12.

Наджас
\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\
список статей в теме :
1.Виды нечистот
2.Мужская смазка
3.Остатки пищи
4.Очищение от слюны собаки, продажа собаки
5.Слюна и шерсть собаки
6.Сомнения о чистоте одежды
7.Считается ли алкоголь наджасом?
8.Чистые объекты и оскверненные
9.ЧТО ТАКОЕ НАДЖАС
10.Является ли кровь наджасом?
11.Является ли моча кошки наджасом?

Комментарии

  • 24 авг 2012 15:07

    5.Слюна и шерсть собаки



    Собака — домашнее животное семейства псовых, родственное волку. Используется человеком для охраны, охоты, езды в упряжке и т. п.

    /1Большой толковый словарь русского языка. Санкт-Петербург: Норинт, 2000, с. 1224./

    Подобное задействование собак с точки зрения Ислама в полной мере допускается.

    /2К примеру, Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) сказал одному из своих сподвижников: «Отправляя обученного пса за дичью (упоминая при этом имя Творца), смотри: если собака убьет дичь (более не трогая ее), то можешь использовать в пищу (добычу), а если собака сама начнет кушать дичь, тогда не тронь, она (собака) предназначила это для себя». См.: Аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари [Открытие Создателем (для человека в понимании нового) через комментарии к своду хадисов аль-Бухари]: В 18 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмия, 2000, т. 2, с. 370, хадис № 175.

    Также см., например: Аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар [Достижение целей]: В 8 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 1995, т. 1, с. 47, хадис № 20; ан-Навави Я. Сахих муслим би шарх ан-навави [Свод хадисов имама Муслима с комментариями имама ан-Навави]: В 10 т., 18 ч. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийа, [б. г.], т. 2, ч. 3, с. 183./

    Проявление чувств сострадания и милосердия к собакам, как и к любому другому творению Всевышнего, мы можем увидеть в назидательном повествовании Пророка Мухаммада (да благословит его Творец и приветствует): «Однажды один человек увидел пса, жующего влажную, сырую землю от жажды (и отсутствия доступного для него источника воды). Мужчина снял туфлю, набрал в нее воды (зачерпнул в нее воды) и дал напиться собаке. Поступок этот настолько высоко был оценен Всевышним, что Господь миров наделил его (по милости Своей) райской обителью в вечности».

    /3См., например: Аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. Т. 2, с. 368, хадис № 173./



    В данном же материале мы постараемся коснуться аспекта, с которым часто приходится сталкиваться в тех регионах и городах, где высока численность как бездомных, так и домашних собак на душу населения, а именно — нечистотность (наджаса) слюны и отдельных частей тела данного животного. Дело в том, что когда, например, собачья слюна соприкасается с телом человека или его одеждой, требуется ее смыть, дабы восстановить наличие ритуальной чистоты (тела иль одежды). Проистекает данное положение из высказывания Посланника Всевышнего: «Если какая-либо собака

    /4С учетом тонкостей грамматики арабского языка, здесь подразумевается именно любая собака. См., например: Аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. Т. 2, с. 367/

    поест из посуды кого-либо из вас, опустив свой язык в содержимое (то, что в посудине), то вымойте это (данную посуду) семь раз, первый

    /5См., например: Аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. Т. 2, с. 366; аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар. Т. 1, с. 48./


  • 24 авг 2012 15:07

    из которых — землей (или вода, смешенная с землей)

    /6В данном случае напрашивается вопрос: возможно ли использовать вместо земли какое-либо из современных моющих средств? По этому поводу большая часть мусульманских богословов сказала о допустимости, особенно, когда человек живет в городских условиях или есть вероятность загрязнения поверхности, например, одежды, использованием земли./

    ».

    /7Хадис от Абу Хурайры и др.; св. х. Ахмада, аль-Бухари, Муслима, ан-Насаи, Ибн Хаббана и др. См., например: Аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. Т. 2, с. 364, хадис № 172; аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар. Т. 1, с. 44, хадис № 16; с. 47, хадис № 19./



    Из данного пророческого повествования мусульманские богословы единодушно заключили, что слюна собаки относится к явным нечистотам (наджаса), которые препятствуют наличию ритуальной чистоты, то есть требуют обязательного очищения. При попадании ее на тело или одежду (посуду и т. п.), человек должен тщательно промыть это место.


