О ГЕРОЯХ БЫЛЫХ ВРЕМЕН...

Экипаж М-122
Погиб 14.05.1943г. при ведении боевых действий.
Вечная память подводникам, погибшим при исполнении служебного долга перед Родиной!
1. Шипин Павел Васильевич, 1914 г.р., капитан-лейтенант, командир ПЛ.
2. Афанасьев Иван Григорьевич, 1914 г.р., капитан-лейтенант, дивизионный штурман 1-го ДнПЛ БрПЛ СФ.
3. Ильин Иван Иосифович, 1919 г.р., старший лейтенант, помощник командира ПЛ.
4. Карасев Константин Аверьянович, 1920 г.р., лейтенант, командир БЧ-3.
5. Плешивцев Борис Сергеевич, 1920 г.р., инженер-лейтенант, командир БЧ-5.
6. Уваров Василий Николаевич, 1909 г.р., главный старшина, старшина группы рулевых (боцман).
7. Матисов Сергей Емельянович, 1913 г.р., главный старшина, старшина группы торпедистов.
8. Фёдоров Николай Иванович, 1915 г.р., старшина 1 статьи, старшина группы мотористов.
9. Магутин Пётр Ильич, 1915 г.р., старшина 1 статьи, старшина группы электриков.
10. Кузнецов Анатолий Иванович, 1918 г.р., старшина 2 статьи, командир отделения рулевых.
11. Мошкин (Кошкин?) Александр Васильевич, 1915 г.р., старшина 2 статьи, командир отделения радистов.
12. Махров Николай Александрович (Алексеевич?), 1919 г.р., старшина 2 статьи, командир отделения трюмных.
13. Перекокин Борис Сергеевич, 1917 г.р., старшина 2 статьи, командир отделения штурманских электриков.
14. Топильский Василий (Валентин?) Петрович, 1919 г.р., старшина 2 статьи, командир отделения мотористов.
15. Лизунов Павел Александрович, 1918 г.р., старший краснофлотец, старший рулевой.
16. Муратов Владимир Андреевич, 1920 г.р., старший краснофлотец, командир отделения акустиков.
17. Зябрев Василий Андреевич, 1920 г.р., краснофлотец, рулевой.
18. Бабаян Кегам Еранович (Броносович?), 1923 г.р., краснофлотец, рулевой.
19. Николаев Виктор Николаевич, 1921 г.р., краснофлотец, трюмный.
20. Вершинин Анатолий Степанович, 1923 г.р., краснофлотец, электрик.
21. Ковалев Иван Павлович, 1922 г.р., краснофлотец, торпедист.
22. Спиридонов Алексей Семёнович, 1923 г.р., краснофлотец, моторист.
«М-122»
подводная лодка XII серии
Заложена 28 мая 1940 года под стапельным номером 291 на заводе № 112 (Красное Сормово) в Горьком (Нижний Новгород). 12 февраля 1941 года подводная лодка спущена на воду, но в связи с началом войны сентябре 1941 года работы на ней прекратили, а перед ледоставом перевели для достройки в Баку (по другим данным в Камышин). Командовал кораблем старший лейтенант Бурденко Владимир Николаевич. В мае 1942 года подводную лодку вновь перевели в Горький для подготовки к отправке на Северный флот. Во время весеннего паводка (краны необходимой грузоподъемности на заводе отсутствовали) подводную лодку установили на железнодорожный транспортер и 15 июня отправили по железной дороге в на завод № 402 в Молотовск (ныне Северодвинск), куда он благополучно прибыла 23 июня. 1 августа 1942 года «М-122» вторично спущена на воду, 31 октября вступила в строй, вскоре ее зачислили в состав 4-го дивизиона ПЛ СФ (до этого корабль входил в состав отдельного учебного дивизиона). 9 ноября подводная лодка прибыла в Полярный, и 25 ноября 1942 года вошла в состав Северного флота. 5 февраля 1943 года командование кораблем принял капитан-лейтенант Шипин Павел Васильевич.
