Анатолий Таврический
15 мая 2023

Катастрофа 1854 года

(2)14 ноября 1854 года, английские, французские и турецкие корабли под командованием адмирала Лайонса стояли на Севастопольском рейде. Начался ураган, наиболее опытные капитаны стали уходить подальше от берегов. Но не всем удалось спастись в этот трагический, для многих моряков, день. Всего за один день 14 ноября 1854 года, Англичане и их союзники потеряли 60 кораблей и транспортов. Прошло 140 лет, и вот осенью, наш водолазный катер, стоит над местом гибели одного из английских кораблей. Надев акваланги "АВМ-5", погружаемся в воды Черного моря. Видимость три метра, дно ровное. Плывем над грунтом курсом 80 градусов. Вдруг прямо по курсу вижу обросшие мидиями и водорослями, шпангоуты судна, на грунте, встречаются различные предметы: керамика, разбитые и целые бутылки из-под вина, детали оснастки, ядра и еще много различных частей такелажа судна. Под одним из шпангоутов вижу человеческие кости. Закапываю их под грунт и плыву дальше. Подплываю к кормовой части, он сохранился гораздо лучше, деревянная обшивка уходит в грунт до киля. Под одним из шпангоутов обнаруживаю целую бутылку. Пробка залита смолой, вся поверхность покрыта грязью и водорослями. Подплываю к Валере, показываю ему на часы, предлагаю подниматься наверх. Начинаем всплытие, делая остановки для декомпрессии. Поднимаемся на поверхность. Снимаемся с якоря и берем курс на Севастополь. Во время погружения, мы очень замёрзли, открываю бутылку виски, пролежавшую на дне Черного моря более 140 лет. Под слоем смолы видна пробка, осторожно открываю сосуд. По кубрику разносится непередаваемый запах выдержанного виски. Разливаем напиток по граненым стаканам. Произношу тост "За моряков, погибших на этом фрегате".
Смакуя, пьём чудесный напиток. Виски оказалось не очень крепким, имело отменный вкус и аромат. И только недавно, прочитав журнал “Российский альманах вин”, узнаю, что одна такая бутылка, на аукционе стоит очень многие тысячи фунтов стерлингов. Осенью 2000 года мы продолжили поиск и исследование английских судов, погибших во время урагана 1854 года. Следуем в район мыса Херсонес, к месту затопления четырех, из 60 кораблей, затонувших во время урагана. Нас сопровождает стая дельфинов, которые как лоцмана указывают нам курс следования. Придя в точку погружения, надеваем водолазное снаряжение, и прыгаем за борт. Приближаемся к грунту, видимость не более трёх метров, глубина 22 метра. Движемся по компасу курсом 270 градусов, на расстоянии трёх метров друг от друга. Вдруг Александр Задорожный, останавливается и знаками подзывает меня. Подплываю, он показывает обломок деревянного корпуса старинного корабля. Движемся дальше, по пути встречаем ещё несколько деревянных деталей обшивки. Внезапно, пред нами появляются, обросшие водорослями и мидиями, шпангоуты ещё одного старинного судна. Борта глубоко уходят в ил, на поверхности грунта видны лишь несколько шпангоутов. Проводим подводную видео и фотосъемку. Закончив работу, начинаем всплытие. Всплываем, забираемся на борт. Как правило, мы не берём с затонувших судов, никаких артефактов, к чему, и призываем всех остальных Дайверов. Каждый затонувший объект становится искусственным рифом, он обрастает моллюсками, водорослями, и, поднимая его на поверхность, мы нарушаем целый мир, этот оазис жизни…………………….

Показать ещё

Комментарии

Комментариев нет.