    Что касается остальных частей тела собаки (лапы, шерсть), то по этому поводу мнения ученых разошлись. Причина разногласия — отсутствие оговорки об этом в хадисах Пророка (да благословит его Всевышний и приветствует). Богословы-шафииты и те, кто согласился с ними, говорили, что все части тела собаки являются нечистыми (наджаса). Во-первых, собаки чистят свое тело языком (в том числе и «подмываются»), то есть слюна периодически соприкасается с остальными частями тела, делая их нечистыми. А во-вторых, ротовая полость (пасть собаки) отнюдь не самая грязная часть тела данного животного. Отнесение ее текстом хадиса к нечистотам (наджаса) косвенно указывает на нечистотность всего тела собаки.

    /8Подробнее аргументацию богословов-шафиитов см., например: аль-Хатыб аш-Ширбиний Ш. Мугни аль-мухтадж [Обогащающий нуждающегося]: В 6 т. Египет: аль-Мактаба ат-тавфикыйя, [б. г.], т. 1, с. 160, 172./



    Ученые-ханафиты и те, кто согласился с ними в данном вопросе, ограничились текстом хадиса, то есть к каноническим нечистотам отнесли только слюну (язык, полость рта), ну и, конечно же, помет (экскременты).

    /9Подробнее по упомянутым двум мнениям см., например: Аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. Т. 2, с. 365; аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар. Т. 1, с. 45; аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух [Исламское право и его аргументы]: В 11 т. Дамаск: аль-Фикр, 1997, т. 1, с. 305, 306; ас-Сан‘ани М. Субуль ас-салям (таб‘а мухаккака, мухарраджа) [Пути мира (издание перепроверенное, с уточнением достоверности хадисов)]: В 4 т. Бейрут: аль-Фикр, 1998, т. 1, с. 26-29; ан-Навави Я. Сахих муслим би шарх ан-навави. Т. 2, ч. 3, с. 184-186./


  • 24 авг 2012 15:07

    Кстати сказать, даже если следовать более строгому мнению (мнению ученых-шафиитов) в данном вопросе, то сам процесс соприкосновения одежды и шерсти не говорит о том, что одежда теряет ритуальную чистоту и непригодна для совершения очередной обязательной молитвы. О непригодности и канонической загрязненности можно говорить только в том случае, если что-то осталось на одежде или теле по результату соприкосновения шерсти и, например, тела, одежды. Это «что-то», то есть оставшийся след, необходимо соответствующим образом смыть и только.


    Имам ан-Навави, в религиозной практике следовавший шафиитскому мазхабу, в комментариях к своду хадисов имама Муслима дал следующее практическое разъяснение слов ученых шафиитского мазхаба: «Знай же, что у нас (в шафиитском мазхабе) нет разницы между слюной (оговоренной в тексте хадиса), кровью, шерстью, пометом, мочой иль какой-либо другой частью тела собаки. Если любое из перечисленного соприкоснется с чем-то чистым в тот момент, когда одно из них (то, что касается собаки, или предмет, соприкоснувшийся с ней) влажно, мокро (посредством чего нечистотность собаки переходит на данный предмет), тогда для восстановления канонической чистоты потребуется в обязательном порядке промыть это семь раз, один из которых — землей».

    /10См.: Ан-Навави Я. Сахих муслим би шарх ан-навави. Т. 2, ч. 3, с. 185.

    Подробнее по теме см., например: ‘Али Ахмад Мар‘и. Аль-бидая фи фикх ас-сира. Каир: ат-Тыба‘а аль-мухаммадия, 1995, с. 195-213./



    В то же время все богословы единодушны, что случаи, когда та или иная форма попадания нечистот повсеместна, и сложно обезопасить себя от нее (‘умумуль-бальва), относятся к ма‘фуввун ‘анху, то есть канонически допускаются и прощаются. Нечистоты, которые практически не видны или присутствуют на одежде в форме не удаляемых пятен (например, не отстирывающееся пятно крови), не заслуживают внимания и с богословской точки зрения не рассматриваются.


    Щепетильность в таких вопросах излишня и неуместна. Пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) трижды и настоятельно повторил: «Проявляющие излишнюю щепетильность и чрезмерную строгость погибнут»./11Хадис от Ибн Мас‘уда; св. х. Ахмада, Муслима и Абу Дауда. См.: Ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр [Малый сборник]. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 1990, с. 569, хадис № 9594./

    Также Посланник Творца предостерегал: «Бойтесь чрезмерности в вопросах веры, религии! Воистину, [многие] кто был до вас, погибли именно из-за этого».

