📜Борис Аркадьевич, Борис Степанович, «Сильва» и «Фауст»

Завтра на нашей сцене – поэма о театре «Сильва. Дойти до премьеры». И в роли Актёра, исполняющего роль Эдвина, вновь выйдет ведущий солист Академического театра оперы и балета Республики Коми Максим Палий. Это будет уже четвёртый спектакль с его участием, но данный показ всё же станет особенным. Вчера, 12 апреля, в Сыктывкаре открылся XXXIV Международный фестиваль оперного и балетного искусства «Сыктывкарса тулыс» – премьерой оперы Ш. Гуно «Фауст». На ней М. Палий впервые в своей 30-летней оперной карьере исполнил партию Мефистофеля – яркую, сложнейшую и в вокальном отношении, и в актёрском. И тем самым создал ещё одну крепкую параллель с прототипом своего персонажа в нашей постановке, проложил новый мостик в прошлое воркутинского и сыктывкарского театров – оба они прочно связаны с персоной Бориса Дейнеки.
Как известно, до приезда в Воркуту Борис Степанович Дейнека был известным на всю страну басом – солистом Всесоюзного радио, неоднократно солировал с Ансамблем песни и пляски Московского военного округа, а в театре никогда не пел. И при постановке первого спектакля Воркутинского музыкально-драматического театра его главному режиссёру Борису Аркадьевичу Мордвинову пришлось приложить очень много усилий, чтобы сделать из Дейнеки, которого он поставил на роль главного героя, настоящего артиста, научить параллельно с ведением вокальной партии ещё и играть драматически. Но это дало свои плоды: Дейнека так вырос в актёрском плане, что за 10 последующих лет в Воркуте – до своего освобождения в 1953 г. – не только сыграл и спел героев многих произведений, но ещё и занимался педагогической деятельностью, подготавливая одарённых заключённых и вольнонаёмных артистов для заполярного храма Мельпомены. А спустя 15 лет после открытия воркутинского театра стал главным основателем, худруком и педагогом музыкального театра Коми АССР в Сыктывкаре.

Б.С. Дейнека в роли Мефистофеля
И если первой опереттой и для нашего театра, и для Дейнеки стала «Сильва», то первой оперой – «Фауст». Причём, оба спектакля поставил Борис Мордвинов. В 1946-м великий режиссёр навсегда покинул Воркуту, но до отъезда успел воплотить свою давнюю мечту – поставить бессмертное творение Шарля Гуно.
С историей про Фауста у Мордвинова были особые отношения. Во-первых, эту оперу он хотел поставить ещё в Большом театре, но так и не успел. Во-вторых, возможно, именно за свой неосторожный отзыв о «Фаусте» (но не опере, а её литературном первоисточнике) он поплатился свободой. Есть две версии, за что режиссёра судили по 58-й статье и в итоге отправили за Полярный круг. Первая – за его якобы шпионскую связь с женой военачальника Г. И. Кулика. Но в мемуарах фигурирует, со слов самого Мордвинова, также иной эпизод: «В числе вздорных обвинений, предъявленных ему следователем, было и такое. Когда была опубликована новелла Горького «Девушка и Смерть», Сталин изрёк: «Эта штука посильнее, чем «Фауст» Гёте». Оценка «вождя всех народов» была немедленно подхвачена и запечатлена в литературоведческих анналах как мудрейшее изречение. Борис Аркадьевич однажды высказал вслух сомнение в справедливости подобной оценки. Высказал неосторожно и с юмором. Об этом, конечно, донесли. И это было определено, как контрреволюционный подрыв авторитета вождя».
И если причиной судимости режиссёра действительно стала драма Гёте, то поставить по ней оперу в месте лишения свободы стало, конечно, его сильным шагом. Пожалуй, штукой посильнее, чем если б он поставил эту оперу в Большом театре в статусе главного режиссёра. Осуществить постановку в главном театре страны, когда в твоём распоряжении лучшие человеческие и материальные ресурсы – это одно. А сделать то же самое в заполярном городе с трёхлетней историей, когда не хватало того и этого – наверное, это был мощный вызов профессионализму и мастерству Мордвинова, который он сам себе бросил и сам же на него ответил.
По воспоминаниям участников тех событий, Борис Аркадьевич цитировал Гёте:
«Лишь тот достоин жизни и свободы,
Кто каждый день идёт за них на бой!»
В поэме о театре «Сильва. Дойти до премьеры» есть эпизод, когда Актёр, играющий режиссёра и Актёр, играющий Ферри, вспоминают оперу «Фауст», где блистал последний. И Режиссёр говорит своему визави: «Мы с вами ещё споём «Фауста»!». В реальности Борис Аркадьевич через три года после «Сильвы» действительно поставил произведение Гуно на воркутинской сцене. И партию Мефистофеля в ней великолепно исполнил Борис Степанович. А через несколько лет Дейнека переехал в Сыктывкар и основал там музыкальный театр Коми АССР, ныне Академический театр оперы и балета Республики Коми.

Ныне, отозвавшись эхом из того времени, случилась обратная цепочка событий: в Воркуту приехал ведущий солист театра из Сыктывкара (тоже бас!), тут в первый раз в жизни примерил на себя образ Эдвина. А через несколько месяцев, так же впервые для себя, предстал пред публикой и Мефистофелем. Право же, есть в этом что-то мистическое, какое-то удивительное повторение судеб…

М.Н. Палий в в роли Мефистофеля
Вчерашняя премьера в столице Коми, по отзывам, прошла с большим успехом. Мы от всей души поздравляем с ней Академический театр оперы и балета Коми, всех исполнителей новой постановки «Фауста» и нашего приглашённого «Эдвина» Максима Николаевича Палия!
Борис Дейнека из просто певца стал настоящим солистом театра лишь в Воркуте. Заполярная публика 1940-х сначала увидела и услышала его в роли Эдвина и лишь года спустя – как Мефистофеля. А у вас, друзья, завтра есть возможность услышать Эдвина в исполнении Максима Палия, который уже выдержал вокальный и актёрский экзамен партией Мефистофеля (она стала в его активе 50-й оперной и 65-й в целом).

📌Поэма о театре «Сильва. Дойти до премьеры» (12+): 14 апреля и 19 мая (вс), начало в 17.00. Подробнее о постановке и билеты онлайн:
https://vorkutadramteatr.ru/show/silva-doyti-do-premiery

❗Оплатить входной билет на этот спектакль можно «Пушкинской картой» (воспользоваться билетом может исключительно владелец).

#vorkutadramteatr
#сильва

Комментарии

Комментариев нет.