Золотая коллекция.

#ПрогрессивныйРок Прогрессивный рок — стиль рок-музыки, характеризующийся усложнением музыкальных форм и творческим обогащением рока через диалог с другими направлениями музыкального искусства: академической музыкой, джазом, народной музыкой (европейской и восточной) и авангардом.

  • Pink Floyd - Wish You Were Here (2011 Remaster)
  • Electric Light Orchestra - Showdown
  • Supertramp - The Logical Song
  • Kansas - Dust in the Wind
  • Peter Gabriel - Solsbury Hill (2002 Remaster)
  • Rush - Tom Sawyer
  • Yes - Owner Of A Lonely Heart
  • Jethro Tull - Aqualung
  • Mike Oldfield - Moonlight Shadow (Remastered 2000)
  • Frank Zappa - Peaches En Regalia
  • Alan Parsons - Eye In The Sky
  • Emerson, Lake & Palmer - Lucky Man
  • Procol Harum - A Whiter Shade Of Pale
  • David Gilmour - On An Island
  • King Crimson - Starless
  • Marillion - Kayleigh
  • Gentle Giant - The Advent Of Panurge
  • Van Der Graaf Generator - Killer
  • Camel - Song Within A Song
Можно сказать, что в смысле синтеза с другими направлениями прогрессивный рок для рок-музыки является аналогом фьюжна для джаза. Пионеры прогрессивного рока использовали этот диалог, с одной стороны, чтобы приобщить рок, известный своими легкожанровыми истоками и ограничениями поп-индустрии, к высокому искусству, а с другой (поскольку, например, они зачастую обладали консерваторским образованием) — чтобы не замкнуться в своём творчестве в строгих академических формах.
Прогрессивный рок возник в конце 1960-х в Англии, достиг пика популярности в начале 70-х (в Европе, Квебеке и США), пережил глубокий кризис в идеях и популярности в 1980-х годах и с тех пор существует и развивается с переменным успехом. Сформировалось множество жанров прогрессивного рока, таких как кентербери, мат-рок, прогрессив-метал, симфопрог, zeuhl.
Принадлежность групп к прогрессивному року, как и само понятие прогрессивный рок, трудно чётко и ясно определить. Больше всего повлиявшие на стиль в 1970-х годах исполнители (Camel; Caravan; Emerson, Lake & Palmer; Genesis; Gentle Giant; Jethro Tull; King Crimson; Pink Floyd; Supertramp; Van der Graaf Generator; Yes) звучали не особенно похоже — хотя многие (включая и некоторых членов этих коллективов) считают, что они играли прогрессивный рок. Принадлежность иных групп и музыкантов (таких как Queen; Deep Purple; Radiohead; Tool; Uriah Heep; Фрэнк Заппа) к этому стилю менее очевидна. Следует отметить, что сам термин «прогрессивный» в начале 1970-х использовался, чтобы подчеркнуть новизну групп, и только потом[когда?] он стал (с общего согласия критиков и поклонников) названием специфического музыкального стиля. Изначальный смысл слова «прогрессивный» при этом потерялся. Это привело к следующим сложностям в определении «прогрессивности» группы:
Единственной универсальной характеристикой прогрессивного рока является усложнение музыкальной формы — по сравнению с «классическим» роком 1960-х годов, а также тяжёлым роком, хард-энд-хэви и рокабилли последующих периодов. Это приводит к следующим явлениям. Длинные композиции (часто называемые «эпическими») со сложными мелодиями и гармониями, многократной сменой выразительных средств. Они могут состоять из нескольких «самостоятельных» частей («Shine On You Crazy Diamond» состоит из девяти частей, «Tubular Bells» Майка Олдфилда содержит семнадцать оригинальных музыкальных тем, плавно сменяющих друг друга на протяжении 50 минут произведения, а сингл «Soon» группы Yes — на самом деле пятиминутная вырезка из «The Gates of Delirium»[en]) и длится иногда дольше 20 минут. Фактически, длина композиции в прог-роке ограничена только физическим носителем. В 70-е длина одной стороны стандартного LP того времени (англ.) была ~22.5 минуты, соответственно, примерно такой длины мог быть «эпик» (например, «Lizard» (23:15) или «Echoes» (23:31)). Нынче же встречаются композиции, полностью занимающие компакт диск (например, альбом «The Sacrilege of Fatal Arms» группы Devil Doll[en] состоит из одной композиции длиной 79 минут).
