К 119-й ГОДОВЩИНЕ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ ДВАЖДЫ ГЕРОЯ СОВЕТСКОГО СОЮЗА ИВАНА СЕМЁНОВИЧА ПОЛБИНА!

ОСНОВНЫНЕ ФАКТЫ БИОГРАФИИ ИВАНА СЕМЁНОВИЧА ПОЛБИНА.
11 февраля 1905 год – родился Полбин Иван Семёнович.
Согласно метрике, Иван Полбин появился на свет в селе Ртищево-Каменка Сенгилеевского уезда Симбирской губернии. Но это не совсем так. На самом деле Ваня родился в Симбирской тюрьме, куда была помещена его мама Ксения, после того как выразила возмущение беспросветной жизнью сельской бедноты и р угала существующие порядки.
1918 год -поступает работать.
14-летним подростком ушел Иван на заработки на станцию Выры. Там он впервые увидел в газете странный рисунок, оказавшийся, как ему объяснил один из рабочих, аэропланом. С тех пор юношей овладела мечта о полетах.
1922 –1926 гг.- учёба в Карлинской школе Симбирской губернии Сенгилеевского уезда.
Иван Полбин поступает в Карлинскую среднюю школу второй ступени. В самотканой одежде, в лаптях, с холщовой сумкой за плечами ходили деревенские ребята в школу в село Карлинское. В школе Ивана приняли в комсомол. Теперь вся жизнь для Полбина была подчинена одному смыслу: быть там, где нужнее, где от него польза Родине. Самым важным в эти годы была борьба с неграмотностью. И комсомольцы школы решили научить грамоте жителей деревень Сухаревки, Безводовки, Матюнино, Вязовки. Ни разруха, ни скептические взгляды многих односельчан, ни даже откровенные угрозы кулаков и бандитов не могли помешать комсомольцам.
Иван еще школьником заболел авиацией, много читал о самолетах и даже создал в селе Карлинском Общество друзей Воздушного флота. Рассказывал сверстникам о петле Нестерова, о самолете «Илья Муромец», летчике Уточкине, организовал сбор денег на постройку эскадрильи «Наш ответ Чемберлену».
1926 – 1927 - работал избачом в Майне
После окончания школы Полбин по направлению волостного комитета комсомола работает избачом в Майне. Работая избачом, Иван Семёнович перечитал все имеющиеся книги о летательных аппаратах.
1929-1931 гг. – курсант школы пилотов.
В 1929 году Полбин был принят в Вольскую теоретическую школу летчиков.
Из воспоминаний современников:
«Его было не узнать, - пишет об этих днях Михаил Тупицын, школьный товарищ Ивана Полбина, - таким веселым, мне казалось, я его никогда не видел. Помню, как он, сидя на скамейке и устремив взгляд на волжские дали, с некоторым сожалением сказал: «А все-таки, Миша, немножко жаль расставаться с родными краями, с нашей Волгой. И хотя Волга и там, в Вольске, но я уверен, что не такая красивая».
В те годы в подготовке авиаторов существовало два этапа, связанных с обучением в двух разных школах; теоретической и практической.
Полбин стремился все понять, постигнуть, приходилось очень много заниматься. Преподавателям, командирам это нравилось. Товарищи по курсовой роте удивлялись его напористости:
После окончания школы лётчиков он работал инструктором.
1931-1933 гг. - учёба и работа Оренбургской школе военных летчиков.
Иван только и думал о том, как его призовут на военную службу и обязательно пошлют в авиацию. И вот в 1931 году мечта стала явью: он окончил Оренбургскую военную школу летчиков. После выпуска полтора года работал в родной школе летчиком-инструктором
1939 год - участие в боях против японских империалистов на реке
Халхин-Гол.
На Халхин-Голе в жарких боях с японской авиацией довелось Ивану Полбину пройти боевую проверку с эскадрильей бомбардировщиков, которой он командовал. Капитан Полбин совершил 19 боевых вылетов, за боевые заслуги был награжден орденом Ленина.
1941-1945 гг. - Великая Отечественная война.
«Пешка» - так летчики называли пикирующий бомбардировщик «ПЕ-2», разработанный конструктором Владимиром Петляковым. Зимой 1941-1942 годов, уже как следует повоевавший, успевший даже после падения самолета выбраться с экипажем из вражеского тыла, Иван Полбин осваивал с подчиненными новый самолет «ПЕ-2» и буквально влюбился в эту машину. Он сразу понял ее возможности в бомбежке маломерных целей.
Его война могла закончиться еще в августе 1941 года, когда Полбин оказался на волоске от смерти. В одном из воздушных боев самолет Полбина был подбит над вражеской территорией. Майор Красной армии посадил самолет, снял с него пулемет и с этим пулеметом вернулся через фронт к своим!
