КЫРГЫЗСКАЯ НАЦИОНАЛЬНАЯ ОДЕЖДА Национальная киргизская одежда остается неизменной на протяжении вот уже почти
семисот лет. Однако в последние десятилетия на место традиционной киргизской культуре приходят европейские тенденции, люди начинают одеваться по последней мировой моде. Хотя, в принципе, это касается не только киргизов. Во многих странах мира, где до определенного момента преобладали национальные устои, касающиеся, в том числе, и их костюма, стали постепенно умирать. Что сказать - цивилизация, глобализация и другие явления большого мира и сложные термины оказали на это свое непосредственное влияние. Ну а 700 лет назад, на формирование национального стиля одежды кыргызского народа существенно повлияли климатические и природные особенности края. Так как данному среднеазиатскому району присущ достаточно холодный климат и обилие ветров, в гардеробе этого народа преобладал теплый вид одежды на ватной основе или из меха диких животных. Обувь представляла собой мягкие сапоги из сыромятной кожи без каблуков. Одежда киргизов является важной составной частью культуры народа наравне с его традициями, обычаями, музыкой и кухней. Традиционному киргизскому костюму присущи своеобразные черты, типичные для одежды кочевников, что собственно не лишено смысла - на протяжении веков киргизы были кочевым народом, скитающимся по просторам степей, чья жизнь была связана со скотоводческим хозяйством. Так как основные торговые ветки Великого Шелкового пути проходили через земли киргизских племен Центральной и Средней Азии, они были вовлечены в международную торговлю и прекрасно были осведомлены о текстильном производстве у соседних народов. Ткани импортного производства были не только средством обмена в торговых операциях, но и использовались для шитья одежды и предметов убранства в более знатных семьях. Безусловно, существовали некоторые различия в одежде простого народа и зажиточных людей. Различия эти заключались, в основном, в качестве материала и количестве украшений у женщин. Из письменных источников, датирующихся 18 веком, можно узнать, что киргизские старейшины носили одежду, сшитую из парчи, и войлочные шляпы с украшениями из меха, которые опоясывались красными шелковыми кушаками, обувь они носили из красной кожи. Основная же масса людей носила одежду из грубой шерстяной ткани с поясом из холста, шляпы без украшений и сапоги из сыромятной кожи. Мужской национальный костюм. Мужской костюм традиционно состоял из нательной и верхней одежды. Нательная одежда состояла из распашной рубахи - «койнек», шаровар - «шым». Имелось в комплекте с рубахой несколько разновидностей мужских штанов из выделанной кожи или замши - «жаргак шым», «кандагай», «чалбар». Низ шаровар из замши обычно расшивался цветными шелковыми нитями. Такие шаровары носили богатыри и богатые люди. Кстати, в них с легкостью можно было заправить полы халата. Верхняя одежда мужчин состояла из войлочного халата без подкладки, который назывался «кементай», различных видов стеганого халата - «чепкен», («тое чепкен», «тепме чепкен» из верблюжьей или кустарной шерстяной материи), с подкладками и без них. Зимними видами одежды служили меховые шубы - «ичик», крытые темной тканью и с меховыми воротниками. Особо ценились шубы из меха таких диких животных, как волка, лисы, рыси. Другой разновидностью зимней одежды являлись нагольные овчинные тулупы «тон», с воротником (или без него) «постун». Мужской головной убор состоял из тюбетейки - «топу», войлочной шляпы - «калпак», меховой шапки без отворотов - «малакай», меховых шапок - «тебетей». И, наконец, еще одним атрибутом мужского костюма киргизов был пояс - «кемер», ремень - «илгич» с принадлежностями. Обычно пояса одевали поверх халатов - «чепкен». Мужскую обувь составляли кожаные сапоги - «отук», кожаные калоши на каблуках - «кепич» и мягкие выворотные сапожки - «маасы». Старинной обувью были сапоги, сшитые из сыромятины - «чарык», с подошвой, короткими голенищами и со слегка загнутыми кверху носками. Женский традиционный костюм. Женский киргизский гардероб также как и мужской состоял из нательной и верхней одежды. К нательным относились платье-рубаха - «койнек» и шаровары. На груди женских рубах всегда имелась вышивка или надевался нагрудник - «ёнур», «жака», расшитые цветными нитками. Уникальными элементами женской одежды являлась распашная юбка - «бельдемчи», головной убор тюрбан - «элечек». Однако эти виды одежды носили только замужние женщины. «Бельдемчи», кстати, использовали и