Тяготение макроформы музыкальных пьес к циклическим формам академической музыки. Названия композиций при этом могут быть соответствующие.Концептуальные альбомы, в которых тема или повествование разворачивается на протяжении всего альбома в манере, аналогичной литературному повествованию, фильму или опере. В альбомы могут вкладываться подробные буклеты и плакаты, продолжающие концепцию. Классическим примером служит альбом «The Lamb Lies Down on Broadway». В современном проге есть даже практика записывать их регулярно: у проектов Ayreon и Colossus.
Использование нетрадиционных для рока мелодических и гармонических решений. Полярные смены темпа и динамического рельефа по ходу композиции. Использование сложного (иногда изменяющегося) музыкального размера. Последнее используется в прог-роке повсеместно, отчего некоторые смешанные размеры перестали быть «необычными», и только за само по себе использование приёма группой её не следует считать «прогрессивной». Необычная настройка инструментов, эксперименты с обработкой звука в студии и с помощью специальных устройств. Изучение возможностей электрогитары как инструмента характерно для краут-рока, клавишных — для Кита Эмерсона и Popol Vuh. Объёмный звук начал использоваться впервые на концертах группой Pink Floyd ещё в конце 1960-х годов.
Координация внутри ритм-секции группы (обычно состоящей из басиста и ударника). Ритм-секция может использовать контртемп и другие техники в сцепке с остальной группой. Заметные примеры: пары Сквайр—Бруфорд в Yes и Левин—Бруфорд в King Crimson.
Использование немузыкальных звуковых эффектов (иногда тяготеющее к конкретной музыке). Например, в начале «Speak To Me» (Pink Floyd) или на протяжении всего альбома «Amarok» Майка Олдфилда.
Необычные вокальные стили и использование нетрадиционных вокальных гармоний из многих частей. Например, у Gentle Giant и Magma.
Использование ведущих инструментов, не характерных для рок-музыки, включая электронные инструменты. Наверное, самым известным примером является постоянное использование флейты Йеном Андерсоном. Для прогрессивного рока обычны также клавишные (синтезатор, электроорган, фортепиано, меллотрон) и народные ударные инструменты.
Использование оркестров и хоров. Не так часто, но встречалось в прогрессивном роке: например, в альбоме «Time and a Word» группы Yes, или у группы Renaissance. В 1970-е обычно дешевле было использовать меллотрон или синтезаторы для имитации оркестра и хора.
Использование тем из классики в виде обработок и интерпретаций. Это характерно, например, для Focus.
Следующие черты зачастую присущи прогрессивному року, но не являются для него характеристическими:
Поэзия, уходящая от традиционных тем развлекательной музыки и злободневности и тяготеющая к философски-мировоззренческим «вечным темам», фантастической и фэнтезийной тематике. Слова, передающие сложные и иногда непонятные описания, касающиеся таких тем, как научная фантастика, фэнтези, история, религия, война, сумасшествие.
Тексты достаточно редко затрагивают традиционные темы популярной музыки, вроде любви, танцев, машин, секса. Большинство групп прогрессивного рока избегали также прямых политических комментариев, предпочитая выражать свои взгляды иносказаниями и аллегориями: например, альбом «Selling England by the Pound» посвящён теме противостояния коммерции и национализма, тогда как «Brain Salad Surgery» постепенно переходит от природы к технике, показывая опасности замещения человека машиной. Группы движения «Рок в Оппозиции» — важное исключение, так как они часто упоминали конкретные политические реалии.