«Пешка» - так летчики называли пикирующий бомбардировщик «ПЕ-2», разработанный конструктором Владимиром Петляковым. Зимой 1941-1942 годов, уже как следует повоевавший, успевший даже после падения самолета выбраться с экипажем из вражеского тыла, Иван Полбин осваивал с подчиненными новый самолет «ПЕ-2» и буквально влюбился в эту машину. Он сразу понял ее возможности в бомбежке маломерных целей.
В боях Полбин проявил себя не только смелым, но и изобретательным летчиком. Именно он со своими сослуживцами при бомбардировке впервые стал применять пикирование. Это увеличило точность попадания бомб.
23 ноября 1942 год - наградили звездой Героя Советского Союза.
В боях Полбин проявил себя не только смелым, но и изобретательным летчиком. Именно он со своими сослуживцами при бомбардировке впервые стал применять пикирование. Это увеличило точность попадания бомб.
К октябрю 1942 года совершил 107 боевых вылетов в ходе Смоленского оборонительного сражения, битвы за Москву, Сталинградской битвы. Полк под его командованием выполнил свыше 3.000 боевых вылетов. Новатор применения новых боевых приёмов.
Звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда" командиру 150-го скоростного бомбардировочного авиационного полка (Сталинградский фронт) подполковнику Полбину Ивану Семёновичу присвоено Указом Президиума Верховного Совета СССР от 23 ноября 1942 года.
1942 год - изобретение тактического приёма бомбометания Полбинская «вертушка».
Отдав жизнь за Отечество, генерал Полбин оставил после себя уникальную тактику бомбометания с применением пикирующих бомбардировщиков. Последний раз она была использована в 1986 году при ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС.
Летчики-фронтовики хорошо знают знаменитую полбинскую "вертушку". Именно она в годы Великой Отечественной войны была тактическим приемом фронтовых пикирующих бомбардировщиков по узким и малоразмерным целям.
В конце 1942 года Полбина назначили командиром авиационной дивизии, которая выполняла задачи на Сталинградском фронте. Здесь Иван Семёнович разработал эффективный тактический приём группового бомбометания с пикирования, названный лётчиками полбинской «вертушкой». Долетев до объекта, бомбардировщики образовывали замкнутый круг и поочередно, сохраняя между самолетами дистанцию в 500-600 метров, один за другим пикировали на цель под углом до 70 градусов. При этом первый самолет после сбрасывания бомб выходил из пике, второй шел к земле, а третий входил в пикирование. Преимущество такого метода перед другими было в том, что самолёты атаковали цель непрерывно, используя и бомбы, и бортовой огонь.
11 февраля 1945 год - сбит в районе Бреслау.
"Немецкие артиллерийские батареи на подступах к Бреслау (польский Вроцлав) не дают нашей пехоте продвинуться вперед и овладеть городом. Артиллерию нужно подавить. Ведущий – я!" - закончил Полбин изложение боевой задачи и поднял в воздух восемь самолетов. Это был его 157-й вылет. Уже при выходе из пике, когда бомбы точно легли в цель, носовая часть командирского бомбардировщика получила прямое попадание снаряда.
Командир авиакорпуса генерал-лейтенант Иван Полбин не дожил до Победы три месяца. В этот день ему исполнилось сорок лет.
6 апреля 1945 г.— присвоено звании Дважды Героя Советского Союза (посмертно).
Второй медали "Золотая Звезда" командир 6-го гвардейского бомбардировочного авиационного корпуса (1-й Украинский фронт) гвардии генерал-майор авиации Полбин Иван Семёнович удостоен посмертно.
Генерал-майор авиации Иван Семёнович Полбин награждён:
Двумя орденами Ленина (1939, 1942),
Двумя орденами Красного Знамени (1941, 1942),
Орденом Суворова 2-й степени (1944),
Орденом Богдана Хмельницкого 1-й степени (1944),
Орденом Отечественной войны 1-й степени (1943),
Орденом Красной Звезды,
Медалью "За оборону Москвы",
Медалью "За оборону Сталинграда".
Имя И.С. Полбина было присвоено Оренбургскому высшему авиационному училищу лётчиков. Он зачислен навечно в списки Гвардейского бомбардировочного авиационного полка в котором служил. Бюсты установлены на родине Героя-летчика (село ныне носит его имя), в городах Ульяновск и Оренбург.
Его именем названы улицы в Москве, Ульяновске, Вроцлаве.
Карлинская средняя школа и Майнская районная библиотека Ульяновской области носят имя дважды Героя Советского Союза Ивана Семёновича Полбина.

Комментарии

Комментариев нет.