Реконструирование имени Ваагн

Ваагн состоит из составных ключевых компонентов, корневых слов (“Ва – агн”/“Va - ha - agn”). Վահէ (Vahē) сингулярный родительский/singular genitive - Վահեայ/Vaheaj/Ваэай) from Old Armenian. Eго Творцом является Vahe/Ваге/Ваэ, поэтому соответственно эта часть находится в начале имени. Вторая часть имени “эгн/Էգն/egn” или “агн/ագն/agn” олицетворяет “восход солнца, рассвет, пробуждение, воскрешение”. Ваагн как первочеловек, сын Творца, сотворен, крещен (благословлен) Творцом для действия (мужественному и храброму Ваагну даны космические силы и “оружие” – гром и молния, огонь и пламя, “его глаза с бровями как два солнце с луной”) для того, чтобы “освободить свет, солнце, ”вновь зажечь, оживить” его, поднять на твердь небесную, чтоб оно давало много сил, энергии, огня и яркого света, столь необходимые для жизни (“շատ արեւ”, букв. много Солнца, “шат арев”), чтобы водами наполнялись реки, моря и озера, чтобы они и дожди орошали землю), чтобы исчезли силы зла и тьмы, хаоса и их представители - драконы/змеи), чтобы проросло Древо жизни и дало плоды, чтобы в домашних очагах не гасло пламя и из крыш выходил дым и т.д. Ваагн должен был управлять днем, большим светилом (Солнцем), а Астхик должна была управлять ночью и звездами, меньшим светилом (Луной) чтобы “отделять свет от тьмы”.
У хеттов были представления в том, что “солнце восходит из восточного моря”, то есть из озера Ван (В. Иванов). Они имели армянские параллели в мифе о солнце, в котором рассказывается о восходе солнца. В армянской мифологической традиции солнце (Арев) восходит из озера Ван в водах которого находится опочивальня Арев. Покровителем города Тушпа - Ван (столицы Урарту) является не верховное урартское божество (Халди), а божество солнца Шивини, третье по важности из урартского пантеона Город Ван находится на восточном берегу озера Ван. Супруга Шивини (Тушпуеа) по мнению Б. Пиотровского также является богиней солнца, возможно богиней зари (Амаякян А.). Солнце встает (восходит) из-за гор, которые согласно Библии находятся на востоке. Под “Солнцем” следует понимать не столько планету, сколько управление днем, синтез идей и действий – пробуждение, восход, рассвет, сияние, воскрешение, возрождение жизни, а под “Луной” – управление ночью и звездами. Полный замкнутый цикл управления невозможно представить без союза (связи и единства) процессов управления и днем, и ночью, в течение полных 24 часов.
В протоармянском яфетическом языке ”одним из слов, выражающих значение "сын", является и man "ман" или wan "ван", которое в своем племенном языке служит, с одной стороны, для образования множественного числа, например, энтонимов - Гард-ман-ек, Аг-ван (Al-van) и т.д., а с другой стороны, с помощью той же частицы ван в первичном склонении образовывался родительный падеж. И пережитками этого доисторического явления предстают в современном армянском такие формы родительного падежа, как tar-wan "тар-ван" - года, "дзмер-ван" - зимы, arawot-wan "аравотван" - утра и др”(Н. Марр). Подобную конструкцию наблюдаем и в русском языке: “основан”, “формирован”, “образован”, ”именован”, ”исследован”, закован”, “цивилизован” и т.д.
В этой лингвистической и когнитивной связи образуется единый структурообразующий, системный, иерархизированный комплекс архаичных, ключевых слогов, слов и понятий: Ваэ - Ваге (всея, Творец) – Ваагн (сын Творца, первочеловек) – Ван (озера, созданное Ваагном либо воды освобожденные) - Ван (город, поселение, аван, построенный Ваагном) и, наконец, Ван (как “сын” – Ваагн, вершина творения - предка армян, созданного для управления людьми). Ни в одном известном языке из индоевропейской группы нам не удалось обнаружить подобную звуко-лингво-когнитивную, изобразительную и количественную иерархию (сын сына сына всея) или сын того, кто управляет днем и сын той, кто управляет ночью и звездами (сын Отца и Матери, единство и сущность троицы).
