблять) .На улица и особенно площадях много возбужденных людей и наше прикрытие и поддержка (БРДМ) только демаскирует нас .В машину летят помидоры ,яйца ,бутылки ...Нас обгоняют мотоциклисты ,делая руками знаки водителю свернуть нас в кювет . Водитель непоколебимо движется по маршруту ,внешне спокоен .Хотя понимаю ,что это внешнее спокойствие дается ему (так же как и мне )не просто . Чувствуется предельное напряжение ... И вот мы "выбираемся "за город на нужную трассу ,с облегчением вздыхаем и движемся по маршруту .НО...через 8- 10км перед мостом через речку, на высокой насыпи ,поперек дороги стоит "Татра" .Подъезжаем ,думая как убрать препятствие .Выхожу из кабины ,открываю кузов и советуюсь с подчиненными (не боясь потерять авторитет в их глазах - задача важнее) .Мой зам., сержант Володя Назаров выпрыгивает из кузова ,говорит "тов. л- т ,сейчас все сделаем".Открывает кабину "Татры" перемыкает провода от замка зажигания ,запускает двигатель ,встает на подножку снимает с тормоза и спрыгивает в сторону .Машина пошла под откос .Путь свободен .Быстро и эффективно без всяких рассуждений и колебаний .Простой сержант - десантник показал мне своему командиру как нужно действовать в критической ситуации . Что я тогда мог чувствовать к этому человеку кроме признательности и теплоты .Мы продолжили движение дальше...
...в ходе движения ,на перекрестке ,уклонились в сторону км на 2 ,но вовремя поняли свою ошибку ,вернулись назад и уже без приключений добрались до места размещения колонны спец частей и артиллерии .Доложил о цели своего прибытия старшему и по его указанию ,впереди колонны начал (вместе с колонной)движение уже знакомым маршрутом в обратном направлении. Прибыли на окраину Брно.Нач. артиллерии доложил в штаб дивизии о своем местонахождении ,получил указание на размещение прибывших подразделений .Мне была дана команда на возвращение в аэропорт . Двигаться опять предстояло через город .Водитель предложил проехать сокращенным путем .Но этот маршрут проходил через территорию воинской части .Прикинув все за и против решил воспользоваться предложением (но дверь в кузов на всякий случай открыл).Подъехали к зеленым металлическим воротам.Часовой дал команду остановиться .Машина остановилась .Часовой вызвал нач караула . Прибывший нач.кар. начал уточнять наши намерения .Через водителя объяснил ,что нам нужно проехать через часть на аэродром.Нач. кар. перезвонил своему начальнику и видимо получил добро.Ворота открылись ,нас пропустили и закрылись за нами.На время оставались сомнения в том ,что нас могут ине выпустить .Но вдали уже виднелись силуэты самолетов ,препятствий нам никто не чинил и сомнения быстро рассеялись.Продолжили движение вперед и вот мы уже на"своей территории"- в аэропорту .Доложил Нш о выполнении задачи ,получил одобрение и команду вернуться в свой батальон ,который размещался в районе аэропорта .Доложил о своем возвращении .Комбат дал указание (учитывая полученную нами за день нагрузку ) отдыхать в одном из подсобных помещений аэропорта до новых указаний. И вот здесь то мы вспомнили ,что не ели ничего с предполетного вечера .Собрали все,что у кого оставалось от сухпайков в одно место .2 сухпайка сразу отдали водителю ,учитывая ,что он честно помогал нам в выполнении нашей задачи и также как и мы ничего не ел уже со вчерашнего дня.Поблагодарили его как могли (это его заметно растрогало) и отпустили в часть. Собранные продукты поделили на 3 части .На скорую руку из пакетов заварили суп и вместе с ржаными сухарями утолили подкатившее чувство голода.А после крепкого чая "жизнь стала приходить в норму" .Начала сказываться усталость .Выставив охрану даю команду на отдых (сон ) ,которую уже повторять не надо .Подложив под головы рюкзаки засыпаем прямо на полу .Это "блаженство" длится до 8.30 следующего утра...
