КАК СТУДЕНТЫ-ЖУРНАЛИСТЫ ИЗ ТОМСКА УЧИЛИСЬ РАБОТАТЬ С ОСОБЕННЫМИ ЛЮДЬМИ

Студенты факультета журналистики Томского государственного университета в ходе мастер-класса по работе с уязвимыми группами населения впервые встретились с людьми, которых принято называть «особенными». Особенное в этих людях то, что у них есть заболевания, которые привели к инвалидности. Физические заболевания или ментальные, в том числе аутизм. Как взаимодействовать в процессе журналистской работы с людьми, у которых есть инвалидность? Каким образом брать интервью у человека с диагнозом «аутизм»? Как снимать героя публикации, если у него есть тот или иной вид инвалидности? Где проходит граница между деликатностью и профессионализмом? Ответы на эти вопросы студенты-журналисты искали в ходе практической работы, результатом которой должен стать фотопроект, посвящённый «особенным» людям.
💬 «Это — Даша. Она выглядит как леди 1920-х годов. Маленькое чёрное платье, крупные бусы, шляпа-котелок и винтажное зеркальце в руках. Даша ходит в томскую «Школу моделей с инвалидностью», у неё аутизм. Среди всех участниц очередного занятия Школы она выделялась за счёт элегантности, присущей дамам начала прошлого века, которая причудливо сочеталась с юным возрастом Даши. Мне сразу захотелось расхвалить эту девочку, разговорить её, расспросить: как ты выбирала костюм, откуда у тебя шляпка, бусы, такое зеркальце? После занятия я подошла к Даше и её маме. Девочка улыбалась, смеялась, вела себя как обычный ребенок. Однако на мои слова никак не реагировала», - рассказывает Анастасия Залозная, студентка второго курса специализации «Документальная фотография» факультета журналистики Томского государственного университета.
У Анастасии была задача — сделать минимум три кадра со своей героиней и рассказать её историю. Но Даша плохо понимала, что от неё хотят, и никак не реагировала на вопросы журналистки и предложения Анастасии сфотографироваться в нужном ракурсе.
💬 «Вы, конечно, попробуйте поговорить с ней, — сразу начала объяснять мама Даши, — но она может не понять вас и не ответить». Начинаю говорить с Дашей, делаю комплименты её образу, фотографирую, рассказываю и показываю Даше, что можно встать так или так. Сначала она стесняется, не понимает. Однако спустя какое-то время я подмечаю, что в нашем взаимодействии уже нет слов, но при этом Даша повторяет за мной движения, широко улыбается и уже сама выбирает место и позу для снимка», — пишет Анастасия Залозная в своём тексте, который появился в результате работы с её героиней.
Мастер-класс для студентов проводила Ефросиния Капустина, социальный журналист и фотограф из Санкт-Петербурга. Она учила будущих журналистов работать с «уязвимыми группами населения». Такое определение Ефросиния даёт людям, с которыми она сама в ходе работы для средств массовой информации взаимодействует ежедневно: люди без определённого места жительства, жертвы насилия, люди старческого возраста и — люди с разными видами инвалидности. Ефросиния учила студентов быть бережными, но решительными, говорила о том, как выполнять свою профессиональную задачу, оставаясь чуткими и человечными, но честными.
Это не так просто, как кажется на первый взгляд. Журналист должен всегда помнить о том, что перед ним — не объект для создания интересного материала, а живой и чаще всего беззащитный человек. Который может вести себя непонятным образом, даже быть агрессивным, который имеет точно такое же право отказаться от общения с журналистом, как и любой другой человек. Но при этом журналист должен всё же сделать свою работу, рассказать и показать то, что никто другой не покажет.
После того, как студенты факультета журналистики прослушали лекцию Ефросинии Капустиной и познакомились с её публикациями, текстами и фотографиями, они получили собственные задания. Ребятам нужно было сделать короткий фоторепортаж и написать небольшой текст о людях, имеющих инвалидность. Кто-то из студентов отправился в творческую мастерскую для семей, имеющих ребёнка с инвалидностью. Несколько человек выбрали местом съёмки арт-мастерскую для подростков и молодёжи с инвалидностью, одна из студенток договорилась о встрече с пожилыми участницами хора, организованного томским отделением Всероссийского общества инвалидов. А сразу четверо студенток решили фотографировать занятие в «Школе моделей с инвалидностью», где занимается немало детей, имеющих диагноз «аутизм».
Не у каждого из студентов, участвовавших в мастер-классе, получился удачный результат практического задания. Но на итоговом обсуждении каждый из них сказал о тех сильных впечатлениях, которые они испытали во время этой работы.
Кадры сделаны. Мы прощаемся с Дашей и её мамой. Почти перед закрытием дверей я слышу:
— Нравится, — пытается выговорить Даша, оборачиваясь на меня.
— Кто тебе нравится? — интересуется мама.
— Фотограф, — всё так же неразборчиво произносит Даша.
Вероятно, мне послышалось? Может быть. Слова можно не расслышать, а жесты можно неправильно интерпретировать. Но вот душу не обманешь — она всё чувствует. Так и вышло. Я почувствовала: мы с Дашей всё-таки говорили. Но есть ли в языке такие слова, которые могут описать наш бессловесный разговор? И нужно ли передавать невыразимое словами? Может, в мире есть нечто сильнее пышных фраз. Например, любовь Даши к моде — она точно понятна и без слов...», — написала Анастасия Залозная в своём тексте, который она представила на итоговом занятии мастер-класса.
_________________
Результатом творческой работы студентов факультета журналистики ТГУ по теме «особенные люди», которую они продолжат в этом году, будет серия публикаций в СМИ и фотовыставка в главном корпусе Томского государственного университета.
По информации Томской областной организации ВОИ
#ВОИ_Томск

Комментарии

Комментариев нет.