Двуглавые вершины Масис и Сис вулканических гор Араратских имеют по парные связи (“Ар – Ар – ара - арара – ат”), что букв. переводятся как два “огня, очага, земных аналогов солнца”. Извержение вулканов древними художниками изображалось в наскальных рисунках в виде небесных и земных драконов и змей. В мотиве миротворения весь мир, твердь небесная (“еркин”) и земля (“еркир”), и горы были в “родах” (“еркнэр”).
И здесь мы вновь должны обратиться к тонким лингвистическим и эпистемологическим наблюдениям Н. Марра. “Так, например, благодаря ряду пережитков мы видим, что понятия "голова", "гора", "вершина" и "небо" выражались одним и тем же словом, и в те же древнейшие времена и "небо", и "голову" представляли точно так же, как и "гору" - островерхими, в виде двух сходящихся сторон на общем основании, то есть в виде треугольника. И действительно, слово, обозначающее все эти понятия, стало выражать и понятие "три". Однако если в большинстве яфетических языков для числа "три" использовалось слово "sam" и различные его племенные варианты, то в армянском и баскском для понятий "гора", "голова" и "небо" применялось другое яфетическое слово ter/her, из которых возникает множественное число в баскском heru(r') и множественное число в армянском er-eq или ir-eq, в единственном (и her/hir). Я хорошо знаю, что армянское "ерек" - три, производит от индоевропейского или латинского tre. Однако числительные созданы не индоевропейцами - они получили их от яфетидов в качестве готовых культурных условных понятий и слов” (Н. Марр, 1925).
Таким образом, понятия her/hair/Отец, mer/mair/Мать и hair/hai (а также “ай” первая буква армянского алфавита) обьясняют генетику и эволюцию образования слова ”hai” (самоназвания армян). Это слово выражает идею творения “сына отца” (армянин – сын отца, “айр мер” - Отец наш или “Тира майр” - Богородица). А если Отцом - предком армян является Ваагн, то и соответственно его сын или ман, или ван (сын Отца и Матери) объективно и закономерно получает наименование армянина/армен (hai). Также как и армянское имя Ваган (букв. щит) является синтезом, результирующим творением – сыном, “огнем” от Вана и Ана (“ага” букв. означает правитель, управленец, хранитель огня, очага). Почитание Отца у армян исходит из ранних, доисторических традиций, патриархата, из времен, когда господствовала цельная идеология синтеза идеализма (от слова идея, логос), материализма (от слова материя – “ма тер”, букв. “мать владыка” или “майр тер”) и главное патернализма (от слова патер – “па тер”, букв. “отец владыка”, ср. с “тер-тер” – священник и с “тре” или с цифрой три – 3 и с трезубцем). Из яфетического, древнеармянского пласта словосочетание “па тер” и “ма тер” или “тер айр” и “тиа майр” трансформируются в общеиндоевропейские father and mother.
Пережитки древнеармянского языка, классического языка грабар (“гра бар” букв. письменное слово, ср. с “бар бар”) дают нам возможность восстановить некий виртуальный язык, который является типом более древнего, более первичного языка, нежели даже языки самых ранних яфетических либо протоиндоевропейских племен (Марр Н., Погосян Г., Ваганян Г., Ваганян В., 1993-2006).
Н. Марр подчеркивает, что ”если слова, обозначающие "слеза", оказываются сложными и значат "вода, текущая из глаз", то это уже само по себе свидетельствует о том, что некогда и яфетические языки находились на том же уровне развития, что и языки туземцев Америки, и никак иначе. О том же говорит и обозначение "луны" и "солнца" с помощью слов, которые, согласно яфетологии, обозначали "глаз" (Н. Марр). В армянском языке Арегак (”ар-ег-ак”, букв. “солнце”, “рассвет” и “диск” либо колесо) – солнце (ср. с “арегакунк” и “ачкунк” с глазами героя из песни о рождении Ваагна).
