Комментарии
- 9 окт 2019 21:03наталья репина сотникова️
- 10 окт 2019 00:37Сергей Хрулевна дне моря бабки прячут
- 10 окт 2019 01:12егор сидоркинфлот РОССИИ
- 10 окт 2019 10:41Наталья Кирилюк ответила Сергею ХрулевуСпрятать там можно и так надежно , что потом не найдешь !
- 10 окт 2019 14:32РАМАЗАН РАМАЗАН...свежо предание...
- 10 окт 2019 16:31Юрий БейДа недавние события на лощарике показали какая это элита...Море ошибок не прощает
- 11 окт 2019 21:15Наталья Кирилюк ответила Юрию БеюВы не правы .. . Да , стихия моря почти не изучена , надежно прячет свои тайны , может это и не зря . Но узнать хоть часть этого человек хотел всегда и пытаться будет несмотря на потери . А на лошарике были истинные моряки - элита . Ваш сарказм по этому поводу неуместен и оскорбителен .
- 13 окт 2019 14:20Владимир и Ирина Русиновы (Тувышева)Остаётся вспомнить как спасали экипаж АПЛ "Курск"
- 27 окт 2022 21:03Николай Ерчак ответил Николаю Ерчаку
- 29 окт 2022 07:47егор сидоркинКАК в аудиокниге МОСКВИН - МОРСКИЕ ДЬЯВОЛЫ .
Для того чтобы оставить комментарий, войдите или зарегистрируйтесь
Подводный спецназ российского генштаба
Значение Главного управления глубоководных исследований для обороны России трудно переоценить. Это элита подводных сил РФ и даже мира, ведь специалистов такого класса, выполняющих такие задачи, нет больше нигде и ни у кого...
Морской спецназ российского генштаба
Автор – Алексей Гавриленко
Почему гидронавты ГУГИ секретнее ракетчиков РВСН
1 июля 2019 года на российской атомной глубоководной станциии (АГС, по сути атомная мини-подлодка) АС-31 произошел пожар, унесший жизни 14 моряков-подводников. Станцию ожидает ремонт, в связи с чем многие выразили недоумение: зачем ремонтировать и сохранять подлодку, в которой произошел пожар? Не проще ли отправить на слом? Обращал на себя внимание и список погибших:
Семь капитанов первого ранга, из них два Героя Российской Федерации;
Три капитана второго ранга;
Два капитана третьего ранга;
Капитан-лейтенант;
Подполковник медицинской службы.
Чтобы понять это, нужно вернуться в 60-е годы XX века. То время было началом расцвета изучения "гидрокосмоса". Достаточно назвать имена Жака Пикара и Жака Ива Кусто, прославившегося уникальными фильмами о красотах морских глубин. Но морские глубины манили не только ученых. Две сверхдержавы обзавелись к тому времени подлодками с баллистическими ракетами. И хотя они были ещё несовершенны, на первое место вставал вопрос их обнаружения и уничтожения, избежав этого для своих подлодок. Уже тогда для максимального усложнения действий советских подводных сил США и НАТО начали развертывание сети гидроакустических датчиков SOSUS, закупались подводные аппараты и батискафы. СССР же имел только один подводный аппарат для спасения экипажей подлодок и один гидростат для наблюдения за водолазными работами.
Само собой, такое положение дел не устраивало ВМФ СССР. И уже 19 января 1963 года в Москве была сформирована в/ч 90802, передислоцированная в следующем году в Ленинград. Параллельно Министерству судостроительной промышленности и ленинградскому ЦКБ-18 поручалась разработка обитаемых подводных аппаратов, способных действовать на глубинах до 6 километров. В 1965 году в Москве для координации работ по созданию технических средств, изучению и обработке информации о глубоководных исследованиях было создано специальное подразделение, позднее переименованное в 19-й центр МО СССР, подчиненный непосредственно Минобороны. Первым командиром стал капитан 1 ранга Е.Г. Астахов, а первыми результами – изучение дна мирового океана в множестве мест и постройка буксируемого глубоководного комплекса «Архипелаг», состоящего из модернизированной ПЛ пр. 611 и буксируемого подводного аппарата. В начале 70-х на основании опыта, полученного при испытаниях комплекса «Архипелаг», на КМОЛЗ были построены два глубоководных комплекса «Селигер».