Эстетическое соединение музыки и других видов искусства (направление, берущее начало в альбоме «Sgt.Pepper's Lonely Hearts Club Band» и с энтузиазмом подхваченное в эпоху расцвета прога). Оформление прог-альбомов прославило некоторых художников: Роджера Дина, Х. Р. Гигера, Сторма Торгерсона и его студию Hipgnosis. Их творчество сделало обложки и буклеты такой же отличительной чертой прог-групп, как и музыка. Также нельзя не упомянуть фильм «The Wall» и использование многочисленных масок на концертах Genesis. Прогрессивный рок родился из множества музыкальных веяний в конце 1960-х. Поздние Beatles, по инициативе их продюсера Джорджа Мартина, начали обогащать свою музыку, совмещая традиционный рок с элементами классической и восточной музыки. Психоделический рок продолжил это экспериментальное направление и начал создавать длинные композиции, но с простой структурой (например, «In-A-Gadda-Da-Vida»). Такие группы, как The Nice и Moody Blues, начали сознательно комбинировать рок с европейской классикой, создавая продолжительные композиции с продуманными структурами. До настоящего синтеза рока и классики они в своей музыке не дошли[20], но их творчество было важным шагом артизации рока. Эти группы иногда относят к «прото-прогрессиву» и считают этот жанр переходным между психоделикой и прогрессивом.
Прогрессивный рок родился из множества музыкальных веяний в конце 1960-х. Поздние Beatles, по инициативе их продюсера Джорджа Мартина, начали обогащать свою музыку, совмещая традиционный рок с элементами классической и восточной музыки. Психоделический рок продолжил это экспериментальное направление и начал создавать длинные композиции, но с простой структурой (например, «In-A-Gadda-Da-Vida»). Такие группы, как The Nice и Moody Blues, начали сознательно комбинировать рок с европейской классикой, создавая продолжительные композиции с продуманными структурами. До настоящего синтеза рока и классики они в своей музыке не дошли[20], но их творчество было важным шагом артизации рока. Эти группы иногда относят к «прото-прогрессиву» и считают этот жанр переходным между психоделикой и прогрессивом.
Прогрессивный рок получил толчок к развитию, когда многие фанаты рока разочаровались в движении за «мир и любовь». Прог отмежевался от «улыбок и солнца» поп-музыки 60-х и затрагивал более тёмные, а в чём-то и жестокие темы. Например, альбом «Trespass» группы Genesis включает «The Knife» (с англ. — «нож») о жестоком революционере и «Stagnation» (с англ. — «стагнация») о выжившем после ядерной атаки.
Многие музыкальные историки указывают на King Crimson как на группу, записавшую первый «по-настоящему» прогрессивный альбом — «In the Court of the Crimson King». За ним быстро последовали прог-альбомы других британских групп: «Atom Heart Mother», «Emerson, Lake and Palmer», «The Least We Can Do is Wave to Each Other», «Trespass» и многие другие. Любое перечисление будет лишь каплей в море — прог-альбомов записывалось очень много, некоторые прог-группы добились к середине 70-х популярности на уровне мейнстрима. Не менее талантливые коллективы выступали на одной сцене с популярными прог-группами, но так и остались в тени (Gnidrolog[en]; T2).
Одновременно с началом общего расцвета прога в Англии (1969—1972) начиналось и становление локальных европейских прог-роковых традиций. Обширнейший пласт симфопрога развился в Италии. В пример обычно приводят группы Banco del Mutuo Soccorso, Le Orme и Premiata Forneria Marconi, из которых только последняя имела значительный успех в англоязычном мире. Во Франции Magma создала и развила жанр прога zeuhl, а в Германии усилиями Amon Düül II, Can, Xhol Caravan[en] и других возник краут-рок.
