Путешествуя по Армении

Сасун
Хулб и ХианкЗападную часть Сасуна занимает гаварак Хулб, название которого является диалектным вариантом Кохба. Гаварак Хулб располагается в бассейне Кахирда (Ба-Тман, крупнейшая левая составляющая Тигриса) и его левых притоков – Хулба и Пасора. Центр гаварака – поселок Хулб или Пасор, лежащий в нижнем междуречье этих двух рек. Название Кохб-Хулб зафиксировано еще в хеттских и ассирийских клинописях как Улиба, а Пасор – это диалектный вариант Басора, имевшего в ряде древнейших языков, в том числе и армянском, значение поселка, торгового центра. Позже в тюркском искажении Басор превратился в Базар. Любопытно, что Бажар в курдском сохранил близкий к изначальному смысл – городище.
Гаварак Хулб в XIX-XX веках доходил на севере до реки Арацани в той ее части, где расположен поселок Гандзаберд или Гендж. Так как последний был центром отдельного – Генджского гавара, северная часть Хулба зачастую включалась в его состав. Наиболее значимый поселок в северном Хулбе-Гендже – это Артушен на левобережье Арацани, в 7 км северо-западнее Гандзаберда-Генджа. В прошлом он был крупным городом и занимал значительную территорию. К слову, надо попросить прощения у читателей за постоянное употребление двойных и даже тройных названий, но так уж распорядилась наша история – подавляющее большинство армянских топонимов ныне носит чужеродные искаженные имена.
В северной части Хулба расположено несколько значимых сел гаварака. Так, в Апианке (Абдиал) находилась летняя дача Сасунци Давида. Близ крупного поселка Ындзкар, на правобережье Хулба расположен монастырь Ындзкару Сурб Геворг – любимое место паломничества сасунских армян и курдов. Село при монастыре ныне называется Дерик – от армяно-ассирийского Дер, Дейр – пустынь, монастырь, святое место. Этимология топонима Ындзкар, как и рштуникского Ындзакисар, восходит к армянскому «ынца» – дар, приношение, со смыслом «ниспосланный свыше». Народ же связывает название Ындзкар со словосочетанием «анцк кар» (камень со щелью или проходом). Действительно, близ села поднимается одинокая скала с расщелиной, сквозь которую, по народной традиции, должны были пройти женщины, желающие забеременеть. Двор монастыря Сурб Геворг был вымощен мраморными плитами белого цвета. Особенно вспоминают сасунцы замечательную акустику монастыря.

