Меджид Магомедов: «Мы учились у старших, учились друг у друга»

Сегодня, 14 марта, отмечает свой 70-летний юбилей заслуженный тренер СССР Меджид Магомедов.
С аксакалом тренерского корпуса республики побеседовал корреспондент wrestdag.ru .
– При том, что Дагестан богат на талантливых тренеров в борьбе, лишь немногие дослужились до звания заслуженного тренера СССР, и вы – в их числе. За что оно вам присвоено?
– Раньше были жесткие критерии присвоения званий, и удостоится их, не имея соответствующих заслуг, было сложно, хотя и тогда с помощью связей и подношений кому-то удавалось решать эти вопросы. Мне присвоили высшее тренерское звание по совокупности подготовки борцов высокого уровня – чемпиона Европы Вахи Евлоева и серебряных призеров чемпионатов мира Османа Эфендиева и Минатулы Даибова. Я сам тоже занимался борьбой у заслуженного тренера СССР, одного из основоположников дагестанской тренерской школы Арминака Карапетяна. Он воспитал многих известных вольников, а самый его знаменитый ученик – первый на Северном Кавказе олимпийский чемпион в борьбе Загалав Абдулбеков. Я учился в одном классе в интернате вместе с Загалавом, вместе мы и тренировались у Арминака Аршаковича.
– А как вы попали к Карапетяну?
– Он сам пришел к нам. Арминак Аршакович работал на «Динамо» и одновременно проводил тренировки в нашем интернате. А знаете, где мы тренировались? В борцовском зале нынешнего Центра олимпийской подготовки. Первоначально зал имел совсем другое назначение, в нём размещалась конюшня махачкалинского погранучилища. Теперь территорию этого училища занимает Дагпедуниверситет.
Я, хоть и прилежно посещал тренировки, но в те годы меня больше привлекали игровые виды спорта. Я был чемпионом Дагестана по волейболу среди юношей, хорошо играл в футбол, меня даже прозвали Месхи в честь блиставшего в ту пору грузинского футболиста. Полностью на борьбу я переключился лишь в студенческие годы, стал ездить на сборы и соревнования, выполнил норматив мастера спорта СССР. Но тренером стал не сразу. Я окончил физико-математический факультет Дагпединститута и по распределению отработал один год по специальности учителем в Цумадинском районе. Оттуда меня забрали в армию. Служил в Грузии, в спортроте Закавказского военного округа. А когда после демобилизации вернулся в Махачкалу, стал работать тренером в «Спартаке». Помог мне трудоустроиться Загалав. Мы с ним пришли к директору спартаковского спортобщества Магомеду Гамзалову. Загалав меня расхваливал, говорил, как я хорошо играю в футбол, вспомнил моё прозвище – Месхи, а когда ушел, Гамзалов меня на полном серьёзе спрашивает: «Как же я тебя, футболиста, возьму на работу тренером по вольной борьбе?».
– Как скоро вы убедили директора, что и в борьбе знаете толк?
– Первого весомого результата я добился спустя шесть лет после начала работы тренером. В 1977 году на проходившем в Махачкале первенстве СССР среди юношей мой ученик Ваха Евлоев занял первое место. В ту пору за столь короткий срок непросто было дать такой результат.
– А когда вы перешли в «Урожай», в последующем переименованном в спортшколу им. Г. Гамидова?
– В 1987 году «Спартак» и «Урожай» вошли в структуру созданного ВДФСО профсоюзов. Председателем этого спортобщества стал наш знаменитый Али Алиев, а меня избрали одним из двух его заместителей. А в 1991 году меня назначили директором спортшколы «Урожай», и эту должность я занимал на протяжении 17 лет. Все эти годы и по сей день я не переставал тренировать.
– Помимо Арминака Карапетяна, кого еще вы можете назвать своими учителями в тренерском деле?
– В первую очередь я бы еще назвал Магомеда Мухтаровича Рамазанова, а также многих других тренеров. Раньше сборная Дагестана круглогодично тренировалась в ШВСМ, и туда приходили приглядеть за своими учениками их наставники. Мы наблюдали, как ведут тренировки корифеи, сами вели занятия, и так в процессе совместной работы учились у старших, учились друг у друга.
– Юрий Шахмурадов как-то сказал, что раньше на утренней зарядке ведущие дагестанские вольники выполняли такой объем работы, который сегодня борцы не выполняют во время тренировок. Согласны?
– Безусловно, тогда нагрузки были несопоставимы с нынешними. Борцы сами себя нагружали, никто их не подгонял. Тогда был особый дух соперничества в сборной, все равнялись на самого трудолюбивого и одержимого и старались не только не уступить ему в выполняемой работе на тренировках, но и превзойти его. Для многих примером и раздражителем был Загалав, который за тренировку менял по несколько насквозь промокших от пота футболок. Такими же фанатиками были Руслан Ашуралиев, Владимир Юмин и другие борцы их поколения.
– А как изменилась борьба с того времени?
– Она оскудела. Раньше арсенал технических приемов у вольников был шире, они демонстрировали разнообразную, зрелищную борьбу. Думаю, пагубно на борьбе сказались частые изменения в правилах.
– Есть еще такое мнение, которое часто приходится слышать от людей вашего поколения, что будто бы раньше добиться результатов в борьбе было сложнее, чем сейчас. Что скажете?
– Согласен. В советское время была сильная конкуренция и в стране и за рубежом. Например, можно привести имена чемпионов мира, которые не могли победить на чемпионате России. А какой сильный был чемпионат СССР! За рубежом тоже хватало мастеровитых борцов. Вспомните, как здорово боролись болгары, и где они сейчас? Спад в борьбе наблюдается и во многих других странах.
– Зато в Дагестане она по-прежнему популярна?
– Более того скажу, что такого массового увлечения вольной борьбой, как в последние годы, не было никогда прежде. Приведу пример зала нашей гамидовской школы, только в один день в нём тренируются в общей сложности около 500 ребят. Конечно, такое количество занимающихся создает определенные трудности, но, в целом, мы должны радоваться, что интерес к вольной борьбе у молодежи только растет.
– Для своих 70 лет вы пребываете в отличной спортивной форме, как вам это удается?
– Я продолжаю работать, причем активно, в день провожу по три тренировки, и за счет этого, наверное, и удается выглядеть моложе своих лет.
От имени большой армии дагестанских болельщиков и сборной команды республики по вольной борьбе желаем Меджиду Мусенифовичу крепкого здоровья, вдохновения, оптимизма и дальнейших успехов на тренерском поприще!

Комментарии