Cуджуд ат-Тилава (земной поклон при чтении некоторых аятов Корана).
БисмиЛляхи Ррахмаани Ррахиим. Скачать статью в разных форматах: pdf: https://vk.cc/7GNtNr pdf шрифт 24 для телефонов: https://vk.cc/7GNtUI docx: https://vk.cc/7GNu0W Для телефона и планшета: EPUB: https://vk.cc/86exdR MOBI: https://vk.cc/86exhw Андроид: https://vk.cc/86exkM Читать: https://jpst.it/1aJLe Вконтакте: https://vk.cc/7GNy41 Содержание:1 Краткое разъяснение о суджуд ат-тилава.2 Разбор данных вопросов шейха Мухамад ибн Хизама из его шарха книгу «Булуг Аль Марам» (перевод Руслана).3 Как совершить «суджуд тилава» и необходимо ли для этого Вуду? (И какие дуа в нем произносить).4 Нужно ли говорить «Аллаху акбар» после поднятия из суджуда при чтении суры «ас-Саджда»?5 Обязана ли женщина покрываться для совершения суджуд ат-тилява?6 О саджда тилава из комметариев к булуг Аль Мара по книге: «Элементарный фикх с доказательствами четырёх мазхабов». _______________________________________ 1 Краткое разъяснение о суджуд ат-тилава. При чтении айатов Корана, в которых упоминается о земном поклоне или содержится веление совершить его (см. Коран, 7:206; 13:15; 16:50; 17:109; 19:58; 22:18; 25:60; 27:25; 32:15; 41:37). Такой поклон совершать либо желательно, как считают ханбалиты, шафииты и маликиты, либо обязательно, по мнению ханафитов. Относительно пяти других айатов (см. Коран, 22:77; 38:24; 53:62; 84:21;96:19) мнения факихов разных мазхабов расходятся. Ханбалиты и шафииты считают, что после чтения 77-го айата суры «Хаджж» земной поклон совершается, тогда как маликиты и ханафиты придерживаются противоположного мнения. По мнению ханафитов, земной поклон совершается после чтения 25-го айата суры «Сад», по мнению же маликитов, — после 24-го. Кроме того, в отличие от факихов других мазхабов, маликиты считают, что земной поклон не совершается при чтении соответствующих айатов 53-й, 84-й и 96-й сур Корана.Человек, намеревающийся совершить такой поклон, должен находиться в состоянии ритуальной чистоты. По мнению ханафитов, перед его совершением и после него следует произнести слова «Аллаху акбар», не поднимая рук. [МФ, т. 24, с. 212–221]. _______________________________ 2 Разбор данных вопросов шейха Мухамад ибн Хизама из его шарха книгу «Булуг Аль Марам» (перевод Руслана). 951 Постановление совершения сажда тиляуа (при чтении Корана) http://www.youtube.com/watch?v=1y9KGnv3FWI 952 Сколько сажда тиляуа в Коране http://www.youtube.com/watch?v=G0fpu1r11zw 953 Является ли омовение условием действительности сажда тиляуа http://www.youtube.com/watch?v=mtFpUCet0zk 954 Является ли направление на кыйблу условием действительности сажда тиляуа http://www.youtube.com/watch?v=LVGBZwZlsKU 955 Нужно ли делать такбир для сажда тиляуа http://www.youtube.com/watch?v=RgcqF570DTM 956 Нужно ли давать салям после сажда тиляуа http://www.youtube.com/watch?v=S7puF4-Vadk 957 Тот, кто не читает Коран, но слушает его, должен ли делать сажда тиляуа http://www.youtube.com/watch?v=Bf8EK4hN8Ro 958 Тот, кто не читает Коран и не слушает, но слышит его должен ли делать сажда тиляуа http://www.youtube.com/watch?v=SpCtnsThM7E 959 Должен ли чтец Корана быть годным для имамства, чтобы за ним делали сажда тиляуа http://www.youtube.com/watch?v=IUTwwr_e53A 960 Может ли слушающий Коран поднять голову с сажда тиляуа раньше чтеца http://www.youtube.com/watch?v=vlcRgDWAsrg 961 Можно ли вместо сажда тиляуа сделать поясной поклон http://www.youtube.com/watch?v=UugO-fKjeJ4 962 Если человек в пути на животном или в машине - как делает сажда тиляуа http://www.youtube.com/watch?v=w33Do1iQyUc 963 Нужно ли делать сажда тиляуа в намазе http://www.youtube.com/watch?v=DDwIIn89f1U 964 Тот, кто не находит места для совершения сажда тиляуа http://www.youtube.com/watch?v=a57am3auM0I 965 Является ли желательным сначала встать для сажда тиляуа http://www.youtube.com/watch?v=jg6BrT14bDw __________________________________________ 3 Как совершить «суджуд тилава» и необходимо ли для этого Вуду? (И какие дуа в нем произносить).Для совершения суджуда тилява нет необходимости быть в состоянии ритуального омовения, согласно наиболее правильному мнению и после не надо произносить салам или такбир после этого, согласно наиболее правильному мнению ученых. Предписано произнесение такбира во время земного поклона, потому что существует доказательство этому в хадисе ибн Умара (да будет доволен им Аллах). Но если суджуд тилява совершается во время молитвы, то обязательно произнесение такбира, при опускании и поднятии, потому что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) делал так при каждом движении в намазе, и он сказал: «Молитесь так, как видели (молящимся) меня» (Бухари в Сахих, 595). Те же самые зикры и дуа что предписаны в намазе, также можно произносить и в суджуд тилява, на что указывает общий смысл хадисов по этой теме. Среди этих дуа:«Аллаhумма, ля-кя саджадту, ва би-кя аманту, ва ля-кя аслямту, саджада ваджhи ли-Ллязи халякъа-hу, ва саввара-hу, ва шаккъа сам’а-hу ва басара-hу, табаракя Ллаhу, ахьсану-ль-халикъин».О Аллах Тебе я поклонился и в Тебя я уверовал и Тебе я покорился. Мое лицо склонилось перед тем Кто создал его и дал ему форму, и Своей Силой наделил способностью слышать и видеть. Преславен Аллах, лучший из создателей.Это было передано Муслимом в Сахихе, 1290, от Пророка (да благословит его Аллах и приветствует); он произносил это во время земного поклона, согласно хадису Али (да будет доволен им Аллах).Мы упомянули выше, что во время суджуд тилява следует говорить то же самое, что и во время суджуда во время молитвы. Передано, что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) совершал дуа, во время суджуд тилява и говорил: «Аллаhумма-ктуб ли би-hа ‘инда-кя аджран, ва да’ ‘анни би-hа визран, ва-дж’аль-hа ли ‘инда-кя зухран ва такъаббаль-hа минни кяма такъаббальта-hа мин ‘абди-кя Давуда» «О, Аллаh, запиши мне у Себя награду за него (Имеется в виду земной поклон), и сними с меня прегрешение за него, и сделай его для меня запасом у Себя и прими его у меня, как принимал Ты его от раба Своего Дауда». [Ат-Тирмизи (579), аль-Хаким назвал достоверным и аз-Заhаби (1/219) согласился с ним]. Обязательным является произнесение “Subhaana Rabbiy al-A’laa (Преславен Величайший Господь), так же как является обязательным в молитве. Любые дополнительные дуа и зикры являются мустахабом.Суджуд Тилява является сунной, будь то в молитве или вне ее, и не обязательным, по причине хадисов переданных от Зейд ибн Сабита и Умара. Источник: Majmoo’ Fataawa wa Maqaalaat Samaahat al-Shaykh Ibn Baaz, 11/406. Еще дуа с крепости мусульманина: «Саджада ваджhи ли-ллязи халякъа-hу ва шаккъа сам’аhу ва басараhу би-хьаулиhи ва къувватиhи, фа табаракя Ллаhу ахьсануль-халикъин»«Лицом своим припадаю к земле перед Тем, кто сотворил его и наделил его слухом и зрением посредством Своей мощи и силы, «благословен Аллаh, лучший из творцов» («Верующие», 14). [Ат-Тирмизи (3425), Ахмад (6/30 под номером 24022), аль-Хаким назвал достоверным, аз-Заhаби (1/220) согласился с ним]. _______________________________ 4 Нужно ли говорить «Аллаху акбар» после поднятия из суджуда при чтении суры «ас-Саджда»?Ответ шейха ибн Джибрина:«Одни ученые считают, что нет и те, кто стоит за имамом, должны подняться при продолжении чтения имамом Корана.Вторая же часть ученых говорит о необходимости говорить «Аллаху акбар» после поднятия в связи с множеством хадисов, говорящих о произнесении этих слов при каждом поклоне и поднятии. Это наиболее правильное мнение». _______________________________ 5 Обязана ли женщина покрываться для совершения суджуд ат-тилява? Вопрос: Что делать женщине, если она, читая Коран, доходит до аятов, при которых необходимо совершать земной поклон? Должна ли она совершать земной поклон, если голова ее не покрыта? Ответ:Хвала Аллаху.Для женщины предпочтительнее покрывать голову для совершении земного поклона при чтении аятов, при которых необходимо совершать земной поклон (суджуд ат-тилява). Но если она не покроет голову, мы надеемся, что в этом нет ничего плохого, потому что суджуд ат-тилява не подпадает под хукм молитвы, и является актом подчинения Всевышнему Аллаху и приближения к Нему, подобно другим видам поминания Аллаха и благодеяниям.И только Аллах дарует успех, и да благословит Аллах нашего пророка Мухаммада, его семью и сподвижников.Источник: Постоянный комитет по фетвам (7/263). Шейх Ибн 'Ус'аймиин в своих комментариях о суджууде аль-тилаауа (простирание, необходимое при чтении определённых айятов Кур’аана) сказал: "Суджууд аль-тилаауа должен совершаться при чтении Кур’аана. Он может быть сделан в любом состоянии, даже с непокрытой головой и т.