...мы уже знали ,что на территорию ЧССР вошли войска и других стран ,участниц Варшавского Договора (кроме Румынии) ,в Праге действовала наша 7 (Каунасская ) ВДД.Все это говорило об огромном тогдашнем внешнеполитическом авторитете нашей страны .А сегодня все эти страны пытаются нас в чем-то обвинять в угоду странам НАТО. Вот где истинное лицемерие наших бывших союзников .Но это так ,между прочим...В 8.30 нас разбудил прибывший из штаба батальона посыльный и передал указание прибыть к 10.00 в готовности к выдвижению в новый район . Разогнав сонное состояние , привели себя в порядок (благо ,что кран с водой был совсем рядом) .Наскоро позавтракали "чем бог послал" (честью оставшихся продуктов сухпайка) и были готовы к выходу для получения новой задачи . К этому времени в связи с тем ,что аэропорт не работал уже вторые сутки ,там скопилось значительное число людей (в том числе и граждан СССР ) .Находясь в непосредственной близости от здания аэропорта мы с сожалением наблюдали эту проблему с надеждой ,что она будет в скором времени решена.(впрочем буквально в течении следующих суток так и получилось.Пассажиры были отправлены ,аэропорт начал работу) .Ну а мы прибыв в указанное время в штаб батальона получили указание - "выдвинуться в начало взлетно -посадочной полосы аэродрома ,занять и оборудовать позиции фронтом в сторону д.Дворска и справа -д.Шлапаница и недопустить возможных попыток проникновения враждебных элементов (читай -противника) с этих направлений в сторону аэропорта .Мне сообщили ,что справа от меня уже заняла позиции наша рота (без моего взвода) и мне нужно будет все свои дальнейшие действия согласовать с командиром роты (обязанности которого исполнял зам.ком роты -ст.л-т Симуков И.А..Ком.роты -к-н Безрукавый И.М.поступал в академию).
...выдвигаясь на место опорного пункта доложил по р/станции и.о.командира роты и попросил согласования на местности оп взвода и полосу огня (сектор контроля и прикрытия взвода) . Договорились ,что он встретит нас на пути движения и мы вместе выдвинемся на место и все уточним и согласуем . Так все и получилось .Уже через час мы расположились на местности и приступили к оборудованию позиций на отделения полного профиля, со всеми элементами инженерной науки .В центре каждой позиции (в тыльной стороне траншеи )оборудовали землянки для отдыха и укрытия .Дно землянок на месте для сна заложили прессованными тюками соломы .Уже к вечеру позиции были практически полностью готовы . Дежурство на позициях осуществлялось днем 1/3 состава отделения ,ночью 2/3 отделения и постоянно дежурное огневое средство - пулемет .Свободному от дежурства личному составу разрешалось отдыхать .В первый же день размещения на позициях я (со связными от отделений) начал обследование местности перед окопами ,чтобы определить наиболее уязвимые направления .Прямо и слева от оп взвода примерно в 150м местность была закрыта кукурузными полями и на большую дальность не просматривалась .Справа примерно на дальности 200м находилась деревня Шлапаница .Местность до деревни просматривалась свободно . Через позицию взвода (между 1 и 2 отд.)проходила грунтовая дорога ,которая вела к подстанции аэропорта (примерно в 700-800м от посадочной полосы) .Выдвинувшись к подстанции мы обнаружили там команду в составе 7 военнослужащих чехословацкой армии , которые охраняли и обслуживали этот объект .Познакомились ,договорились о возможном взаимодействии и поддержке при необходимости .Выполнив первостепенные мероприятия и вернувшись во взвод вспомнил о наших изголодавшихся желудках .Собрали все последние крохи ,поняли ,что так мы долго не протянем .Но ...вокруг проходивших дорог и за кукурузным полем росли прекрасные обсыпанные урожаем фруктовые деревья (черносливы ,груши ,яблоки ).Это был реальный выход из сложной ситуации .Витамины и желание наполнить наши желудки сами подсказали решение . Отрядив от каждого отделения по 2 чел. и дождавшись их возвращения мы на время решили нашу продовольственную проблему .
