9 декабря 1905 года в посёлке Томашполь Ямпольского уезда Подольской губернии родился выдающийся государственный деятель, нарком танковой промышленности, директор Кировского завода, лауреат Сталинской премии, Герой Социалистического труда, генерал-майор инженерно-танковой службы Исаак Моисеевич Зальцман.

В 1919 году окончил двухклассную народную школу. В том же году от зверских побоев во время еврейского погрома, устроенного петлюровскими войсками, скончался отец, в связи с чем Исаак был вынужден прекратить учёбу. С 1919 года работал на сахарном заводе, одновременно состоял в переменном составе Частей особого назначения (ЧОН), в их рядах участвовал в борьбе с уголовным и политическим бандитизмом на Украине, был ранен. С 1924 года ‒ на комсомольской работе на Украине, с 1926 года - секретарь Тростянецкого районного комитета комсомола, с 1927 года - секретарь Брацлавского городского комитета комсомола в Винницкой области. В 1929 году без отрыва от производства окончил профтехшколу в Брацлаве и был направлен на учёбу в институт.
В 1933 году окончил Одесский индустриальный институт. С 1933 года работал сменным мастером на заводе «Красный путиловец» (с 1934 ‒ Кировский завод) в Ленинграде (с 1991 года ‒ Санкт-Петербург), быстро повышался в должностях: мастер участка в ремонтном цехе, заместитель начальника ремонтного цеха, начальник турбинного цеха, главный инженер завода. В 1938 году после ареста прежнего руководства Кировского завода в возрасте 32 лет был назначен директором. Будучи директором крупнейшего завода по производству танков в СССР, добивался увеличения их производства, а с 1939 года сумел запустить в массовое производство новейшие по тому времени танки КВ и ряд других. Одним из залогов успеха стало тесное взаимодействие с конструкторским бюро завода, которое возглавлял Ж.Я.Котин. За первые три месяца Великой Отечественной войны Кировский завод выдал больше танков КВ, чем за период с января по июнь 1941 года.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 19 сентября 1941 года за выдающиеся заслуги в обеспечении Красной Армии танковой техникой в трудных условиях военного времени Зальцману Исааку Моисеевичу присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот».
Проявил себя выдающимся организатором танковой промышленности во время Великой Отечественной войны. Руководил заводом при прорыве вражеских войск к окраинам Ленинграда и в начале блокады. Одновременно с 1941 года – заместитель народного комиссара танковой промышленности СССР. Провёл эвакуацию завода в Челябинск, в кратчайшие сроки развернул производство танков на неприспособленных площадях, при острейшем дефиците работников, специалистов, оборудования и сырья. С февраля 1942 года ‒ директор танкового завода имени Коминтерна в Нижнем Тагиле Свердловской области. Не снижая выпуска танков КВ, организовал одновременный запуск в производство танков Т-34 и в течение 33 дней полностью перестроил завод на выпуск новой машины. В мирное время такая задача решалась не менее чем за год.
С 14 июля 1942 года по 28 июня 1943 года – народный комиссар танковой промышленности СССР. Затем был освобожден от занимаемой должности и вновь назначен директором Кировского завода в Челябинске (до 1949). В том же 1943 году под его руководством в течение 52 дней завод освоил выпуск новых танков ИС-2. Всего в годы войны завод выпустил 18000 танков и САУ, 45000 танковых двигателей, освоил производство 13 типов танков и САУ, 6 типов танковых двигателей.
В феврале 1949 года в отношении И.М.Зальцмана было заведено партийное разбирательство за связь с арестованными по «Ленинградскому делу» и в расстановке на руководящие посты работников еврейской национальности. В июле 1949 года он был снят с поста директора завода, а в сентябре 1949 года ‒ исключён из ВКП(б).
По его утверждениям, причиной стал его отказ дать показания по «Ленинградскому делу» против некоторых арестованных к тому времени высокопоставленных партийных и государственных руководителей, а сам он не был арестован по личному указанию И.В.Сталина, помнившего его военные заслуги. Документально в вину И.М.Зальцману поставлены затягивание технического перевооружения завода, срыв плана выпуска тракторов более чем на 3000 штук, многочисленные факты барства, грубое и унизительное отношение к работникам, дорогие подарки за счёт производственных фондов высокопоставленным руководителям.
С трудом он устроился инженером на машиностроительный завод в Муроме. С 1952 года работал на заводе № 537 (ныне завод «Трансмаш») в городе Орёл: сменный мастер литейного цеха, начальник участка. В 1955 году И.М. Зальцман был восстановлен в партии. С 1957 года жил в городе Ленинграде и работал главным инженером в тресте «Ленгослес». С 1959 года ‒ директор опытно-механического завода Ленгорисполкома, с 1976 года - ведущий конструктор на этом заводе. С 1986 года – на пенсии.
Жил в городе-герое Ленинграде. Скончался 17 июля 1988 года. Похоронен на Богословском кладбище в Санкт-Петербурге.
Генерал-майор инженерно-танковой службы (21.01.1945). Награждён 3 орденами Ленина (15.04.1939, 19.09.1941, 5.06.1942), орденами Суворова 1-й степени (16.09.1945), Кутузова 2-й степени (19.04.1945), 2 орденами Трудового Красного Знамени (17.04.1940, 5.08.1944), орденом Красной Звезды (20.01.1943), медалями.
Лауреат Сталинской премии (1946).
Член РКСМ/ВЛКСМ в 1922-1928 годах. Член ВКП(б) в 1928-1949 годах, член КПСС с 1955 года. Депутат Верховного Совета СССР 2-го созыва (1946-1950).
Мемориальные доски в память И.М.Зальцмана установлены на зданиях заводоуправлений Челябинского тракторного завода (1995) и ОАО «Механический завод» в Санкт-Петербурге.

Комментарии