1 юля 1975 года для обслуживания комплекса «Селигер» и испытания отдельных конструкций будущих глубоководных средств в Кронштадте был сформирован 160-й отдельный дивизион ПЛ специального назначения. В дивизион вошли ПЛ БС-69(пр.611П), БС-91(пр.611П) и БС-82(пр.611РК). В 1986 году дивизион был расформирован.
Также в начале 70-х была инициирована разработка автономной исследовательской ПЛ пр.1910 «Кашалот» и комплекса, состоящего из носителя и носимого аппарата пр.1851 «Нельма».
Так как условия проектирования, постройки и эксплуатации этих аппаратов значительно отличались от обычных подлодок, они были названы атомными глубоководными станциями (АГС), а служащие на них моряки получили статус гидронавтов.
И здесь нужно отдельно заострить внимание на том, что служба на специальных АПЛ и особенно на АГС и глубоководных аппаратах считается самой опасной и ответственной. Глубины погружения в 3-6 километров, секретные задачи государственной важности, необходимость в высокой технической грамотности, знании работы узлов и агрегатов, психологической устойчивости потребовали формирования экипажей исключительно из офицеров и медкомиссию при отборе, аналогичную таковой для космонавтов.
Это элита подводных сил России и даже мира, ведь специалистов такого класса, выполняющих задачи гидронавтов ГУГИ, нет больше нигде и ни у кого. Достаточно сказать, что труд 10-го отряда гидронавтов ГУГИ удостоен современного ордена Нахимова. Кроме них орденом награждены только экипажи крейсеров «Петр Великий», «Варяг» и «Москва». Именно гидронавты и их работа являются наиболее засекреченной частью ГУГИ.
Первая АГС пр. 1851 АС-23 вошла в строй в 1986 году, а затем и АС-13 пр. 1910. С 1988 года велось строительство АГС пр. 1083 (10831) «Калитка» – той самой АС-31. Всего, в общей сложности, в состав ВМФ вошли 7 АГС пр. 1910 (19102), 1851 (18510) и 1083 (10831). На данный момент часть из них находится на модернизации или в ремонте.
В 2005 году 19-й Центр министерства обороны был переименован в Главное управление глубоководных исследований – ГУГИ. Начальником был назначен вице-адмирал А.В. Буриличев, который находится на этой должности по сей день.
ГУГИ сохранило прямое подчинение Минобороны и официально занимается глубоководными (неожиданно, правда?), океанографическими исследованиями, поиском и спасением затонувших судов, физиологическими исследованиями влияния больших глубин на человеческий организм, испытаниями аварийно-спасательных средств. В общем, сугубо мирные задачи. Однако весьма подозрительно выглядит "мирная" структура с прямым подчинением генштабу и атомными подлодками на вооружении. И, надо сказать, подозрения о двойном характере миссий ГУГИ имеют под собой основания.
Особенно это стало очевидно после спуска на воду атомной подводной лодки К-329 «Белгород», переоборудованной под носитель беспилотных подводных аппаратов «Посейдон» с ядерными боезарядами мощностью до 100 мегатонн. Какое уж тут изучение мирового океана!.. Кроме этого, к военным задачам ГУГИ, не называемым официально, относятся снятие информации с подводных коммуникационных кабелей, обслуживание своих, постановка гидроакустических датчиков, поиск и поднятие на поверхность затонувших самолетов, вертолетов, космических аппаратов.
Для выполнения поставленных задач ГУГИ оснащено флотом специальных кораблей и подводных лодок. В частности, в его ведении находится весь флот океанографических и исследовательских кораблей ВМФ, опытовые суда, некоторое количество спасательных судов и плавучих доков, а подводные силы состоят из двух атомных подлодок-носителей, в общей сложности, до 7 носимых АГС, различных телеуправляемых и обитаемых автономных аппаратов. Наибольший интерес, безусловно, представляет то, что на западе называют "темными" или "черными" миссиями, о которых многие догадываются, но доподлинно о них ничего неизвестно. К наиболее значимым и важным "темным" задачам ГУГИ можно отнести три направления:
1. Обеспечение функционирования и применения беспилотных подводных аппаратов 2М39 «Посейдон» и их носителей;
2. Развертывание и поддержание функционирования системы автономного подводного старта межконтинентальных ракет «Скиф»;
3. Создание гидроакустической системы слежения «Гармония».