...проходит первая ночь на позициях . Мы еще почти ничего не знаем о происходящем вокруг и по - этому бдительность на высоте . Но за ночь ничего не происходит . А утром у нас появляются соседи (за нашими позициями размещаются подразделения зенитной батареи зенитного дивизиона дивизии (ком.бат.-капитан Тишкин ).Несколько позже эти "ребята", разместившись на огневых позициях, параллельно занялись решением продовольственного вопроса более практично ,чем мы .Как я уже говорил вокруг нас обозначилось невиданное количество зайцев .Организовав на них облаву наши соседи без особого труда получали в свой рацион заячье мясо. Временные излишки (живых зайцев )держали в отрытой здесь же нужного размера яме с травой для корма . Кроме батареи (на левом фланге ,ближе к аэропорту разместилось несколько палаток летчиков . Мы долгое время не могли привыкнуть к полетам над нашими головами МИГов особенно при включенном "фарсаже" ... Через некоторое время "родина " в лице нашего командования видимо вспомнила о своих голодных подданных и, о чудо ...на позицию взвода прибыл старшина роты Шкатов В.С. с термосами, в которых была горячая каша с тушенкой и горячий сладкий чай. Лучшей награды для нас невозможно было и представить... Шли третьи сутки нашего пребывания на чужой земле . Теперь мы уже знали ,что Черна -1-ый секретарь Брновского обкома не принял нашего присутствия и обстановка в городе хотя и не обострялась ,но все же оставалась напряженной .Хотя предприятия начали работу ,работали магазины .Жизнь потихоньку налаживалась .Правда по ночам ,а иногда и днем с чердаков домов постреливали , но это была скорее беспокоящая ,провокационная стрельба без жертв ."Буянила" молодежь со своими радикальными лозунгами . Особистам удалось засечь и ликвидировать несколько радиостанций и схронов с оружием .Постепенно все очаги т.н. "сопротивления" гасились .Плюс ко всему велась активная разъяснительно -пропагандистская работа с населением .
...наладив дежурство на позициях понемногу "врастаем" в обстановку .Налаживается питание горячей пищей ,а свежий ,испеченный в своей дивизионной пекарне хлеб приводит в восторг .Плюс к этому через несколько дней в наш рацион добавили сосисочный паштет ,кровяную колбасу (из Венгрии) .Это была как бы компенсация за наши первые полуголодные дни .От нас требовалось только достойно представлять нашу стану и добросовестно выполнять стоящие перед нами задачи .На следующий день к нам на позиции пришла делегация местных жителей из д.Шлапаница с просьбой не препятствовать им в уборке овощей на участках перед нашими позициями .Было положено начало нашему знакомству с местными жителями. Между нами состоялся непринужденный разговор ,где каждая сторона смогла высказать свое мнение о текущих событиях .Услышали мы рассказ жителей деревни, помнивших об освобождении их от фашистов . Думаю с этой первой встречи между нами зародилось взаимопонимание . Уже через неделю на деревенском стадионе состоялась первая игра в футбол между местной командой и солдатами роты .Это был успех . Дней через 5-6 в роту прибыл зам. полит(лейтенант Семикоз В.И )после окончания 6 ти месячных курсов замполитов рот .Уже первые встречи с ним показали ,что его командирская подготовка оставляла желать лучшего ,но он (бывший повар-сверхсрочник нашего медсанбата ) твердо усвоил ,что "партия -это руководящая и направляющая сила..." и принцип "я начальник ,ты дурак..." .В общем мы увидели в нем приспособленца и карьериста .Отношения как -то сразу не сложились .Мы просто делали вид ,что его с нами просто нет...