    /12Хадис от Ибн ‘Аббаса; св. х. Ахмада, ан-Насаи, Ибн Маджа и аль-Хаким. См.: Ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 174, хадис № 2909./


  • 24 авг 2012 15:08

    6.Сомнения о чистоте одежды


    Вопрос: Иногда мне кажется, что на мою одежду могла попасть наджаса, что делать, можно ли молиться в такой одежде или лучше сменить?


    Ответ: Известное правило в фикхе гласит, что основа в одежде мусульманина – чистота, до тех пор пока не появится убежденность что на ней есть наджаса.


    Сказал имам Ибн Абдуль Барр: "Основа в одежде мусульманина, лежи она на земле или будь на его теле – чистота, до тех пор, пока не он не убедится полностью, что там есть наджаса, и если он убедится в этом, то обязательно помыть ее" см. "Ат-Тамхид", 1-265


    Поэтому до тех пор пока вы не убедитесь, что на одежде есть наджаса, не нужно беспокоиться и впадать в пустые волнения.


    Аллах знает лучше.


  • 24 авг 2012 15:08

    7.Считается ли алкоголь наджасом?



    Разногласят ученые в положении чистоты алкоголя на два мнения.


    Первое мнение - что это наджаса. И это мазхаб большинства ученых. Из них четыре имама и выбрал это мнение шейх уль-Ислам Ибн Теймийа. И их довод - слова Аллаха:


    "О те, которые уверовали, воистину опьяняющие напитки (хамр), азартные игры, каменные жертвенники и гадальные стрелы являются скверной из деяний шайтана. Сторонитесь же этого, и может быть вы преуспеете." (Маида, 90)


    В аяте использованно слово "риджс", которое переводится с арабского как мерзость. И они сказали, что это указывает на нечистоту, и посудили о нечистоте опьяняющих напитков с точки зрения того, что это наджаса в прямом смысле.


    Второе мнение - что алкоголь являестя чистым, и об этом сказали Рабиа, Лейс Ибн Саад, аль-Музани и другие из саляфов. И посчитали это мнение более верным Шаукани, ас-Сан'ани, шейх Ахмад Шакир и шейх Альбани, да будет к ним всем милостив Аллах.


    И это мнение видится более верным по следующим причинам.




    1. Поскольку нет в аяте указания на то, что алкоголь наджас. И это с нескольких сторон:


    а) Потому что слово "риджс" из слов, которые несут в себе несколько смыслов. Из них: грязь, запрещенное, мерзость, страдание, проклятие, куфр, зло, грех, наджаса (нечистота) и др.


    б) Потому что мы не находим ни одного слова от кого-либо из саляфов (сподвижников и табиинов), которые бы истолковали ар-риджс в этом аяте как наджас. Но напротив, сказал Ибн Аббас: "Ар-риджс, то есть гнев", и сказал Ибн Зейд: "Ар-риджс, то есть зло". (см. "Тафсир ат-Табари" к данному аяту)


    в) Мы находим, что слово риджс приходит в Книге Аллаха в других аятах помимо этого в трех местах. Ни в одном из них риджс не приходит в значении наджас. И риджс в словах Всевышнего Аллаха: "И также Аллах посылает мучения (риджс) на тех, которые не веруют." (аль-Анам, 125) Здесь его значение - мучения. И в словах Всевышнего Аллаха о сущности мунафиков: "Воистину, они мерзость (риджс), и их пристанище - это Геенна". (Тауба, 95) Подразумевается здесь под риджс мерзость их и их деяний. Однако очевидно, что не можем мы, опираясь на это аят, сказать, что лицемеры являются наджасом, после контакта с которыми нужно делать шариатское очищение. И также в словах Аллаха: "Избегайте же скверны идолов" (Хадж, 30).


    Назвал Всевышний Аллах идолов словом риджс (скверна), потому что они причина наказаний и мучений. И не подразумевается здесь нечистота в физическом смысле (т.е. при физическом контакте с которой необходимо очищаться), и воистину, какое-то дерево или камень, из которого сделан идол, не является наджасой. Поэтому слова Всевышнего Аллаха, которыми аргументируют эти ученые, несут в себе много вариантов, которые можно предположить. А известное шариатское правило гласит: "То, в чем есть различные предположения, то не делается этим доказательство."