д., потому что это простирание не подчиняется управлениям о молитве".Источник: Фатаауа аль-Джаами'а ли'ль-мар'а аль-Муслима, 1/249. См. также Вопрос № 4908. _______________________________ 6 О саджда тилава из комметариев к булуг Аль Мара по книге: «Элементарный фикх с доказательствами четырёх мазхабов». Хадис 335. Земные поклоны, при чтении сур “Когда небо развернется…” и “Читай во имя Господа твоего…”». Передают со слов Абу Хурейры: «Мы совершали земные поклоны вместе с Посланником Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, при чтении сур “Когда небо развернется…” и “Читай во имя Господа твоего…”» Этот хадис передали Ахмад, Муслим, Абу Давуд, ат-Тирмизи, ан-Насаи и Ибн Маджа. Комментарий:В этом хадисе речь идет о сурах “аль-Иншикак” и “аль-‘Аляк”, в которых есть аяты, после прочтения которых следует совершить земной поклон (садждат ат-тилава). Богословы высказывали разные мнения относительно тех мест, когда полагается совершать такие земные поклоны.Ахмад, аль-Лейс, Исхак, Ибн Вахб, Ибн Хабиб (последователь маликитской школы), Ибн аль-Мунзир, Ибн Сурейдж (последователи шафиитской школы) и др. считали, что в Коране есть пятнадцать мест, после прочтения которых следует совершить земной поклон. Вот эти места, помеченные в экземплярах Корана особым значком:1. «Те, которые находятся возле твоего Господа, не превозносятся над поклонением Ему, славословят Ему и падают перед Ним ниц» (7:206).2. «Те, кто на небесах и на земле, а также их тени добровольно или невольно падают ниц перед Аллахом по утрам и перед закатом» (13:15).3. «Они боятся своего Господа, который над ними, и совершают то, что им велено» (16:50).4. «Они падают ниц, касаясь земли подбородками и рыдая. И это приумножает их смирение» (17:109).5. «Когда им читали аяты Милостивого, они падали ниц и рыдали» (19:58).6. «Никто не окажет почтения тому, кого унизит Аллах. Воистину, Аллах поступает так, как пожелает» (22:18).7. «О те, которые уверовали! Кланяйтесь, падайте ниц, поклоняйтесь вашему Господу и творите добро, - быть может, вы преуспеете» (22:77).8. «Когда им говорят: «Падайте ниц перед Милостивым!» - они говорят: «Что такое Милостивый? Неужели мы будем падать ниц перед тем, кому ты нам приказываешь?» Это приумножает их отвращение» (25:60).9. «Нет иного божества, кроме Аллаха, Господа великого Трона» (27:26).10. «Воистину, веруют в Наши знамения только те, которые, когда им напоминают о них, падают ниц, прославляют хвалой своего Господа и не проявляют высокомерия» (32:15).11. «Давуд (Давид) убедился, что Мы подвергли его искушению, попросил прощения у своего Господа, пал ниц и раскаялся» (38:24).12. «Если же они возгордятся, то ведь находящиеся возле твоего Господа прославляют Его ночью и днем, и им это не наскучивает» (41:38). Этого мнения придерживалось большинство ученых, - в том числе имамы Абу Ханифа и аш-Шафи‘и. Некоторые считали, что падать ниц следует после прочтения слов «Не падайте ниц перед солнцем и луной, а падайте ниц перед Аллахом, Который сотворил их, если Ему вы поклоняетесь» (41:37).13. «Падите же ниц перед Аллахом и поклоняйтесь!» (53:62).14. «…И не падают ниц, когда им читают Коран?» (84:21).15. «Так нет! Не повинуйся ему, а пади ниц и приближайся к Аллаху» (96:19). Это мнение опирается на совокупность преданий о совершении земных поклонов при чтении Корана. Некоторые из них мы подробно рассмотрим в рамках данной главы. В одном из хадисов, переданных со слов ‘Амра ибн аль-‘Аса, сообщается, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, научил его пятнадцати земных поклонам при чтении Корана, три из которых в расчлененных сурах, а два - в суре “аль-Хаджж”. Этот хадис передали Абу Давуд, Ибн Маджа, ад-Даракутни и аль-Хаким. Аль-Мунзири и ан-Навави назвали его хорошим, но ‘Абд аль-Хакк и Ибн аль-Каттан сочли его слабым. Дело в том, что его рассказчиком был ‘Абдуллах ибн Мунейн. Он был неизвестен знатокам хадисов, и только Йа‘куб ибн Суфйан назвал его заслуживавшим доверия. Другой ученый, рассказывавший данный хадис от его имени, по имени аль-Харис ибн Са‘ид аль-‘Утаки тоже был неизвестным. Ибн Макула сообщил, что от его имени не было рассказано других хадисов, кроме этого.Абу Ханифа считал, что совершать земные поклоны полагается лишь в четырнадцати местах, не учитывая второго поклона в суре “аль-Хаджж”. По мнению приверженцев маликитского толка, таких мест всего одиннадцать. Они исключали земные поклоны в расчлененных сурах (три последних поклона) и поклон в суре “Сад”. Поначалу этого суждения придерживался и аш-Шафи‘и, однако впоследствии он разрешил совершать четырнадцать земных поклонов, исключив из приведенного выше списка только поклон в суре “Сад”. О причинах этого, если на то будет воля Аллаха, мы поговорим в комментариях к следующему хадису. Что же касается мнения имама Малика относительно земных поклонов при чтении расчлененных сур, то оно опирается на следующий рассказ Ибн ‘Аббаса: «Пророк, мир ему и благословение Аллаха, не совершал земных поклонов при чтении расчлененных сур после того, как переселился в Медину». Этот хадис передали Абу Давуд и Ибн ас-Сакан, однако его рассказчиками были Матар аль-Варрак и Абу Кудама аль-Харс ибн ‘Убейд. Несмотря на то, что их рассказы вошли в “ас-Сахих” Муслима, некоторые знатоки хадисов считали их слабыми. Ибн Хиббан назвал Матара заслуживающим доверия, отметив, что иногда тот ошибался. Ас-Саджи назвал его правдивым рассказчиком, также отметив, что он ошибался. Сообщения Абу Кудамы встречаются даже в сборнике аль-Бухари, однако автор упоминает их в качестве дополнительных версий. Йахйа ибн Ма‘ин назвал этого рассказчика слабым. Имам Ахмад сообщил, что его рассказы запутанные. Ибн Хиббан назвал его заслуживающим доверия, отметив, однако, что он часто ошибался. Абу Хатим назвал его несильным, добавив, что его хадисы можно записывать, но на них нельзя опираться. Ан-Насаи тоже отнес его к несильным рассказчикам. Следовательно, хадис Ибн ‘Аббаса нельзя противопоставить достоверному сообщению Абу Хурейры о том, что Посланник, мир ему и благословение Аллаха, совершал земные поклоны, читая суры “аль-Иншикак” и “аль-‘Аляк”. Тем более что Абу Хурейра обратился в ислам лишь в 7 г.х. См. «Нейл аль-Аутар», т. 3, с. 92-93. Хадис 336. О совершении земного поклона в суре “Сад”. Передают со слов Ибн ‘Аббаса: «Повеления совершать земной поклон в суре “Сад” не было, но я видел, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, поступал так». Этот хадис передал аль-Бухари. Комментарий:Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, не приказывал совершать земной поклон при чтении суры “Сад”. Однако из достоверных преданий известно, что он вместе со своими сподвижниками поступали так. Абу Давуд передал со слов Абу Са‘ида аль-Худри: «Однажды, находясь на кафедре, Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, читал суру “Сад”. Дойдя до упоминания о земном поклоне, он пал ниц, и люди последовали за ним. В другой раз, когда он читал эту суру, стоило ему дойти до упоминания земного поклона, как люди зашевелились, чтобы пасть ниц. Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: “Это было покаянием пророка, но я вижу, что вы зашевелились, чтобы совершить земной поклон”. Тогда он спустился с кафедры и пал ниц, и люди тоже совершили земной поклон». Абу Давуд и аль-Мунзири воздержались от оценки хадиса, но все его рассказчики являются рассказчиками хадисов, вошедших в “ас-Сахих”.Таким образом, Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, последовал примеру пророка Давуда, исполнив тем самым кораническое веление: «Это - те, кого Аллах повел прямым путем. Следуй же их прямым путем» (6:90). Аль-Бейхаки сообщил, что целый ряд сподвижников совершали земные поклоны, прочтя слова «…попросил прощения у своего Господа, пал ниц и раскаялся» (38:24).Ан-Насаи передал со слов Ибн ‘Аббаса, что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, читая суру “Сад”, совершил земной поклон и сказал: «Давуд, мир ему, пал ниц, раскаиваясь, а мы падаем ниц из благодарности». Аш-Шафи‘и передал этот хадис в книге “Китаб аль-Умм” через рызные цепочки рассказчиков. Похожий хадис также был передан ад-Даракутни, и Ибн ас-Сакан назвал его достоверным.Опираясь на это сообщение, имам аш-Шафи‘и не разрешал совершать земной поклон при чтении суры “Сад” в намазе, поскольку Посланник, мир ему и благословение Аллаха, разъяснил, что этот поклон совершается из благодарности Аллаху.Из всего сказанного также следует, что одни необязательные предписания религии являются более важными, чем другие. См. «Субуль ас-Салам», т. 1, с. 319; «Нейл аль-Аутар», т. 3, с. 94-95.