Также необходимо отметить успешный синтез джаза и рока в те же годы (1969—1972) в виде джаз-рока в США (Blood, Sweat & Tears, Chicago), Германии (Embryo), Финляндии (Tasavallan presidentti[en]; Wigwam) и кентерберийского рока в Англии (Caravan; Soft Machine) и ряде европейских стран (Moving Gelatine Plates; Supersister).
Тогда же во многих странах возникает прогрессивный фолк-рок, соединяя местные (или восточные) народные мотивы с прогрессивным роком. Однако популярности добиваются, в основном, английские группы: Gryphon, Jethro Tull, Strawbs и другие.
.
Пика своей популярности прогрессивный рок достиг в середине 70-х, когда группы этого стиля регулярно завоёвывали голоса читателей в популярных музыкальных журналах Англии и Америки. К этому времени прог-группы появились не только в почти всей Европе, но и в Австралии (Sebastian Hardie[en] (англ.)), Канаде (Maneige[en]; Rush), США (Kansas, ставшая одной из самых успешных прог-групп в мире; Pavlov's Dog; Utopia[en]), Южной Америке (Aquelarre[en] (англ.); Los Jaivas[en] (англ.)), Японии (Hiro Yanagida). По разным социальным причинам прогрессивный рок в этот период перестал привлекать слушателей. С одной стороны, серьёзный рок для молодёжи этих лет стал «музыкой отцов», а с другой — публика пресытилась образностью и содержательностью прога, стремительно возрос спрос на более простую музыку, под которую можно было хорошо провести время и на которую не нужно столько терпения и внимания. Панк и диско стали популярны у слушателей и в СМИ, критики и члены панк-групп наперебой (и не без оснований, поскольку вдохновение у наиболее популярных прог-групп к 1974—1976 стало уходить) ругали прог как что-то претенциозное и напыщенное. Такое отношение обычно и по сей день, хотя оно и начало изменяться в 2000-х.
Прог-группы в кризис переживают изменения в составах (или расформирование) и значительно упрощают свою музыку, начиная использовать доступное массовому слушателю электронное звучание. Genesis начинают использовать драм-машину с 1980. В 1982 супергруппа Asia неприятно удивила фанатов прог-рока своим тривиальным дебютным альбомом. В 1983 Yes выпустила свой единственный хит № 1 в США «Owner of a Lonely Heart»[25], наполненный современными электронными эффектами и достаточно доступный, чтобы его можно было пускать на дискотеках. Таким образом, прог-группы, играя музыку, имеющую весьма отдалённое отношение к прогу, остаются достаточно популярными, но многие фанаты прогрессивного рока были очень расстроены этими тенденциями.
Некоторое оживление привнесли в начале 80-х группы нео-прога вроде Marillion и IQ. Их музыка была проще симфопрога, на идеи которого они опирались, но они смогли добиться определённой популярности и поддерживали таким образом интерес к прог-року.
Pink Floyd - Wish You Were Here (Alternative Version)
Electric Light Orchestra - Showdown (1973) ELO _ Jeff Lynne
Genesis - Mama (Official Music Video)
Supertramp - The Logical Song [Official Music Video]
Kansas - Dust in the Wind (Official Video)
Peter Gabriel - Solsbury Hill
Rush - Tom Sawyer (Official Music Video)
YES - Owner of a Lonely Heart (Official Music Video)
Jethro Tull - Aqualung (best version)
Mike Oldfield - Moonlight Shadow ft. Maggie Reilly
Frank Zappa - Peaches and Regalia
Alan Parsons - Sirius _ Eye In The Sky (Live)
Emerson, Lake & Palmer - Lucky Man (Live)
Procol Harum - A Whiter Shade Of Pale
David Gilmour - On An Island feat. Crosby & Nash (Remember That Night)
King Crimson - Starless
Marillion - Kayleigh (Extended Versión) (1985) HD
Gentle Giant - Advent of Panurge
Van Der Graaf Generator Killer Live in Paris (18.03 1972)
Camel - Song Within A Song

Комментарии