  • 24 авг 2012 15:09

    г) Пришел в аяте хамр вместе с гадальными стрелами и азартными играми и слово "риджс" связано со всем этим, и не возможно вынести хукм о нечистоте чего-то одного из этих вещей, не вынеся на другое. И это - ясный довод о том, что значение слова ар-риджс (скверна) здесь не являтся шариатской наджасой. И сами же эти ученые, да будет милостив к ним Аллах, не посудили опираясь на это аят о нечистоте гадальных стрел и прочего. Похожими на этот пример будут слова Аллаха: "Воистину, многобожники - нечистота (наджас)" (Тауба, 28). И пришли четкие достоверные доказательства, указывающие на отсутствие шариатской нечистоты у тел многобожников самих по себе, поскольку ни Пророк (да благославит его Аллах и приветствует) ни сподвижники не очищались после прикосновения к многобожникам. Здесь имеется ввиду их духовная нечистота, а это ширк.


    д) Воистину, запретность алкоголя не влечет за собой его шариатскую нечистоту, и вообще запрет чего-то не влечет за собой автоматически его шариатскую нечистоту, в то время как наоборот, признание чего-то наджасой автоматически вызывает запрет этого. И это известное правило у ученых. Например, по иджма ученых запрет одевания шелка и золота для мужчин не вызывает того, что они являются наджасом.


    2. Из того, чем также можно сделать доказательство на читстоту харма - хадис Анаса в истории, повествующей о запрете хамра. И в ней приходит, что приказал Посланник Аллаха (да благославит его Аллах и приветствует) о том, что хамр стал запрещенным, и сподвижники, у кого был хамр, вылили его, и он тек потоками по Медине ("Сахихи" Бухари 2332 и Муслим 1980). И приходят другие подобные сообщения, где хамр выливался на землю. И если был бы хамр наджасой, то воистину приказал бы Посланник (да благославит его Аллах и приветствует) вылить воду на землю, чтобы ее очистить, как приказал он вылить воду на землю мечети, когда там помочился бедуин, и приказал бы людям остерегаться вылитого.


    3. То, что основа в вещах - чистота. И не возможно уйти с нее иначе, кроме как при наличии достоверного текста, указывающего на загрязненность. И если не имеется такого текста, то все остается на своей основе, а это чистота.



    Поэтому, более обоснованным будет мнение, что алкоголь не является наджасом.


  • 24 авг 2012 15:09

    8.Чистые объекты и оскверненные


    К чистым объектам относятся:


    1. Человек, независимо от того, жив он или мертв, мусульманин он или нет.


    2. Все слои Земли, включая различные полезные ископаемые, как золото, медь, камни, железо и т.п.


    3. Все виды растительности, как деревья, травы и т.п.


    4.Все животные, независимо от того, можно есть их мясо или нет. За исключением свиньи и собаки, о которых нет единодушного мнения ученых.


    5. Сперма людей и животных.


    6. Слюна, волосы, шерсть, кожа животных, независимо от того, как они умерли.


    7. Мясо тех животных, которых убили согласно Шариату и они- разрешенные (халаль).


    8. Насекомые, не обладающие кровью. Только Шафии, да смилуется над ним Аллах, считал по-иному.


    9. Мясо мертвых животных моря. К ним относятся и те, которые могут находиться и на суше, как крокодил, лягушка.


    10. Яд змеи и скорпиона.


    11. Моча и кал животных, которых можно применять в качестве пищи.


    12. Моча грудного ребенка, хотя в этом есть разногласия.


    Осквернение, которое прощается:


    1. Следы осквернения, т.е. когда на одежде, которую постирали , остаются определенные трудноудаляемые пятна.


    2. Кровь, если она не пульсирует, как , напр., во время резания животного. Также исключением является кровь менструаций.


    3. Слюна осла и мула, а также их пот.


    4. Различная дорожная и уличная грязь.


    Оскверненные объекты:


    1. 1. Кровь. Имеется в виду только та кровь, которая течет, т.е. вытекает из животного при его резне, а также кровь при менструациях. Есть много хадисов на эту тему. Например, в хадисах от Хасана и Айши. Нет никаких оснований считать кровь человека нечистой (кроме во время менструаций).


    2. Мясо мертвых животных, т.е. такого животного, которое было убито не разрешенным по Шариату способом или умерла своей смертью и т.п. К этому же относится и какой-то отдельный орган, оторванный от живого животного. Такой орган считается мертвым и наджас. Это основано на хадисе приводимом Абу Даудом и ат-Тирмизи со слов ал-Лайси. Исключением из этого правила являются морские животные, мясо которых в любом случае считается чистым и хадис в доказательство этого мы уже приводили выше. Чистыми являются и рога, кожа, шерсть, перья, когти и мех животных, а также насекомые, не имеющие крови. Только аш-Шафии считал последних оскверненными.