Хадис 337. Земной поклон при чтении суры “ан-Наджм”, и вместе с ним пали ниц мусульмане и язычники, джинны и люди.
Передают со слов Ибн ‘Аббаса, что Посланник, мир ему и благословение Аллаха, совершил земной поклон при чтении суры “ан-Наджм”, и вместе с ним пали ниц мусульмане и язычники, джинны и люди. Этот хадис передали аль-Бухари и ат-Тирмизи.
Комментарий: Аль-Бухари и Муслим передали со слов Ибн Мас‘уда, что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, прочел суру «Клянусь звездой…» и совершил земной поклон. Вместе с ним пали ниц все, кто находился рядом, кроме одного престарелого курейшита. Он взял пригоршню камешек или земли, поднес ее ко лбу и сказал: «Этого мне достаточно!» Ибн Мас‘уд сказал: «Я видел, как он был убит, оставаясь неверующим». Аль-Бухари в своем сборнике сообщил, что этим старцем был Умеййа ибн Халаф. Ибн Исхак писал, что это был аль-Валид ибн аль-Мугира, но Ибн Хаджар отметил, что данное утверждение сомнительно, поскольку аль-Валид не был убит. Ат-Табарани передал мнение Са‘ида ибн Джубейра о том, что этим человеком был Са‘ид ибн аль-‘Ас ибн Умеййа. Ибн Хиббан в своем толковании привел сообщение о том, что это был Абу Лахаб. По этому поводу существуют и другие мнения. А лучше всего об этом известно Аллаху. Рассказы Ибн ‘Аббаса и Ибн Мас‘уда совпадают. Из этих хадисов следует, что если читающий Коран вслух прочел аят, после которого следует совершить земной поклон, то поступить так желательно все, кто слышал данный аят. Кадий ‘Ийад сообщил, что все присутствующие при том событии совершили земной поклон потому, что это был первый из таких аятов, ниспосланный с небес. Последнее утверждение опирается на слова Ибн Мас‘уда. Аль-Алуси предположил, что они поклонились вместе с Посланником, мир ему и благословение Аллаха, в надежде, что это поможет им избежать наказания, постигшего предыдущие народы и упомянутого в суре “ан-Наджм”. Возможно, они решили, что Мухаммад, мир ему и благословение Аллаха, упрекнул их идолов только за то, что они наречены именами женского рода. Подобная интерпретация вполне допустима, если учесть, что язычники были буквально ослеплены любовью и верностью своим богам. Что же касается сообщений о том, что язычники поклонились потому, что Посланник, мир ему и благословение Аллаха, читая Коран, по наущению сатаны похвалил идолов аль-Лата, аль-‘Уззу и Маната, то они являются лживыми. Они не только противоречат здравому смыслу, но и переданы через очень слабые или отосланные цепочки рассказчиков. Похвала идолов является неверием, и Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, не мог поступить так. Сатана тоже не мог произнести подобных слов его устами, как и не мог заставить его поступить так. Об этом упомянул ан-Навави в комментарии к “ас-Сахиху” Муслима. Подобные предания упоминаются во многих толкованиях Корана, в комментариях к словам Всевышнего «Мы не отправляли до тебя такого посланника или пророка, чтобы дьявол не подбросил свое в его чтение, когда он читал откровение. Аллах уничтожает то, что подбрасывает дьявол. Потом Аллах утверждает Свои знамения, ведь Аллах - Знающий, Мудрый» (22:52). Ибн Джарир передал от имени Са‘ида ибн Джубейра: «Когда был ниспослан аят «Не видели ли вы аль-Лат и аль-‘Уззу» (53:19), Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, прочел его и сказал: “Это - высокие журавли, на заступничество которых можно надеяться”. Потом Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, совершил земной поклон, и язычники сказали: “Прежде он никогда не отзывался о наших богах хорошо”. Тогда Аллах ниспослал аяты «Мы не отправляли до тебя такого посланника…» до слов «А неверующие не перестанут сомневаться в нем, пока не нагрянет внезапно Час или пока не постигнут их мучения в бесплодный день» (22:52-55)». Данное сообщение является отосланным, а его целостные версии были признаны слабыми. Подробный анализ десяти хадисов по этому поводу с разъяснением их несостоятельности приводится в статье шейха аль-Албани «Насб аль-Маджаник ли Насф Киссат аль-Гараник». См. также «Нейл аль-Аутар», т. 3, с. 93-94.
Хадис 338. Я прочел Пророку, мир ему и благословение Аллаха, суру “ан-Наджм”, и он не совершил земного поклона.
Передают со слов Зейда ибн Сабита: «Я прочел Пророку, мир ему и благословение Аллаха, суру “ан-Наджм”, и он не совершил земного поклона». Этот хадис передали аль-Бухари и Муслим.
Комментарий: На этот хадис опирались ученые, полагавшие, что земные поклоны не совершаются при чтении расчлененных сур. Ранее мы уже сообщали, что этого мнения придерживались имамы Малик и аш-Шафи‘и (впоследствии он изменил свою точку зрения). На него же опирался Абу Саур, считавший, что земные поклоны не совершаются при чтении суры “ан-Наджм”. Однако этот аргумент не является убедительным, поскольку Посланник, мир ему и благословение Аллаха, мог поступить так в силу целого ряда причин. Возможно, в тот момент он не был в состоянии ритуального очищения или же это произошло тогда, когда совершать намаз нежелательно. Дело в том, что некоторые сподвижники считали нежелательным совершение таких поклонов в то время, когда нежелательно совершать намаз. Однако это суждение не подтверждается священными текстами, ведь нежелательность совершения намаза в определенное время не распространяется на остальные обряды поклонения. Возможно, Пророк, мир ему и благословение Аллаха, поступил так, потому что читавший Коран сам не совершил земного поклона. Этого мнения были многие правоведы. Наконец, не исключено, что он хотел показать, что земные поклоны при чтении Корана необязательны. Этому суждению отдал предпочтение Ибн Хаджар. Его же с уверенностью высказывал имам аш-Шафи‘и. См. «Нейл аль-Аутар», т. 3, с. 98.
Хадис 339. Сура “аль-Хаджж” была отмечена двумя земными поклонами, и кто не совершает их, пусть не читает ее.
Передают со слов Халида ибн Ма‘дана: «Сура “аль-Хаджж” была отмечена двумя земными поклонами, и кто не совершает их, пусть не читает ее». Этот хадис передал Абу Давуд в “аль-Марасиле”.
Комментарий: Цепочка рассказчиков этого сообщения отосланная. Шейх аль-Албани назвал его слабым. См. «Да‘иф аль-Джами‘ ас-Сагир» (3982). Однако похожий хадис был передан Абу Давудом в “ас-Сунане” со слов ‘Укбы ибн ‘Амира с целостной цепочкой рассказчиков. В связи с этим имам ас-Сан‘ани выразил удивление тому, что Ибн Хаджар в данном случае ограничился упоминанием отосланной версии. Тем не менее, в следующем хадисе он упомянул хадис ‘Укбы ибн ‘Амира. См. «Субуль ас-Салам» с замечаниями аль-Албани, т. 1, с. 536.
Хадис 340. В суре “аль-Хаджж” есть два земных поклона? Он ответил: «Да, и кто не совершает этих поклонов, пусть не читает этих аятов.
Передают со слов ‘Укбы ибн ‘Амира, что он спросил Посланника, мир ему и благословение Аллаха: «О Посланник Аллаха! В суре “аль-Хаджж” есть два земных поклона?» Он ответил: «Да, и кто не совершает этих поклонов, пусть не читает этих аятов». Его передали Ахмад и ат-Тирмизи с целостной, но слабой цепочкой рассказчиков.