По мнению автора, «Посейдон» – это один из элементов обезоруживающего удара, призванного в кратчайшие сроки решить исход глобального конфликта в пользу России. Вероятно, богу морей отводится роль уничтожителя морской компоненты ядерного потенциала США и "бонусом" – уничтожение крупных военно-морских баз и корабельных соединений. В день "Пэ" подводные аппараты подорвутся возле крупнейших военно-морских баз США вызвав локальные цунами и землетрясения, которые сметут корабли и подлодки на рейде, разрушат портовую инфраструктуру. Как известно, именно морская составляющая является самой, современной и боеспособной в ядерных силах США. А ведь пунктов базирования американских ПЛАРБ класса «Огайо» всего два: военно-морская база «Китсэп» и военно-морская база «Кинг-Бэй».
Разумеется, часть подлодок с баллистическими ракетами будет на боевом дежурстве в открытом океане. Но в океане одновременно находится не больше 2-3 ПЛАРБ, в исключительных случаях – 4-5. К тому же, из-за срывов сроков ремонта ядерных реакторов количество выходов на патрулирование упало на 20%. Лишить противника 80-90% морской составляющей СЯС разом – кто откажется от такой возможности?
Поэтому неудивительно, что 2М39 уделяется самое пристальное внимание, как со стороны российского руководства, так и со стороны западных военных и спецслужб. В настоящее время проходит испытания первый их носитель, атомная подводная лодка пр. 09852 К-329 «Белгород». Это не новый проект, а переделка атомной подводной лодки пр. 949А, в которую был врезан дополнительный участок корпуса, благодаря чему «Белгород» стал самой длинной подлодкой в мире – 184 метра. Однако уровень секретности настолько велик, что на церемонии спуска на воду было разрешено снимать только хвостовую часть. Одна подлодка пр. 09852 несет, по различным данным, от 4 до 6 «Посейдонов», а также, возможно, и некоторое количество обычных торпед и крылатых ракет.
Если же обезглавливающий удар по каким-то причинам не удастся, возмездие гарантируют, в том числе, системы автономного подводного старта межконтинентальных ракет «Скиф». Впервые о ее существовании стало известно в 2013 году, а в 2017-м тогдашним главой комитета Совета федерации по обороне и безопасности Виктором Бондаревым было объявлено о ее нахождении на вооружении российской армии. Можно было бы списать такую откровенность на желание "попиариться", но Бондарев – это не условный Клинцевич, просто так не "ляпнул" бы. Только по приказу.
Однако, скорее всего, он имел в виду завершение испытаний или какие-то юридические формальности. Но то, что система прошла испытания и готова к поступлению на вооружение – тем более сейчас – можно говорить почти безо всяких скидок. А может быть, что где-то на дне морском уже лежит десяток-другой контейнеров. Хотя более вероятно, что «Скиф» придерживают до смерти СНВ-3.
Что же представляет собой «Скиф» и почему он так опасен? С технической точки зрения это находящийся на дне достаточно глубокого водоема автономный контейнер со всеми необходимыми системами жизнеобеспечения и связи с помещенной в него межконтинентальной ракетой Р-29М «Синева»/«Лайнер». По команде извне контейнер становится в вертикальное положение, подвсплывает на глубину 50 метров и стартует так же, как и с борта подводного ракетоносца.
Выгоды от такого технического решения очевидны. Контейнеры в разы дешевле ПЛАРБ с равным по количеству боекомплектом, их невозможно обнаружить, как и уничтожить. Можно завалить один «Скиф» хоть всем ядерным арсеналом – и ничего не добиться. Толща воды надежно защитит ракету лучше самой прочной шахты и самых лучших систем защиты. Важно отметить, что «Скиф» не нарушает Договор о морском дне, ведь он запрещает размещение ядерного оружия на дне морей и океанов только за пределами 12-мильной зоны территориальных вод. Внутри неё можно делать что угодно. Можно хоть в Байкале или Ладожском озере спрятать несколько контейнеров.