    3. Мясо свиньи


    4. Рвота, моча, кал человека. Только мочу грудного ребенка дозволяется просто заливать водой, а не мыть. Доказательство в хадисе со слов Умм Кайс, приводимым аль-Бухари и Муслимом.


    5. Кал и моча тех животных, которых разрешено есть, считается чистыми, в то время, как тех животных, что запрещается,- нет.


    Ученые разошлись во мнении относительно спиртного и спермы: являются ли они чистыми или нет. Самое сильное мнение, что нет, т.к.:


  • 24 авг 2012 15:10

    1. Из спермы появляется человек. Тогда получается, что сам человек нечистый. Также приводится хадис со слов Айши, да будет доволен ею Аллах: « Я скоблила сперму Пророка, когда она высыхала и смывала ее, когда она была влажная». Привели Ад-Даракутни, аль-Баззар и аль-Авана. Сказал ибн Таймия, да смилуется над ним Аллах: « Самое правильное мнение относительно спермы заключается в том, что она является чистой».


    2. То, что спиртное запрещено еще не указывает на его скверну. Многое из того, что запрещено является чистым.


    Разошлись ученые и в вопросе о свинье с собакой.


    У ханбалитов и шафиитов и свинья и собака являются наджас, у ханафитов- только свинья, а у маликитов оба животных считаются чистыми.


    Абдурахман ас-Саади, да смилуется над ним Аллах, сказал: « Алимы указывали на то, что все животные делятся на пять ниже перечисленных разрядов:

    первый: к нему относятся те живые или мертвые животные, тела которых в целом или отдельные их части, а также их экскременты, являются нечистыми. Таковыми считаются собаки и все дикие хищные звери, свиньи и им подобные животные.


    второй: такие животные, которые являются чистыми при жизни и становятся нечистыми после смерти, например, кошки и более мелкие животные, которых не позволяется забивать ни для употребления в пищу, ни для иных целей.


    третий: такие живые существа, которые являются чистыми и при жизни, и после смерти, однако употребление их в пищу непозволительно. К таковым относятся, например, насекомые, в которых нет крови.


    четвертый: такие животные, которые являются чистыми и при жизни, и после закалывания. К их числу относятся животные, употребление в пищу которых дозволено, например, обычные домашние животные и им подобные.


    пятый: то, что является чистым и при жизни, и после смерти и разрешается к употреблению в пищу независимо от того, было это заколото или нет. К этому виду относятся все морские рыбы и животные, а также саранча».


  • 24 авг 2012 15:10

    9.ЧТО ТАКОЕ НАДЖАС


    примечание: это фикх по шафиитскому мазхабу. наиболее сильным мнением является то, что алкоголь не является наджасой.


    Языковое значение слова наджас – что-либо грязное. Шариатское значение – грязь, которая делает молитву недействительной. Это может быть, к примеру, кровь или моча.


    Виды наджаса


    Видов наджаса достаточно много, мы же перечислим наиболее важные из них:


    1. Алкоголь и любая опьяняющая жидкость. Аллах сказал: «Воистину, опьяняющие напитки, азартные игры, каменные жертвенники (или идолы) и гадальные стрелы являются скверной» (Коран, сура "Аль-Маида", аят 90), то есть являются наджасом. Также Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал: «Всё опьяняющее есть хамр, а всякий хамр запретен» (Муслим, 2003, от ибн Умара, да будет доволен им Аллах).


    2. Собака и свинья. Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал: «Очищение посуды, из которой лакала собака, состоит в том, чтобы помыть ее семь раз, причём первый раз это надо сделать при помощи земли» (Муслим, 279), а в риваяте ад-Дурукутни (65/1): «...в одном из семи раз при помощи земли».


    3. Мертвечина. Это любое животное, которое погибло не будучи зарезанным по шариату. Аллах сказал: «И запрещена вам мертвечина» (Коран, сура "Аль-Маида", аят 3), и она запрещена из-за того, что является наджасом.


    Также наджасом является то, что было зарезано для идолов, и то, что было зарезано без упоминания Аллаха. Аллах сказал: «и что было зарезано не ради Аллаха» (Коран, сура "Аль-Маида", 3).


    Исключениями из общего правила о нечистоте мертвечины являются три вещи:


    1) Мертвый человек. Аллах сказал: «Мы почтили сынов Адама»«Свят Аллах, воистину мусульманин не является наджасом». Ибн Аббас сказал: «Мусульманин не является наджасом, будь он живой или мертвый» (Коран, сура "Аль-Исра",  аят 70). Из почтения Аллаха вытекает, что человек является чистым, живой он или мертвый. Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал:  (аль-Бухари, таълик, в разделе "Джанаиз", глава "купание и омовение мертвого".