Комментарий: Ранее мы уже отметили, что хадис ‘Укбы ибн ‘Амира также был передан Абу Давудом. Цепочка его рассказчиков признана слабой, потому что одним из них был Ибн Лухей‘а. Однако хадис усиливается многочисленными похожими сообщениями, и поэтому шейх ‘Абдуллах аль-Мубаракфури назвал его, по меньшей мере, хорошим. См. «Мура‘ат аль-Мафатих Шарх Мишкат аль-Масабих», т. 2, с. 148.
Хадис 341. Читая суру “ан-Нахль”, дошел до того места, где упоминается земной поклон, он сошел с кафедры, и совершил земной поклон, и люди поклонились вместе с ним.
Передают со слов ‘Умара, что он, стоя на кафедре в пятницу, читал суру “ан-Нахль”. Когда он дошел до того места, где упоминается земной поклон, он сошел с кафедры, и совершил земной поклон, и люди поклонились вместе с ним. В следующую пятницу он снова прочел эту суру. Дойдя до того места, где упоминается земной поклон, он сказал: «О люди! Мы читаем аяты, после которых совершаем земные поклоны. Кто совершает их, тот поступает правильно. А кто не делает этого, тот не впадает в грех». Этот хадис передал аль-Бухари. В версии Малика говорится: «Аллах не обязал нас совершать земные поклоны, если только мы не пожелаем этого».
Комментарий: Это сообщение также было передано аль-Бейхаки, Абу Ну‘еймом в “аль-Мустахрадже” и Ибн Абу Шейбой. Оно свидетельствует в пользу тех ученых, которые не относят земные поклоны при чтении Корана к обязательным предписаниям. Иной точки зрения придерживаются ученые ханифитского толка, полагающие, что обязательные предписания делятся на фуруд и ваджибат. Ибн Хаджар в книге “Фатх аль-Бари” отметил, что подобная классификация является неправильной, поскольку сподвижники не делали различий между обязательными предписаниями. Следует отметить, что мнение одного ‘Умара ибн аль-Хаттаба не может служить веским аргументом в пользу того, что земные поклоны не являются обязательными. Однако он заявил об этом во время пятничной проповеди, и никто из сподвижников не возразил ему. Это вполне может означать, что сподвижники были единодушны по этому поводу. Из хадиса ‘Умара также следует, что имаму разрешается во время проповеди читать Коран, и если он прочел один из аятов, в которых упоминаются земные поклоны, то ему разрешается сойти с кафедры и совершить земной поклон. Примечательно, что имам Малик, упомянувший это предание в своем сборнике, считал, что имам в данной ситуации не должен совершать земного поклона. Однако хадис ‘Умара свидетельствует об обратном. См. «Нейл аль-Аутар», т. 3, с. 98-99. Имаму также разрешается читать суры, в которых упоминаются земные поклоны, во время коллективных намазов. Поступать так разрешается и во время намазов, совершаемых в одиночку, а также во время добровольных намазов. Этого мнения придерживалось большинство ученых, за исключением некоторых шиитских богословов. Аль-Бухари и Муслим передали со слов Абу Рафи‘ ас-Саига: «Я совершил вечерний намаз позади Абу Хурейры, и он прочел суру “Когда небо развернется…”, совершив земной поклон. Когда же я спросил его об этом, он ответил: “Я совершил земной поклон в этом месте, находясь позади Абу аль-Касима, мир ему и благословение Аллаха, и буду поступать так, пока не встречусь с ним”». См. «Нейл аль-Аутар», т. 3, с. 95-96.
Хадис 342. Когда он при чтении Корана доходил до места, где следует совершить земной поклон, то возвеличивал Аллаха и падал ниц, а мы делали это вслед за ним.
Передают со слов Ибн ‘Умара: «Пророк, мир ему и благословение Аллаха, читал нам Коран, и когда он доходил до места, где следует совершить земной поклон, то возвеличивал Аллаха и падал ниц, а мы делали это вслед за ним». Этот хадис передал Абу Давуд со слабой цепочкой рассказчиков.
Комментарий: Этот хадис является слабым, потому что одним из его рассказчиков был ‘Абдуллах аль-‘Умари, относительно которого ученые разошлись во мнениях. Ахмад ибн Ханбал считал его неплохим рассказчиком. Этого же мнения был Йахйа ибн Ма‘ин, разрешавший записывать его хадисы. В одном из сообщений от имама Ахмада говорится, что он указывал неверные цепочки рассказчиков. Йа‘куб ибн Шейба назвал его заслуживающим доверия и правдивым, но отметил, что его хадисы бывают запутанными. ‘Али ибн аль-Мадини счел его слабым. Следует отметить, что Муслим ссылался на сообщения ‘Абдуллаха, рассказанные им вместе с его братом ‘Убейдуллахом, который заслуживал доверия. Аль-Хаким передал похожий хадис со слов самого ‘Убейдуллаха, и поэтому назвал его достоверным согласно требованиям аль-Бухари и Муслима. ‘Абд ар-Раззак сообщил, что этот хадис нравился ас-Саури. Из этого предания следует, что при совершении поклона при чтении Корана следует возвеличивать Аллаха. Этого мнения придерживались ученые шафиитского толка. Некоторые считали, что после этого полагается прочесть ташаххуд и произнести приветствие. Другие, проводя аналогию с намазом, считали, что достаточно только произнести приветствие, однако эти суждения не подтверждаются священными текстами. Из хадиса также следует, что при чтении Корана земной поклон совершается всеми, кто читал или слышал соответствующие аяты. Аль-Бухари и Муслим передали со слов Ибн ‘Умара: «Пророк, мир ему и благословение Аллаха, читал нам Коран, и когда он доходил до места, где следует совершить земной поклон, то падал ниц, а мы делали это вслед за ним, и некоторые из нас не могли найти место, чтобы положить лоб». В версии Муслима отмечается, что это происходило вне намаза. Ибн Баттал сообщил, что богословы единодушно считали, что если чтец совершил земной поклон, то слушателям тоже полагается совершить его. Но ученые разошлись во мнении относительно тех, кто не слышал чтения соответствующего аята. Абу Ханифа, аш-Шафи‘и и некоторые другие полагали, что совершать земной поклон полагается тем, кто слышал этот аят, причем аш-Шафи‘и относил это предписание только к тем, кто намеренно слушал чтение Корана, а не услышал его случайно. Аль-Бухари передал со слов ‘Усмана ибн ‘Аффана, ‘Имрана ибн Хусайна и Салмана аль-Фариси, что земной поклон совершают те, кто намеренно слушал чтение Корана. Аль-Бейхаки и Ибн Абу Шейба передали то же самое от имени Ибн ‘Аббаса. Последователи ханифитской и шафиитской школ также высказывали разные мнения относительно действий тех, кто прочел или услышал соответствующие аяты во время ходьбы. Некоторые считали, что если человек не имеет возможности совершить земной поклон, то ему достаточно наклонить голову. Другие не разрешали поступать так, поскольку между наклоном головы и земным поклоном большая разница. Аш-Шафи‘и считал, что вместо земного поклона нельзя совершать поясной поклон, поскольку такого предписания нет в сунне. Абу Ханифа разрешал поступать так, считая, что смысл обоих поступков - смирение перед Аллахом. См. «Нейл аль-Аутар», т. 3, с. 97-99. Совершая земные поклоны при чтении Корана, Посланник, мир ему и благословение Аллаха, читал определенные молитвы. Ахмад, Абу Давуд, ат-Тирмизи и ан-Насаи передали со слов ‘Аиши, что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, читая Коран ночью, совершал земные поклоны и говорил: «Лицом своим припадаю к земле перед Тем, Кто сотворил его, придал ему облик и наделил слухом и зрением посредством Своей силы и мощи». Ат-Тирмизи назвал хадис достоверным. Его же передал, назвав достоверным, Ибн ас-Сакан, но в его версии сообщается, что он повторял эти слова трижды. В версии аль-Хакима также добавлено: «Благословен Аллах, лучший из творцов!» Следует добавить, что из совокупности хадисов на данную тему нельзя утверждать, что земные поклоны при чтении Корана обязательно совершать, находясь в состоянии ритуального очищения. Посланник, мир ему и благословение Аллаха, читал Коран в присутствии множества мусульман, среди которых могли быть те, чье омовение стало недействительным. Тем не менее, он не приказывал присутствующим совершить омовение заново.
Аль-Бухари передал, что Ибн ‘Умар совершал земные поклоны, когда его омовение уже было недействительным. То же самое передал от его имени Ибн Абу Шейба. Он же сообщил, что мнение Ибн ‘Умара разделяли аш-Ша‘би и Абу ‘Абд ар-Рахман ас-Салми. Большинство ранних мусульман считали, что при совершении земных поклонов обязательно быть в состоянии ритуального очищения. Однако однозначных доводов в пользу этого утверждения нет. То же самое относится к требованиям чистоты, предъявляемым к одежде и тому месту, на которое совершается земной поклон. Что же касается покрытия тех частей тела, которые надлежит скрывать под одеждой, и обращения лицом к кибле по возможности, то, согласно некоторым сообщениям, богословы единодушно считали выполнение этих предписаний необходимым. А лучше всего об этом известно Аллаху. См. «Нейл аль-Аутар», т. 3, с. 100.
