Комментарии
- 30 окт 2016 07:35Владимир ЕгиазарянСпасибо за историю Армении очень доходчиво.Придет время и вся Западная Армения соединится с Восточной!!!! Да будет ТАК!!!!!!!!!!!!!
- 30 окт 2016 09:58Артак ГСПАСИБО за такое хороши объяснение тем боле что снова вспомнил я книгу РЫНЧПАРИ и его сюжет особенно спасибо о напоминание hраера джохка он мое сами любыми hаедук
Для того чтобы оставить комментарий, войдите или зарегистрируйтесь
АРМЕНИЯ - КОЛЫБЕЛЬ ЦИВИЛИЗАЦИИ
:Ռուզան Արամի
Путешествуя по Армении
Сасун
Хулб и ХианкЗападную часть Сасуна занимает гаварак Хулб, название которого является диалектным вариантом Кохба. Гаварак Хулб располагается в бассейне Кахирда (Ба-Тман, крупнейшая левая составляющая Тигриса) и его левых притоков – Хулба и Пасора. Центр гаварака – поселок Хулб или Пасор, лежащий в нижнем междуречье этих двух рек. Название Кохб-Хулб зафиксировано еще в хеттских и ассирийских клинописях как Улиба, а Пасор – это диалектный вариант Басора, имевшего в ряде древнейших языков, в том числе и армянском, значение поселка, торгового центра. Позже в тюркском искажении Басор превратился в Базар. Любопытно, что Бажар в курдском сохранил близкий к изначальному смысл – городище.
Гаварак Хулб в XIX-XX веках доходил на севере до реки Арацани в той ее части, где расположен поселок Гандзаберд или Гендж. Так как последний был центром отдельного – Генджского гавара, северная часть Хулба зачастую включалась в его состав. Наиболее значимый поселок в северном Хулбе-Гендже – это Артушен на левобережье Арацани, в 7 км северо-западнее Гандзаберда-Генджа. В прошлом он был крупным городом и занимал значительную территорию. К слову, надо попросить прощения у читателей за постоянное употребление двойных и даже тройных названий, но так уж распорядилась наша история – подавляющее большинство армянских топонимов ныне носит чужеродные искаженные имена.
В северной части Хулба расположено несколько значимых сел гаварака. Так, в Апианке (Абдиал) находилась летняя дача Сасунци Давида. Близ крупного поселка Ындзкар, на правобережье Хулба расположен монастырь Ындзкару Сурб Геворг – любимое место паломничества сасунских армян и курдов. Село при монастыре ныне называется Дерик – от армяно-ассирийского Дер, Дейр – пустынь, монастырь, святое место. Этимология топонима Ындзкар, как и рштуникского Ындзакисар, восходит к армянскому «ынца» – дар, приношение, со смыслом «ниспосланный свыше». Народ же связывает название Ындзкар со словосочетанием «анцк кар» (камень со щелью или проходом). Действительно, близ села поднимается одинокая скала с расщелиной, сквозь которую, по народной традиции, должны были пройти женщины, желающие забеременеть. Двор монастыря Сурб Геворг был вымощен мраморными плитами белого цвета. Особенно вспоминают сасунцы замечательную акустику монастыря.
Чуть ниже по течению, на левом берегу Хулба, в 3 км от реки лежит большое село Ахаронк или Хандзи. Здесь в 1864 г. родился знаменитый фидаи Джохк Грайр (Арменак Казарян), похороненный в Ынкузадзоре-Гелиегузане, где в 1904-ом погиб в бою с многократно превосходящими силами турок. В начале XX века в Ахаронке насчитывалось до 90 армянских домов, действовали две церкви – Йот Манук и Сурб Аствацацин, школа с 60-70 учениками, здание которой было построено вардапетом Варданом Акопяном на средства Армянского Объединенного Общества. Ахаронк был одним из самых богатых и процветающих сел Сасуна, большинство домов его были двухэтажными. Среди окрестных гор – вершины со звучными названиями Сатани Кит (Нос дьявола), Арджкарер (Медвежьи камни), Сарбанда Каж (Плоская гора).
