Пікірлер
- 27 қар 2020 14:52Ирина Храмогина (Крючкова)
- 27 қар 2020 16:09Наталья Яковлева
- 27 қар 2020 16:38Наталья Яковлева
- 28 қар 2020 22:03елена лимоноваЛюблю, сказ,
- 29 қар 2020 13:12Надежда Тарабцева(Романова)
Пікір қалдыру үшін кіріңіз немесе тіркеліңіз
•●๑♥๑🌹฿ҨИН ฿€Р€СКѦ🌹๑♥๑●•
:Наталья Яковлева
ХОЗЯЙКА МЕДНОЙ ГОРЫ
"Книга сказов П.П. Бажова - "Малахитовая шкатулка" - впервые была опубликована в 1939 году. С тех пор в течение почти пятнадцати лет Бажов пополнял свою "Шкатулку" новыми сказами. С годами сборник был переведен на множество языков мира.
Т. е. сказы 'Малахитовой шкатулки' - своеобразная историческая проза, в которой через личность уральских рабочих воссоздаются события и факты истории Среднего Урала XVIII-XIX вв.
Сказы впитали сюжетные мотивы, фантастические образы, колорит, язык народных преданий и народную мудрость. Однако Бажов - не фольклорист-обработчик, а самостоятельный художник, использовавший знание уральского горняцкого быта и устного творчества для воплощения философских и этических идей.
Много спорного вызывает трактовка исследователями чудесных и фантастических образов прозы П.П. Бажова, а особенно Хозяйки Медной горы, и образ этот очень многообразный и многоплановый.
Исследователи отмечают также связь Хозяйки Медной горы с Нижним миром и миром мёртвых. Кроме того, обращает на себя внимание то, что поддерживает она только неженатых мужчин, что приводит к предположению исследователей, что она ищет себе жениха.
Можно сделать предположение, что архетип, проявившийся в рабочем фольклоре и сказах П.П. Бажова, существует гораздо дольше, чем конкретная Хозяйка Медной горы, созданная писателем. Выдвигается гипотеза о том, что, видимо, свойства и функции этого архетипа (Хозяйка Медной горы) несколько другие.
В конце 19 века Красногорский рудник был затоплен, мода на малахит прошла, то есть изначальная - узко локальная - сфера влияния и материальный (непосредственно через камень) контакт с миром, как бы ушли.
Географически сказы связаны со старинным Сысертским горнозаводским округом, в состав которого, - указывал П. Бажов, - входили пять заводов: Сысертский или Сысерть - главный завод округа, Полевской (он же Полевая или ПолевА) - самый старый завод округа, Северский (Северна), Верхний (Верх-Сысертский), Ильинский (Нижне-Сысертский)...
Гумешевское месторождение стало самым крупным в то время месторождением медных руд на Среднем Урале. Но знаменитым на весь мир оно стало благодаря своему уникальному по качеству и рисунку малахиту.
В 1871 году сильными потоками подземных вод рудник был затоплен. Добыча руды на долгие годы была практически прекращена. В последующие годы на месторождении производилась сортировка и промывка руд из старых отвалов (до 1917 года).
В настоящее время разработка уральского малахита полностью прекращена (ещё в 70-х годах 20 века).
У Хозяйки Медной горы красивая иссиня-черная коса. Верховная богиня наделяла новорождённых людей душами, при чем угры верили, что души могут принимать облик жука или ящерицы.
В ящерицу могла превратиться и сама богиня. Хозяйка Медной горы часто показывалась людям в виде огромной ящерицы. Её свита - разноцветные ящерки, которых Малахитница зовет то своим войском, то слугами, то детками.
Все эти фольклорные персонажи являются хранителями богатств горных недр. Образ Малахитницы у П.П. Бажова значительно сложнее.
Представляется обоснованным мнение о том, что мифологические персонажи сказов являются образными персонификациями природных сил. С этой точки зрения Хозяйка Медной горы, хранительница драгоценных пород и камней, которая иногда предстает перед людьми в виде прекрасной женщины, а порой в виде ящерицы в короне, ведет свое происхождение, скорее всего, от "духа местности".
Шло время, и врастали её родичи в землю, сами становясь горами, отдавая ей на хранение все свои богатства. Так постепенно осталась Азовка одна, и вот тут-то уж стали её называть Хозяйкой Медной горы – по тому месту, где она поселилась.