Намаз - достоверная информация.
Cуджуд ат-Тилава (земной поклон при чтении некоторых аятов Корана).
БисмиЛляхи Ррахмаани Ррахиим.
Скачать статью в разных форматах:
pdf: https://vk.cc/7GNtNr pdf шрифт 24 для телефонов: https://vk.cc/7GNtUI docx: https://vk.cc/7GNu0W Для телефона и планшета:
EPUB: https://vk.cc/86exdR MOBI: https://vk.cc/86exhw Андроид: https://vk.cc/86exkM Читать: https://jpst.it/1aJLe Вконтакте: https://vk.cc/7GNy41 Содержание:1 Краткое разъяснение о суджуд ат-тилава.2 Разбор данных вопросов шейха Мухамад ибн Хизама из его шарха книгу «Булуг Аль Марам» (перевод Руслана).3 Как совершить «суджуд тилава» и необходимо ли для этого Вуду? (И какие дуа в нем произносить).4 Нужно ли говорить «Аллаху акбар» после поднятия из суджуда при чтении суры «ас-Саджда»?5 Обязана ли женщина покрываться для совершения суджуд ат-тилява?6 О саджда тилава из комметариев к булуг Аль Мара по книге: «Элементарный фикх с доказательствами четырёх мазхабов».
_______________________________________
1 Краткое разъяснение о суджуд ат-тилава.
При чтении айатов Корана, в которых упоминается о земном поклоне или содержится веление совершить его (см. Коран, 7:206; 13:15; 16:50; 17:109; 19:58; 22:18; 25:60; 27:25; 32:15; 41:37).
Такой поклон совершать либо желательно, как считают ханбалиты, шафииты и маликиты, либо обязательно, по мнению ханафитов.
Относительно пяти других айатов (см. Коран, 22:77; 38:24; 53:62; 84:21;96:19) мнения факихов разных мазхабов расходятся.
Ханбалиты и шафииты считают, что после чтения 77-го айата суры «Хаджж» земной поклон совершается, тогда как маликиты и ханафиты придерживаются противоположного мнения.
По мнению ханафитов, земной поклон совершается после чтения 25-го айата суры «Сад», по мнению же маликитов, — после 24-го.
Кроме того, в отличие от факихов других мазхабов, маликиты считают, что земной поклон не совершается при чтении соответствующих айатов 53-й, 84-й и 96-й сур Корана.Человек, намеревающийся совершить такой поклон, должен находиться в состоянии ритуальной чистоты. По мнению ханафитов, перед его совершением и после него следует произнести слова «Аллаху акбар», не поднимая рук. [МФ, т. 24, с. 212–221].
_______________________________
2 Разбор данных вопросов шейха Мухамад ибн Хизама из его шарха книгу «Булуг Аль Марам» (перевод Руслана).
951 Постановление совершения сажда тиляуа (при чтении Корана) http://www.youtube.com/watch?v=1y9KGnv3FWI 952 Сколько сажда тиляуа в Коране http://www.youtube.com/watch?v=G0fpu1r11zw 953 Является ли омовение условием действительности сажда тиляуа http://www.youtube.com/watch?v=mtFpUCet0zk 954 Является ли направление на кыйблу условием действительности сажда тиляуа http://www.youtube.com/watch?v=LVGBZwZlsKU 955 Нужно ли делать такбир для сажда тиляуа http://www.youtube.com/watch?v=RgcqF570DTM 956 Нужно ли давать салям после сажда тиляуа http://www.youtube.com/watch?v=S7puF4-Vadk 957 Тот, кто не читает Коран, но слушает его, должен ли делать сажда тиляуа http://www.youtube.com/watch?v=Bf8EK4hN8Ro 958 Тот, кто не читает Коран и не слушает, но слышит его должен ли делать сажда тиляуа http://www.youtube.com/watch?v=SpCtnsThM7E 959 Должен ли чтец Корана быть годным для имамства, чтобы за ним делали сажда тиляуа http://www.youtube.com/watch?v=IUTwwr_e53A 960 Может ли слушающий Коран поднять голову с сажда тиляуа раньше чтеца http://www.youtube.com/watch?v=vlcRgDWAsrg 961 Можно ли вместо сажда тиляуа сделать поясной поклон http://www.youtube.com/watch?v=UugO-fKjeJ4 962 Если человек в пути на животном или в машине - как делает сажда тиляуа http://www.youtube.com/watch?v=w33Do1iQyUc 963 Нужно ли делать сажда тиляуа в намазе http://www.youtube.com/watch?v=DDwIIn89f1U 964 Тот, кто не находит места для совершения сажда тиляуа http://www.youtube.com/watch?v=a57am3auM0I 965 Является ли желательным сначала встать для сажда тиляуа http://www.youtube.com/watch?v=jg6BrT14bDw __________________________________________
3 Как совершить «суджуд тилава» и необходимо ли для этого Вуду? (И какие дуа в нем произносить).Для совершения суджуда тилява нет необходимости быть в состоянии ритуального омовения, согласно наиболее правильному мнению и после не надо произносить салам или такбир после этого, согласно наиболее правильному мнению ученых.
Предписано произнесение такбира во время земного поклона, потому что существует доказательство этому в хадисе ибн Умара (да будет доволен им Аллах).
Но если суджуд тилява совершается во время молитвы, то обязательно произнесение такбира, при опускании и поднятии, потому что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) делал так при каждом движении в намазе, и он сказал: «Молитесь так, как видели (молящимся) меня» (Бухари в Сахих, 595).
Те же самые зикры и дуа что предписаны в намазе, также можно произносить и в суджуд тилява, на что указывает общий смысл хадисов по этой теме. Среди этих дуа:«Аллаhумма, ля-кя саджадту, ва би-кя аманту, ва ля-кя аслямту, саджада ваджhи ли-Ллязи халякъа-hу, ва саввара-hу, ва шаккъа сам’а-hу ва басара-hу, табаракя Ллаhу, ахьсану-ль-халикъин».О Аллах Тебе я поклонился и в Тебя я уверовал и Тебе я покорился. Мое лицо склонилось перед тем Кто создал его и дал ему форму, и Своей Силой наделил способностью слышать и видеть. Преславен Аллах, лучший из создателей.Это было передано Муслимом в Сахихе, 1290, от Пророка (да благословит его Аллах и приветствует); он произносил это во время земного поклона, согласно хадису Али (да будет доволен им Аллах).Мы упомянули выше, что во время суджуд тилява следует говорить то же самое, что и во время суджуда во время молитвы. Передано, что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) совершал дуа, во время суджуд тилява и говорил:
«Аллаhумма-ктуб ли би-hа ‘инда-кя аджран, ва да’ ‘анни би-hа визран, ва-дж’аль-hа ли ‘инда-кя зухран ва такъаббаль-hа минни кяма такъаббальта-hа мин ‘абди-кя Давуда»
«О, Аллаh, запиши мне у Себя награду за него (Имеется в виду земной поклон), и сними с меня прегрешение за него, и сделай его для меня запасом у Себя и прими его у меня, как принимал Ты его от раба Своего Дауда». [Ат-Тирмизи (579), аль-Хаким назвал достоверным и аз-Заhаби (1/219) согласился с ним].
Обязательным является произнесение “Subhaana Rabbiy al-A’laa (Преславен Величайший Господь), так же как является обязательным в молитве. Любые дополнительные дуа и зикры являются мустахабом.Суджуд Тилява является сунной, будь то в молитве или вне ее, и не обязательным, по причине хадисов переданных от Зейд ибн Сабита и Умара.
Источник: Majmoo’ Fataawa wa Maqaalaat Samaahat al-Shaykh Ibn Baaz, 11/406.
Еще дуа с крепости мусульманина:
«Саджада ваджhи ли-ллязи халякъа-hу ва шаккъа сам’аhу ва басараhу би-хьаулиhи ва къувватиhи, фа табаракя Ллаhу ахьсануль-халикъин»«Лицом своим припадаю к земле перед Тем, кто сотворил его и наделил его слухом и зрением посредством Своей мощи и силы, «благословен Аллаh, лучший из творцов» («Верующие», 14). [Ат-Тирмизи (3425), Ахмад (6/30 под номером 24022), аль-Хаким назвал достоверным, аз-Заhаби (1/220) согласился с ним].
_______________________________
4 Нужно ли говорить «Аллаху акбар» после поднятия из суджуда при чтении суры «ас-Саджда»?Ответ шейха ибн Джибрина:«Одни ученые считают, что нет и те, кто стоит за имамом, должны подняться при продолжении чтения имамом Корана.Вторая же часть ученых говорит о необходимости говорить «Аллаху акбар» после поднятия в связи с множеством хадисов, говорящих о произнесении этих слов при каждом поклоне и поднятии. Это наиболее правильное мнение».
_______________________________
5 Обязана ли женщина покрываться для совершения суджуд ат-тилява?
Вопрос: Что делать женщине, если она, читая Коран, доходит до аятов, при которых необходимо совершать земной поклон? Должна ли она совершать земной поклон, если голова ее не покрыта?
