#ВЕЛИКАЯ_ПОБЕДА_В_ЛИЦАХ

Семья Шамахмудовых


60 ЛЕТ НАЗАД, фильм "Ты не сирота" в 1964 г. "За лучший сценарий" получил премию I Всесоюзного кинофестиваля (Ленинграде) "За лучший сценарий" (автор Рахмат Файзи). Фильм 1962 г. до и после получил несколько премий. История, рассказанная в нем, не была посвящена военным событиям Великой Отечественной напрямую, но эта кинолента - один из художественно-документальных фильмов по военной истории братских народов СССР.

Киноповесть основана на реальных событиях, отраженных в романе узбекского писателя Рахмата Файзи "Его величество Человек" (М. : Дет. лит., 1985. URL:
https://n.ziyouz.com/books/uzbeklib_ru/uzbekskaja_sov..). Прототипы героев картины — ташкентский кузнец Шаахмед Шамахмудов (1890 —1970) и его жена Бахри Акрамова (1903 —1987) — в годы Великой Отечественной войны усыновили и удочерили детей разных национальностей, эвакуированных в Узбекистан из уголков СССР. Этот факт впоследствии стал широко известен.

К сожалению, в различных источниках количество усыновленных детей разнится от 13 до 15 человек. На подлинных фотоснимках семьи можно насчитать 13 ребятишек. В киносемье Фатима-опа и Махкам-ота, прототипами которых стала семья Шамахмудов, ребят около 14. На постаменте памятника в память о семье, установленного на площади Ташкенте, сейчас 14 фигур - 2 взрослых и 12 детей (говорят, потерялась одна фигура бронзовая мальчика). Установленный изначально 1982 г., памятник несколько раз перемещали, но в 2018 г. он вернулся на прежнее место - площадь перед Дворцом «Истиклол» (бывший Дворец «Дружбы народов», Узбекистан).

Уточнить точное количество усыновленных, наверное возможно, но уточненные данные сути дела не поменяют. Бездетная пара (родители 53-х и 40 лет) начала усыновлять с 4 детей, а в итоге они приютили больше десятка, ведь в военные годы в Ташкент прибывало все больше составов с обездоленными детьми (несколько сотен тысяч человек, опять же разные источники дают количество "кто больше"), многие из них считались сиротами.

Усыновленные были разных возрастов и национальностей. Законный вопрос, как пара подбирала ребят? Фильм дает свою хронику событий. Но вот подлинное воспоминания кузнеца Шамахмудова: «Узнав о том, что в Ташкент привезли сирот, мы с ней решили усыновить некоторых из них. Как сейчас вижу большую комнату детского дома. Я зашел в эту комнату. В глазах детей можно было увидеть, как они соскучились по своим родителям. Воспитательница предложила мне выбрать лучших среди них. Я поступил наоборот. Выбрал самого бледного, худого и измученного ребенка. Когда я с ребенком выходил из этой комнаты, ко мне подошел и крепко обнял меня другой мальчик. Он сказал:

"Дядя, берите и меня... Я буду послушным, буду помогать Вам".

Эти слова мальчика, лишенного войной своей родной матери и родного отца, до сих пор звучат в моих ушах. Я обещал прийти завтра и взять его. И свое обещание сдержал. Он тоже стал моим сыном...» [Черник С. А. Советская школа в годы Великой Отечественной войны. М. : Педагогика, 1975]

Дети стали не только частью семьи, но и получили фамилию приемных родителей, а также новые имена.

Мать семейства Бахри вообще явила миру чудо. Из распредпункта в семью взяли безнадёжного 5-месячного младенца. У бездетной женщины появилось собственное молоко, чтобы выкормить малыша. Шаахмед дал ему имя Негмат, что значит «дар». Он стал на тот момент четвертым сыном кузнеца.

Украинца Сашу Брынина взяли в семью после того, как о милосердии семьи стало известно в СССР. Воюющий на фронте старший лейтенант Левицкий выслал крупную сумму денег семье и обещал ей помогать в память о погибших собственных детях. Шаахмед, привыкший жить на собственные средства, не хотел обижать лейтенанта и принял не только финансовую помощь, но и приютил Сашу, с условием, что у него теперь будет два приемных отца: узбекский кузнец и русский лейтенант.

В 1988 г. молодой художник Шавкат Гафуров создал дипломную работу "Яблоки 1945-го", которую он посвятил памяти собственного дедушки (URL:
https://sanat.orexca.com/2009-rus/2009-2-2/nor_mamatov). Работа принесла известность художнику и уверенность зрителей, что на картине изображен кузнец Шамахмудов и его приемные дети. Таким образом сюжет картины прозвучал для зрителей, как ода толерантности и доброте Человека. В целом картина яркая и достоверная, она отображает мирную картину, и те, кто не знает историю семьи кузнеца, вряд ли поймут какой великий поступок она транслирует зрителю. В контексте с кинофильмом, повестью и публикациями о семье Шамахмудовых картина воспринимается острее, переживательнее, с глубоким смыслом (поэтому и появилось желание написать данный пост, вспомнить о таких замечательных людях).

Можно рассказать о войне через через смерть и самопожертвование, военные подвиги и завоевания, а можно пережить события войны через проявление милосердия и сочувствия (ведь у каждого из ребят была своя трагедия, связанная с войной). Когда торжествует самое доброе проявление в людях - это тоже Великая Победа.

Подготовила Вера Зоткина

Комментарии

Комментариев нет.