мужчины, но в качестве боевой одежды. В этих случаях их обычно покрывали металлическими пластинами. Головные уборы девушек обычно украшали перьями птиц, пришивали к ним различные украшения из серебра, жемчуга, кораллов. Так же женщины носили тюбетейки и меховые шапки, которые назывались «топу» и «тебетей» соответственно. Поверх платья-рубахи женщины надевали короткую или длинную безрукавку - «чыптама», камзол с короткими рукавами - «кемсел», халат - «чапан», стеганый халат - «чепкен». Зимняя одежда состояла из меховых шуб - «ичик». В состав головного убора «элечек», «келеек» или «илеки» входил «такыя» или «кеп такыя», которую надевали на голову прежде, чем намотать тюрбан. Обувь для женщин обычно покупали готовую. Это были цветные, чаще зеленые или красные сапожки на каблуках, иногда орнаментированные. В зависимости от возрастных категорий наряд женщины дополнялся различными серебряными украшениями и амулетами. Кроме того, известно, что женщинам и девушкам было свойственно прятать свои косы. Для этих целей они носили специальные «накосники» - длинные бархатные полоски в виде трубочек - «чачпак», на которые нашивали различные украшения. В зависимости от возрастных категорий женщины носили различные серебряные украшения и амулет: это накосные украшения - «чач учтук», «чач мончок», серьги - «сойке», «сойке желбурееч», нагрудные - «тумар», «бой тумар», браслеты - «билерик», кольца - «шакек». Детская и девичья одежда также украшались серебряными пуговицами - «топчу», «бучулук», кораллом - «шуру», различными амулетами и оберегами. Одежда и традиции. Большое количество интереснейших обычаев и обрядов связано у кыргызского народа именно с элементами традиционного национального костюма. К примеру, женский и мужской головной убор играл весьма значительную роль в жизни людей. Ходить с непокрытой головой, бросать, забывать или обменивать головной убор на что-то другое категорически запрещалось. Головной убор мог также служить определенным знаком оповещения. Так, например, при избрании нового хана, на его голову водружалась красная шапка - «кызыл тебетей» с кисточкой из цветных нитей. Воин или просто мужчина, готовый сдаться в плен, в знак покорности должен был повесить свой пояс на шею. Кроме того, было запрещено перепрыгивать или перешагивать через одежду. При достижении возраста совершеннолетия, совершался обряд «мучал», после которого, человек одевался во все новое. Вся старая одежда - «ырым» - раздавалась родственникам. После смерти человека, вся его одежда - «муче» - должна была быть роздана сразу же после его погребения. Существовала также одежда, которая являлась средством оповещения о семейном положении женщины. Так, например, только замужние женщины имели право носить распашную юбку - «бельдемчи» и головной убор тюрбан - «элечек». Небезызвестным элементом одежды, можно сказать даже отличительной особенностью, киргизов по сей день является колпак - старинный головной убор. Колпаки шили из четырех клиньев, расширяющихся книзу. По бокам клинья не сшивали, что позволяло поднимать или опускать поля, защищая глаза от яркого солнца. Верх украшали кисточкой. Колпаки богатых людей были с высокой тульей, поля колпака подшивали черным бархатом. Бедные киргизы свои головные уборы оторачивали сатином, а детские колпаки украшали красным бархатом или красной материей. Вероятнее всего, колпак был заимствован у древних южно-сибирских киргизских племен, впоследствии образовавших кочевую державу. О колпаке, как о главном отличительном признаке внешности киргизов рассказывают многие исторические источники. Так, к примеру, династийная хроника «Тан шу» в повествовании о древних киргизах сообщает, что их предводитель «зимою носит соболью шапку, а летом шапку с золотым ободочком, с коническим верхом и загнутым низом. Прочие носят белые валенные шляпы». И как уже говорилось в начале этой статьи, в 20 веке киргизский костюм начал приобретать более европеизированные черты. На сегодняшний день традиционными пока остаются лишь некоторые виды верхней мужской и женской одежды и головные уборы. Что касается традиционного киргизского костюма в целом, сейчас такой вид одежды является исключительно праздничным, обрядовым, а также используется в качестве театрального костюма. В настоящее время традиционную одежду кыргызов можно реконструировать по каменным изваяниям, по описаниям одежды в знаменитом кыргызском эпосе «Манас», по китайским источникам, по записям и рисункам путешественников и художников 19 - начала 20 веков.