Ответ:Хвала Аллаху.Для женщины предпочтительнее покрывать голову для совершении земного поклона при чтении аятов, при которых необходимо совершать земной поклон (суджуд ат-тилява). Но если она не покроет голову, мы надеемся, что в этом нет ничего плохого, потому что суджуд ат-тилява не подпадает под хукм молитвы, и является актом подчинения Всевышнему Аллаху и приближения к Нему, подобно другим видам поминания Аллаха и благодеяниям.И только Аллах дарует успех, и да благословит Аллах нашего пророка Мухаммада, его семью и сподвижников.Источник: Постоянный комитет по фетвам (7/263).
Шейх Ибн 'Ус'аймиин в своих комментариях о суджууде аль-тилаауа (простирание, необходимое при чтении определённых айятов Кур’аана) сказал: "Суджууд аль-тилаауа должен совершаться при чтении Кур’аана. Он может быть сделан в любом состоянии, даже с непокрытой головой и т.д., потому что это простирание не подчиняется управлениям о молитве".Источник: Фатаауа аль-Джаами'а ли'ль-мар'а аль-Муслима, 1/249. См. также Вопрос № 4908.
_______________________________
6 О саджда тилава из комметариев к булуг Аль Мара по книге: «Элементарный фикх с доказательствами четырёх мазхабов».
Хадис 335. Земные поклоны, при чтении сур “Когда небо развернется…” и “Читай во имя Господа твоего…”».
Передают со слов Абу Хурейры: «Мы совершали земные поклоны вместе с Посланником Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, при чтении сур “Когда небо развернется…” и “Читай во имя Господа твоего…”» Этот хадис передали Ахмад, Муслим, Абу Давуд, ат-Тирмизи, ан-Насаи и Ибн Маджа.
Комментарий:В этом хадисе речь идет о сурах “аль-Иншикак” и “аль-‘Аляк”, в которых есть аяты, после прочтения которых следует совершить земной поклон (садждат ат-тилава). Богословы высказывали разные мнения относительно тех мест, когда полагается совершать такие земные поклоны.Ахмад, аль-Лейс, Исхак, Ибн Вахб, Ибн Хабиб (последователь маликитской школы), Ибн аль-Мунзир, Ибн Сурейдж (последователи шафиитской школы) и др. считали, что в Коране есть пятнадцать мест, после прочтения которых следует совершить земной поклон. Вот эти места, помеченные в экземплярах Корана особым значком:1. «Те, которые находятся возле твоего Господа, не превозносятся над поклонением Ему, славословят Ему и падают перед Ним ниц» (7:206).2. «Те, кто на небесах и на земле, а также их тени добровольно или невольно падают ниц перед Аллахом по утрам и перед закатом» (13:15).3. «Они боятся своего Господа, который над ними, и совершают то, что им велено» (16:50).4. «Они падают ниц, касаясь земли подбородками и рыдая. И это приумножает их смирение» (17:109).5. «Когда им читали аяты Милостивого, они падали ниц и рыдали» (19:58).6. «Никто не окажет почтения тому, кого унизит Аллах. Воистину, Аллах поступает так, как пожелает» (22:18).7. «О те, которые уверовали! Кланяйтесь, падайте ниц, поклоняйтесь вашему Господу и творите добро, - быть может, вы преуспеете» (22:77).8. «Когда им говорят: «Падайте ниц перед Милостивым!» - они говорят: «Что такое Милостивый? Неужели мы будем падать ниц перед тем, кому ты нам приказываешь?» Это приумножает их отвращение» (25:60).9. «Нет иного божества, кроме Аллаха, Господа великого Трона» (27:26).10. «Воистину, веруют в Наши знамения только те, которые, когда им напоминают о них, падают ниц, прославляют хвалой своего Господа и не проявляют высокомерия» (32:15).11. «Давуд (Давид) убедился, что Мы подвергли его искушению, попросил прощения у своего Господа, пал ниц и раскаялся» (38:24).12. «Если же они возгордятся, то ведь находящиеся возле твоего Господа прославляют Его ночью и днем, и им это не наскучивает» (41:38). Этого мнения придерживалось большинство ученых, - в том числе имамы Абу Ханифа и аш-Шафи‘и. Некоторые считали, что падать ниц следует после прочтения слов «Не падайте ниц перед солнцем и луной, а падайте ниц перед Аллахом, Который сотворил их, если Ему вы поклоняетесь» (41:37).13. «Падите же ниц перед Аллахом и поклоняйтесь!» (53:62).14. «…И не падают ниц, когда им читают Коран?» (84:21).15. «Так нет! Не повинуйся ему, а пади ниц и приближайся к Аллаху» (96:19).
Это мнение опирается на совокупность преданий о совершении земных поклонов при чтении Корана. Некоторые из них мы подробно рассмотрим в рамках данной главы. В одном из хадисов, переданных со слов ‘Амра ибн аль-‘Аса, сообщается, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, научил его пятнадцати земных поклонам при чтении Корана, три из которых в расчлененных сурах, а два - в суре “аль-Хаджж”. Этот хадис передали Абу Давуд, Ибн Маджа, ад-Даракутни и аль-Хаким. Аль-Мунзири и ан-Навави назвали его хорошим, но ‘Абд аль-Хакк и Ибн аль-Каттан сочли его слабым. Дело в том, что его рассказчиком был ‘Абдуллах ибн Мунейн. Он был неизвестен знатокам хадисов, и только Йа‘куб ибн Суфйан назвал его заслуживавшим доверия. Другой ученый, рассказывавший данный хадис от его имени, по имени аль-Харис ибн Са‘ид аль-‘Утаки тоже был неизвестным. Ибн Макула сообщил, что от его имени не было рассказано других хадисов, кроме этого.Абу Ханифа считал, что совершать земные поклоны полагается лишь в четырнадцати местах, не учитывая второго поклона в суре “аль-Хаджж”. По мнению приверженцев маликитского толка, таких мест всего одиннадцать. Они исключали земные поклоны в расчлененных сурах (три последних поклона) и поклон в суре “Сад”. Поначалу этого суждения придерживался и аш-Шафи‘и, однако впоследствии он разрешил совершать четырнадцать земных поклонов, исключив из приведенного выше списка только поклон в суре “Сад”. О причинах этого, если на то будет воля Аллаха, мы поговорим в комментариях к следующему хадису. Что же касается мнения имама Малика относительно земных поклонов при чтении расчлененных сур, то оно опирается на следующий рассказ Ибн ‘Аббаса: «Пророк, мир ему и благословение Аллаха, не совершал земных поклонов при чтении расчлененных сур после того, как переселился в Медину». Этот хадис передали Абу Давуд и Ибн ас-Сакан, однако его рассказчиками были Матар аль-Варрак и Абу Кудама аль-Харс ибн ‘Убейд. Несмотря на то, что их рассказы вошли в “ас-Сахих” Муслима, некоторые знатоки хадисов считали их слабыми. Ибн Хиббан назвал Матара заслуживающим доверия, отметив, что иногда тот ошибался. Ас-Саджи назвал его правдивым рассказчиком, также отметив, что он ошибался. Сообщения Абу Кудамы встречаются даже в сборнике аль-Бухари, однако автор упоминает их в качестве дополнительных версий. Йахйа ибн Ма‘ин назвал этого рассказчика слабым. Имам Ахмад сообщил, что его рассказы запутанные. Ибн Хиббан назвал его заслуживающим доверия, отметив, однако, что он часто ошибался. Абу Хатим назвал его несильным, добавив, что его хадисы можно записывать, но на них нельзя опираться. Ан-Насаи тоже отнес его к несильным рассказчикам. Следовательно, хадис Ибн ‘Аббаса нельзя противопоставить достоверному сообщению Абу Хурейры о том, что Посланник, мир ему и благословение Аллаха, совершал земные поклоны, читая суры “аль-Иншикак” и “аль-‘Аляк”. Тем более что Абу Хурейра обратился в ислам лишь в 7 г.х. См. «Нейл аль-Аутар», т. 3, с. 92-93.
Хадис 336. О совершении земного поклона в суре “Сад”.
Передают со слов Ибн ‘Аббаса: «Повеления совершать земной поклон в суре “Сад” не было, но я видел, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, поступал так». Этот хадис передал аль-Бухари.
