Эльдар Рязанов

Когда на творческих вечерах у известного кинорежиссёра спрашивали, почему это вдруг он ударился в поэзию, а песен на его стихи к своим фильмам написано много, он, выстроив достаточно стройную теорию, сказал:
«Заниматься не своим делом, добрая традиция нашей интеллигенции, недаром Евгений Евтушенко увлёкся кинорежиссурой, а Роберт Рождественский стал вести телепередачу «Документальный экран».
Что же касается Андрея Вознесенского, то он соорудил архитектурную часть памятника (автором был скульптор Зураб Церетели), посвящённого 200-летию присоединения Грузии к России.
Всем этим крупным поэтам, естественно, стало не до стихов. Они оказались заняты другими более важными делами, И в нашей поэзии образовался некий вакуум.
Кто-то должен был его заполнить. Этим «кем-то» оказался именно я. Если вдуматься, я попросту спасал отечественное стихосложение…»
Стихи Эльдара Рязанова – это тоже его фильмы, только запечатлённые не на плёнке, а в слове.
Каждая строчка – как заветный продуманный кадр. Поэзия Рязанова, так же как его кинематограф, дарит людям утешение и надежды.
Стихи Эльдар Рязанов стал писать с шестнадцати лет.
Ему удалось отдать стихи, на просмотр самому знаменитому, на то, военное время, поэту, автору «Жди меня» - Константину Михайловичу Симонову.
Через неде лю. Константин Симонов, отдал толстую тетрадку со стихами, пришедшему за ней Эльдару Рязанову, со словами: «Будьте самостоятельны, перестаньте подражать другим поэтам».
Как вспоминал Эльдар Рязанов, Константин Симонов высказал новую для меня в то время мысль, что стихи должны быть неповторимы и выражать личность автора, не забыв всучить обратно мою бесценную рукопись.
Слова Константина Симонова, как напутствие, Эльдар Александрович запомнил на всю жизнь.
За свою творческую жизнь Эльдар Александрович снял 29-ть фильмов, написал более 20 -ти сценариев.
В 1979 -1985 годах работал в качестве ведущего телепередачи «Кинопанорама».
Кроме того, им было создано более 200 авторских телевизионных программ.
В 2012 году в честь празднования 85-летия Эльдара Рязанова, в Самаре на привокзальной площади был открыт памятник Юрию Деточкину, герою фильма «Берегись автомобиля», в исполнении Иннокентия Смоктуновского.
В 1990 году фирма «Мелодия» выпустила первую пластинку стихов и песен Эльдара Рязанова.
На конверте пластинки известный артист Леонид Филатов написал такие строки, с которыми нельзя не согласиться:
«Стихи Эльдара Рязанова – а их теперь уже много! – долгое время существовали как бы на обочине главной магистрали его творчества – режиссуры.
Поначалу он даже пытался подписывать их псевдонимами. То ли стеснялся своей разносторонности: извините мол, что я такой – и швец, и жнец, и в дуду игрец! – то ли проявлял, таким образом, обычную для людей с чувством юмора склонность к игре и мистификации.
Так или иначе, но песни на стихи Эльдара Рязанова теперь знает вся страна.
И в этих стихах он, Эльдар Рязанов, тоже выражен сполна: и мягкий, и добрый, и ранимый, и простодушный, и философичный, всякий, всякий, всякий…
Словом, такой, каким мы, его современники, знаем и любим».
Последняя любовь
Последняя любовь - как наважденье,
Как колдовство, как порча, как дурман,
Последний шанс на страсть и обновленье,
Прощальный утешительный обман...
В какие годы сердце горше плачет?
Увы, конечно, на исходе дней...
Любовь - загадка, как она дурачит -
Не хватит жизни разобраться в ней...
Последняя любовь - нежданный случай,
Судьба шальная нас с тобой свела.
Всю жизнь я был какой-то невезучий..
А ты меня ждала, ждала, ждала..
Жизнь куролесит наворот событий,
Сжимает сердце, голова пьяна,
И множество незнаемых открытий
Мне дарит обретенная страна...
Последняя любовь - как завещанье,
Прозрение, прощенье и прощанье...
Я себе не выбрал для прожития
ни страну, ни время, ни народ…
Жизнь мою придумали родители,
ну, а я вот бьюсь который год.
Время оказалось неуютное,
а страна – хвастунья первый сорт,
где обманут лживыми салютами
лопоухий, пьяненький народ.
Белое там выдают за черное,
дважды два там восемь или шесть.
Если существует там бесспорное,
это то, что нечего там есть.
Велика страна моя огромная,
потому и будет долго гнить,
Мертвая, чванливая и темная…
Только без нее мне не прожить.
Не теперь бы и не тут родиться,
да меня никто не опросил,
вот и должен я терпеть, ютиться,
хоть порой и не хватает сил.
Лишь одно меня на свете держит —
что всегда со мною рядом ты,
твоих глаз безудержная нежность,
детская улыбка доброты.
Я не выбрал время для прожития…
И меня охватывает страх,
если б не были умны родители,
мы б с тобой не встретились в веках…
май 1983 года
В трамвай, что несется в бессмертье,
попасть нереально, поверьте.
Меж гениями — толкотня,
и места там нет для меня.
В трамвае, идущем в известность,
ругаются тоже и тесно.
Нацелился, было, вскочить...
Да, черт с ним, решил пропустить.
А этот трамвай — до Ордынки...
Я впрыгну в него по старинке,
повисну опять на подножке
и в юность вернусь на немножко.
Под лязганье стрелок трамвайных
я вспомню подружек случайных,
забытых товарищей лица...
И с этим ничто не сравнится.
Сентябрь 1986 года
Хочется лёгкого, светлого, нежного,
раннего, хрупкого и пустопорожнего,
и безрассудного, и безмятежного,
напрочь забытого и невозможного.
Хочется рухнуть в траву непомятую,
в небо уставить глаза завидущие
и окунуться в цветочные запахи,
и без конца обожать всё живущее.
Хочется видеть изгиб и течение
синей реки средь курчавых кустарников,
впитывать кожею солнца свечение,
в воду, как в детстве, сигать без купальников.
Хочется милой наивной мелодии,
воздух глотать, словно ягоды спелые,
чтоб сумасбродно душа колобродила
и чтобы сердце неслось, ошалелое.
Хочется встретиться с тем, что утрачено,
хоть на мгновенье упасть в это дальнее…
Только за всё, что промчалось, заплачено,
и остаётся расплата прощальная.

Комментарии

Комментариев нет.