    2,3) Рыба и саранча. Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Вам дозволены два вида мертвечины и два вида крови: из мертвечины – рыба и саранча, а из крови – печень и селезенка» (Ибн Маджа).


    4. Кровь, к которой также относится и гной. Аллах сказал: «...пролитую кровь и мясо свиньи, которые является скверной» (Коран, сура "Аль-Анъам", аят 145). Исключением из этого, согласно упомянутому выше хадису, являются печень и селезенка.


    5. Моча и кал человека и животных. Аль-Бухари (217) и Муслим (284) приводят, что бедуин помочился в мечети, на что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Налейте туда кувшин воды». Веление Пророка налить воду указывает на то, что моча является наджасом.


    6. Часть животного, отделившаяся от него при его жизни.«Отрезанное от животного является мертвечиной» (привел аль-Хаким и признал достоверным). Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал:


  • 24 авг 2012 15:10

    Исключением из этого являются перья и шерсть съедобных животных. Аллах сказал: «Он даровал вам утварь и всякие предметы из шерсти, пуха и волоса, чтобы вы пользовались ими до определенного времени» (сура ан-Нахль, 80)


    7. Молоко несъедобных животных, таких как осел и т.п. поскольку его молоко подобно его мясу, которое является наджасом.


    Сущностный и предполагаемый наджас.


    Сущностный наджас, это такой вид наджаса, который можно видеть, или же который имеет запах или цвет, как например кал, моча или кровь.


    Предполагаемый наджас – наджас, который высох и не оставил видимых следов, цвета или запаха. Как, например, моча, попавшая на одежду, затем высохшая не оставив никакого следа.






    Сильный, легкий и средний категории наджаса.


    К сильному наджасу относится собака и свинья. Доказательством этого является то, что для очищения от нее недостаточно однократного мытья, как для других видов наджаса, а необходимо мыть ее семь раз, один из которых землей, как это упоминалось в вышеприведенном хадисе «лакание собаки» и свинья аналогична собаке, поскольку она хуже нее.


    Легкий наджас. Моча мальчика, который не ел ничего кроме молока, и достиг возраста двух лет. Доказательством этого является то, что для очищения от нее достаточно просто побрызгать это место так, чтобы брызги попали на все испачканное место и при этом не требуется протекания воды.


    Аль-Бухари (2021), Муслим (287) и другие привели от Умму Кайс бинт Михсан, да будет доволен ею Аллах: Она пришла со своим маленьким мальчиком, который не ел пищу, к Посланнику Аллаха, мир ему и благословение Аллаха. Мальчик пописал на одежду Пророка, после чего Пророк велел принести воду, побрызгал одежду и не помыл ее».





    Средний наджас. Это наджас, не относящийся к одной из предыдущих категорий. К нему относится моча человека, навоз животных, кровь. Он назван средним, поскольку не очищается брызганием воды, но, в то же время, не обязательно семикратное промывание, а достаточно промыть один раз.


    Аль-Бухари (214) приводит от Анаса, да будет доволен им Аллах: «Когда пророк, да благословит его Аллах и приветствует, выходил (из дома) по нужде, я приносил ему воду, которую он использовал для подмывания».


    Также аль-Бухари (176) и Муслим (303) приводят от Али, да будет доволен им Аллах «У меня часто выделялась жидкость (мазью), и (однажды) я велел аль-Микдаду спросить (об этом) Пророка, да благословит его Аллах и приветствует. (Аль-Микдад) задал ему этот вопрос, и (Пророк, да благословит его Аллах и приветствует,) сказал: “(В этом случае следует) совершить омовение /вуду/”». У Муслима же: «Следует помыть свой член и сделать омовение».


    Аль-Бухари (155) привел от Абдуллаха ибн Масуда, да будет доволен им Аллах: «(Однажды) Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, вышедший (из дома) для того, чтобы удовлетворить большую нужду, велел мне принести ему три камня. Я нашёл два и стал искать третий, но найти его мне не удалось.


  • 24 авг 2012 15:10

    Тогда я подобрал кусок сухого навоза, который и принёс ему, а он взял эти два камня, отбросил навоз (в сторону) и сказал: “Это — наджас”».


    Эти хадисы указывают на нечистоту упомянутых веществ, а к неупомянутым вещам применяется аналогия с упомянутыми.