"Девка небольшого росту, из себя ладная, и уж такое крутое колесо - на месте не посидит".
Сама Хозяйка Медной горы называет себя "каменной девкой". Она как бы вылита из пластичного камня: коса монолитно прилипла к спине, ленты в косе "позванивают, будто листовая медь", платье сделано из шёлкового малахита: "Камень, а на глазах как шелк, хоть рукой погладь".
Именно по основным приметам Данило-мастер сразу узнает Хозяйку:
"По красоте-то да по платью малахитову Данилушко сразу её признал".
Вот она, значит, какая
Медной горы Хозяйка!
Худому с ней встретиться – горе,
И доброму - радости мало.
Павел Бажов.
Зачастую в образах Хозяйки Медной горы присутствуют утрированно-русские, ярко-национальные элементы - что сильно мешает тому ощущению потустороннего существа, что воплощено в сказе.
Её возраст - чуть младше гор. Выглядит, как пожелает: обычно предпочитает появляться в облике юной девушки.
Девушка как девушка, только на уральских непохожа. Те все сплошь светлокосые да румяные, как наливные яблочки, а эта совсем другая: потоньше да повыше прочих, чернобровая и черноволосая, как чужестранка. Коса у Малахитницы длинная, чуть не до пят, металлической синевой отливает и ровно вдоль спины держится, как будто прилипла.
Белокожая – любой дворянке, что лицо от солнца бережёт, на зависть – и холодная, что кусок мрамора. Хоть на поверхность Хозяйка выходит нередко, загар к ней не липнет, сколько бы она на тёплых камнях ни грелась.
Сама Малахитница вертлявая, беспокойная – «крутое колесо», как сказали бы старики. Ни секунды на месте спокойно не усидит: то наклонится, как будто у себя что-то под ногами ищет, то вскочит, то руками замашет.
Насмешница. Не улыбается даже, а как будто всё время зубы скалит, нарочно посмеивается, чтобы с толку сбить. Хмурится редко, но уж если посуровеет, то покажется такой грозной и страшной, что хоть прочь без оглядки беги.
Впрочем, говорят еще, что оборачивается Азовка ящеркой – зелёной, с чёрненькой спинкой, да такой крупной, что из неё три простые ящерки получились бы. Кто такую ящерку увидит, тот по примете непременно большой клад отыщет. А может, и не отыщет, если посмеется над ним Малахитница.
Повелевает Малахитница и живыми существами - ящерками – и зелёными, и голубыми, и синими, и коричневыми, и песочного цвета с золотыми крапинками, и цвета поблекшей травы, и узорами изукрашенными. Ящерки ей служат: на стол накрывают, еда обыкновенная, питье не хмельное, а силу придает.
И сама Малахитница может оборачиваться в ящерицу с зелёными лапами, чёрной полоской по хребту и с человечьей головой. Может любую руду обратить в пустую породу, в обманку. Слёзы её превращаются в редкостный, дорогой камень – медный изумруд. А сама она состоит из живого камня...
бессердечна Медной горы Хозяйка, но притом
справедлива и без причины никого не обидит.
Больше всего в людях она не терпит жадности и сурово наказывает тех, кто посягает на её подземные богатства.
Ей безразличны людские страдания, но она покровительствует тем, кто истинно талантлив и готов пожертвовать своим спокойствием и счастьем ради других.
Горда Хозяйка и не терпит на своей земле
ни бар, ни бояр.
Она не безразличная хранительница земельных богатств, поскольку по своему разумению одним помогает, сама показывает лучшие металлы и камни, других «отводит» от драгоценных запасов, обманывает и губит.
Однако привлечь её внимание – это всегда плохая примета. Никому из людей она не принесла добра, даже тогда, когда искренне хотела помочь. Горе тому, кто её разозлит: того превратит разгневанная Азовка в каменный столб, да так и оставит на веки вечные; горе и тому, кого она полюбит: напустит Малахитница сначала тоску смертную, а потом и вовсе к себе под землю утянет.
1. ХОЗЯЙКА-ВЛАДЫЧИЦА. В ведении Хозяйки находятся подземные недра. Здесь ее дом, лес, сад, приданое (драгоценные камни и изделия горных мастеров).
2. ХОЗЯЙКА-ИСКУСИТЕЛЬНИЦА. Она любит "мудровать" над человеком, искушая его красотой и богатством.
