95 лет назад, 30 мая 1924 года, в Иваново-Вознесенске был основан швейный завод №3 (ныне Ивановский парашютный завод ОАО «Полет»).

В этот день было утверждено Положение о создании швейной мастерской им. Урицкого губернского совета народного хозяйства.

СТАНОВЛЕНИЕ ЗАВОДА

В 1923 году на базе бывшей ситцевой фабрики А.Н. Новикова (с 1906 г. принадлежала Д.Г. Бурылину) в Иваново-Вознесенске была организована раскроечно-раздаточная контора. Фабрика Новикова занимала значительную территорию, ограниченную современными ул. Багаева, Варенцовой, Станко и пл. Победы. После революции часть ситцевых предприятий в городе решили закрыть, а одно из зданий фабрики приспособили под губернский исправдом. В это время страна остро нуждалась в товарах потребления - от брюк до ложек. Поэтому было принято решение организовать на базе раскроечно-раздаточной конторы швейную фабрику, для чего был выделен отдельный цех, в который установили 16 швейных машин, привезенных с различных предприятий города. Так была организована Иваново-Вознесенская швейная мастерская им. Урицкого. Первоначальная численность персонала – 40 человек.
Фабрика А.Н. Новикова, где находилась швейная мастерская им. Урицкого. Вид с Лесной площади (ныне пл. Победы). Фото 1920-х г.г.

Некоторые рабочие, начинавшие свою трудовую деятельность в этой мастерской, смогли вырасти до руководителей крупного предприятия – швейного завода №3. Например, Владимир Алексеевич Ганюшкин пришел на фабрику молодым рабочим еще в 1924 году. Первоначально он работал фурнитурщиком, затем – конструктором-механиком, с 1926 года – избран председателем месткома, с 1958 г. – старший инженер-технолог завода №3. Вместе с первым директором Кириллом Георгиевичем Птицыным, они смогли добиться значительного расширения производства. На первых порах кадры для мастерской готовило Иваново-Вознесенское единое потребительское общество. Там прошел свою первую трудовую школу Иван Семенович Дружков, который работал портным-надомником. На фабрике, куда он пришел в 1928 г., начинал контролером и впоследствии вырос до главного инженера швейного завода №3 (в 1946-1962 г.).
Дружков Иван Семенович, главный инженер швейного завода №3.

В 1927 г. на основании постановления губсовнархоза от 13.12.1927 г. пошивочная мастерская преобразована в Иваново-Вознесенскую швейную фабрику «Ивгосшвей». Поскольку существующее помещение не могло удовлетворить растущие нужды молодого предприятия, под цех с первым механизированным агрегатом для пошива мужских брюк был переоборудован упоминавшийся выше исправдом. В 1929 г. был открыт большой корпус по пошиву мужских брюк и пиджаков. Производственные площади вводились очередями. Первые изделия с маркой «Ивгосшвей» поступили в розничную продажу в 1929 г.

В первые годы существования фабрики подавляющее большинство сотрудников составляли мужчины (портные и закройщики). Даже утюжильные работы выполняли исключительно мужчины.
Коллектив закройного цеха "Ивгосшвей". 7.12.1930 г.

В тот период в Иванове не было учебных заведений для подготовки квалифицированных специалистов для швейного производства. Фабрика направляла способных рабочих на учебу в швейный техникум в г. Ленинград. В 1930 г. для подготовки кадров по профессии «швея» и другим специальностям в Иваново-Вознесенске фабрикой «Ивгосшвей» была открыта школа ФЗУ, переименованная впоследствии в ПТУ №33 (профлицей №33, ныне Ивановский колледж легкой промышленности). Учебное заведение продолжает подготовку кадров для швейной и текстильной промышленности и в наши дни. С 1930 по 1962 г. кузницу швейных кадров возглавляла талантливый педагог и организатор В.Ф. Всегодическая. Уже в 1932 г. после окончания учебы вернулись на фабрику первые дипломированные специалисты-ивановцы – В.А. Ганюшкин, А.В. Решетова, А.А. Иванова, И.В. Капранов.