🇰🇬 ТУР ПО КЫРГЫЗСТАНУ🇰🇬 МЕКЕНИМ КЫРГЫЗСТАН🇰🇬
КЫРГЫЗСКАЯ НАЦИОНАЛЬНАЯ ОДЕЖДА Национальная киргизская одежда остается неизменной на протяжении вот уже почти
семисот лет. Однако в последние десятилетия на место традиционной киргизской культуре приходят европейские тенденции, люди начинают одеваться по последней мировой моде. Хотя, в принципе, это касается не только киргизов. Во многих странах мира, где до определенного момента преобладали национальные устои, касающиеся, в том числе, и их костюма, стали постепенно умирать. Что сказать - цивилизация, глобализация и другие явления большого мира и сложные термины оказали на это свое непосредственное влияние. Ну а 700 лет назад, на формирование
национального стиля одежды кыргызского народа существенно повлияли климатические и природные особенности края. Так как данному среднеазиатскому району присущ достаточно холодный климат и обилие ветров, в гардеробе этого народа преобладал теплый вид одежды на ватной основе или из меха диких животных. Обувь представляла собой мягкие сапоги из сыромятной кожи без каблуков. Одежда киргизов является важной составной частью культуры народа наравне с его традициями, обычаями, музыкой и кухней. Традиционному киргизскому костюму присущи своеобразные черты, типичные для одежды кочевников, что собственно не лишено смысла - на протяжении веков киргизы были кочевым народом, скитающимся по просторам степей, чья жизнь была связана со скотоводческим хозяйством. Так как основные торговые ветки Великого Шелкового пути проходили через земли киргизских племен Центральной и Средней Азии, они были вовлечены в международную торговлю и прекрасно были осведомлены о текстильном производстве у соседних народов. Ткани импортного производства были не только средством обмена в торговых операциях, но и использовались для шитья одежды и предметов убранства в более знатных семьях. Безусловно, существовали некоторые различия в одежде простого народа и зажиточных людей. Различия эти заключались, в основном,
в качестве материала и количестве украшений у женщин. Из письменных источников, датирующихся 18 веком, можно узнать, что киргизские старейшины носили одежду, сшитую из парчи, и войлочные шляпы с украшениями из меха, которые опоясывались красными шелковыми кушаками, обувь они носили из красной кожи. Основная же масса людей носила одежду из грубой шерстяной ткани с поясом из холста, шляпы без украшений и сапоги из сыромятной кожи. Мужской национальный костюм. Мужской костюм традиционно состоял из нательной и верхней одежды. Нательная одежда состояла из распашной рубахи - «койнек», шаровар -
«шым». Имелось в комплекте
с рубахой несколько разновидностей мужских штанов из выделанной кожи или замши - «жаргак шым», «кандагай», «чалбар». Низ шаровар из замши обычно расшивался цветными шелковыми нитями. Такие шаровары носили богатыри и богатые люди. Кстати, в них с легкостью можно было заправить полы халата. Верхняя одежда мужчин состояла из войлочного халата без подкладки, который назывался «кементай», различных видов стеганого халата - «чепкен», («тое чепкен», «тепме чепкен» из верблюжьей или кустарной шерстяной материи), с подкладками и без них. Зимними видами одежды служили меховые шубы - «ичик», крытые темной тканью и с меховыми воротниками. Особо ценились шубы из меха таких диких животных, как волка, лисы, рыси. Другой разновидностью зимней одежды являлись нагольные овчинные тулупы «тон», с воротником (или без него) «постун». Мужской головной убор состоял из тюбетейки - «топу», войлочной шляпы - «калпак», меховой шапки без отворотов - «малакай», меховых шапок - «тебетей». И, наконец, еще одним атрибутом мужского костюма киргизов был пояс - «кемер», ремень - «илгич» с принадлежностями. Обычно пояса одевали поверх халатов - «чепкен». Мужскую обувь составляли кожаные сапоги - «отук», кожаные калоши на каблуках - «кепич» и мягкие выворотные сапожки - «маасы». Старинной обувью были сапоги, сшитые из сыромятины - «чарык», с подошвой, короткими голенищами и со слегка загнутыми кверху носками. Женский традиционный костюм. Женский киргизский гардероб также как и мужской состоял из нательной и верхней одежды. К нательным относились платье-рубаха - «койнек» и шаровары. На груди женских рубах всегда имелась вышивка или надевался нагрудник - «ёнур», «жака», расшитые цветными нитками. Уникальными элементами женской одежды являлась распашная юбка - «бельдемчи», головной убор тюрбан - «элечек». Однако эти виды одежды носили только замужние женщины. «Бельдемчи», кстати, использовали