    Способ очищения от наджаса


    Очищение от тяжелого наджаса, к которому относится наджас свиньи и собаки. Он очищается, мытьем его семь раз, один из которых смесью с землей, вне зависимости от того является ли это наджас-айний (явный) или сущностный (теоретический) (хукмий), будь он на одежде, теле или месте, доказательством чего служит вышеприведенный хадис «лакания собаки».


    Очищение от легкого наджаса, то есть мочи ребенка, который не ел ничего кроме молока. Этот наджас очищается обрызгиванием водой, так чтобы брызги полностью покрыли его, вне зависимости наджас сущностный или стал теоретическим (хукмий), будь он на теле, одежде или месте.


    Очищение от среднего наджаса. Это наджас за исключением, собаки, свиньи и мальчика не евшего ничего кроме молока. Он очищается протеканием по нему воды так, чтобы она смыла его следы, убрав вещество наджаса, а также его признаки: вкус, цвет и запах. И это вне зависимости является ли наджас сущностным или теоретическим (хукмий). Однако, если остался трудносмываемый цвет от наджаса, как например от крови, то это допускается.


    Фикх аль-манхаджи


  • 24 авг 2012 15:11

    10.Является ли кровь наджасом?


    Вопрос: Является ли кровь человека наджасом? Слышал разные мнения по этому поводу


    Ответ: Хвала Аллаху, Господу Миров, мир и благословение Посланнику Аллаха, а затем:


    Мнение о том, что большое количество крови человека является наджасом, единогласное мнение всех саляфов и ученых мусульман, крове некоторых поздних алимов ошибшихся в иджтихаде, и не разрешено введение нового мнения, которого не существовало среди саляфов, даже если кто-то видит что-то, что может показаться доводом для этого. И передало иджма о нечистоте крови огромное количество ученых, среди них и те, кто крайне строго относился к иджма и не говорил о единогласном мнении, кроме как убедившись максимально, что оно имеется ввиду, как имам Ахмад и имам Ибн Хазм.


    Спросили имама Ахмада ибн Ханбаля: «Кровь и гной у тебя в одинаковом положении?» Он ответил: «Что касается крови, то люди не разногласят в ней! Что касается гноя, то по поводу этого есть разногласие» см. «Шарх аль-Умда», 1-105, «Игасату аль-ляхфан», 1-240, и др.


    Сказал имам Ибн Хазм: «Согласились все ученые на том, что большое количество крови — какая бы это ни была кровь, кроме крови рыбы, и того чья кровь не  вытекает — наджас» см. «Маратиб аль-иджма», 19


    Сказал имам Ибн Абдуль Барр:: «И кровь — если она пролитая — наджас. И смысл того, что она пролитая — это то, что она течет во множестве. И нет разногласий, что пролитая кровь — мерзость и наджас, и в том, что чуть-чуть крови, которая не является бегущей, пролитой, прощено это» см. «Аль-истизкар», 1-331


    Сказал имам аль-Куртуби: «Согласились все ученые на том, что кровь — наджас и харам» см. «Ат-Тафсир», 2-222


    Сказал хафиз Ибн Хаджар аль-Аскалани: «Кровь — нечистота, по единогласному мнению» см. «Фатх аль бари», 1-352


    Сказал хафиз Ибн Араби аль-Малики: «Согласились все ученые, что кровь — наджас и харам, нельзя употреблять ее в пищу и продавать» см. «Ахкам аль-Куран», 1-95


    Сказал имам Ан-Навави: «Кровь наджас, и это по иджма всех мусульман» см. «Шарх сахих Муслим», 3-200


    Сказал имам Бадруддин аль-Айни: «Кровь наджас, и это по иджма мусульман» см. Шарх Аби Дауд, 2-187


    Сказал имам аль-Кашмири: «Кровь является нечистой, по единогласию» см. "Файдуль бари", 1-412


    И привели или процитировали это единогласное мнение огромное количнство ученых, которых просто не хватит места, чтобы перечислить, и не сказал что кровь в большом количестве является чистой, никто до имама Аш-Шаукани в 12 веке хиджры, и тех ученых кто последовал за ним в этом вопросе.


    И передано слово о нечистоте крови от большого числа сподвижников и табиинов, и не передано ни от кого из них слова о чистоте крови. И не разрешено вводить какое-то новое мнение в религии в вопросе, который существовал во времена саляфов, и в то же время они не высказывали этого мнения.


  • 24 авг 2012 15:11

    И не высказали его сотни великих ученых, последовавших по их пути, в том числе великие мухаддисы, от которых не скрылись все те риваяты, которыми аргументирует противоположная сторона, однако они не поняли их так, как поняли их имам Аш-Шаукани и последовавшие за ним ученые.


