Америка начинает новую битву за океан

ВМС США готовят план разгрома флотов Китая и России
Возвращение ведущих государств к глобальному противостоянию – свершившийся факт. Одним из главных участников новой «геостратегической игры» являются США, которые оперативно перешли от стратегической концепции «глобальной войны с террором» и противодействия «странам-изгоям» к «соперничеству с равными по силе противниками». Под такими противниками Вашингтон понимает сегодня Китай и Россию, что накладывает отпечаток на характер и направления военного строительства Америки.
В рамках такого противостояния более значимую роль начинают играть Военно-морские силы (ВМС). Они должны взвалить на свои плечи существенную долю задач, которые Пентагон намерен решать в рамках неядерного сдерживания КНР и РФ.
ФЛОТ ПРОТИВ ФЛОТА
В первую очередь речь идет о надводных силах, имеющих стратегическую важность для успешного передового развертывания сил сдерживания США и их союзников.
Но после завершения холодной войны личный состав американских боевых надводных кораблей (БНК) боролся с террористами, поддерживал морпехов в операциях «Флот против берега» и занимался чем угодно, но только не подготовкой к войне с серьезным противником в Мировом океане. Отсюда падение уровня профессиональной и особенно навигационной подготовки моряков. Да и количественно надводные силы существенно сократились.
Возврат к стратегическому противостоянию с Пекином и Москвой потребовал срочно переориентировать ВМС на решение новых, а точнее, хорошо забытых старых задач. Подробный план по достижению превосходства над противником в части боевого применения надводных сил изложен в документе Surface Warfare: The Competitive Edge («Боевые действия надводных сил: конкурентное преимущество»), который командующий надводными силами ВМС и надводными силами Тихоокеанского флота ВМС вице-адмирал Рой Китченер обнародовал 11 января 2022 года в рамках очередного симпозиума Ассоциации надводных сил ВМС США.
«Возвращение стратегического соперничества – уже не новость... – подчеркивает адмирал. – Надводные силы приняли вызов: мы получаем все больше кораблей, готовых к решению боевых задач. Наши корабли лучше вооружены и лучше связаны друг с другом; укомплектованность личным составом постепенно улучшается; наши экипажи проходят подготовку; остаются вопросы с запчастями и работой складов, но ситуация улучшается. В свою очередь, план модернизации и совершенствования надводных сил позволит удовлетворить потребности флота, имеющие глобальный характер... Результаты обнадеживают, но нам предстоит сделать еще многое – и масштабы задач впечатляют».
КИТАЙ В ПРИЦЕЛЕ ПЕНТАГОНА
В документе рассматриваются мероприятия по сдерживанию и ведению вооруженной борьбы, стратегические императивы контроля над морем, проецирования силы и способности доминировать в океанах, раскрывается новая архитектура надводных сил ВМС США.
Против кого направлено острие копья американского флота? Точки над «i» ставятся сразу же. «Глобальная конкуренция с Китаем и возобновление напряженности в отношениях с Россией являются основными стратегическими факторами для специалистов по планированию ВМС. Мы конкурируем с первоклассными военно-морскими силами… чья сфера охвата простирается далеко за пределы территориальных вод». Авторы подчеркивают, что США являются «глобальной державой с уклоном в сторону Тихого океана» и «поддерживают интересы безопасности во всем Индо-Тихоокеанском регионе, включая союзы с пятью странами и тесные дружеские отношения со множеством других». Так что главный враг Америки ясен – это Китай.
«Принимая во внимание все более агрессивную позицию Китая в регионе, включая предъявление чрезмерных претензий на море, милитаризацию спорных морских объектов (речь о постройке военных баз и пунктов на спорных островах и рифах в Южно-Китайском и других морях. – В.Щ.), акты запугивания на море и резкую риторику по поводу воссоединения Тайваня, стабильность и безопасность Индо-Тихоокеанского региона находятся под давлением, – говорится в документе. – В целях защиты имеющихся в данном регионе интересов США в области экономики и безопасности, поддержки дружественных стран и союзников в рамках имеющихся договоров, а также для реагирования на техногенные кризисы и стихийные бедствия Соединенные Штаты поддерживают военную и военно-морскую мощь в западной части Тихого океана, большая часть которой состоит из боевых кораблей и моряков надводных сил. Эти силы образуют авангард обычных средств сдерживания в регионе, и это сдерживание принимает форму сил и средств, призванных предотвратить ограниченную агрессию со стороны противника, а также сил и средств второго эшелона, призванных усилить сдерживание путем угрозы более мощного давления».