...мы привыкли к установившемуся порядку .Чтобы не расслабляться офицеры роты и батальона проверяли несение службы на позициях согласно графикам .Вскоре в непосредственной близости были развернуты полевые "бани" (палатки с оборудованием для одновременной помывки горячей водой одновременно до взвода л/с ) с заменой белья. Это стало еще одним немаловажным событием в нашей жизни .Раз в неделю офицеров собирали на совещание в дивизии ,где информировали о ситуации в ЧССР и нашей стране .Ставили общие задачи по дальнейшему нашему нахождению в стране .После одного из таких совещаний офицеров полка повезли на памятные места Аустерлицкого сражения 1805г. В 10 км от Брно на высоком холме у д .Праце мы посмотрели памятник - мавзолей " Могила мира " (информация о нем есть в интернете ) .За памятником размещен музей -панорама Аустерлицкой битвы .Впечатление от посещения неизгладимое .Для меня особый интерес составило чтение подлинников документов Наполеона ( по окончании училища я получил аттестат кроме военной специальности еще и гражданскую -переводчик - референт французского языка ) .Осмотрев эти памятники мы проехали дальше в г.Славков ( Аустерлиц) ,где посетили музей Наполеона ...
...Как то к нам на позиции из соседней деревни (Шлапаница ) пришли двое довольно пожилых людей (муж и жена ). Для более понятного разговора я пригласил солдата взвода Кравцова Валеру (родом из Киева -украинца ) .Выяснилось ,что эти люди просят помочь им отремонтировать мотоцикл "Ява" если кто- нибудь это может сделать . Вопрос попал по назначению .В.Кравцов сообщил ,что у него дома такой же мотоцикл и он в нем неплохо разбирается .И если я разрешу то он готов попробовать .Я не возражал .Только сказал ,чтобы он подобрал себе напарника (т.к. одного его я не мог отпустить .Договорились ,что на следующий день они приступят к осмотру и ремонту . Через пару дней семейная пара прибыла к нам на уже отремонтированной "Яве " . Их благодарность и признательность была искренней . В последующем у нас завязалась настоящая дружба с этими добрыми милыми людьми.
...эти добрые отношения продолжались вплоть до нашего вывода из ЧССР. А пока у нас протекала относительно спокойная ,размеренная жизнь. Периодически от роты выделялись караулы для охраны полковых и дивизионных объектов .Иногда нас вывозили на прочесывание лесных площадей с "сомнительной" активностью. От малоподвижной и сытной жизни воины наши стали набирать лишние килограммы .Пришлось практиковать периодические кроссы за позициями подразделений .Ну а в общем- то мы все уже очень хотели домой .И вот в середине октября (16.10.68г.) было принято решение о создании на территории ЧССР Центральной Группы войск и о выводе с ее территории частей стран Варшавского Договора и частей ВДВ СССР ,выполнивших свои задачи.Для нас это была радостная новость .В ближайшие дни у нас была организована проверка и сдача на склад боеприпасов в опломбированных ящиках .Личный состав из траншей переселили в палатки (на отделение ).Траншеи и землянки было приказано зарыть (что и было исполнено ). Вывод дивизии осуществлялся ж/д транспортом ,техники и артиллерии своим ходом . Нам выделили товарные вагоны из под мешков с цементом .Нетрудно представить скольких усилий потребовалось ,чтобы хоть как -то привести их пригодное для размещения там людей .Погрузка и отправление эшелонов планировалась на 26 октября .Хочу отметить ,что население провожало нас добрыми словами ,а уже описанная мною семейная пара приехала на своей "Яве" прямо к эшелону .Они вручили своим добровольным помощникам по белой нейлоновой рубашке и по многоцветной шариковой ручке (у нас этого тогда еще практически не было ).Мне они подарили 5-ти цветную шариковую ручку и прекрасную австрийскую зажигалку .Мы тепло распрощались с нашими чешскими друзьями и разместились в своих вагонах .Впереди нас ждала дорога домой...