Первые пятилетки предприятие встретило на подъеме – росла численность коллектива, осваивались новые производственные мощности. Развернулся массовый переход на новые методы труда. Инициаторами этого движения были работницы костюмного цеха Данилова и Удалова (начальник цеха – Решетова Анна Васильевна). В частности, они взяли обязательство: одновременно выполнять две операции. Всего на предприятии по примеру передовиков стали работать 360 работников. Это позволило поднять производительность труда почти вдвое.

ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ

С началом Великой Отечественной войны многие рабочие фабрики ушли на фронт. Среди них: О.В. Киселева, Н.С. Мосеева, А.П. Богданович, А.П. Ионова, В.И. Морозов, А.Г. Левин, С.Я. Жарков, и другие. 57 человек не вернулись с полей сражений. Их имена выбиты на стеле, установленной на территории предприятия. Вечная им память и слава.
В июле 1941 г. фабрика «Ивгосшвей» в г. Иванове была реконструирована в парашютный завод №3 Наркомата легкой промышленности СССР. В кратчайшие сроки в Иванове планировалось наладить производство парашютов с годовым выпуском 50000 шт. Для организации и освоения нового технологического процесса на фабрику были переведены вместе с оборудованием 150 специалистов ремонтной базы Государственного союзного автономного парашютного завода № 1 из г. Тушино Московской области. Ивановский облисполком обязал директора завода Равкина «немедленно приступить к переоборудованию цехов фабрики под производство парашютов и обеспечить к 1 сентября 1941 года выпуск первой пробной партии». Уже в августе на завод поступили для срочного ремонта 12 тысяч парашютов разных конструкций.
24 сентября 1941 г. на предприятии начался массовый выпуск парашюта типа ПЛ-3М (парашют летчика). В 1942 г. коллектив завода освоил наиболее трудоемкие типы парашютов: десантного ПД-41, грузового ПД-ММ, парашюта для осветительных бомб САБ-15. На предприятии были созданы 13 фронтовых бригад, половина из которых – комсомольско-молодежные. На заводе трудились 800 рабочих-многооперационников и 1100 стахановцев. 200 женщин освоили мужские профессии. Звание «Фронтовик» было присуждено 20 бригадам. По решению городского комитета обороны ряд предприятий – завод «Ивторфмаш», механический завод, мастерская артель имени Молотова, а также ремесленные училища области – были обязаны изготовлять металлические изделия к парашютам для завода № 3. Антикоррозийное покрытие деталей (хромирование и цинкование) производилось на «Ивторфмаше» и Сосневской фабрике.
Проверка спецпродукции для фронта. 1943 г.

В отчетах о подготовке к испытаниям парашютов в воздухе информировалось, что для этого привлекли опытных летчиков 2-й Ивановской высшей школы штурманов. Первоначально парашюты испытывались на ивановском аэродроме, затем в Тейкове. По производительности труда завод занял первое место в стране среди предприятий, выпускающих парашюты. В 1943 г. на завод №3 поступило большое количество немецких трофейных парашютов из Сталинграда. Все они были успешно восстановлены и отправлены в десантные части Красной Армии.
Чертеж парашюта САБ-100-55. Швейный завод №3, 1943 г.

В годы войны работникам швейного завода №3 удалось ценой неимоверных усилий увеличить показатели выпуска продукции почти вдвое по сравнению с довоенным временем (это при том, что в годы войны наполовину сократилась численность рабочих). В течение 1942-1945 г. коллективу 24 раза присуждалось Красное знамя ВЦСПС и Государственного комитета обороны.

Кроме трудовых достижений, работники завода №3 собрали 58000 рублей на строительство танков для Красной Армии, что было отмечено благодарственной телеграммой И.В. Сталина.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 24 января 1944 г. коллектив швейного завода был награжден орденом Трудового Красного Знамени «За образцовое выполнение заданий правительства по производству и обеспечению Красной Армии и Военно-Морского Флота теплой одеждой, снаряжением и парашютно-десантным имуществом». Коллективу завода №3 передано на вечное хранение Знамя Государственного комитета обороны СССР.

