Комментарии
- 22 авг 2017 20:11Лариса ЛипяговаСпасибо! Очень интересная история!
- 22 авг 2017 22:35Ирина Храмогина (Крючкова)
- 22 авг 2017 22:46✿ Марина Петрова ✿
- Людмила Ламыкина (Мариич)Комментарий удалён.
- 22 авг 2017 22:59Людмила Ламыкина (Мариич)Спасибо за интересную историю о произведении и музыкальную подборку исполнителей. (Простите за ляпы в предыдущем коментарии).
- 23 авг 2017 09:33♥♡♥Марина Буравцова♥♡♥ ответила Ларисе Липяговой
- 23 авг 2017 09:33♥♡♥Марина Буравцова♥♡♥ ответила Ирине Храмогиной (Крючковой)
- 23 авг 2017 09:33♥♡♥Марина Буравцова♥♡♥ ответила ✿ Марине Петровой ✿
- 23 авг 2017 09:33♥♡♥Марина Буравцова♥♡♥ ответила Людмиле Ламыкиной (Мариич)
Для того чтобы оставить комментарий, войдите или зарегистрируйтесь
•●๑♥๑🌹฿ҨИН ฿€Р€СКѦ🌹๑♥๑●•
:♥♡♥Марина Буравцова♥♡♥
История одной песни.
Утомленное солнце. Расставание
Ежи Петерсбурский родился 20 апреля 1897 года в семье с еврейскими по линии матери корнями. Надо заметить, что сама фамилия Мелодиста уже имеет некоторые музыкальные аллюзии, а в данном случае и вовсе полностью себя оправдала: отец будущего композитора, Якоб Мелодиста, был певцом, мать, Паулина, — пианисткой, брат Йозеф — скрипачом, Станислав — пианистом. Сам Ежи уже с четырёх лет весьма недурно управлялся с фортепиано.
Позднее Ежи закончил Варшавскую Консерваторию под руководством профессора Антони Сыгетыньского (Antoni Sygietyński) и продолжил оттачивать свою фортепианную технику в Венской Академии Музыки. Неизвестно, как бы сложилась дальнейшая жизнь одарённого юноши, если б он не повстречался однажды с Имре Кальманом, высоко оценившего его талант и подсказавшего Ежи заняться сочинением эстрадной музыки.
Начало новой карьеры было положено там же, в Вене, где Ежи Петерсбурский дебютировал в качестве композитора и аккомпаниатора для Александра Вертинского, не нуждающегося в особом представлении.
По возвращении в Польшу, Ежи Петерсбурский стал известным автором музыки для кабаре и театров в Варшаве. Пик популярности пришёлся на 20-30-е года прошлого столетия, когда песни молодого композитора звучали по польскому радио, в театрах, музыкальных салонах по всей стране. Многие певцы и музыканты того времени считали за честь исполнять его произведения.
Несмотря на то, что Ежи Петерсбурский являлся автором многочисленных вальсов, фокстротов, музыки к фильмам и даже двух оперетт, наибольшего успеха добились его танго. Написанное же им в 1928 году «Танго Милонга», имевшее тогда название «О! Донна Клара», принесло композитору уже всемирную славу и титул «Короля танго».
В 30-е годы музыкальная жизнь в Польше, пребывавшей в состоянии между двух войн, была насыщенной, яркой, бурной: десятки варьете, концертных залов, театров, кабаре никогда не пребывали в запустении, удовлетворяя все музыкальные запросы публики. Ежи был одним из наиболее востребованных композиторов.
Кроме того, он играл в варшавском кабаре «Адрия» в основанном со своим кузеном Артуром Голдом (Artur Gold) оркестре. В середине 30-х годов особой популярностью польской публики стала пользоваться мелодия танго «Последнее воскресенье» («To ostatnia niedziela»).
Танго было написано в 1935 году на слова поэта-песенника Зенона Фридвальда (Zenon Ludwig Friedwald). Основная идея песни — горестные минуты расставания влюблённых: Он, отвергнутый, просит Её, нашедшую более состоятельного жениха, встретиться в последний раз.
Коммерсанты от звукозаписи моментально «просекли фишку» и выпустили пластинку с записью песни — весь тираж разошёлся как горячие пирожки. Два последующих тиража также были раскуплены практически моментально. Злые языки окрестили новое произведение «танго самоубийц» — уж очень скорбный оттенок носил смысл слов.
Мелодия вышла за пределы Польши, где звучало практически из каждого патефона, и к началу 1937 года дошла до СССР. Польские слова благополучно исчезли, а на мелодию Ежи Петерсбурского появилось аж 2 русских текста — сложно сказать, какой вариант был первым, — а в 1938 году ещё один.
Так, в 1937 году вышла пластинка Клавдии Шульженко с «Песней о юге» на стихи поэтессы Асты Галлы, а 19 мая 1938 года вокальный джаз-квартет под управлением Александра Рязанова записал на пластинку танго «Листья падают с клёна» на слова Андрея Волкова.
Самая удивительная метаморфоза произошла с названием танго — людям куда больше по душе пришлось именно «Утомлённое солнце». Под этим названием танго издавалось все последующие годы, также оно моментально ассоциировалось с музыкой и словами в отличие от «Расставания».
Впоследствии танго Ежи Петерсбурского прочно вошло в музыкальную жизнь не только СССР и Польши, но и многих других стран. Также его постоянно включают в свой репертуар духовые оркестры, часто оно звучит в фильмах («Список Шиндлера», «Три цвета: белый», «Завтра была война», «Утомлённые солнцем» и других), мультфильмах («Сказка сказок») и спектаклях — в общем, там, где необходимо создать «атмосферу предвоенной эпохи».
Впрочем, и без того прекрасное танго заслуживает право на жизнь как просто красивое и самостоятельное музыкальное произведение, не только обеспечившее себе достойную ячейку в покрытой благородной пылью нише музыкальной истории, но и находящее своё место сегодня.
В 1940 году Ежи Петерсбурский написал мелодию вальса, ставшего впоследствии песней «Синий платочек» (История создания песни), но «это уже совсем другая история»…
В 1994 году вышел российско-французский фильм под названием «Утомлённые со́лнцем» (режиссёр - Никита Михалков).
В 1994 году был удостоен Государственной премии Российской Федерации.
Лауреат премии «Оскар» за «Лучший фильм на иностранном языке» и Гран-при 47-го Каннского фестиваля.
Танго "Расставание" звучит в фильме рефреном. Однако название фильма ассоциируется и с названием книги и фильма «Унесённые ветром» — американской любовной драмы, разворачивающейся на фоне масштабных исторических потрясений. Сравнение с этим фильмом неоднократно проводили кинокритики.
 "Знаменитое танго своей щемящей мелодией передаёт зрителю искорку горькой тоски об утрате чего-то чистого и настоящего, а также даёт название самому фильму — «Утомлённые солнцем», которое, перекликаясь с названием другого эпического произведения — «Унесённые ветром», и свидетельствует о существовании Высших Сил в судьбе человека, ему неподвластных".
Интересные факты.
Песня «Утомлённое солнце», исполняемая П. Михайловым в фильме, действие которого происходит в 1936 году, была записана певцом лишь в 1937 году. Текст песни отличается от звучащего в фильме.