Комментарий:Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, не приказывал совершать земной поклон при чтении суры “Сад”. Однако из достоверных преданий известно, что он вместе со своими сподвижниками поступали так. Абу Давуд передал со слов Абу Са‘ида аль-Худри: «Однажды, находясь на кафедре, Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, читал суру “Сад”. Дойдя до упоминания о земном поклоне, он пал ниц, и люди последовали за ним. В другой раз, когда он читал эту суру, стоило ему дойти до упоминания земного поклона, как люди зашевелились, чтобы пасть ниц. Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: “Это было покаянием пророка, но я вижу, что вы зашевелились, чтобы совершить земной поклон”. Тогда он спустился с кафедры и пал ниц, и люди тоже совершили земной поклон». Абу Давуд и аль-Мунзири воздержались от оценки хадиса, но все его рассказчики являются рассказчиками хадисов, вошедших в “ас-Сахих”.Таким образом, Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, последовал примеру пророка Давуда, исполнив тем самым кораническое веление: «Это - те, кого Аллах повел прямым путем. Следуй же их прямым путем» (6:90). Аль-Бейхаки сообщил, что целый ряд сподвижников совершали земные поклоны, прочтя слова «…попросил прощения у своего Господа, пал ниц и раскаялся» (38:24).Ан-Насаи передал со слов Ибн ‘Аббаса, что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, читая суру “Сад”, совершил земной поклон и сказал: «Давуд, мир ему, пал ниц, раскаиваясь, а мы падаем ниц из благодарности». Аш-Шафи‘и передал этот хадис в книге “Китаб аль-Умм” через рызные цепочки рассказчиков. Похожий хадис также был передан ад-Даракутни, и Ибн ас-Сакан назвал его достоверным.Опираясь на это сообщение, имам аш-Шафи‘и не разрешал совершать земной поклон при чтении суры “Сад” в намазе, поскольку Посланник, мир ему и благословение Аллаха, разъяснил, что этот поклон совершается из благодарности Аллаху.Из всего сказанного также следует, что одни необязательные предписания религии являются более важными, чем другие. См. «Субуль ас-Салам», т. 1, с. 319; «Нейл аль-Аутар», т. 3, с. 94-95.
Передают со слов Ибн ‘Аббаса, что Посланник, мир ему и благословение Аллаха, совершил земной поклон при чтении суры “ан-Наджм”, и вместе с ним пали ниц мусульмане и язычники, джинны и люди. Этот хадис передали аль-Бухари и ат-Тирмизи.
Комментарий:
Аль-Бухари и Муслим передали со слов Ибн Мас‘уда, что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, прочел суру «Клянусь звездой…» и совершил земной поклон. Вместе с ним пали ниц все, кто находился рядом, кроме одного престарелого курейшита. Он взял пригоршню камешек или земли, поднес ее ко лбу и сказал: «Этого мне достаточно!» Ибн Мас‘уд сказал: «Я видел, как он был убит, оставаясь неверующим».
Аль-Бухари в своем сборнике сообщил, что этим старцем был Умеййа ибн Халаф. Ибн Исхак писал, что это был аль-Валид ибн аль-Мугира, но Ибн Хаджар отметил, что данное утверждение сомнительно, поскольку аль-Валид не был убит. Ат-Табарани передал мнение Са‘ида ибн Джубейра о том, что этим человеком был Са‘ид ибн аль-‘Ас ибн Умеййа. Ибн Хиббан в своем толковании привел сообщение о том, что это был Абу Лахаб. По этому поводу существуют и другие мнения. А лучше всего об этом известно Аллаху.
Рассказы Ибн ‘Аббаса и Ибн Мас‘уда совпадают. Из этих хадисов следует, что если читающий Коран вслух прочел аят, после которого следует совершить земной поклон, то поступить так желательно все, кто слышал данный аят. Кадий ‘Ийад сообщил, что все присутствующие при том событии совершили земной поклон потому, что это был первый из таких аятов, ниспосланный с небес. Последнее утверждение опирается на слова Ибн Мас‘уда.
Аль-Алуси предположил, что они поклонились вместе с Посланником, мир ему и благословение Аллаха, в надежде, что это поможет им избежать наказания, постигшего предыдущие народы и упомянутого в суре “ан-Наджм”. Возможно, они решили, что Мухаммад, мир ему и благословение Аллаха, упрекнул их идолов только за то, что они наречены именами женского рода. Подобная интерпретация вполне допустима, если учесть, что язычники были буквально ослеплены любовью и верностью своим богам.
Что же касается сообщений о том, что язычники поклонились потому, что Посланник, мир ему и благословение Аллаха, читая Коран, по наущению сатаны похвалил идолов аль-Лата, аль-‘Уззу и Маната, то они являются лживыми. Они не только противоречат здравому смыслу, но и переданы через очень слабые или отосланные цепочки рассказчиков. Похвала идолов является неверием, и Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, не мог поступить так. Сатана тоже не мог произнести подобных слов его устами, как и не мог заставить его поступить так. Об этом упомянул ан-Навави в комментарии к “ас-Сахиху” Муслима.
Подобные предания упоминаются во многих толкованиях Корана, в комментариях к словам Всевышнего «Мы не отправляли до тебя такого посланника или пророка, чтобы дьявол не подбросил свое в его чтение, когда он читал откровение. Аллах уничтожает то, что подбрасывает дьявол. Потом Аллах утверждает Свои знамения, ведь Аллах - Знающий, Мудрый» (22:52).
Ибн Джарир передал от имени Са‘ида ибн Джубейра: «Когда был ниспослан аят «Не видели ли вы аль-Лат и аль-‘Уззу» (53:19), Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, прочел его и сказал: “Это - высокие журавли, на заступничество которых можно надеяться”. Потом Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, совершил земной поклон, и язычники сказали: “Прежде он никогда не отзывался о наших богах хорошо”. Тогда Аллах ниспослал аяты «Мы не отправляли до тебя такого посланника…» до слов «А неверующие не перестанут сомневаться в нем, пока не нагрянет внезапно Час или пока не постигнут их мучения в бесплодный день» (22:52-55)». Данное сообщение является отосланным, а его целостные версии были признаны слабыми. Подробный анализ десяти хадисов по этому поводу с разъяснением их несостоятельности приводится в статье шейха аль-Албани «Насб аль-Маджаник ли Насф Киссат аль-Гараник». См. также «Нейл аль-Аутар», т. 3, с. 93-94.
Хадис 338. Я прочел Пророку, мир ему и благословение Аллаха, суру “ан-Наджм”, и он не совершил земного поклона.
Передают со слов Зейда ибн Сабита: «Я прочел Пророку, мир ему и благословение Аллаха, суру “ан-Наджм”, и он не совершил земного поклона». Этот хадис передали аль-Бухари и Муслим.
Комментарий:
На этот хадис опирались ученые, полагавшие, что земные поклоны не совершаются при чтении расчлененных сур. Ранее мы уже сообщали, что этого мнения придерживались имамы Малик и аш-Шафи‘и (впоследствии он изменил свою точку зрения). На него же опирался Абу Саур, считавший, что земные поклоны не совершаются при чтении суры “ан-Наджм”. Однако этот аргумент не является убедительным, поскольку Посланник, мир ему и благословение Аллаха, мог поступить так в силу целого ряда причин. Возможно, в тот момент он не был в состоянии ритуального очищения или же это произошло тогда, когда совершать намаз нежелательно. Дело в том, что некоторые сподвижники считали нежелательным совершение таких поклонов в то время, когда нежелательно совершать намаз. Однако это суждение не подтверждается священными текстами, ведь нежелательность совершения намаза в определенное время не распространяется на остальные обряды поклонения.
Возможно, Пророк, мир ему и благословение Аллаха, поступил так, потому что читавший Коран сам не совершил земного поклона. Этого мнения были многие правоведы. Наконец, не исключено, что он хотел показать, что земные поклоны при чтении Корана необязательны. Этому суждению отдал предпочтение Ибн Хаджар. Его же с уверенностью высказывал имам аш-Шафи‘и. См. «Нейл аль-Аутар», т. 3, с. 98.
Хадис 339. Сура “аль-Хаджж” была отмечена двумя земными поклонами, и кто не совершает их, пусть не читает ее.
Передают со слов Халида ибн Ма‘дана: «Сура “аль-Хаджж” была отмечена двумя земными поклонами, и кто не совершает их, пусть не читает ее». Этот хадис передал Абу Давуд в “аль-Марасиле”.
Комментарий:
Цепочка рассказчиков этого сообщения отосланная. Шейх аль-Албани назвал его слабым. См. «Да‘иф аль-Джами‘ ас-Сагир» (3982). Однако похожий хадис был передан Абу Давудом в “ас-Сунане” со слов ‘Укбы ибн ‘Амира с целостной цепочкой рассказчиков. В связи с этим имам ас-Сан‘ани выразил удивление тому, что Ибн Хаджар в данном случае ограничился упоминанием отосланной версии. Тем не менее, в следующем хадисе он упомянул хадис ‘Укбы ибн ‘Амира. См. «Субуль ас-Салам» с замечаниями аль-Албани, т. 1, с. 536.
Хадис 340. В суре “аль-Хаджж” есть два земных поклона? Он ответил: «Да, и кто не совершает этих поклонов, пусть не читает этих аятов.
Передают со слов ‘Укбы ибн ‘Амира, что он спросил Посланника, мир ему и благословение Аллаха: «О Посланник Аллаха! В суре “аль-Хаджж” есть два земных поклона?» Он ответил: «Да, и кто не совершает этих поклонов, пусть не читает этих аятов». Его передали Ахмад и ат-Тирмизи с целостной, но слабой цепочкой рассказчиков.