За самоотверженный труд в годы Великой Отечественной войны многие работники награждены орденами и медалями, 1516 человек удостоены медали «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 г.г.». Директор швейного завода №3 Г.Г. Лебедев награжден орденом Ленина.

ПОСЛЕВОЕННЫЕ ГОДЫ

С 1946 года в цехах завода осваивается поточное производство. В 1953 году по проекту архитектора Г.К. Ливанова выстроили новый корпус швейного завода вдоль ул. Багаева. Уже 1 сентября 1953 года был запущен первый механизированный конвейер по пошиву женского зимнего пальто. Широкое применение получили спецмашины, прессовое оборудование, электрические утюги.
Молодежная стахановская бригада М.Ф. Кокоткиной. 1946-50 г.

Уже к 1965 году завод представлял собой предприятие с высоко развитой системой разделения труда и конвейерной многофасонной организацией потоков. Кроме гражданских изделий, завод выполнял задания по производству парашютно-десантного оснащения. Были освоены и внедрены в производство 13 типов парашютов и более 100 наименований металлических деталей для комплектации изделий. В части гражданского пошива – за три года, с 1964-го по 1967-й, были внедрены в производство 85 новых моделей женского пальто. Численность сотрудников завода №3 в 1967 году составила 4392 чел.
На вечернюю смену.

Многие сотрудники предприятия за высокие производственные показатели были удостоены высоких государственных наград, в том числе: В.Н. Ефремов – директор завода в 1949-1952 г., П.И. Максимов – директор завода в 1952-1954 г., Т.В. Шашлова – начальник смены, В.Г. Федосова, швея А.Д. Абрамова. Поэтапная реконструкция и расширение завода - это во многом заслуга Дмитрия Андреевича Дмитриева, который руководил коллективом с 1969 по 1986 г. В 1973 г. начался новый этап реконструкции – строительство нового корпуса металлопроизводства на ул. Парижской Коммуны. В 1978 г. металлисты расположились в новых цехах, покинув старые помещения на ул. Багаева.
Передовики производства швейного завода №3, награжденные государственными наградами. 1970 г.

В 1974 году за высокое качество выпускаемой продукции и успехи в повышении производительности труда завод №3 награждён вторым орденом Трудового Красного Знамени.

НОВОЕ ВРЕМЯ

В 1983-1986 г. взамен старых корпусов был выстроен новый большой корпус, обращенный фасадом на пл. 40-летия Победы. В январе 1987 года коллектив пятого (парашютного) цеха начал трудовую смену в новом производственном помещении. Через три года появилась производственно-бытовая пристройка вдоль ул. Варенцовой с новыми помещениями АТС, столовой, здравпункта.
К концу 1980-х г.г. группа специалистов начинает разработку парашютной системы «Талка» на базе серийного купола-крыла. Именно с «Талки» берет начало спортивная тематика в парашютостроении на заводе. Начиная с 1992 г. выпущены в серию «Талка», «Талка-М», «Талка-3». Энтузиастами этого направления стали начальник ОТК С.С. Бойцов, ведущий конструктор Е.Ф. Кучеренко, ведущий конструктор В.А. Маляев.
Строительство нового 5-этажного корпуса швейного завода №3 на пл. 40-летия Победы. 1983-86 г.

В 1990-е г.г. предприятию грозили полная остановка и прекращение выпуска продукции. Сохранение коллектива – во многом заслуга тогдашнего директора Станислава Валерьевича Кузнецова. На предприятии продолжалась разработка новых моделей парашютов.

В 1995 году была создана и запущена в производство система «Импульс-12», предназначенная для групповой акробатики. В 1996 году конструктор завода, трехкратный чемпион СССР, мастер спорта международного класса Владимир Маляев разработал и подготовил к производству уникальную парашютную систему «Мальва» с принципиально новым куполом, позволяющим довести точность приземления до идеальной. Специалисты считают «Мальву» лучшей классической системой в России. В целом, с 1987 года под руководством В.А. Маляева было создано более 20 новых парашютных систем различного назначения.