Впрочем, достижение полного господства Америки на Тихом и Индийском океанах оспаривает не только Китай. Не забыта и наша страна. «Мы фокусируем наше обсуждение в этом документе на Китае, помня при этом об уникальных и значительных угрозах, исходящих от России», – отмечается в документе. И подчеркивается, что никто из тех, кто сегодня служит в надводных силах, не сталкивался с такими сложными угрозами, с которыми предстоит столкнуться в ближайшее десятилетие.
НОВЫЕ КОРАБЛИ
Как же конкретно намерены ВМС США противостоять растущему китайскому флоту, а заодно и флоту российскому, активно возрождающему свою океанскую мощь?
В первую очередь речь идет о радикальном перевооружении. Адмиралы получат десять типов модернизированных и новых БНК, в том числе:
– атомные многоцелевые авианосцы нового поколения типа «Форд»;
– эсминцы с управляемым ракетным оружием (УРО) типа «Зумволт» (DDG-1000), которые планируется в ближайшее время вооружить неким комплексом с гиперзвуковыми ракетами класса «поверхность–поверхность», эсминцы УРО типа «Арли Берк» последней третьей серии (DDG-51 Flight III) и их модернизированные «систер-шипы» второй серии (Flight IIA), а также перспективные эсминцы УРО, которые пока проходят под обозначением DDG(X);
– модернизированный универсальный десантный корабль (УДК) типа «Сан-Антонио» и перспективный LAW (Light Amphibious Warship – легкий десантный корабль);
– модернизированные, с усиленным вооружением литоральные боевые корабли (ЛБК) типов «Фридом» и «Индепенденс»;
– фрегаты УРО нового поколения (тип «Констеллейшн» / FFG-62, запланирована крупная серия, численность которой в связи с усложнением геополитической обстановки в последние месяцы может быть увеличена);
– два типа безэкипажных БНК – средний (Medium Unmanned Surface Vehicle – MUSV) и большой (Large Unmanned Surface Vehicle – LUSV), включая, возможно, подтипы таких «роботов».
Активно рассматривается американцами и возможность создания нового крейсера УРО, который должен стать современной реинкарнацией линкоров.
КАДРЫ РЕШАЮТ ВСЁ
Но это лишь полдела. По мнению адмиралов США, чтобы одержать победу в Мировом океане, надо повысить качественный уровень ВМС. Для этого разработано пять групп мероприятий – или «направлений приложения усилий» (Lines of Effort).
Первым по важности из этих направлений является кадровое. В документе оно именуется «Develop the Leader, Warrior, Mariner, and Manager» («Развивайте лидера, воина, моряка и управленца»). Отвечает за него сам командующий надводными силами ВМС. «В то время как мы продолжаем внедрять все более сложные технологии, человеческий фактор остается центральным», – подчеркивается в документе.
В рамках направления необходимо реализовать ряд мероприятий:
– к 1 апреля 2022 года главам Командования школ подготовки офицеров по боевым действиям надводных сил и Командования подготовки применения боевых систем надводных кораблей надлежало подготовить десятилетний план повышения профессионального уровня личного состава надводных сил, в первую очередь – в тактической подготовке, в навигации и мореплавании, в инженерном и аварийно-спасательном деле;
– к 1 мая 2022 года руководитель специализированного Центра исследований боевого применения надводного и минного оружия должен был подготовить план «Непрерывного цикла боевой подготовки к ведению надводной войны», согласно которому на всем протяжении карьеры военнослужащего надводных сил будет осуществляться отслеживание его уровня навыков по тактической и учебной подготовке, наработанный им в ходе службы опыт;
– к 1 марта 2023 года командующий надводными силами Атлантического флота при поддержки своего коллеги с Тихоокеанского флота и руководства Командования школ подготовки офицеров по боевым действиям надводных сил должен разработать программу обеспечения обратной связи с офицерами и матросами (старшинами) на протяжении всей их карьеры и непрерывного повышения их квалификации.
Главная цель – повышение уровня компетенций личного состава, что необходимо для успешного ведения боевых действий в многодоменных операциях войн нового поколения.

Комментарии