В свой первый боевой поход «М-122» вышла вечером 13 марта 1943 года. Ей предстояло патрулировать район позиции № 6 в Варангер-фьорде. Утром 15 марта подводная лодка не смогла атаковать тральщик из-за большой дистанции, а спустя два с половиной часа по вине боцмана упустила конвой, «утопив» перископ. Несмотря на первые неудачи дебютного похода, он оказался результативным: вечером 16 марта у мыса Лангбунес одна из торпед «М-122» разорвала борт парохода «Йоханисбергер» (бывший французский «Лион», 4467 брт) с грузом 2042 тонн угля и 60 тонн дёгтя. Кораблям эскорта осталось только снять экипаж с гибнущего судна; оно затонуло через полтора часа в точке 69°58,5'с.ш., 30°03'в.д. Возможно, моральной компенсацией для противника послужила контратака больших охотников «Uj-1111», «Uj-1102» и «Uj-1106», которые сбросили 14 глубинных бомб на безопасном удалении от субмарины, а подводная лодка утром 17 марта благополучно прибыла в Полярное.
Второе патрулирование подводной лодки, как и предыдущее, проходило в пределах позиции № 6. Как и в первом походе, атака на одиночное судно днем 28 марта сорвалась, так как боцман «топил» перископ, угол упреждения был пропущен. Утром 29 марта «М-122» атаковала транспорт (по оценке командира субмарины в 6-7000 тонн) шедшего в охранении двух миноносцев и тральщика. Через 90 секунд после того как торпеды покинули субмарину, на ней зафиксировано 2 глухих взрыва. Цель посчитали пораженной. В ответ подводная лодка подверглась 3-х часовому преследованию охотника «Uj-1104», сбросившего по разным данным от 19 до 40 глубинных бомб. По данным противника, конвой, включающий в себя танкер «Лизелотте Эссбергер» и транспорт «Кифиссия» прибыл в место назначения без потерь. Данные о том, что жертвой этой атаки стал транспорт «Аякс» неверны; он потоплен в этот же день подводной лодкой «С-101».
В середине апреля «М-122» вновь патрулировала район позиции № 6 в Варангер-фьорде. Ближе к вечеру 17 апреля подводная лодка атаковала, по оценке командира субмарины, вспомогательное судно в 1500 тонн под эскортом тральщика. Через 13 минут после пуска торпед при осмотре горизонта в перископ атакованное судно не обнаружено; цель посчитали уничтоженной. По официальной советской версии торпеды подводной лодки отправили на дно норвежский ледокольный буксир «Пасвик» (237 брт), который на самом деле погиб 14 апреля в районе Киркенеса на советских минах. Атакованные подводной лодкой германский буксир «Гизелау» и сторожевик «NKi-09» только наблюдали следы торпед.
Вечером 12 мая «М-122» вышла в свой последний боевой поход. Подводной лодке предстояло патрулировать уже известный по предыдущим выходам район Варангер-фьорда. Утром 14 мая при переходе с позиции в маневренную базу в бухте Цып-Наволок для зарядки аккумуляторов «М-122» точке 69°56' с.ш., 32°53' в.д. была атакована и потоплена бомбами двух самолетов «Fw-190» из состава 14/JG5 (по другим данным атакована тремя истребителями-бомбардировщиками «Bf-109»). Через три часа подошедшие к месту гибели подводной лодки сторожевые катера «МО № 122» и «МО № 123» подобрали из воды труп помощника командира старшего лейтенанта И.И. Ильина с осколочным ранением в голову и руку. На «М-122» погибло 22 члена экипажа.
4 боевых похода
13.03.1943 – 17.03.1943
27.03.1943 – 29.03.1943
13.04.1943 – 18.04.1943
12.05.1943 - +
3 торпедные атаки. (выпущено 6 торпед)
16.03.1943. ТР «Йоханисбергер» (4467 брт), тяжело поврежден, вскоре затонул
Уважаемый читатель! Поддержать мои просветительские темы о Великой Отечественной Войне можно по указанным ниже реквизитам (как вариант для банковских карт: оформить ежемесячный автоплатёж):
Сбербанк России: VISA 4279 0154 1013 6505

Комментарии