ИВАНОВЦЫ ИЗ КРЕПОСТИ НА КОЛЕСАХ

Каждый десятый в экипаже самого героического бронепоезда Великой Отечественной, которому стоит памятник у города Киева, был призван в армию из Ивановской области.

Крепость на колесах – так принято называть бронепоезда. Они стали одним из символов Гражданской войны. Но, не смотря на свою архаичность, они успешно применялись и в годы Великой Отечественной. Использовались они в первую очередь для охраны железных дорог, мостов и других сооружений. Но на начальном этапе Великой Отечественной войны бронепоезда, не смотря на свою архаичность и неповоротливость, активно участвовали в оборонительных боях, сдерживая наступательный напор врага, поддерживая огнем своих орудий и пулеметов отступающую пехоту.
Одному из них - бронепоезду №56 войск НКВД - поставлен памятник у города Канев Киеской области. Он стал единственной боевой частью, награжденной за оборону Киева орденом – Красного Знамени. А о его героическом боевом пути был даже снят художественный фильм «Крепость на колесах». В экипаже этого легендарного бронепоезда сражались, как минимум, 12 наших земляков, призванных в армию из Ивановской области.

* * * *
Бронепоезд, на котором служили наши земляки, входил в состав 56-го полка 4-й дивизии войск НКВД СССР по охране железных дорог (в то время - самостоятельный род внутренних войск). Поскольку он был устаревшего типа, еще до войны был переведен в учебные.

Но уже на второй день войны, 23 июня, бронепоезд был переведен разряд боевой части и принял первый бой – отбивая воздушные атаки во время дежурства на станции Киев и патрулирования участков Киев-Тетерев и Киев-Фастов. Материальная часть его представляла собой две бронеплощадки с четырьмя 76-миллиметровыми орудиями и шестнадцатью станковыми пулеметами, бронепаровоз и две платформы прикрытия, на которых были установлены противотанковая пушка и зенитный пулемет. В состав команды вошли более 100 человек – артиллеристы, пулеметчики, а также взвод разведки и связи.
О коротком и славном боевом пути бронепоезда №56 написано много (вот неплохая статья -
https://15061981.diary.ru/p170678814.htm?oam). Настоящее крещение огнем экипаж бронепоезда №56 принял 12 июля, вступил в бой с прорвавшимися немецкими танками. В дальнейшем в течение полутора месяцев вел боевую работу, прикрывая отступление наших войск. За 44 дней непрерывных боев врагу был нанесен существенный урон. Как говорилось в наградном листе на командира бронепоезда капитана Ищенко, немцы дорого заплатили за гибель «чекистского» бронепоезда – двухмоторным бомбардировщиком, десятками танков, бронемашин, пушек и минометов, сотнями пехотинцев.
14 августа у станции Канев «крепость на колесах» приняла последний бой. К тому времени уже были взорваны мосты через Днепр, переехать на правый берег реки уже не было возможности. Экипаж вел бой до последнего снаряда и патрона. Только ночью оставшиеся в живых члены экипажа со своим командиром, сняв пулеметы и вынув замки из орудий, покинули бронепоезд и организованно переправились на правый берег Днепра.
Члены экипажа БП-56 с его командиром Ищенко. Видимо, после гибели бронепоезда, но до того, как им вручили награды. Кто-то на фото точно из Ивановской области.
Все члены экипажа бронепоезда были представлены к боевым наградам.