Восточнее Хулба, между ним и Талвориком лежит гаварак Хианк, занимающий нижний бассейн реки Андокаджур-Талворик, в междуречье Кахирда и Сасноджура. Топоним произошел от имени центра гаварака – села Эгин или Хегинк, лежащего в 9 км юго-восточнее Ахаронка. В селе имелся монастырь Сурб Егиа Маргаре, очень популярное в свое время в Сасуне место паломничества. Раз в семь лет жители Эгина и окрестных сел ходили в окружающий лес, собирали зазеленевшие ветви деревьев и застилали ими крышу монастыря. Это действо называлось «тамбум» – от слова «тамб», седло (т.е. «оседлать» крышу). Эгин находится на правобережье реки Хианк – притока Талворика, а выше по реке расположено одно из самых значимых сел Хианка и всего Сасуна – Ишханадзор или Ишхндзор. Оно протянулось по ущелью одноименной речки, на противоположных от Талворика склонах гор Схторкар и Спитаксар. Отстоящие довольно далеко друг от друга районы-тахи села называются Миджин тах, Норхан, Галинк, Хрвард и Хзрку артер. В Миджин тахе и Норхане есть церкви Сурб Мамас, Талила и Тух Манук, близ Хзрку артер – часовня Оски тур (Золотой меч). В целом в Ишхндзоре имелось около 90 армянских домов. В том же ущелье находятся села Севит и Ынкузнак. В следующем ущелье к югу лежит село Артхонк или Артконк (ныне Тахнавал), имеющее 7 тахов – по числу основавших село братьев, как гласит предание. С родников Спитаксара беловатым местным камнем выложен канал-ару для снабжения села водой. Еще дальше к югу, на границе Талворика и Псанка, у подножия горы Курканк лежит героическое село Берм, оказавшее в 1895 году длительное сопротивление турецким войскам. В 1914 г. в Берме имелось 150 армянских домов, действовали церкви Сурб Аствацацин и Сурб Геворг – большие купольные сооружения, а также школа. Расположенное неподалеку село Аштер (Хаштер) сохранило в своем названии имя древнейшей богини Астарты (по-армянски Аштар). Из других сел Хианка достойны отдельного упоминания Хрут на правобережье Сасноджура с монастырем Сурб Аствацацин; Сахтун, Шухек и Хндзорак юго-западнее Эгина – многолюдные и оживленные в прошлом села; Мамиконк, Гарнадзор и Гергер на южном левом берегу Кахирда; Тандзи неподалеку от Берма; Пахмтанк или Ба-Мейдан в Тахвудзорском лесу (не путать с селом Тахвдзор гаварака Хут) с церковью Карасун Манук…
На правом берегу нижнего течения Кахирда, между рекой и Тигранакертскими горами лежит гаварак Патканк (Бадыкан). Строго говоря, он не относится к Сасуну, скорее – к Тигранакерту. Однако Патканк часто упоминается вместе с Хулбом, да и географически тяготеет к Сасунской природной стране. В гавараке Патканк главной достопримечательностью являются руины древнейшего города и храма Халди близ Тигранакерта-Силвана, в 8 км к северо-западу от него, среди скалистых и суровых гор, на склонах вершин Арпад и Колосик. Под названием Алтини этот город известен из древнейших клинописей, ну а Халд (Халди) – древнеармянское божество, культ которого особенно был распространен в эпоху Ванского царства и которое дало имя народу халдеев. Гора же Арпад, на южных склонах которой лежал город Халд, – это предвестник месопотамского Арпада.
В окрестностях Халда, среди скал и россыпей кремневидных пород камня, по-армянски называемого кайцкар (камень-искра), есть местечко под названием Колер. Здесь, как повествует эпос Сасна Црер, Сасунци Давид обычно натачивал свой знаменитый Тур-Кайцак – Меч-Молнию. Среди значительных сел Патканка – Дзайнткни у подножия горы Дзайнкар. С армянского названия села и горы переводятся как Грохочущий камень и Подножие грохота (имена связаны с грохотом камнепадов и завыванием ветра). Подобных топонимов в Армении множество, и все они буквально двумя-тремя буквами искажены под тюркское звучание: дзайн (звук) превращается в зейн, зейни – и первоначальный древнейший армянский топоним тюркизирован…Григор Бегларян