Ну а обеспечивать развертывание «Скифов» будет, как уже догадался читатель, именно ГУГИ. Вероятно, к работам будут привлечены спасательное судно «Звездочка», транспорт вооружения «Академик Ковалев», океанографические исследовательские суда «Янтарь» и «Академик Александров», атомные подводные лодки специального назначения «Подмосковье» и «Оренбург» с носимыми АГС и подводными аппаратами. Все корабли заслуживают отдельного упоминания, но хочется уделить внимание последним двум и «Янтарю».
Как и «Белгород», БС-64 «Подмосковье» пр. 09787 и БС-136 «Оренбург» пр. 09786 являются переделками другого типа подводных лодок. В данном случае это атомные подводные ракетоносцы проектов 667БДРМ и 667БДР соответственно. У обеих лодок вырезаны секции с 16-ю шахтами для БРПЛ Р-29, а вместо них установлена вставка со стыковочным узлом для АГС и помещения для персонала и обслуживания носимой лодки. Торпедное вооружение сохранено только у «Подмосковья».
Океанографическое исследовательское судно пр. 22010 «Янтарь» обрело широкую известность. Пока на его счету всего две значимых миссии, но уже первая в октябре 2016 года привлекла внимание мирового сообщества и военных экспертов. Да что там, ведущие СМИ разразились чуть ли не очередной истерикой на тему коварных русских. А «Янтарь» всего-то находился возле побережья Сирии и некоторое время стоял над подводными оптоволоконными кабелями. По мнению западных СМИ и даже начальника британского генштаба сэра Стюарта Питча, «Янтарь» способен "прослушивать" их и в нужный момент перерезать.
Насчет прослушивания точно сказать нельзя, но перерезать их есть чем. Ведь «Янтарь» оснащен сразу двумя автономными обитаемыми подводными аппаратами-шеститысячниками «Русь» и «Консул», несколькими телеуправляемыми подводными аппаратами, гидроакустическими станциями различного назначения. Но, вообще-то, резать кабели не главная задача корабля. Официально его задачи – проведение океанографических исследований, картографирование морского дна. Неофициально... Впрочем, это уже совсем другая история. Все эти плавсредства наверняка будут участвовать в "засеивании" морского дна «Скифами». Одни будут доставлять комплексы к месту постановки, другие опускать на дно, третьи проводить инспекции и обслуживание.
И, наконец, настало время рассказать о гидроакустической системе слежения «Гармония». О начале создания системы было заявлено в 2016 году, тогда же стали известны и некоторые подробности. Это аналог натовской системы SOSUS, но по своим возможностям превосходит его. Так, «Гармония» может пеленговать не только подводные и надводные объекты, но и низколетящие самолеты и вертолеты. Помимо этого, «Гармония» способна работать не только в пассивном режиме, принимая звуковые сигналы, но и излучать их. В её основе лежат роботизированные автономные донные станции (АДС), постановка которых осуществляется с подводных лодок. На дне разворачиваются мощные гидроакустические станции, а информация об обнаруженных объектах передается через спутниковую связь с помощью специального всплывающего буя.
72 метра; фрагмент про буй
Вряд ли нужно говорить, что подводные лодки, пригодные для развертывания «Гармонии», есть только у ГУГИ. По сведениям из открытых источников, в испытаниях системы принимали участие ДЭПЛ специального назначения Б-90 «Саров» и спасательное судно «Звездочка». Для штатного развертывания предполагалось привлечь уже знакомые нам «Белгород» и «Хабаровск». Все же помнят, что они могут нести не только «Посейдоны»? А дальнейшим обслуживанием займутся АГС, океанографические и спасательные суда, телеуправляемые и автономные обитаемые аппараты.
Значение Главного управления глубоководных исследований для национальной обороны, стратегической безопасности России трудно переоценить. Находясь в тени более именитых ракетчиков, подводников, летчиков ядерных сил, моряки и гидронавты ГУГИ ежедневно выполняют задачи государственной важности, и зачастую – с риском для своих жизней. И тем бесценнее их вклад в безопасность страны и отстаивание ее национальных интересов.
Памяти глубоководников. Дополнение.