3. ХОЗЯЙКА-ХРАНИТЕЛЬНИЦА. Подземные богатства не только находятся в её власти, но и под её охраной. Кроме того, Хозяйка хранит тайну красоты, воплощенную в каменном цветке и зависящую от знания красоты тайну высокого мастерства. Соответственно, она связана плодородием (можно назвать его "каменным плодородием"), с творчеством и вдохновением.
4. ХОЗЯЙКА-ДАРИТЕЛЬНИЦА и ПОМОЩНИЦА. Наделяет своими дарами людей смелых, целеустремленных, пытливых, талантливых, верных и честных. Дар дается как ценная помощь или "памятка".
Тем не менее, представляется очевидным, что архетип продолжает существовать и оказывать определенное влияние - теперь уже культурно-информационное, на уровне распространения образа. Причём это влияние усилилось в несколько раз.
Сначала - через 60 лет после затопления рудника - через сказы самого П.П. Бажова, позже через его исследователей-литературоведов, потом через фильмы, мультфильмы, сувенирную продукцию и т.п.
Названия бажовских сказов: "Каменный цветок", "Медной горы Хозяйка" - используются как вывески ресторанов, баров, кафе, клубов и торговых заведений. "Каменный цветок" и "Малахитовая шкатулка" - частое название ювелирных салонов и магазинов по продаже камнерезных изделий во многих российских городах.
"Ну что, Данила-мастер, не выходит у тебя каменный цветок?"
(в оригинале:
"Ну что, Данило-мастер, не вышла твоя дурман-чаша?" )
стала крылатой.
Большую роль в возникновении подобной популярности сыграли кинофильмы, мультфильмы и спектакли по произведениям писателя.
Образ Хозяйки Медной горы объединяет десять сказов Бажова: "Медной горы Хозяйка"(1936)," Приказчиковы подошвы" (1936), "Сочневы камешки" (1937), "Малахитовая шкатулка" (1938), "Каменный цветок" (1938), "Горный мастер" (1939), "Две ящерки" (1939), "Хрупкая веточка" (1940), "Травяная западенка" (1940), "Таюткино зеркальце" (1941). Сюда же примыкают два незавершенных сказа "Теплая грань" и" Хозяйкино зарукавье".
Образ Малахитницы из сказов П. Бажова широко вошёл сначала в советское, а потом и в российское искусство. Он воссоздан в живописи и скульптуре, в росписи зданий.
Таким образом, следует признать, что информационное влияние этого образа очень велико! Речь, конечно, должна идти о распространении не только персонажа Хозяйки Медной горы, но и других значимых волшебных героев Бажова: Великого Полоза, Серебряного копытца, Синюшки, Огневушки-Поскакушки, но Хозяйка Медной горы определенно занимает первое место в этом ряду.
Используя термин Л.Н. Гумилева, можно отметить, что архетип этот очень пассионарный. И в этом распространении значительную роль играет такое качество Хозяйки Медной горы как вдохновительницы творчества и мастерства.
По данным Википедии, в России было создано более десятка фильмов и мультфильмов, посвященных Хозяйке Медной горы и связанным с ней сказам - это не считая спектаклей, сюит, поэм и даже опер (!).
До сих пор не утихают споры, удалось ли это признанной диве советского кино. Кто-то говорит, что она слишком холодна, статична и манерна. А кто-то видит в этом величавость и нужную "нечеловечность", т.е. прямое попадание в точку.
Но, чтобы понять, как это сделано и сколько сил и таланта на это потрачено, следует помнить, что "Каменный цветок" - первая советская игровая картина, снятая на ЦВЕТНОЙ пленке.
В послевоенной разоренной стране делать кино было почти невозможно, поэтому снимали в Чехословакии, где на студии "Баррандов" была сосредоточена вся германская кинопромышленность. Помимо павильонов задействовали и природный чехословацкий заповедник, так что сталактиты со сталагмитами в фильме - настоящие.
Первый мультфильм — «Медной горы хозяйка» — вышел в 1975 году. А в 1977 году тот же сюжет был обыгран повторно в другом мультфильме серии — «Каменный цветок». Хозяйку Медной горы здесь озвучивает Татьяна Юшкова. В 1978 году на студии «Союзмультфильм» вышел мультфильм «Горный мастер» по мотивам сказки «Каменный цветок». Режиссер – Инесса Ковалевская.