С поздепалеотических времен, задолго до появления мотивов о рождении Ваагна обрели права гражданства такие исконно армянские слова как erkin ("еркин") - небо и erkir ("еркир") - земля, как два различных компонентов природы, но родственных по логике происхождения слова erkat ("еркат" – молоко земли – букв. “железо”, которое после извержения вулкана и схода лавы, вытекало из глубин бездны на поверхность земли, ассоциируемое в мышлении древних наблюдателей с молоком груди женщины, матери - горы), в те времена, понимаемые и воспринимаемые как "твердь верхняя" (небо) и "твердь нижняя" (земля)” (см. текст Библии, Марр Н., Ваганян Г., Ваганян В.). Достаточно сравнить их с текстом песни о рождении Ваагна, как многое станет ясным. Небеса (“еркин”) и Земля (“еркир”) были в муках родин. Море багряное было в страданье родин (“еркнер”). Из воды возник (“еркн”) алый тростник (“Երկնէր երկին, երկնէր երկիր, Երկնէր և ծովն ծիրանի. Երկն ի ծովուն ունէր”…), а также “А очи и брови - словно два солнышка” (“Եւ աչքունքն էին արեգակունք”).
Эти факты свидетельствует об очень раннем происхождении мифологических мотивов, в которых имплементированы проявления воли, идеи, действия, звуки, слова и понятия, рожденные в еще более ранний период (когда ранние охотники эпохи палеолита в Араратских горах были свидетелями катастрофических извержений вулканов, ср. с соответствующими изображениями наскальных рисунков Араратских гор).
В песне о рождении Ваагна используется и другое архаичное, исконно армянское слово “цирани” (“ծիրանի”, в переводах – багряное, “багрянец” или “пурпурное”). Слово "цир" по мнению Н. Марра армяне давно уже не используют - это собственное диалектно-племенное "цир" в смысле "небо". Армянский и баскский имеют между собой не только тесное родство в части яфетического материала, но и сохранили большой ряд оставшихся в неприкосновенности слов, таких, как "камень" - qar: har-i>kar-i, "овес" - gari: gari (troment), "душа" - fogi: ays-e ("aize"), в значении искры, молнии “кайц”, “кайцаки” - e-kayz ("e-kaitz"), (tempete), (orage), бедро, бедра – “аздр” и т.д. и т.п. (Н. Марр). Айц (“козел”), кайц (“искра, молния”) и т.д. и т.п. имеют один и тот же первоисточник – слово ай (“hai”), букв. армянин. Авторы убеждены, что приручение диких козлов, получение искры (аналога молнии, ср. с громовержцем Ваагном) являются результатом опыта и освоения картины мира наследниками учителя, мастера, букв. “варпета” – Ваагна (ср. со словом “вардапет”), которое обрело бессмертие в художественном языке.
Н. Марр впервые обнаружил связь между этруским Тристаном и армянским Ваагном, высказав мысль, что песня “В муках родин небеса и земля, в муках родин и море пурпурное” - посвящено Тристану-Ваагну, олицетворению солнца. “Река, море, вода, - естественные элементы в мифологической стихии, ибо Тристан, будучи именем бога-тотема этрусков, в обычной речи означает "солнышко", а "исол-д" и "сартеник" являются уменьшительно-ласкательными обозначениями водной стихии. "Тристан и Изольда" - эта чудесная мифология - первоначально посвященный богам сборник гусанских песен - представляла собой картину общественных нравов яфетических или смешавшихся с яфетическими племенами народов” (Н. Марр).
