Зоя Николаевна Рождественская (16 августа 1906, Владивосток — 8 ноября 1953, Ленинград) — популярная лирическая эстрадная певица (сопрано). Родилась в семье оперного солиста (тенора) Николая Рождественского. Окончила ленинградскую консерваторию в 1940 году, яркая представительница ленинградской эстрады. В годы войны Зоя Рождественская стала солисткой ансамбля Дунаевского, сформированного для выступлений перед фронтовиками. Она прошла дорогами фронтовых концертных бригад, а после Победы солировала на ленинградском радио. "Кружевница и кузнец" в ее исполнении под аккомпанемент пианиста-виртуоза Симона Кагана в конце 1940-х звучала в эфире почти ежедневно.
Зоя Рождественская - Кружевница и кузнец (4 куплета)
Есть легенда, документами, естественно, не подтвержденная, о том, как высоко оценила дарование певицы знаменитая американка Элла Фицджералд. Рассказывают также, что Клавдия Ивановна Шульженко весьма ценила голос нашей героини и ее великолепное джазовое исполнение. Ведь очень немногие певцы могут исполнять и оперные арии, и джазовые композиции. Зое Рождественской было подвластно все. После войны Зоя Николаевна - солистка джаз-оркестра Ленинградского радио под управлением Николая Григорьевича Минха. Певица много записывалась на пластинках, выступала на радио. К сожалению, многие песни, исполненные певицей, не соответствовали идеологическим установкам и были сняты с эфира, запрещены к концертному исполнению, переставали тиражироваться на пластинках. Творческая судьба ее была короткой. Ее болезнь началась в годы войны с "наркомовских ста грамм", и через несколько лет Зою Рождественскую сгубила проклятая водка. Ее уволили с радио, она много гастролировала от областной филармонии, а в 1953 году тихо угасла. Родных, говорят, у нее не осталось. Народу на похоронах было мало, да и теперь мало кто знает, где покоится легенда ленинградской эстрады. Похоронена на Богословском кладбище
Вспоминает Николай Григорьевич Минх:
Училась Зоя Николаевна у отца — известного камерного певца Н. Рождественского, кстати, активного участника первых открытых джазовых концертов в Ленинграде. Певица закончила вокальное отделение Центрального музыкального техникума имени Мусоргского.
В годы Великой Отечественной войны она выступала в железнодорожном ансамбле под руководством И. Дунаевского, первой исполнила его песню «Дорогая моя столица». По возвращении в Ленинград Рождественская стала солисткой эстрадного оркестра Ленинградского радио. Здесь ее оригинальное исполнительское дарование развернулось в полную силу.
Удивительно светлое, легкое сопрано, инструментальная, если так можно выразиться, манера пения, идеальная интонация, выразительность ставят ее в ряды лучших эстрадных певиц того времени и приносят ей огромную популярность. Многие композиторы доверяли ей первое исполнение и запись своих произведений.
В ее интерпретации впервые прозвучали песни В. Соловьева-Седого, Г. Носова, Д. Прицкера. В сопровождении эстрадного оркестра были осуществлены записи песен «На катке» А. Новикова, «Два моряка» Б. Терентьева. Композитор Н. Будашкин до сих пор считает Рождественскую лучшей исполнительницей своей песни «За дальнею околицей». Кроме того, 3. Рождественская напела много произведений зарубежных авторов, в частности, ряд песен Д. Гершвина.
Всё поколение пело вместе с ней "На катке":
Вьется легкий вечерний снежок, Голубые мерцают огни, И звенит под ногами каток, Словно в давние школьные дни. Вот ты мчишься туда, где огни. Я зову, но тебя уже нет. - Догони , догони ! - Ты лукаво кричишь мне в ответ.
Жизнь Зои Николаевны оборвалась в 1955 году. Имя ее было бы совсем забыто, если бы фирма «Мелодия» не разыскала в архивах и не выпустила в конце 70-х годов пластинку «Поет Зоя Рождественская».
А вот, интересная история одной песни.
Зоя Николаевна однажды услашала с патефонной пластинки зарубежный вальс "Под звуки гитары" и напела под него свою первую песню. Позже она обратилась к своей подруге Л. Добржанской с просьбой написать стихи к инструментальной пьесе музыканта утёсовского оркестра Альберта Триллинга. Так родилась песня "Под весенней листвой" (она же "Над заливом").
03:51
Зоя Рождественская Над заливом On the bay Tango 1940s
03:51
Зоя Рождественская Над заливом On the bay Tango 1940s
Имя Л. Добржанской вы сразу вспомните по фильму - "Ирония судьбы, или "С легким паром"
Для актрисы, обладавшей замечательным даром перевоплощения, выразительным голосом, сильным темпераментом, характерны ироничность, острота психологического рисунка, яркость сценической формы. Выступала в комических и драматических ролях. Всего ею было создано более 120 ролей в театре. Обладала прекрасным голосом. Пению специально не училась, но хорошо справлялась с исполнением вокальных произведений в ролях. Участвовала в концертах. Романсы, исполненные ею, пользовались огромным успехом. Певица много записывалась на пластинках, выступала на радио. К сожалению, многие песни, исполненные певицей, не соответствовали идеологическим установкам и были сняты с эфира, запрещены к концертному исполнению, переставали тиражироваться на пластинках. Творческая судьба ее была короткой. Ее болезнь началась в годы войны с "наркомовских ста грамм", и через несколько лет Зою Рождественскую сгубила проклятая водка. Ее уволили с радио, она много гастролировала от областной филармонии, а в 1953 году тихо угасла. Родных, говорят, у нее не осталось. Народу на похоронах было мало, да и теперь мало кто знает, где покоится легенда ленинградской эстрады. Похоронена на Богословском кладбище.