... начало движения эшелона заглушило громкое "УРА" . Но впереди у нас начались непредвиденные проблем (ки) .Через каждые 2-3 часа движения эшелон загоняли на запасные пути ,объясняя это необходимостью прогона более срочных эшелонов .Простои длились иногда несколько часов . Затем в ходе движения у одного вагона сорвало крышу . После замены вагона движение продолжилось ,но вскоре перегорела "букса". Устранение этой проблемы потребовало дополнительного время .Вот так благодарила нас страна, у которой мы на ближайшие 20 лет сохранили конституционный строй ,и защитили от стоящих в готовности к вторжению танков ФРГ . Более суток мы (как полосу препятствий ) преодолевали территорию ЧССР на пути домой .На границе с Польшей прошла проверка документов и мы продолжили движение уже по территории Польши...На коротких остановках мы раздавали набегавшим к эшелону ребятишкам свои пайки ,обменивались мнениями с рабочими ж/д . Где - то под Лодзью эшелон остановили на 2 часа .По обе стороны ж/д - росли уже оголившиеся от листьев кусты . И вот (после разрешения выйти из вагонов ) перед глазами открылась необычайная картина - малиновые "подосиновики " группами и в одиночку вдруг "выросли " по этим оголившимся кустам .Организм наших солдат требовал решения обмена веществ . Обогнув стороной Лодзь эшелон продолжил движение уже к нашей границе (границе СОЮЗА СОВЕТСКИХ СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ РЕСПУБЛИК ) .
... подъехав к контрольному "коридору" недалеко от нашей границы поезд остановился .Мы получили команду "выйти из вагонов и построиться ". Пограничники проверили списки и наши документы ,после чего мы опять заняли места в вагонах .Пересекли границу и вскоре оказались в зоне широкой колеи ,где нас уже ожидал российский (советский) ж/д состав из наших теплушек пусть старого образца ,но с местами для сидения ,а главное с печками (ведь всю дорогу от Брно мы ,одетые в полевую форму и комбинезоны,нещадно мерзли (это был уже конец октября ). Заняв места в теплушках первым делом растопили печки и по вагонам разлились душевные украинские песни.Стало тепло и телу и душе (четверть роты были ребята с Украины) .Нас покормили ,проверили готовность к движению и...мы в пути на Минск ,куда прибыли рано утром .На перроне состоялся короткий митинг .Нас поздравили с успешным выполнением задания Родины и возвращением домой . И мы движемся уже дальше на Витебск ,куда прибываем уже около 22 часов (на товарный путь .
...город знал о нашем возвращении и ,город не спал .Высадившись из вагонов мы построились ,проверили л/с выдвинулись на привокзальную площадь и начали движение через Кировский мост по ул.Фрунзе в наш военный городок . Свет горел во всех окнах по пути нашего движения .За колонной полка шла не меньшая колонна жителей города .Это была неподдельная взаимная радость согревающая наши сердца и души .На плацу совместно с нашими гостями (жителями города )прошел митинг и подразделения полка разошлись по давно ждущим нас казармам ,которые мы покинули уже более 3-х месяцев назад . Так закончилась для нас операция "Дунай" .Но еще почти до Нового Года наши солдаты и офицеры где-то выступали ,в чем-то участвовали .Самой сложной задачей в это время было собрать состав нового караула для смены старого .Такого интереса и внимания от горожан мы еще никогда не знали. И это вызывало у нас чувство гордости за честно выполненную военную работу ... А впереди была еще долгая служба ,полная новых событий и новых задач .

  • Буков - В Тумане Звезд Уходит Самолет

Комментарии