Интересная связь обнаружена авторами при анализе слов Jehovah God и Vahe, а также Vahan, Ованнес (Hovhannes) и Ваагн (Ваганян Г., Ваганян В., 2010). Не менее важная связь обнаружена между понятиями Ван (Van) с ключевым понятием индийской религиозной системы Nirvana (Нирвана, Nirbana), что означает угасание огня, где отчетливо идентифицируется корень ван. Нирвана (или ниббана, переход “ван – бан”) в санскрите букв. означает “угасание, прекращение” или заход солнца, закат), обозначающее состояние освобождение от страданий. В бытовом смысле нирвана - состояние, при котором отсутствуют страдания, страсти; состояние умиротворенности.
В индуизме в буддистком мировоззрении в виде теологического термина используется другое ключевое понятие ”Сваям-бхагаван” (svayam bhagavan – “Сам Бог”, "The Lord" or “Lord Himself”, ср. с арм. ”Багаван” – городом богов), которое воспроизводит, трансформирует и описывает семантику корня общеиндоевропейского значения - слово Ван/Бан. Толкование понятия “bhagavan” основывается на фрагменте из истории о Смбате Багратуни (М. Хоренаци). Баг – Бог означает Творец, единый Бог, а God (на арм. букв Тари – год, возможно связанный с циклом деятельности Творца протяженностью в 12 месяцев).
Свая́м-бхагава́н как богословское понятие в индуизме используется в традициях кришнаизма в монотеистическом контексте для обозначения Кришны как верховной ипостаси Бога и источника всех аватар (ср. с арм. ”ават”, букв. вера, “аветаран” (веротворение или творение души) – евангелие, “тари” – год). Кришна рассматривается как “сваям-бхагаван” и считается изначальным источником, как Вишну, так и всех аватар (Flood, Gavin D. (1996), An Introduction to Hinduism, Cambridge University Press, ISBN 0521438780).
Небеса в английском языке в религиозном представлении означают не физическое небо, а как бесконечное продолжение вселенной над ним (“heaven” in Old Saxon "sky, heaven"). В некоторых религиях Небеса представляются как место для жизни после смерти, речь обычно идёт о бессмертной душе. Небеса описываются, как место для счастья, иногда - для вечного счастья, блаженства. В китайской конфуцианской традиции понятие Heaven (“Tian”, ср. с арм. “тирамайр”) является одним из важнейших концепций (ср. с арм. “теа”, “тер”, “тиезерк” – букв. космос). С небесами имеет связь и сакральное число “семь” (Heaven – Seven – 7, ср. с арм. “ес эм” - я есть, а также “Севан”), с данным числом связаны христианские евангели́сты (греч. εύαγγελιστής - возвещающие хорошую весть) - апостолы, авторы четырёх канонических Евангелий.
В христианстве Рай в религиозном представлении является обителью праведных душ после телесной смерти или конца мира; посмертное место воздаяния праведников и прародина человечества. В переносном смысле - совершенное состояние блаженства. Традиционное местоположение Рая - Небеса, хотя существует представление о Земном Рае (Эдем), которое противопоставляется аду. Согласно армянской когнитивной интерпретации мифологических мотивов душа усопшего человека возвращается к Отцу, на твердь Небес (небесному Творцу, который вдохнул в тело первого человека жизнь, как в Библии), а физическое, материальное тело – к Матери, к Земле. После того, как душа устремляется на небеса, тело человека хоронят в земле, вводя его вновь в материнскую утробу.
В. Ваганян http://www.iatp.am/vahanyan/articles/van/van.htm#4

Комментарии

  • 17 фев 2020 21:25
    Исторический факти в библейский книге (в легенде) Ибрагим и Мовсес отобрали от Шумеров и на этом фоне сочиняли свойи сказки и легенди.Закон космоса нелзя сочинят.космос это свободний сомодержава...
  • 17 фев 2020 21:49
    Для армян змея и драконы никогда не были представителями зла и темных сил. А кто это написал и есть зло.
  • 18 фев 2020 00:52
  • 18 фев 2020 01:35
    Вот прочел и понял что у нас оборвалась и уже давно связь с прошлым ,нет той духовной ценности как раньше. сейчас духовная ценность это деньги .