Путешествуя по Армении - 839498876448
Мост Пра-Батман
Чуть ниже по течению, на левом берегу Хулба, в 3 км от реки лежит большое село Ахаронк или Хандзи. Здесь в 1864 г. родился знаменитый фидаи Джохк Грайр (Арменак Казарян), похороненный в Ынкузадзоре-Гелиегузане, где в 1904-ом погиб в бою с многократно превосходящими силами турок. В начале XX века в Ахаронке насчитывалось до 90 армянских домов, действовали две церкви – Йот Манук и Сурб Аствацацин, школа с 60-70 учениками, здание которой было построено вардапетом Варданом Акопяном на средства Армянского Объединенного Общества. Ахаронк был одним из самых богатых и процветающих сел Сасуна, большинство домов его были двухэтажными. Среди окрестных гор – вершины со звучными названиями Сатани Кит (Нос дьявола), Арджкарер (Медвежьи камни), Сарбанда Каж (Плоская гора).
Путешествуя по Армении - 839498901024
Гора Маратук
Восточнее Хулба, между ним и Талвориком лежит гаварак Хианк, занимающий нижний бассейн реки Андокаджур-Талворик, в междуречье Кахирда и Сасноджура. Топоним произошел от имени центра гаварака – села Эгин или Хегинк, лежащего в 9 км юго-восточнее Ахаронка. В селе имелся монастырь Сурб Егиа Маргаре, очень популярное в свое время в Сасуне место паломничества. Раз в семь лет жители Эгина и окрестных сел ходили в окружающий лес, собирали зазеленевшие ветви деревьев и застилали ими крышу монастыря. Это действо называлось «тамбум» – от слова «тамб», седло (т.е. «оседлать» крышу). Эгин находится на правобережье реки Хианк – притока Талворика, а выше по реке расположено одно из самых значимых сел Хианка и всего Сасуна – Ишханадзор или Ишхндзор. Оно протянулось по ущелью одноименной речки, на противоположных от Талворика склонах гор Схторкар и Спитаксар. Отстоящие довольно далеко друг от друга районы-тахи села называются Миджин тах, Норхан, Галинк, Хрвард и Хзрку артер. В Миджин тахе и Норхане есть церкви Сурб Мамас, Талила и Тух Манук, близ Хзрку артер – часовня Оски тур (Золотой меч). В целом в Ишхндзоре имелось около 90 армянских домов. В том же ущелье находятся села Севит и Ынкузнак. В следующем ущелье к югу лежит село Артхонк или Артконк (ныне Тахнавал), имеющее 7 тахов – по числу основавших село братьев, как гласит предание. С родников Спитаксара беловатым местным камнем выложен канал-ару для снабжения села водой. Еще дальше к югу, на границе Талворика и Псанка, у подножия горы Курканк лежит героическое село Берм, оказавшее в 1895 году длительное сопротивление турецким войскам. В 1914 г. в Берме имелось 150 армянских домов, действовали церкви Сурб Аствацацин и Сурб Геворг – большие купольные сооружения, а также школа. Расположенное неподалеку село Аштер (Хаштер) сохранило в своем названии имя древнейшей богини Астарты (по-армянски Аштар). Из других сел Хианка достойны отдельного упоминания Хрут на правобережье Сасноджура с монастырем Сурб Аствацацин; Сахтун, Шухек и Хндзорак юго-западнее Эгина – многолюдные и оживленные в прошлом села; Мамиконк, Гарнадзор и Гергер на южном левом берегу Кахирда; Тандзи неподалеку от Берма; Пахмтанк или Ба-Мейдан в Тахвудзорском лесу (не путать с селом Тахвдзор гаварака Хут) с церковью Карасун Манук…
Путешествуя по Армении - 839498954272
На крайнем юге Хулба и Хианка (и всего Сасуна), в двух км ниже слияния рек Кахирд (Ба-Тман) и Сасноджур находится один из самых интересных и значимых древних мостов Армении – Пра-Батман или Малабаде. Пра (пре) в курдском языке означает мост и восходит к древнеармянскому «бра» – доисторический, ископаемый (Браджур – древняя вода, «брацо» – окаменелость и т.д.). «Мала» же, как отмечалось нами, – хеттское «дом у воды». Таким образом, оба названия моста имеют смысл – мост или дом Батман, Баде. Этот топоним восходит к названию древнейшей страны из числа стран Наири – Тман, Тмнис. Приставки Ба, Бит – опять-таки древнейшие обозначения территории, страны, района. Ба-Тман в переводе с древнеармянского и арамейского – Страна Тман. Однако народная этимология придумывает свои аналогии и традиции, зачастую сами насчитывающие сотни лет и нередко остроумные и занятные. Так, название моста Пра-Батман в сасунской традиции связывается с именем некоего мастера Батмана, который при строительстве своего моста пережил всяческие приключения. Как бы то ни было, строительство моста относится, как видно из этимологии его названия, к древним векам. Это капитальное сооружение – жемчужина армянской инженерной мысли и одно из самых крупных в древнем мире. Одноарочный мост имеет около 5 метров высоты над рекой Кахирд, 60 метров длины и ширину, достаточную для разъезда двух автомобилей (мост Пра-Батман действует по сегодняшний день). В опорах моста по обоим берегам сооружены помещения для охраны, имелись армянские надписи. Ну, а самой известной из связанных с Пра-Батманом историй является та, которая в эпосе Сасна Црер повествует о возвращении возмужавшего Давида на родину. Сопровождавшим его двум великанам-пахлеванам Мсра Мелик дал приказ сбросить Давида с моста Пра-Батман в реку. Догадавшись об их намерении, Сасунци Давид поднял обоих за шкирку и подвесил вверх ногами с двух сторон моста.
На правом берегу нижнего течения Кахирда, между рекой и Тигранакертскими горами лежит гаварак Патканк (Бадыкан). Строго говоря, он не относится к Сасуну, скорее – к Тигранакерту. Однако Патканк часто упоминается вместе с Хулбом, да и географически тяготеет к Сасунской природной стране. В гавараке Патканк главной достопримечательностью являются руины древнейшего города и храма Халди близ Тигранакерта-Силвана, в 8 км к северо-западу от него, среди скалистых и суровых гор, на склонах вершин Арпад и Колосик. Под названием Алтини этот город известен из древнейших клинописей, ну а Халд (Халди) – древнеармянское божество, культ которого особенно был распространен в эпоху Ванского царства и которое дало имя народу халдеев. Гора же Арпад, на южных склонах которой лежал город Халд, – это предвестник месопотамского Арпада.
В окрестностях Халда, среди скал и россыпей кремневидных пород камня, по-армянски называемого кайцкар (камень-искра), есть местечко под названием Колер. Здесь, как повествует эпос Сасна Црер, Сасунци Давид обычно натачивал свой знаменитый Тур-Кайцак – Меч-Молнию. Среди значительных сел Патканка – Дзайнткни у подножия горы Дзайнкар. С армянского названия села и горы переводятся как Грохочущий камень и Подножие грохота (имена связаны с грохотом камнепадов и завыванием ветра). Подобных топонимов в Армении множество, и все они буквально двумя-тремя буквами искажены под тюркское звучание: дзайн (звук) превращается в зейн, зейни – и первоначальный древнейший армянский топоним тюркизирован…Григор Бегларян

Комментарии

  • 30 окт 2016 07:35
    Спасибо за историю Армении очень доходчиво.Придет время и вся Западная Армения соединится с Восточной!!!! Да будет ТАК!!!!!!!!!!!!!
  • 30 окт 2016 09:58
    СПАСИБО за такое хороши объяснение тем боле что снова вспомнил я книгу РЫНЧПАРИ и его сюжет особенно спасибо о напоминание hраера джохка он мое сами любыми hаедук