Ваш семейный психолог Румия Калинина об опасном поведении ребенка

Нередко родители спрашивают, почему маленький ребенок рискует и совершает опасные поступки: залезает наверх, а потом не может слезть, засовывает руки в узкие места и т.д. Давайте вместе разбираться.
Начну немного издалека. Ребенок рождается с определенным набором инстинктов («автоматических» форм поведения), которые, с одной стороны, позволяют ему выжить, с другой – развиваться и совершенствоваться с эволюционной точки зрения.
Если оставить за скобками инстинкты, связанные с удовлетворением физиологических потребностей (еда, сон и пр.), то можно выделить инстинкт самосохранения (страх) и инстинкт познания (интерес). При этом это два инстинкта-конкурента, т.е. они никогда не разворачиваются одновременно.
Исследования показывают (не сомневаюсь, что и в жизни вы это неоднократно наблюдали), что, если ребенок переживает страх, у него активизирован инстинкт самосохранения, его невозможно «отвлечь», чем-то заинтересовать, пока он не почувствует себя в безопасности. И только в состоянии безопасности (как внутреннего состояния ребенка, а не с точки зрения кого-то другого!) ребенок начинает проявлять интерес к окружающим стимулам – игрушкам, предметам, животным и пр. И как только он заинтересовался чем-то, именно тогда он «забыл» про все возможные опасности: побежал за улетающим листиком, полез на стол за блестящим предметом, протянул руку к спящему животному.
При чем яркость выраженности каждого из этих инстинктов у детей разная. Обычно дети с сильной нервной системой менее чувствительны к опасности и более любопытны. И даже упав с высоты и недолго поплакав, тут же пытаются покорить не поддавшуюся вершину. А дети со слабой нервной системой более чувствительны, более осторожны, и их первая реакция на что-то новое, незнакомое, будет, скорее страх, чем любопытство.
Таким образом, если ваш ребенок «вечно куда-то лезет» – это замечательно! Он познает окружающий мир, он экспериментирует… и да, в этот момент он «забывает» о безопасности. И уже задача взрослого контролировать ситуацию, чтобы ребенок не причинил себе вред, учить ребенка оценивать опасность ситуации, предлагать альтернативные способы познания окружающего.
Приведу пример. Ребенку интересен огонь. Он хочет его потрогать и тянет руку. Взрослый останавливает руку ребенка, и чтобы показать его опасность, и, при этом, позволить ребенку изучить его, предлагает подержать руку на расстоянии от огня, почувствовать его тепло, позволяет медленно приближать руку к огню, ощущая повышение температуры, пока ребенок сам не прекратит движение руки к огню из-за жара, или не отдернет руку.
Если Вы испытываете трудности в понимании поведения ребенка, приходите, обсудим. Запись на консультацию по телефону +7(911) 362-21-77
#ВашСемейныйПсихолог #психологРумияКалинина #воспитание #консультацияпсихологавПскове #ребенок #опасноеповедение #безопасностьребенка

Комментарии

Комментариев нет.