и мужчины, но в качестве боевой одежды. В этих случаях их обычно покрывали металлическими пластинами. Головные уборы девушек обычно украшали перьями птиц, пришивали к ним различные украшения из серебра, жемчуга, кораллов. Так же женщины носили тюбетейки и меховые шапки, которые назывались «топу» и «тебетей» соответственно. Поверх платья-рубахи женщины надевали короткую или длинную безрукавку - «чыптама», камзол с короткими рукавами - «кемсел», халат - «чапан», стеганый халат - «чепкен». Зимняя одежда состояла из меховых шуб - «ичик». В состав головного убора «элечек», «келеек» или «илеки» входил «такыя» или «кеп такыя», которую надевали на голову прежде, чем намотать тюрбан. Обувь для женщин обычно покупали готовую. Это были цветные, чаще зеленые или красные сапожки на каблуках, иногда орнаментированные. В зависимости от возрастных категорий наряд женщины дополнялся различными серебряными украшениями и амулетами. Кроме того, известно, что женщинам и девушкам было свойственно прятать свои косы. Для этих целей они носили специальные «накосники» - длинные бархатные полоски в виде трубочек - «чачпак», на которые нашивали различные украшения. В зависимости от возрастных категорий женщины носили различные серебряные украшения и амулет: это накосные украшения - «чач учтук», «чач мончок», серьги - «сойке», «сойке желбурееч», нагрудные - «тумар», «бой тумар», браслеты - «билерик», кольца - «шакек». Детская и девичья одежда также украшались серебряными пуговицами - «топчу», «бучулук», кораллом - «шуру», различными амулетами и оберегами. Одежда и традиции. Большое количество интереснейших обычаев и обрядов связано у кыргызского народа именно с элементами традиционного национального костюма. К примеру, женский и мужской головной убор играл весьма значительную роль в жизни людей. Ходить с непокрытой головой, бросать, забывать или обменивать головной убор на что-то другое категорически запрещалось. Головной убор мог также служить определенным знаком оповещения. Так, например, при избрании нового хана, на его голову водружалась красная шапка - «кызыл тебетей» с кисточкой из цветных нитей. Воин или просто мужчина, готовый сдаться в плен, в знак покорности должен был повесить свой пояс на шею. Кроме того, было запрещено перепрыгивать или перешагивать через одежду. При достижении возраста совершеннолетия,
совершался обряд «мучал», после которого, человек одевался во все новое. Вся старая одежда - «ырым» - раздавалась родственникам. После смерти человека, вся его одежда - «муче» - должна была быть роздана сразу же после его погребения. Существовала также одежда, которая являлась средством оповещения о семейном положении женщины. Так, например, только замужние женщины имели право носить распашную юбку - «бельдемчи» и головной убор тюрбан - «элечек». Небезызвестным элементом одежды, можно сказать даже отличительной
особенностью, киргизов по сей день является колпак - старинный головной убор. Колпаки шили из четырех клиньев, расширяющихся книзу. По бокам клинья не сшивали, что позволяло поднимать или опускать поля, защищая глаза от яркого солнца. Верх украшали кисточкой. Колпаки богатых людей были с высокой тульей, поля колпака подшивали черным бархатом. Бедные киргизы свои головные уборы оторачивали сатином, а детские колпаки украшали красным бархатом или красной материей. Вероятнее всего, колпак был заимствован у древних южно-сибирских киргизских племен, впоследствии образовавших кочевую державу. О колпаке, как о главном отличительном признаке внешности киргизов рассказывают многие исторические источники. Так, к примеру, династийная хроника «Тан шу» в повествовании о древних киргизах сообщает, что их предводитель «зимою носит соболью шапку, а летом шапку с золотым ободочком, с коническим верхом и загнутым низом. Прочие носят белые валенные шляпы». И как уже говорилось в начале этой статьи, в 20 веке киргизский костюм начал приобретать более европеизированные черты. На сегодняшний день традиционными пока остаются лишь некоторые виды верхней мужской и женской одежды и головные уборы. Что касается традиционного киргизского костюма в целом, сейчас такой вид одежды является исключительно
праздничным, обрядовым, а также используется в качестве театрального костюма. В настоящее время традиционную одежду кыргызов можно реконструировать по каменным изваяниям, по описаниям одежды в знаменитом кыргызском эпосе «Манас», по китайским источникам, по записям и рисункам путешественников и художников 19 - начала 20 веков.