Комментарий:
Ранее мы уже отметили, что хадис ‘Укбы ибн ‘Амира также был передан Абу Давудом. Цепочка его рассказчиков признана слабой, потому что одним из них был Ибн Лухей‘а. Однако хадис усиливается многочисленными похожими сообщениями, и поэтому шейх ‘Абдуллах аль-Мубаракфури назвал его, по меньшей мере, хорошим. См. «Мура‘ат аль-Мафатих Шарх Мишкат аль-Масабих», т. 2, с. 148.
Хадис 341. Читая суру “ан-Нахль”, дошел до того места, где упоминается земной поклон, он сошел с кафедры, и совершил земной поклон, и люди поклонились вместе с ним.
Передают со слов ‘Умара, что он, стоя на кафедре в пятницу, читал суру “ан-Нахль”. Когда он дошел до того места, где упоминается земной поклон, он сошел с кафедры, и совершил земной поклон, и люди поклонились вместе с ним. В следующую пятницу он снова прочел эту суру. Дойдя до того места, где упоминается земной поклон, он сказал: «О люди! Мы читаем аяты, после которых совершаем земные поклоны. Кто совершает их, тот поступает правильно. А кто не делает этого, тот не впадает в грех». Этот хадис передал аль-Бухари. В версии Малика говорится: «Аллах не обязал нас совершать земные поклоны, если только мы не пожелаем этого».
Комментарий:
Это сообщение также было передано аль-Бейхаки, Абу Ну‘еймом в “аль-Мустахрадже” и Ибн Абу Шейбой. Оно свидетельствует в пользу тех ученых, которые не относят земные поклоны при чтении Корана к обязательным предписаниям. Иной точки зрения придерживаются ученые ханифитского толка, полагающие, что обязательные предписания делятся на фуруд и ваджибат. Ибн Хаджар в книге “Фатх аль-Бари” отметил, что подобная классификация является неправильной, поскольку сподвижники не делали различий между обязательными предписаниями.
Следует отметить, что мнение одного ‘Умара ибн аль-Хаттаба не может служить веским аргументом в пользу того, что земные поклоны не являются обязательными. Однако он заявил об этом во время пятничной проповеди, и никто из сподвижников не возразил ему. Это вполне может означать, что сподвижники были единодушны по этому поводу.
Из хадиса ‘Умара также следует, что имаму разрешается во время проповеди читать Коран, и если он прочел один из аятов, в которых упоминаются земные поклоны, то ему разрешается сойти с кафедры и совершить земной поклон. Примечательно, что имам Малик, упомянувший это предание в своем сборнике, считал, что имам в данной ситуации не должен совершать земного поклона. Однако хадис ‘Умара свидетельствует об обратном. См. «Нейл аль-Аутар», т. 3, с. 98-99.
Имаму также разрешается читать суры, в которых упоминаются земные поклоны, во время коллективных намазов. Поступать так разрешается и во время намазов, совершаемых в одиночку, а также во время добровольных намазов. Этого мнения придерживалось большинство ученых, за исключением некоторых шиитских богословов. Аль-Бухари и Муслим передали со слов Абу Рафи‘ ас-Саига: «Я совершил вечерний намаз позади Абу Хурейры, и он прочел суру “Когда небо развернется…”, совершив земной поклон. Когда же я спросил его об этом, он ответил: “Я совершил земной поклон в этом месте, находясь позади Абу аль-Касима, мир ему и благословение Аллаха, и буду поступать так, пока не встречусь с ним”». См. «Нейл аль-Аутар», т. 3, с. 95-96.
Хадис 342. Когда он при чтении Корана доходил до места, где следует совершить земной поклон, то возвеличивал Аллаха и падал ниц, а мы делали это вслед за ним.
Передают со слов Ибн ‘Умара: «Пророк, мир ему и благословение Аллаха, читал нам Коран, и когда он доходил до места, где следует совершить земной поклон, то возвеличивал Аллаха и падал ниц, а мы делали это вслед за ним». Этот хадис передал Абу Давуд со слабой цепочкой рассказчиков.
Комментарий:
Этот хадис является слабым, потому что одним из его рассказчиков был ‘Абдуллах аль-‘Умари, относительно которого ученые разошлись во мнениях. Ахмад ибн Ханбал считал его неплохим рассказчиком. Этого же мнения был Йахйа ибн Ма‘ин, разрешавший записывать его хадисы. В одном из сообщений от имама Ахмада говорится, что он указывал неверные цепочки рассказчиков. Йа‘куб ибн Шейба назвал его заслуживающим доверия и правдивым, но отметил, что его хадисы бывают запутанными. ‘Али ибн аль-Мадини счел его слабым. Следует отметить, что Муслим ссылался на сообщения ‘Абдуллаха, рассказанные им вместе с его братом ‘Убейдуллахом, который заслуживал доверия. Аль-Хаким передал похожий хадис со слов самого ‘Убейдуллаха, и поэтому назвал его достоверным согласно требованиям аль-Бухари и Муслима. ‘Абд ар-Раззак сообщил, что этот хадис нравился ас-Саури.
Из этого предания следует, что при совершении поклона при чтении Корана следует возвеличивать Аллаха. Этого мнения придерживались ученые шафиитского толка. Некоторые считали, что после этого полагается прочесть ташаххуд и произнести приветствие. Другие, проводя аналогию с намазом, считали, что достаточно только произнести приветствие, однако эти суждения не подтверждаются священными текстами.
Из хадиса также следует, что при чтении Корана земной поклон совершается всеми, кто читал или слышал соответствующие аяты. Аль-Бухари и Муслим передали со слов Ибн ‘Умара: «Пророк, мир ему и благословение Аллаха, читал нам Коран, и когда он доходил до места, где следует совершить земной поклон, то падал ниц, а мы делали это вслед за ним, и некоторые из нас не могли найти место, чтобы положить лоб». В версии Муслима отмечается, что это происходило вне намаза.
Ибн Баттал сообщил, что богословы единодушно считали, что если чтец совершил земной поклон, то слушателям тоже полагается совершить его. Но ученые разошлись во мнении относительно тех, кто не слышал чтения соответствующего аята. Абу Ханифа, аш-Шафи‘и и некоторые другие полагали, что совершать земной поклон полагается тем, кто слышал этот аят, причем аш-Шафи‘и относил это предписание только к тем, кто намеренно слушал чтение Корана, а не услышал его случайно. Аль-Бухари передал со слов ‘Усмана ибн ‘Аффана, ‘Имрана ибн Хусайна и Салмана аль-Фариси, что земной поклон совершают те, кто намеренно слушал чтение Корана. Аль-Бейхаки и Ибн Абу Шейба передали то же самое от имени Ибн ‘Аббаса.
Последователи ханифитской и шафиитской школ также высказывали разные мнения относительно действий тех, кто прочел или услышал соответствующие аяты во время ходьбы. Некоторые считали, что если человек не имеет возможности совершить земной поклон, то ему достаточно наклонить голову. Другие не разрешали поступать так, поскольку между наклоном головы и земным поклоном большая разница. Аш-Шафи‘и считал, что вместо земного поклона нельзя совершать поясной поклон, поскольку такого предписания нет в сунне. Абу Ханифа разрешал поступать так, считая, что смысл обоих поступков - смирение перед Аллахом. См. «Нейл аль-Аутар», т. 3, с. 97-99.
Совершая земные поклоны при чтении Корана, Посланник, мир ему и благословение Аллаха, читал определенные молитвы. Ахмад, Абу Давуд, ат-Тирмизи и ан-Насаи передали со слов ‘Аиши, что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, читая Коран ночью, совершал земные поклоны и говорил: «Лицом своим припадаю к земле перед Тем, Кто сотворил его, придал ему облик и наделил слухом и зрением посредством Своей силы и мощи». Ат-Тирмизи назвал хадис достоверным. Его же передал, назвав достоверным, Ибн ас-Сакан, но в его версии сообщается, что он повторял эти слова трижды. В версии аль-Хакима также добавлено: «Благословен Аллах, лучший из творцов!»
Следует добавить, что из совокупности хадисов на данную тему нельзя утверждать, что земные поклоны при чтении Корана обязательно совершать, находясь в состоянии ритуального очищения. Посланник, мир ему и благословение Аллаха, читал Коран в присутствии множества мусульман, среди которых могли быть те, чье омовение стало недействительным. Тем не менее, он не приказывал присутствующим совершить омовение заново.
Аль-Бухари передал, что Ибн ‘Умар совершал земные поклоны, когда его омовение уже было недействительным. То же самое передал от его имени Ибн Абу Шейба. Он же сообщил, что мнение Ибн ‘Умара разделяли аш-Ша‘би и Абу ‘Абд ар-Рахман ас-Салми. Большинство ранних мусульман считали, что при совершении земных поклонов обязательно быть в состоянии ритуального очищения. Однако однозначных доводов в пользу этого утверждения нет. То же самое относится к требованиям чистоты, предъявляемым к одежде и тому месту, на которое совершается земной поклон. Что же касается покрытия тех частей тела, которые надлежит скрывать под одеждой, и обращения лицом к кибле по возможности, то, согласно некоторым сообщениям, богословы единодушно считали выполнение этих предписаний необходимым. А лучше всего об этом известно Аллаху. См. «Нейл аль-Аутар», т. 3, с. 100.