* * * *
В ходе сбора информации о ветеранах земляках для сайта «Иваново помнит!» (
http://www.ivanovo1945.ru) было выявлено 12 имен бойцов бронепоезда, призванных из Ивановской области.
Первым был КУРИН МАТВЕЙ ЛАВРЕНТЬЕВИЧ из Кохмы ( http://www.ivanovo1945.ru/bio_vet/v0255.html ), командир пулеметного отделения. О нем было написано в местных газетах, краеведческих книгах (Помните нас. Рассказы о кохомчанах, участниках войны - Кохма, 2016, Творцы Победы.- Иваново, 2010). Награжден он медалью «За отвагу».
При подготовке статьи о нем же для газеты «Кохомский вестник» (Крепость на колесах // Кохомский вестник - 2019 - 12 апреля) всплыло еще имя еще одного кохомчанина - КОЖЕВНИКОВ АРКАДИЙ КОНСТАНТИНОВИЧ. На бронепоезде он был командиром орудия, награжден орденом Красного Знамени (вручен уже после войны). После публикации статьи отозвал сын ветерана, который проживает в соседней Нижегородской области. Его рассказ помог уточнить биографию ветерана. После бронепоезда, где он был ранен, и госпиаля остался на фронте (остальные были выведены в тыл для формирования экипажа нового бронепоезда). В одном из боев на Северном Кавказе огнем из ручного пулемета сбил вражеский «Юнкерс», награжден орденом Отечественной войны 2-й степени. После войны вернулся в Кохму, позднее уехал на север, ходил на судах Мурманского пароходства помполитом.
Просматривая очередной раз книгу «Врачи в шинелях фронтовых» (Иваново: ИГМА, 1995) обратил внимание не еще одно имя – тейковчанин МАМОНТОВ ИЛИОДОР ВАСИЛЬЕВИЧ. В экипаже бронепоезда он был командиром отделения разведки, награжден медалью «За отвагу». Из наградного листа: «Несколько раз уходил на 2-3 дня, добыв сведения под Кагарлыком Богуславом, Мироновкой, Потоками. Сведения о противнике были достоверные и на основе данных разведки бронепоезд выполнял задачи. После боя т. Мамонтов с группой разведчиков достигал мест, где противник оставлял трофеи, извлекал оттуда ценные вещи и документы для разработки». В армию он был призван с первого курса мединститута, который закончил уже после войны. Много лет работал Ивановском медицинском институте.
После того, как был найден третий ивановский член экипажа бронепоезда № 56, решил прошерстить весь приказ о награждении на предмет поиска земляков. Благо, все документы доступны на портале «Память народа». И вот какой список получился. К слову, все – 1919 года рождения и призваны в армию еще в 1939.

НОВИКОВ ИВАН АЛЕКСАНДРОВИЧ из деревни Балахонка (ее уже нет на карте) Родниковского района. В экипаже – телефонист, награжден орденом Красного Знамени.

БУРОВ БОРИС ВЯЧЕСЛАВОВИЧ из деревни Якушиха (такой тоже уже нет на карте) Вичугского района. Призван в Вичугским РВК. В экипаже – повар, награжден орденом Красной Звезды.

МУРАТОВ СТЕПАН ФЕДОРОВИЧ, еще один тейковчанин, из деревни Елховка. На бронепоезда был замковым одного из орудий, награжден орденом Красной Звезды.

ПРОКУРОРОВ ЛЕОНИД ЕФИМОВИЧ, уроженец Иванова. Призван Ивановский РВК. На бронепоезде командовал отделением связи, награжден орденом Красной Звезды.

СПИРИЧЕВ МИХАИЛ ЕВЛАМПИЕВИЧ призван Юрьевецким РВК. В экипаже был кочегаром бронепаровоза, награжден орденом Красного Знамени.

Также еще несколько воинов были призваны из городов и районов тогдашней Ивановской области, которые сейчас входят в состав соседних областей.

ЛАПШИН НИКОЛАЙ ДМИТРИЕВИЧ, радителеграфист, награжден медалью «За отвагу». Призван Собинским РВК ныне это Владимирская область.
АЛЕКСЕЕВ ВИКТОР СЕРГЕЕВИЧ, машинист, награжден орденом Красного Знамени. Призван из города Александров.
АЛЕКСЕЕВ СЕРГЕЙ ГЕРАСИМОВИЧ, пулеметчик, награжден орденом Красной Звезды. Призван из Юрьев-Польского района.
ШАНДЕНКИН МАТВЕЙ НИКИТИЧ, зенитчик-пулеметчик, награжден орденом Красного Знамени. Призван из Ярославской области.

К сожалению не про всех пока собрано достаточно сведений. Для последних из списка доступны только наградные листы. Буду благодарен за помощь в подготовке и уточнении биографий.

И еще один любопытный вопрос: знали ли ивановцы с этого бронепоезда друг о друге? Встречались ли в мирной жизни?

Сергей Каргапольцев, сайт
www.ivanovo1945.ru

Комментарии

  • 17 фев 2020 05:35
    Спасибо за историю.
  • 17 фев 2020 21:17
    Да всё правильно, мой земляк - Алексеев Сергей Герасимович, уроженец д.Колодово Юрьев-Польского района Владимирской области (до 1944 года - Ивановская) воевал на бронепоезде. Демобилизовался старшим сержантом в декабре 1946 года, вернулся в родную деревню, которой в настоящее время не существует.
    ФотографияФотография
  • 17 фев 2020 21:19
    А Прокуроров Леонид Ефимович - это (наверное) брат ивановского краеведа, автора книги "Имена улиц города Иванова" Федора Ефимовича Прокуророва.
  • 18 фев 2020 01:10
    А как то можно связаться с потомками Прокуророва?
  • 20 фев 2020 23:09
    В архиве ГАИО должны быть контакты племянницы, она к ним приходила на разные мероприятия.