    И сказал в свое время имам Ахмад великие слова, сказав Хусейну ибн Мансуру: «Кто из ученых когда-то говорил: «Я верующий» (без оговорки)?. Тот ответил: «Не знаю ни от кого кому бы я доверял». Имам Ахмад сказал: «Не говори ничего, чего не говорил никто из ученых до нас!» см. «Ас-Сунна» Аль-Халляль, 965


    И нет в этом вопросе у оппонентов ни одного ученого до них, кто сказал бы так, как говорят они. А то, что они приводят из асаров — не указывает прямо на нечистоту крови, а это лишь понимание оппонирующей стороны, которое противоречит пониманию саляфов, и для опровержения хватит того, что эти асары были у сподвижников и табиинов и великих имамов хадиса и фикха и никто из них не понял эти асары подобным образом, а их понимание было правильнее, больше и лучше. И все эти асары истолковываются и совмещаются с доказательствами ученых так, что нет никакого противоречия между ними.


    И если скажет говорящий: а в чем разница между малым и большим количеством крови, ведь такого нет ни в каком другом виде нечистот?


    То ответ будет: тем, что в аяте, который является доводом на запрет: «Скажи: «Из того, что дано мне в откровение, я нахожу запрещенным употреблять в пищу только мертвечину, пролитую кровь и мясо свиньи. Воистину, это является скверной" (аль-Анам, 145)


    Крови, которая является нечистой, придано описание пролитой, и не будет пролитым в языке то, кроме как то чего пролито существенное количество.


    Сказал имам Ибн Абдуль Барр: «И смысл того, что она пролитая — это то, что она течет во множестве» см. «Аль-Истизкар», 1-331


    И истолковали это слово так все ученые и согласились на этом, и недозволено вводить новое мнение в том вопросе, где саляфы были единогласны.


    А Аллах знает лучше.


  • 24 авг 2012 15:11

    11.Является ли моча кошки наджасом?


    Вопрос: Является ли моча кошки наджасом?



    Ответ: Хвала Аллаху.


    Моча кошки и ее кал являются наджасом, согласено распространенному мнению ученых мазхабов.


    Пришло в Кувейтской Энциклопедии по фикху:


    ج - بَوْل الْهِرَّةِ وَخُرْؤُهَا :

    4 - نَصَّ الْحَنَفِيَّةُ عَلَى أَنَّ بَوْل الْهِرَّةِ وَخُرْءَهَا نَجِسٌ فِي أَظْهَرِ الرِّوَايَاتِ يُفْسِدُ الْمَاءَ وَالثَّوْبَ ..

    وَفِي الْخُلاَصَةِ : إِذَا بَالَتِ الْهِرَّةُ فِي الإِْنَاءِ ،

    أَوْ عَلَى الثَّوْبِ تَنَجَّسَ .

    وَيَرَى الْمَالِكِيَّةُ نَجَاسَةَ بَوْل الْهِرَّةِ ، وَعُمُومُ قَوْل الشَّافِعِيَّةِ فِي نَجَاسَةِ جَمِيعِ الأْبْوَال يَقْضِي بِنَجَاسَتِهِ) .


    "Моча кошки и ее кал.


    Сказали прямым текстом ханафиты о том, что моча кошки и ее кал являются наджасом в более явном риваяте, и делают негодной (для омовения и молитвы) воду и одежду.


    И пришло в "аль-Хуляса": "Если помочится кошка в посуду, или на костюм, он загрязнится наджасой"


    И считают маликиты мочу кошки наджасой.


    И общность слова шафиитов о наджасе всех видов мочи несет в себе хукм о наджасе мочи кошки"


    Источник: "Кувейтская энциклопедия фикха", 42-266


    И это в отличие от ее слюны, которая является чистой по иджма факихов, которое передал имам Мухаммад Ибн Наср аль-Марвази, см. "Ат-Тамхид", первый том.


    Аллах знает лучше

  • 24 авг 2012 15:11

    список статей в теме:

    1.Виды нечистот

    2.Мужская смазка

    3.Остатки пищи

    4.Очищение от слюны собаки, продажа собаки

    5.Слюна и шерсть собаки

    6.Сомнения о чистоте одежды

    7.Считается ли алкоголь наджасом?

    8.Чистые объекты и оскверненные

    9.ЧТО ТАКОЕ НАДЖАС

    10.Является ли кровь наджасом?

    11.Является ли моча кошки наджасом?