"Вежливость порождает и вызывает вежливость" (Э. Роттердамский) «… это так просто… Улыбнуться новому дню. …Пожелать хорошего утра. ...Насладиться мгновением. ...Понять – счастье есть. "
В мире вежливости
:Нина Озол
ЗОЯ РОЖДЕСТВЕНСКАЯ...
Она прошла дорогами фронтовых концертных бригад, а после Победы солировала на ленинградском радио. "Кружевница и кузнец" в ее исполнении под аккомпанемент пианиста-виртуоза Симона Кагана в конце 1940-х звучала в эфире почти ежедневно.
После войны Зоя Николаевна - солистка джаз-оркестра Ленинградского радио под управлением Николая Григорьевича Минха.
Певица много записывалась на пластинках, выступала на радио. К сожалению, многие песни, исполненные певицей, не соответствовали идеологическим установкам и были сняты с эфира, запрещены к концертному исполнению, переставали тиражироваться на пластинках.
Творческая судьба ее была короткой. Ее болезнь началась в годы войны с "наркомовских ста грамм", и через несколько лет Зою Рождественскую сгубила проклятая водка. Ее уволили с радио, она много гастролировала от областной филармонии, а в 1953 году тихо угасла. Родных, говорят, у нее не осталось. Народу на похоронах было мало, да и теперь мало кто знает, где покоится легенда ленинградской эстрады.
Похоронена на Богословском кладбище
Вспоминает Николай Григорьевич Минх:
В годы Великой Отечественной войны она выступала в железнодорожном ансамбле под руководством И. Дунаевского, первой исполнила его песню «Дорогая моя столица». По возвращении в Ленинград Рождественская стала солисткой эстрадного оркестра Ленинградского радио. Здесь ее оригинальное исполнительское дарование развернулось в полную силу.
Удивительно светлое, легкое сопрано, инструментальная, если так можно выразиться, манера пения, идеальная интонация, выразительность ставят ее в ряды лучших эстрадных певиц того времени и приносят ей огромную популярность. Многие композиторы доверяли ей первое исполнение и запись своих произведений.
В ее интерпретации впервые прозвучали песни В. Соловьева-Седого, Г. Носова, Д. Прицкера. В сопровождении эстрадного оркестра были осуществлены записи песен «На катке» А. Новикова, «Два моряка» Б. Терентьева. Композитор Н. Будашкин до сих пор считает Рождественскую лучшей исполнительницей своей песни «За дальнею околицей». Кроме того, 3. Рождественская напела много произведений зарубежных авторов, в частности, ряд песен Д. Гершвина.
Всё поколение пело вместе с ней "На катке":
Вьется легкий вечерний снежок,
Голубые мерцают огни,
И звенит под ногами каток,
Словно в давние школьные дни.
Вот ты мчишься туда, где огни.
Я зову, но тебя уже нет.
- Догони , догони ! -
Ты лукаво кричишь мне в ответ.
Имя ее было бы совсем забыто, если бы фирма «Мелодия» не разыскала в архивах и не выпустила в конце 70-х годов пластинку «Поет Зоя Рождественская».
Зоя Николаевна однажды услашала с патефонной пластинки зарубежный вальс "Под звуки гитары" и напела под него свою первую песню. Позже она обратилась к своей подруге Л. Добржанской с просьбой написать стихи к инструментальной пьесе музыканта утёсовского оркестра Альберта Триллинга. Так родилась песня "Под весенней листвой" (она же "Над заливом").
Выступала в комических и драматических ролях. Всего ею было создано более 120 ролей в театре.
Обладала прекрасным голосом. Пению специально не училась, но хорошо справлялась с исполнением вокальных произведений в ролях.
Участвовала в концертах. Романсы, исполненные ею, пользовались огромным успехом.
Певица много записывалась на пластинках, выступала на радио. К сожалению, многие песни, исполненные певицей, не соответствовали идеологическим установкам и были сняты с эфира, запрещены к концертному исполнению, переставали тиражироваться на пластинках.
Творческая судьба ее была короткой. Ее болезнь началась в годы войны с "наркомовских ста грамм", и через несколько лет Зою Рождественскую сгубила проклятая водка. Ее уволили с радио, она много гастролировала от областной филармонии, а в 1953 году тихо угасла. Родных, говорят, у нее не осталось. Народу на похоронах было мало, да и теперь мало кто знает, где покоится легенда ленинградской эстрады.
Похоронена на Богословском кладбище.
https://ok.ru/vmirevezhlivosti
#искусство
#культура #СудьбаИЖизнь