Один из наиболее результативных подводников Советского Союза

Капитан Михаил Грешилов

Михаил Грешилов родился в 1912 году в крестьянской семье под Курском. Окончил железнодорожную школу, работал на заводе, затем – по совету друзей – решил стать моряком. Поступил в Ленинградское военно-морское училище – в дивизион, готовивший штурманов и командиров подводных лодок. Уже в 1937 году Грешилов стал лейтенантом Черноморского флота. Служил он на отлично и летом 1940 года наконец получил свою собственную лодку – "Малютку" М-35.

Лодка действительно была маленькой - ключевым требованием при проектировании этой серии подлодок была возможность ее транспортировки по железным дорогам. На ней Михаил Грешилов и встретил 22 июня 1941 года.

Но немцы не атаковали СССР с моря - лодка сутками бороздила акваторию Черного моря, не встречая противника. Лишь в октябре 1941 года Грешилов в перископ увидел вражеские корабли - буксиры с баржами. И решил атаковать буксир не торпедами, но при помощи пушки, установленной на носу.

Около получаса "Малютка" гнала караван, обстреливая из своей маленькой пушки и пулемета. В конце концов, румынский буксир просто обрубил канаты и ушел в темноту ночи, бросив немецкие самоходные паромы на произвол судьбы. Обе баржи вылетели на берег и развалились.

Больше года М-35 использовали как плавучий корректировщик: лодка дежурила в непосредственной близости от берега в надводном положении и по радио корректировала удары с воздуха.
Советская подлодка М-35 "Малютка"
Только в октябре 1942 года "Малютка" вновь отправилась на охоту у румынского берега, выслеживая транспортные конвои. И потопила немецкий танкер "Прогресс" с нефтью и бензином.

В 1943 году Грешилов получил под командование более крупную подлодку Щ-215 - "Щуку". На новой субмарине он получил приказ ликвидировать транспорт, везущий хромовую руду из Турции. Хром был компонентом танковой брони, который обеспечивал прочность стали. И в первом же походе "Щука" обнаружила баржу "Тисбе" с рудой, которую охраняли самым строгим образом: два миноносца, четыре катера-охотника, гидросамолет в небе. Но никакие меры не спасли немцев от Грешилова, который со своим экипажем привык днями напролет лежать на дне, ожидая, пока транспорт сам приблизится на расстояние удара.

Немцы даже не поняли, откуда пришли две торпеды, ударившие баржу в борт. Свыше 1600 тонн хромовой руды пошло на дно. Это был удар по всей танковой промышленности Германии – из-за уничтожения "Тисбе" был сорван выпуск 300 танков "Тигр".
Грешилов на своей "Щуке" еще несколько раз ходил в походы, пока весной 1944 года его не отправили в госпиталь с тяжелым неврозом. Все-таки многодневное ожидание транспорта врага в лодке, которая лежит на грунте с выключенными приборами, пропуская над собой немецкие эсминцы-охотники, стоит немалых нервов. Возможно, именно из-за своего диагноза Грешилов так и не стал героем Советского союза. Хотя и из флота его "не ушли" – до самой отставки он служил на низовых административных и штабных должностях, учил инженеров-акустиков.
Грешилов у перископа своей подлодки

Комментарии