В 1999 г. первые два, а потом три этажа главного корпуса были переоборудованы под торговый центр «Полет», однако удалось сохранить производство парашютной техники в других помещениях предприятия. В 2006-2010 г. на окраине города (ул. Парижской Коммуны, 86) были реконструированы старые и выстроены новые корпуса парашютного завода ОАО «Полет», а в 2011 г. предприятие окончательно переехало на новое место.

В 2001 году ОАО «Полет» вошло в число лучших предприятий России, и было отмечено Дипломом Лауреата Всероссийского конкурса «Лучшие российские предприятия».
Новые корпуса ОАО "Полет" на ул. Парижской Коммуны. Макет.
ОАО "Полет". Кипит работа.

Сегодня предприятие производит широкий спектр парашютных систем, унифицированных узлов для всех систем и вещевое имущество. АО "Полет" — это уникальное предприятие полного цикла. В его структуру входят: собственные швейное производство, металлопроизводство, конструкторское бюро, текстильная и химическая лаборатории, собственная группа испытателей. Ивановский парашютный завод производит надежные и безопасные парашютные системы разных типов: десантные, спортивные, учебно-тренировочные, аварийные, запасные, специальные, тормозные посадочные системы, индивидуальные модели на заказ. На всех этапах производственного цикла парашюты проходят несколько уровней контроля: входной, межоперационный и контроль готового изделия. В апреле 2010 года за большой вклад в создание специальной техники и достигнутые трудовые успехи коллективу ОАО «Полет» была объявлена Благодарность Президента РФ Д.А. Медведева. Главный инженер завода Ганина С.И. удостоена ордена «За Заслуги перед Отечеством» за высокий профессионализм и вклад в развитие российского парашютостроения.

В публикации использованы материалы музея Ивановского парашютного завода ОАО "Полет".

Комментарии

  • 15 авг 2022 22:10
    Такое производство проср..... И мама моя там работала в 3 цехе и я. Хорошее было время.
  • 17 авг 2022 08:32
    Прекрасная статья. Таких бы побольше. Всё очень интересно. Спасибо Юрий!
  • 4 мая 2023 20:50
    В 1988 году трудилось 3000 человек. Замечательный коллектив. Только хорошие воспоминания
  • 5 мая 2023 09:57
    Моя мамочка отработала 30 лет на заводе , и там еще было ФЗУ там обучали.
  • 5 мая 2023 20:43
    Всех работников Парашютного завода с праздником!
    Моя тётя Чайкина Надежда Витальевна тоже очень много лет трудилась на этом предприятии и очень этим гордилась!
  • 7 мая 2023 11:20
    А я работала с Чайкиной Надеждой Витальевной и так же проработала на заводе 38 лет да хорошее было время
  • 7 мая 2023 11:21
    И на следующий год заводу будет 100 лет. И мама моя работала на заводе в ОТК где начальником был Бойцов С.С.
  • 20 мая 2023 16:10
    Молькова Наталья. А я работала с Абрамовой Агнией Дмитриевной замечательный был человек и время было хорошее
  • 20 мая 2023 17:03
  • 24 мая 2023 22:35
    Я работала табельщицей 3 цеха. А мама моя на спец машине тоже в 3 цехе. Многих помню, из перечисленных выше. Вернуть бы всё назад.
  • 2 сен 2023 11:36
    Я тоже закончила там ПТУ а потом работала в 4 цехе шила чехлы
  • 9 сен 2023 22:19
    Надя, я тоже работала в 4 цехе и учились в один год
  • 15 сен 2023 19:45
    Я тоже увидела своего родного дедушку ,маминого отца Заикина Андриана Афанасьевича. Хочу придти на завод и посмотреть, может быть есть музей или посмотреть книги об истории завода. Хочу что то узнать о своем деде.
  • 22 апр 11:24
    Есть музей,но как туда попасть не знаю т.к.он внутри предприятия, правда на проходной должны подсказать